Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
08 июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июня 2011 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти вр.и.о. начальника отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности А.;
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б
член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б.,
рассмотрев дело № 03-18/30 в отношении ООО «Радуга М» по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении на первой полосе Газеты рекламы следующего содержания:
« с 26 февраля по 22 апреля только в «Радуге XL»
ВЫИГРАЙ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Одну из 6 туристических путевок в любую точку планеты*
Сделай покупку на сумму от 1000 руб., получи купон и учувствуй в акции!
*разыгрывается сертификат на сумму 15 000 руб. который можно потратить на поездку в любую страну на выбор…»
в присутствии лиц, участвующих в деле:
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Радуга М» - главного редактора К., действующего на основании доверенности от 24 мая 2011 года, срок действия доверенности на один месяц; юрисконсульта С., действующего на основания доверенности от 24 мая 2011 года, срок действия доверенности на один месяц.
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете «Радужные новости» № 18 (20) от 03 марта 2011 года (далее – Газета), специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, на первой полосе Газеты размещена реклама следующего содержания:
« с 26 февраля по 22 апреля только в «Радуге XL»
ВЫИГРАЙ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Одну из 6 туристических путевок в любую точку планеты*
Сделай покупку на сумму от 1000 руб., получи купон и учувствуй в акции!
*розыгрывается сертификат на сумму 15 000 руб. который можно потратить на поездку в любую страну на выбор…»
Результат мониторинга зафиксирован 17 марта 2011 года.
Определением от 04 мая 2011 года было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона «О рекламе» № 03-18/30 в отношении ООО «Радуга М».
Из письменных объяснений директора ООО «Радуга М» (вх. 2329 № 15.04.2011 г.) следует, что ООО «Радуга М» является организатором акции и издателем газеты «Радужные новости». По мнению ООО «Радуга М» источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения указан в нижней части рекламного модуля. Копия документа «Условия стимулирующего мероприятий «Большое путешествие» размещена на стенде «уголок потребителя» в магазине по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Анциферова, д. 4, также информация об условиях стимулирующего мероприятия озвучивается по телефону редакции газеты.
Представитель ООО «Радуга М» К. на заседании Комиссии Марийского УФАС России, поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении от 15.04.2011 г. (вх. 2329), факт нарушения ООО «Радуга М» законодательства о рекламе не признал.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее. 1.ООО «Радуга М» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.01.2000 ОГРН 111111111111 (свидетельство о постановке на учет юридического лица серия 12 № 000960323, выданное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле). Юридический адрес: ул. Складская, д. 20 «А», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424016.
Согласно Уставу ООО «Радуга М», утвержденному Решением участников ООО «Радуга М» от 01.01.1000 года и выписке из ЕГРЮЛ от 13.05.2011 г. дополнительным видом деятельности Общества является рекламная деятельность, издание газет.
ООО «Радуга М» зарегистрировано в качестве средства массовой информации в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл 29 сентября 2009 году, что подтверждается свидетельством № ПИ № ТУ 12-0040.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на вывеске с элементами рекламы является рекламой: - распространяется посредством размещения в средствах массовой коммуникации – газета; - направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к ООО «Радуга М»); - направлена на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижения на рынке; - адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. 2.В рекламе ООО «Радуга М», размещенной в Газете, не указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемым предложением, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Отсутствие в рекламе существенной части информации: источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением.
Таким образом, рассматриваемая реклама не отвечает требованиям статьи 9 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Антимонопольным органом установлено, что ООО «Радуга М» разместило рассматриваемую рекламу по своей инициативе.
Таким образом, ООО «Радуга М» является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Радуга М» предоставлено не было.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на первой полосе газеты «Радужные новости» № 18 (20) от 03 марта 2011 года, следующего содержания:
« с 26 февраля по 22 апреля только в «Радуге XL»
ВЫИГРАЙ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Одну из 6 туристических путевок в любую точку планеты*
Сделай покупку на сумму от 1000 руб., получи купон и учувствуй в акции!
*разыгрывается сертификат на сумму 15 000 руб., который можно потратить на поездку в любую страну на выбор…», ввиду нарушения требований статьи 9 Закона о рекламе. 2.Выдать ООО «Радуга М» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации. 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.0
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 г. Полный текст решения изготовлен 06 июня 2011 г., что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии