-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Марий Эл
Информация от 09 июня 2003 года № 06-2
О результатах проверки исполнения законодательства об источниках питьевого водоснабжения населения
- Принята
- Прокуратурой Республики Марий Эл
09 июня 2003 года
Прокуратурой Республики Марий Эл обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об источниках питьевого водоснабжения населения.
Обеспечение населения питьевой водой в республике осуществляется из 750 водопроводных сооружений, в том числе 119 коммунальных и 631 ведомственных и одного поверхностного, проектной мощностью 45 000 куб.м/сутки для водоснабжения населения г. Йошкар-Олы. Питьевая вода населению подается 1434 артскважинами. Охват населения централизованным водоснабжением составляет около 65%, остальные 35% населения пользуется водой из колодцев, родников, индивидуальных скважин.
Основными источниками водоснабжения населения на территории республики являются подземные артезианские воды. Их доля составляет 91% от общего водопотребления. Забор воды для питьевого водоснабжения осуществляется через эксплуатационные скважины.
Все районы республики относятся к категории надежно обеспеченных подземными водами. Население республики обеспечено питьевой водой в достаточном количестве. В республике организован многолетний цикл наблюдений за гидродинамическим, температурным и гидрохимическим режимами подземных вод по стационарной наблюдательной сети.
Вместе с тем нарушения санитарных норм и правил при эксплуатации водопроводных сооружений продолжают иметь распространенный характер. Например, за счет загрязнения воды в источниках водоснабжения в Моркинском, Медведевском, Мари-Турекском, Советском районах пробы воды из скважин коммунальных водопроводов в 2002 году по микробиологическим показателям не отвечали требованиям санитарных норм. В Новоторъяльском, Моркинском, Медведевском, Волжском, Советском, Звениговском районах взятые в 2002 году пробы питьевой воды из источников водоснабжения населения не отвечали гигиеническим нормативам. В указанных районах отмечено превышение нормативов за счет общей жесткости воды, повышенного содержания железа, сульфатов, марганца, а также низкое содержание фтора. Загрязнению питьевой воды способствует низкая санитарная надежность систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также происходящие на сетях водопроводов аварии, число которых в 2002 году составило 275. Аварийные участки на сетях водопровода в районах не подвергаются дезинфекции, проводится только их промывка, что явно не достаточно, поскольку сохраняется риск вторичного загрязнения. В минувшем году не произошло заметного улучшения санитарно-технического состояния водопроводов, особенно сельских. Зоны санитарной охраны строгого режима содержатся не надлежащим образом, ограждения вокруг артскважин разрушены, водоразборные колонки не работают, либо технически не исправны. Не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям водопроводные сооружения в Сернурском, Юринском, Оршанском, Килемарском, МариТурекском, Параньгинском, Новоторъяльском, Советском районах. Руководителями предприятий не обеспечен производственный контроль за качеством питьевой воды, как по микробиологическим, так и по санитарнохимическим показателям на сельских водопроводах. Утвержденные ими рабочие программы производственного контроля не выполняются. Не выполняются также графики отбора проб, как по коммунальным, так и ведомственным водопроводам в Моркинском, Новоторъяльском, Сернурском районах, по ведомственным водопроводам - в Параньгинском, Оршанском, Советском районах. Со скважин Параньгинского и Сернурского районов отобрано всего по одной пробе воды.
Вместе с тем органами госсанэпиднадзора республики не в полной мере используются предоставленные им Федеральным законом "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений санитарного законодательства, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При установлении фактов нарушения действующих правил и норм и выдачи предписаний об их устранении, не всегда ответственно осуществляют контроль, не добиваются их безусловного исполнения. Указанные нарушения закона выявлены в работе должностных лиц Куженерского, Сернурского, Советского, Звениговского, Медведевкого, Параньгинского центров госсанэпиднадзора, центра госсанэпиднадзора по г. Йошкар-Оле.
