Республика Марий Эл

Решение от 17 июня 2010 года

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
17 июня 2010 года
    Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2010 года.
    Полный текст решения изготовлен 17 июня 2010 года.
    Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии – и.о. руководителя управления Зубарев В.В.;
    член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Мингазов Р.Ш.;
    член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Жарикова Е.Б,
    рассмотрев дело № 03-37/13 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении на второй полосе газеты «Курьер city» № 3 от 18.02.2010 года рекламы, следующего содержания:
    «MANNOL 555 АВТОМАСЛА ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РАЗЛИВ В наличии и под заказ + подарки ЗАВОДСКАЯ, ХХ Т.ХХХХ»,
    в присутствии представителей:
    от рекламодателя – представитель ИП ХХХХ по доверенности б/н от 15.06.2010 года
    ХХХХ;
    от рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ИП VVVV,
    В соответствии с обращением ИП Максимовой Г.В. (редакция газеты «Волжские страницы») о фактах распространения рекламы с нарушениями законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Марийского УФАС России был проведен мониторинг рекламы, размещенной в номерах газеты «Курьер city»: № 2 от 10.02.2010 года и № 3 от 18.02.2010 года. В ходе мониторинга рекламы 01 марта 2010 года, на второй полосе газеты «Курьер city» № 3 от 18.02.2010 года (далее – Газета) была обнаружена реклама следующего содержания: «MANNOL 555 АВТОМАСЛА ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РАЗЛИВ В наличии и под заказ + подарки ЗАВОДСКАЯ, ХХ Т.ХХХ» (далее - информация ИП ХХХХ).
    Информация ИП ХХХХ была размещена в Газете на основании договора № 4 от 08.02.2010 года, заключенного между ИП ХХХХ и. ИП VVVV.
    На заседании Комиссии Марийского УФАС России ИП VVVV и представитель ИП ХХХХ согласились с мнением антимонопольного органа.
    Изучив представленные документы и материалы, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
    Таким образом, информация ИП ХХХХ, является рекламой, объектами рекламирования в которой являются товары (автомасла), реализуемые ИП ХХХХ и стимулирующее мероприятие, обозначенное как «+ подарки».
    В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
    Согласно статье 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
    1) сроки проведения такого мероприятия;
    2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
    В рекламе ИП ХХХХ, не указаны сроки проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, информация о правилах его проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения.
    Антимонопольным органом установлено, что стимулирующее мероприятие, обозначенное в рекламе как «+ подарки», заключается в том, что при покупке товаров (автомасел, тасола) у ИП ХХХХ покупатель получает подарок (кепку, ручку).
    Следовательно, организатор мероприятия «+ подарки» вручает подарок посетителям магазина ИП ХХХХ, только при условии приобретения товаров, тем самым, стимулируя потенциальных покупателей на покупку товаров в магазине.
    Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Поскольку реклама ИП ХХХХ направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемым предложением, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
    Отсутствие в рекламе существенной части информации о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источнике информации о его организаторе, о правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением.
    Таким образом, реклама ИП ХХХХ не отвечает требованиям статьи 9 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
    В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение:
    - статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;
    - части 7 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
    Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    ИП ХХХХ определила объект рекламирования и содержание рекламы, оплатила услуги по изготовлению и размещению рекламы в Газете. Таким образом, ИП ХХХХ является рекламодателем.
    ИП VVVV, получив от ИП ХХХХ устную заявку на размещение рекламы, изготовила макет рекламы (воспользовалась электронным макетом рекламной информации, размещенной над входом в магазин ИП ХХХХ, добавив в него информацию о стимулирующем мероприятии), и без согласования текста рекламы с рекламодателем, разместила ее в Газете. Таким образом, ИП VVVV является рекламопроизводителем и рекламораспространителем.
    Тем самым, нарушение части 7 статьи 5 и статьи 9 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя, что было подтверждено ИП VVVV на заседании Комиссии Марийского УФАС России.
    На момент рассмотрения дела, доказательств, свидетельствующих о прекращении размещения в Газете рекламы с нарушениями Закона о рекламе, представлено не было.
    Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу ИП ХХХХ, размещенную на второй полосе газеты «Курьер city» № 3 от 18.02.2010 года рекламы, следующего содержания: «MANNOL 555 АВТОМАСЛА ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РАЗЛИВ В наличии и под заказ + подарки ЗАВОДСКАЯ, ХХ Т.ХХХХ», поскольку в ней нарушены требования статьи 9 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
    2.Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП ХХХХ и ИП VVVV.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии со статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    В.В.Зубарев
    Члены Комиссии
    Е.Б. Жарикова
    Р.Ш. Мингазов