-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Марий Эл
Информация от 28 апреля 2003 года № 04-2
О состоянии борьбы с уличной преступностью в г. Йошкар-Оле
- Принята
- Прокуратурой Республики Марий Эл
28 апреля 2003 года
Несмотря на тенденцию последних лет к снижению в целом уровня преступности в г. Йошкар-Оле, число преступлений, совершаемых на улицах, не сокращается.
В 2002 году на улицах г. Йошкар-Олы совершено преступлений 885 или 16,1% от числа зарегистрированных, за 2 месяца текущего года - 124 или 12,8%. Основная их масса совершается в вечернее и ночное время. Подавляющее большинство составляют грабежи, кражи, хулиганства, разбои. В 2002 г. прокуратурой г. Йошкар-Олы из числа совершенных на улице расследовано 8 убийств, 6 случаев причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, 4 изнасилования.
Значительное количество преступлений и правонарушений на улицах совершается гражданами в состоянии алкогольного опьянения либо в отношении находящихся в состоянии алкогольного опьянения граждан.
Статистика свидетельствует, что в 2002 году за преступления, совершенные на улицах города в состоянии алкогольного опьянения, к уголовной ответственности привлечено 78 человек или 47,5% от числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за уличные преступления, в текущем году 10 из 13.
Вместе с тем УВД и администрацией города Йошкар-Олы не принимается исчерпывающих мер по организации борьбы с уличной преступностью. Численность отдельного батальона патрульно-постовой службы УВД не соответствует установленным нормативам. Низка раскрываемость уличных преступлений. В 2002 году раскрыто всего 24,5% уличных преступлений, за 2 месяца текущего года - 27,6%. В деятельности УВД не изжита практика укрытия преступлений от учета.
Ряд улиц города в ночное время освещается плохо, отсутствуют телефоны, необходимые для быстрой связи с милицией. Большинство торгующих спиртными напитками в ночное время суток заведений также не оборудовано средствами экстренной связи с милицией. При проведении ночного рейда в марте т.г. работниками прокуратуры установлено, что участки улиц Коммунистическая (от Первомайской до Комсомольской), Строителей, Васильева, Й.Кырли, Анциферова, Пушкина, Волкова, Б.Свердлова до ул. Я.Эшпая, Островского освещены частично. Частный сектор в районе улиц Луначарского и Соловьева, район завода "Торгмаш" по ул. Соловьева, участков ул. Водопроводной (от ул. Осипенко до ул. Больничной) и прилегающий к ним частный сектор, перекресток ул. Рябинина и Коммунистической не освещены. Неосвещенность улиц способствует тому, что в этих местах наиболее часто совершаются открытые хищения чужого имущества граждан, а потерпевшие не могут описать лиц, совершивших преступления.
Администрацией города не приняты меры к организации работы общественных пунктов охраны общественного порядка в микрорайонах "Центральный", "Комсомольский", "Березовский". Выделенных из бюджета г. Йошкар-Олы в 2002 году средств на обслуживание и техническую эксплуатацию уличного освещения города недостаточно даже на оплату потребленной электроэнергии источниками уличного освещения. Особую озабоченность вызывает уличная преступность несовершеннолетних. В течение последних двух лет корыстно-насильственная преступность несовершеннолетних на улицах г. Йошкар-Олы имеет тенденцию к усилению. Если в 2001 году было зафиксировано 17 грабежей, то в 2002 году уже 27, а также 4 разбойных нападения. Более половины преступлений совершается несовершеннолетними в вечернее и ночное время (18 - 23 час.), что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны родителей за времяпровождением детей. Анализ показывает, что основными причинами и условиями, способствующими совершению несовершеннолетними преступлений являются семейное неблагополучие, низкий жизненный уровень семей, воспитывающих детей, распространение пьянства и алкоголизма. Каждый второй ребенок, совершивший общественно опасное деяние, воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении, каждый пятый - в семье с одним родителем или находится под опекой и попечительством. Около 20% детей нуждаются в оказании медико-психологической помощи. Большинство детей (свыше 90%) воспитываются в семьях, которые имеют доход на члена семьи ниже прожиточного минимума.
Все это приводит подростков к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Так, двое несовершеннолетний в июне 2002 года совершили целый ряд особо тяжких преступлений - 3 убийства, в их числе убийство из хулиганских побуждений на ул. К.Либкнехта, и убийство, сопряженное с разбоем.
Часть уличных преступлений совершается лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Наиболее распространенными являются кражи из автомашин и грабежи шапок или сумок у одиноких прохожих. Если в 2002 году малолетними на улицах города было совершено 14 общественно опасных деяний, то за 2 месяца - уже 5. На состояние законности определенное влияние оказывает неразвитость в городе объектов и учреждений социальной инфраструктуры для несовершеннолетних, прежде всего в системе социальной защиты населения. Их количество не может в полной мере обеспечить социальную реабилитацию детей, находящихся в социально опасном положении. Нет социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в связи с совершением правонарушений. Органами внутренних дел недостаточно используется потенциал общественности для обеспечения охраны общественного порядка. Население главным образом привлекается для выполнения разовых задач по охране порядка при проведении массовых мероприятий в общественных местах (дискотеки в общежитиях, школьные вечера и т.д.).
Назрела необходимость повсеместно возродить и узаконить деятельность добровольных народных дружин. В этой связи совещанием отмечен положительный опыт работы глав администраций Медведевского и Сернурского районов, в которых уже не первый год широко используются возможности добровольных народных дружин по охране общественного порядка.
Вопрос рассмотрен на координационном совещании руководителей правоохранительных органов. Совещание потребовало от руководителей правоохранительных органов принять кардинальные меры по устранению выявленных недостатков в организации борьбы с уличной преступностью, повысить эффективность всех структурных подразделений и оперативных служб, активизировать профилактическую работу, шире привлекать общественность для выполнения задач по обеспечению правопорядка. Администрации города Йошкар-Олы предложено принять меры к организации работы общественных пунктов охраны порядка в ряде микрорайонов, улучшению освещенности улиц и других общественных мест, активизировать борьбу с пьянством и самогоноварением, восстановить деятельность добровольных народных дружин, советов профилактики.
Старший помощник
Прокурора республики
И.КИЧИГИНА