Например, не принимались достаточные меры к пресечению нарушений закона в рассматриваемой сфере в Звениговском Центре, должностные лица которого при выявлении нарушений ограничивались выдачей предписаний в адрес руководителей предприятий и организаций, при очевидном характере длящихся правонарушений виновных лиц к административной ответственности не привлекали. Так, 28.05.2002 начальнику МУП "Звениговское ЖКХ" выдано предписание об устранении нарушений закона, при контрольном обследовании в ноябре 2002 года установлено, что ранее выданное предписание в полном объеме не выполнено:
над артскважинами NN 3 и 4 не установлен наземный павильон;
оголовок скважин закрыт деревянным щитом;
артскважина N 4 вообще находится в нерабочем состоянии;
не завершен ремонт дренажной системы иловых площадок ОСК г. Звенигово.
Несмотря на это, вопрос об административной ответственности виновных должностных лиц не ставился. Аналогично не решались вопросы о привлечении к административном ответственности виновных лиц в Советском, Параньгинском, Медведевском, Сернурском Центрах Госсанэпиднадзора.
В Советском Центре госсанэпиднадзора предписания об устранении нарушений закона выдаются формально, в них не указываются сроки устранения нарушений закона. Соответственно, и не обеспечивается контроль за их исполнением, должностные лица центра лишаются возможности привлечения виновных лиц к административной ответственности за неисполнение предписаний. При выявлении нарушений санитарных норм и правил в центре не решаются вопросы об административной ответственности виновных лиц.
В Параньгинском районе должностными лицами центра в 2002 году ежемесячно при отборе и анализе проб устанавливались нарушения санитарных норм, фиксировалось, что качество питьевой воды не отвечает санитарным нормативам. Однако предписания об устранении нарушений закона никому не выдавались, об административной ответственности виновных лиц вопрос не решался.
В Медведевском районе при исследовании проб питьевой воды из скважин в СПК "Пригородный", в дер. Солтак-Корем, 06.08.2002 и в пос. Руэм 21.10.2002 были обнаружены общие колиформные и термотолерантные колиформные бактерии, меры ответственности к нарушителям не приняты, не даны и предписания об устранении нарушений санитарных норм. Центр ограничился только направлением телефонограммы в адрес начальника Медведевского МПКХ о проведении очистки воды. В Медведевском центре госсанэпиднадзора также не обеспечен надлежащий контроль за исполнением ранее выданных предписаний. Не проконтролировано исполнение предписания от 18.09.2002, выданного 28.09.2002 начальнику Медведевского МПКХ, от 14.10.2002 - начальнику Русско-Кукморского МПКХ, от 16.07.2002 - директору МУП "Суртовское" и другие.
В Сернурском районе не обеспечен надлежащий контроль на объектах системы водоснабжения после проведения работ по реконструкции, капитального ремонта. Например, без разрешения центра госсанэпиднадзора введен в действие после капитального ремонта участок водопровода по ул. Шабдарова, пос. Сернур.
Выявлены нарушения закона и в деятельности органов местного самоуправления, которые в ряде случаев вопреки требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не надлежащим образом исполняли функции по обеспечению санитарного благополучия населения, организации, содержанию, развитию водоснабжения, участию в охране окружающей среды на подведомственной территории, что также обуславливает неудовлетворительное состояние законности в сфере использования и охраны источников питьевого водоснабжения. Как показала настоящая проверка, органы местного самоуправления уклоняются от приема в муниципальную собственность водопроводов, находящихся на балансе сельхозпредприятий, которые находятся в стадии ликвидации, банкротства, и в силу этого не способны обеспечить их нормальное функционирование. В 2002 году в муниципальную собственность передано только 14 водопроводов из 59 подлежащих передаче или всего 24%.
По результатам проведенных в текущем году проверок прокурорами внесено 24 представления, 15 должностных лиц предостережено о недопустимости нарушения закона, возбуждено 17 административных производств по ст. 7.3 КоАП РФ.
Старший помощник
Прокурора республики
И.КИЧИГИНА