-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Марий Эл
Информация от 05 марта 2002 года

О состоянии законности и мерах по улучшению положения детей - сирот и инвалидов в республике

Принята
Прокуратурой Республики Марий Эл
05 марта 2002 года
    Органами прокуратуры республики в целях профилактики преступности несовершеннолетних проведены проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-сирот, детей-инвалидов, других наименее защищенных слоев населения. Результаты свидетельствуют, что несмотря на принимаемые органами местного самоуправления, государственной власти республики меры и улучшение положения дел по ряду позиций, состояние законности в этом направлении еще не в полной мере соответствует действующему законодательству. Меры прокурорского реагирования в защиту нарушенных прав детей-сирот в текущем году коснулись каждого второго ребенка, находящегося под опекой и попечительством в семьях граждан.
    В республике с начала 90-х годов наблюдается ряд негативных тенденций, обусловленных нестабильной социально-экономической ситуацией, увеличением числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Растет число детей, нуждающихся в государственной защите. В настоящее время выявляется в два раза больше детей, оставшихся без попечения родителей, чем это было 10 лет назад.
    Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на воспитание в семье. Проведенный прокуратурой анализ показал, что за число детей, передаваемых органами опеки и попечительства в семьи граждан в последние годы снизилось с 60 до 50%. Значительная часть детей направляется в интернатные учреждения республики, что помимо социальных, правовых, психологических аспектов, влечет дополнительную финансовую нагрузку на республиканский бюджет в десятки миллионов рублей. Проведенные Министерством образования и воспитания республики по предложению прокуратуры расчеты показали, что в прошлом году, например, содержание одного ребенка под опекой (попечительством) в семьях граждан обходилось республике почти в 2,5 - 3 раза или на 28 тыс. рублей дешевле, чем он находился бы на полном государственном обеспечении в интернатном учреждении.
    Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства должна стать передача детей-сирот на воспитание в семьи граждан, развитие приемных семей, детских домов семейного типа. Наиболее распространенными нарушениями законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей явились:
    1.Несвоевременные выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занижение их размеров.
    Значительные задержки в выплате денежных средств опекунам и попечителям допущены в Куженерском, Мари-Турекском, Килемарском, Юринском и других районах. Прокуратурой в интересах 297 сирот направлены иски о взыскании денежных средств на содержание детей-сирот на сумму свыше 1,5 млн руб. Размеры денежных средств на содержание детей-сирот в республике, которые были установлены еще в 2000 году в связи с инфляционными процессами на сегодня уже не соответствуют рыночным ценам на продукты питания и товары.
    2.Другой проблемой, требующей решения на республиканском уровне является неудовлетворительное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый пятый ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении не имеет своего жилого помещения. Очередь в большинстве районов и городов республики не движется. Например, в г. Йошкар-Оле, Новоторъяльском районе сироты в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят свыше 10 лет. Социально-бытовая неустроенность детей после выпуска их интернатных учреждений является одной из причин совершения ими правонарушений. Субсидии на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в последние годы в большинстве районов республики не выделялись. Только по результатам одной проверки прокурорами направлено в суд иски о предоставлении жилых помещений 16 детям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые судами рассмотрены и удовлетворены. Одной из мер по профилактике детской бездомности может стать республиканская Программа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    На состояние законности оказывает существенное влияние неукомплектованность органов опеки и попечительства специалистами по охране прав детства. Согласно действующему законодательству количество инспекторов (специалистов) по охране прав детства должно соответствовать количеству детей: 1 инспектор на 5 тысяч детского населения. Проверка показала, что имеющаяся штатная численность не соответствует этим требованиям в большинстве районов и городов республики. По состоянию на 1 января 2001 г. при численности несовершеннолетнего населения в республике 195820 чел, в органах опеки и попечительства работало всего 12 специалистов по охране прав детства В ряде районных отделов образования (Новоторъяльский, Параньгинский, Оршанский, Юринский, Куженерский), выполняющих функции органа опеки и попечительства, на момент проверки не было специалистов по охране прав детства, их функции выполняли методисты. Другой важной проблемой является защита прав детей - инвалидов, которых в республике насчитывается 4456. В текущем году улучшились вопросы материального обеспечения семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (лекарственное обеспечение, выплата пенсий, пособий и др.). Проведенные прокуратурой проверки показали, что в республике наиболее острой является проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Для сотен инвалидов, передвигающихся на колясках, недоступными являются торговые предприятия, лечебно - профилактические учреждения, аптеки, отделения связи, сберкассы, театры и другие объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. В нарушение ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 17 Градостроительного кодекса РФ в республике не разработаны целевые программы по приспособлению объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для нужд инвалидов.
