Республика Марий Эл
Решение от 10 марта 2011 года

По признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе

По делу № 03-18/7
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
10 марта 2011 года
    Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2011 года.
    Полный текст решения изготовлен 10 марта 2011 года.
    Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии – заместитель руководителя З
    член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б
    член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б,
    рассмотрев дело № 03-18/7 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) со стороны ФГУП ВГТРК по факту размещения 10 ноября 2010 года в период с 20 час. 30 мин до 20 час. 50 мин. в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» в телепрограмме «Местное время. Вести» репортажа Юлии Гришиной об открытии в городе Йошкар-Оле супермаркета «EUROSPAR», без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы.
    в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл» - юриста, М,
    в присутствии представителя заинтересованного лица ООО «Продукт-сервис» - юриста, Ч.
    В результате проведения мониторинга рекламы размещенной в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1», специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ (далее – Закон о рекламе).
    10 ноября 2010 года в период с 20 час. 30 мин до 20 час. 50 мин. в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» в телепрограмме «Местное время. Вести» имел место репортаж Юлии Г. об открытии в городе Йошкар-Оле супермаркета «EUROSPAR», в котором рассказывается о разнообразии ассортимента супермаркета, с пояснениями председателя совета директоров компании «Спар МИДДЛ Волга» Альберта Г., а также комментариями жителей города Йошкар-Олы, характеризующими супермаркет, как очень комфортный и светлый.
    Результат мониторинга зафиксирован 01 декабря 2010 года.
    Антимонопольным органом установлено и подтверждается материалами дела, что указанный рекламный сюжет размещался в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» 10 ноября 2010 года в период с 20 час. 30 мин. до 20 час. 50 мин., на основании договора заключенного между ООО «Продукт – сервис» и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании в лице Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл» от 03 ноября 2010 года.
    Определением от 01 февраля 2011 года было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» № 03-18/7 в отношении филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл».
    Из письменных объяснений директора Филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл» О. следует, что 10 ноября 2010 года в программе «Вести Марий Эл, выходящий в эфир в 20 час. 30 мин., был показан сюжет об открытии супермаркета «EUROSPAR» в г. Йошкар-Оле, оказывающего услуги по розничной торговле. Размещенный в новостной программе данный сюжет содержит признаки, указанные в статье 3 Закона о рекламе.
    Представитель Филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл» М действующая по доверенности на заседании Комиссии Марийского УФАС России не отрицала факт нарушения законодательства РФ о рекламе, поддержала доводы, изложенные в письменном объяснении от 22 февраля 2011 года (вх.1056).
    Представитель ООО «Продукт-сервис» Ч. на заседании Комиссии Марийского УФАС Росси поддержала доводы, изложенные в письменном объяснении от 21.02.2011 года (вх. № 1178).
    В п. 4.3 договора, заключенного между ООО «Продукт – сервис» и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании в лице Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл» указано, что ФГУП ВГТРК в лице Филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл» самостоятельно несет ответственность за содержание сюжетов по действующему законодательству Российской Федерации.
    Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    Информация об открытии супермаркета «EUROSPAR» в г. Йошкар-Оле, оказывающего услуги по розничной торговле, размещенная в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» 10 ноября 2010 года в период с 20 час. 30 мин. до 20 час. 50 мин. является рекламной, так как адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным потребителям рекламы), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к супермаркету «EUROSPAR» и продукции, продаваемой в данном супермаркете), а также формирует и поддерживает интерес к рекламируемым объектам и продвигает их на рынке.
    Указанный рекламный сюжет об открытии супермаркета «EUROSPAR» направлен на продвижение товаров (продукции реализуемой супермаркетом «EUROSPAR»).
    Таким образом, информация об открытии супермаркета «EUROSPAR» в программе «Вести. Марий Эл» в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» является рекламой.
    Антимонопольным органом установлено, что между ООО «Продукт – сервис» и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании в лице Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл» заключен договор об оказании информационных услуг от 03 ноября 2010 года, согласно которому ФГУП ВГТРК в лице Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл» обязуется выдать в эфир телеканала «Россия 1» в программе «Вести Марий Эл» сюжет, хронометражем 1,5 минуты, о торжественном открытии супермаркета «EUROSPAR» в городе Йошкар-Оле.
    Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    ООО «Продукт-сервис» определил объект рекламирования и содержание рекламы, оплатил услуги по изготовлению и размещению рекламы эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1». Таким образом, ООО «Продукт-сервис» является рекламодателем.
    Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл», получив от ООО «Продукт-сервис» по электронной почте заявку на изготовление и размещение рекламного ролика, изготовило и согласовало его содержание с ООО «Продукт-сервис», разместило рекламный сюжет в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1». Таким образом, Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл», является рекламопроизводителем и рекламораспространителем.
    Согласно части 1 ст. 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
    Рекламная информация об открытии супермаркета «EUROSPAR», в программе «Местное время. Вести» в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» транслировалась без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы.
    Таким образом, реклама Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл» не отвечает требованиям части 1 статьи 14 Закона о рекламе.
    Согласно статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 14 Закона о рекламе несет рекламораспространиетель.
    Актом выполненных работ № 559 от 10 ноября 2010 года подтверждается, что заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг к исполнителю не имеет.
    Таким образом, нарушение требований части 1 статьи 14 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл».
    На основании вышеизложенного Комиссия Марийского УФАС пришла к выводу что, ФГУП ВГТРК несет ответственность за нарушение части 1 статьи 14 Закона о рекламе.
    Антимонопольным органом установлено, что рекламный ролик был размещен в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1», в программе «Вести Марий Эл» только один раз 10 ноября 2010 года, что подтверждается письменными объяснениями директора Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Марий Эл» О.
    Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Марий Эл», размещенная 10 ноября 2010 года в период с 20 час. 30 мин до 20 час. 50 мин. в эфире телевизионного вещательного канала «Россия 1» в телепрограмме «Местное время. Вести» репортажа Юлии Г. об открытии в городе Йошкар-Оле супермаркета «EUROSPAR», в котором рассказывается о разнообразии ассортимента супермаркета, с пояснениями председателя совета директоров компании «Спар МИДДЛ Волга» Альберта Г., а также комментариями жителей города Йошкар-Олы, характеризующими супермаркет, как очень комфортный и светлый, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
    2.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 09 марта 2011 года, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.
    Председатель Комиссии
    Члены Комиссии