Республика Марий Эл

Решение от 03 марта 2011 года

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
03 марта 2011 года
    Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года
    Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
    член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Батухтина Е.Ю.,
    член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Буркова Э.В.
    рассмотрев дело № 03-18/02 по признакам нарушения ООО «Рио» (юридический и почтовый адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, ИНН 1215090341, ОРГН 1031200425926) части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в размещении ООО «Рио» по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25 рекламной вывески медицинского центра, содержащей информацию медицинских услуг, без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,
    в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Рио» - директора ООО «Рио» Б.,
    В ходе проведения 19 октября 2010 года мониторинга рекламы, распространяемой на территории г. Йошкар-Олы специалистами-экспертами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе).
    Справа от входной двери в здание, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, была обнаружена рекламная вывеска медицинского центра ООО «Рио» следующего содержания:
  1.                      Медицинский Центр
    
            ЭНДОКРИНОЛОГ . НЕВРОЛОГ . ГАСТРОЭНТЕРОЛОГ . 
                ОТОЛОРИНГОЛОГ . МЕДИЦИНСКИЙ  МАССАЖ
  2. Результат мониторинга зафиксирован актом по результатам проведения мониторинга от 19 октября 2010 года.
    На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель ООО «Рио» - Бусыгин А.А. нарушение законодательства о рекламе признал, пояснил, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламной информации медицинского центра, размещенной по адресу: ул. Кремлевская, д. 25, г. Йошкар-Ола является ООО «Рио», а рекламопроизводителем является ИП С. Вся документация по производству рекламы уничтожена по истечении срока хранения, предусмотренного законодательством Российской Федерации о рекламе. Помещение, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, на стене которого размещается рекламная вывеска массажного центра, ООО «Рио» арендует на основании договора аренды на нежилое здание от 31 декабря 2010 года, заключенного на срок с 31 декабря 2010 года до 31 декабря 2012 года. С 01 сентября 2009 года в медицинском центре ООО «Рио» не оказываются услуги по медицинскому массажу.
    Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия установила следующие.
    В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; при этом объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; а товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
    Информация ООО «Рио», размещенная на вывеске медицинского центра расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, является рекламной, так как соответствует вышеизложенным критериям рекламной информации: адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным потребителям рекламы), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к медицинскому центру и оказываемым им услугам), а также формирует и поддерживает интерес к рекламируемому объекту и продвигает его на рынке.
    В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.07.1993 N 134 (с изм., внесенными Постановлением Минтруда РФ от 16.07.2003 N 54) "О внесении дополнений в Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих" к требованиям к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, чистку лица гигиеническую, вакуумную и др., наложение питательных, дезинфицирующих масок, проведение отшелушивающих процедур, парафиновые укутывания кистей рук, поправку бровей, окраску бровей и ресниц, завивку ресниц, умение наносить макияжи, относятся знание основ анатомии и физиологии, строения и свойств кожи; правил и способов выполнения работ; устройств и правил эксплуатации применяемого оборудования и инструмента; видов материалов, препаратов, их назначения и норм расхода; правил санитарии и гигиены; правил обслуживания клиентов, а также требуется среднее медицинское образование.
    Таким образом, для осуществления всех вышеперечисленных работ требуется получение лицензии на осуществление медицинской деятельности.
    В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
    В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
    Пунктом 4 части 2 статьи 17 Закона N 128-ФЗ установлено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг, в том числе по такому виду деятельности, как медицинская.
    Исходя из определений, изложенных в отраслевом стандарте «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (ОСТ 91500.01.0005-2001), медицинская деятельность – деятельность, направленная на оказание медицинских услуг.
    Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной, стационарной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
    В соответствии с приложением к названному Положению в Перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности включены работы (услуги) в том числе по косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической), по медицинскому массажу.
    Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской помощи (в том числе доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной, скорой и пр.)
    В п. 3 указанного Порядка предусмотрено, что указанные работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к настоящему Порядку.
    В Приложении к указанному Порядку приведен Перечень, в котором к доврачебной медицинской помощи отнесен медицинский массаж (пункт 1 Перечня), а к амбулаторно-поликлинической помощи отнесена косметология терапевтическая (подпункт "в" п. 2 Перечня).
    Согласно Приказу Минздрава России от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001) под медицинской услугой понимается мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
    В разделе 21 "Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)" ОК ПМУ 91500.09.0001-2001 приведены простые медицинские услуги, в том числе массаж лица.
    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (далее - Номенклатура), целью разработки и внедрения которой является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений.
    Согласно данной Номенклатуре общий массаж (код ПМУ 21.01.001); массаж лица (код ПМУ 21.01.002), массаж шеи (код ПМУ 21.01.003), массаж рук (код ПМУ 21.01.004), массаж волосистой части головы (код ПМУ 21.01.005), пилинг-массаж (код ПМУ 21.01.006), вакуумный массаж кожи (код ПМУ 21.01.007), массаж ног (код ПМУ 21.01.009), входят в раздел "А" и относятся к простым медицинским услугам.