    Пешеходные переходы не всегда имеют удобных съездов. Не принимается архитектурно - планировочных решений проблем адаптации жилых помещений, в которых проживают дети - инвалиды: (смена жилья, этажности, установка специальных приспособлений или оснащения мест занятий, учебы, работы). Подъезды домов, в которых проживают инвалиды не оборудуются пандусами и специальными поручнями.
    В нарушение ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в большинстве районов республики семьям, имеющих детей - инвалидов, не предоставляется 50% скидка со стоимости топлива, приобретаемого в пределах установленных норм. Из-за недостаточности средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней указанной льготой пользовались в 2000 - 2001 гг менее 10% семей, воспитывающих детей - инвалидов.
    По результатам проведенных проверок исполнения законов о несовершеннолетних органами прокуратуры республики в защиту прав детей внесено 131 представление, направлено в суды 473 иска, принесено 246 протестов на незаконные правовые акты, десятки должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности или предостережены о недопустимости нарушения закона.
    Прокурором республики направлена информация Президенту РМЭ с предложениями принять комплекс мер нормативно-правового, организационного, финансового, информационного характера по развитию в республике детских домов семейного типа, приемных семей, преимущественной передаче детей на воспитание в семьи граждан.
    Информация прокурора республики рассмотрена 13.12.2001 на заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве республики с участием руководителей органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления. С докладом выступил старший помощник прокурора республики по делам несовершеннолетних Ф.В.Габдрахманов.
    С 1.01.2002 все затраты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включены в республиканский бюджет, будут повышены нормы содержания детей-сирот, вводится ставка освобожденного секретаря республиканской КДН.
    Приняты ряд организационных мер по разработке республиканских программ "Жилье" для детей-сирот, целевых программ по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
    Примеры:
    Не решаются вопросы улучшения жилищных условий семей, воспитывающих детей-инвалидов. Десятки таких семей проживают на верхних этажах жилых домов, не оборудованных лифтами. Дети лишены возможности выйти из дома, для них мир окружен четырьмя стенами.
    Например, семилетний Рамиль в связи с тяжелой формой ДЦП с рождения прикован к постели. Его семья (7 чел.) проживает в двухкомнатной квартире на самом верхнем 5 этаже одного из домов по ул. Прохорова г. Йошкар-Олы, не оборудованного лифтом. Семья практически осталась одна со своей бедой. Остается надежда на то, что администрация г. Йошкар-Олы, где состоят на учете в улучшении жилищных условий эти семьи или Управление исполнения наказаний Минюста РФ по РМЭ, где работает отец Рамиля, помогут решить жилищную проблему.
    16-летняя Надя проживает с семьей на 6 этаже дома в г. Йошкар-Оле, не оборудованного лифтом. Девочка не может самостоятельно передвигаться, а отсутствие лифта лишает ее возможности выходить на улицу в коляске. В течение нескольких лет семья безуспешно пытается сменить этажность жилья.
    Андрей Р. в шестилетнем возрасте остался без родителей. Родительская квартира, находящаяся в п. Новый Торъял в 1989 г. была распределена другой семье, а мальчик стал проживать в семье опекуна. В результате Андрей оказался без жилья. По иску прокурора района в защиту жилищных прав Андрею была выделена квартира. Таких детей, на защиту которых встала прокуратура, десятки.
    Старший помощник прокурора
    Республики Марий Эл
    И.КИЧИГИНА