    Кроме того, согласно приложению В.5 к Правилам функционирования Системы добровольной сертификации услуг добровольной сертификации подлежат следующие услуги парикмахерских: услуги по уходу за волосами, услуги по уходу за кожей лица и тела, но за исключением процедур, связанных с нарушением целостности кожных покровов, требующих врачебного контроля. При оказании услуг, имеющих медицинский характер, требуется получение лицензии на медицинский вид деятельности.
    В соответствии с Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 и утвержденного им Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об "Объеме платных услуг населению" платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
    Из п. 49 Порядка следует, что медицинские услуги охватывают, в том числе, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями.
    На основании п. 50 Порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведения массажей (включая гидромассаж), услуг обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
    В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, выделяются бытовые услуги и медицинские услуги.
    Согласно Общероссийскому классификатору 002-93 услуга массажа относится к прочим бытовым услугам (код 019201) только в случае оказания ее в банях и душевых.
    Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ООО «Рио» выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности от 27 декабря 2007 года № 12-01-000228 сроком действия до 27 декабря 2012 года. Согласно приложения № 1 к Лицензии выданной ООО «Рио» разрешается осуществление медицинской деятельности по адресу: ул. Коммунистическая, д. 25, по номенклатуре работ и услуг: работы (услуги), выполняемые: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу; медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); сестринскому делу; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а0 при осуществлении первичной медико- санитарной помощи по: оториноларингологии; гастроэнторологии; неврологии; эндокринологии; экспертизе временной нетрудоспособности.
    Таким образом, спорная реклама содержит в себе наименование конкретных медицинских услуг, оказываемых населению ООО «Рио» по указанному в рекламе адресу.
    Согласно требованиям ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
    Массаж противопоказан при острых лихорадочных состояниях, острых воспалительных процессах, кровотечениях и наклонности к ним, при болезнях крови, гнойных процессах любой локализации, различных заболеваниях кожи (инфекционной и грибковой этиологии), гангрене, остром воспалении, тромбозе, значительном варикозном расширении вен, трофических язвах, атеросклерозе периферических сосудов, тромбангиите в сочетании с атеросклерозом, мозговых сосудов, аневризмах сосудов, тромбофлебите, воспалении лимфатических узлов, активной форме туберкулеза, сифилисе, хроническом остеомиелите, доброкачественных и злокачественных опухолях различной локализации (до хирургического лечения).
    Противопоказаниями к назначению массажа являются также нестерпимые боли после травмы (каузалгический синдром), психические заболевания, недостаточность кровообращения 3 степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, боли невыясненного характера при пальпации живота, бронхоэктазы, легочная, сердечная, почечная, печеночная недостаточность.
    Вопросы, связанные с назначением массажа, требуют соблюдения медицинской этики, такта. При назначении массажа врач должен указать, в каком сочетании другими процедурами следует применять его разновидности, должен постоянно наблюдать за больным, а массажист должен сообщать врачу обо всех отклонениях.
    Отсутствие в рекламе ООО «Рио» предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемых медицинских услуг, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых специалистами медицинского центра ООО «Рио». Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
    В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что рекламная информация ООО «Рио», размещенная на рекламной вывеске медицинского центра, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, нарушает требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе и является ненадлежащей рекламой.
    В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несут рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение допущено по его вине.
    Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    Из устных объяснений директора ООО «Рио» Б., данных на заседании комиссии Марийского УФАС России при рассмотрении дела в отношении ООО «Рио» по общему порядку, следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламной информации медицинского центра, размещенной по адресу: ул. Кремлевская, д. 25, г. Йошкар-Ола является ООО «Рио». Вся документация по производству рекламы уничтожена по истечении срока хранения, предусмотренного законодательством Российской Федерации о рекламе. Помещение, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, на стене которого размещается рекламная вывеска массажного центра, ООО «Рио» арендует на основании договора аренды на нежилое здание от 31 декабря 2010 года, заключенного на срок с 31 декабря 2010 года до 31 декабря 2012 года.
    Антимонопольным органом установлено, что ООО «Рио» определило объект рекламирования и содержание рекламы, разместило рекламу по месту нахождения ООО «Рио» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25).
    Таким образом, ООО «Рио» является рекламодателем, рекламораспространителем ненадлежащей рекламной информации и несет ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
    Следовательно, нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и рекламораспространителя ООО «Рио».
    На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Рио» в Марийское УФАС России представлено не было.
    Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу медицинского центра ООО «Рио», размещенную справа от входной двери в здание, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 25, следующего содержания:
  3.                        Медицинский Центр
    
               ЭНДОКРИНОЛОГ . НЕВРОЛОГ . ГАСТРОЭНТЕРОЛОГ . 
                   ОТОЛОРИНГОЛОГ . МЕДИЦИНСКИЙ  МАССАЖ
  4. 2.Выдать ООО «Рио» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Рио» в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    В.В.Зубарев
    Члены Комиссии
    Е.Ю. Батухтина
    Э.В. Буркова