"Референдум Республики Марий Эл - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Марий Эл, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл и настоящим Законом.".
"Отношения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и другими федеральными законами.".
"Референдум Республики Марий Эл назначает Президент Республики Марий Эл.";
"Статья 18. Статус членов комиссий по проведению референдума Республики Марий Эл
Членами комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума с правом совещательного голоса, члены комиссий по проведению референдума с правом совещательного голоса.
Член комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса.
Члены Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, действующей в качестве Центральной комиссии референдума Республики Марий Эл, а также члены территориальной и участковой комиссий по проведению референдума Республики Марий Эл, назначенные в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению референдума Республики Марий Эл.
Члены комиссии по проведению референдума Республики Марий Эл как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов;
5) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии по проведению референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или суд.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
2) выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Марий Эл;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
5) смерти члена комиссии;
6) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
7) признания члена комиссии по проведению референдума на основании заявления соответствующей комиссии по проведению референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
8) появления оснований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи;
9) в случае расформирования комиссии по проведению референдума в соответствии со статьей 22/1.
Члену комиссии по проведению референдума Республики Марий Эл с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума Республики Марий Эл от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение референдума Республики Марий Эл. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Член комиссии по проведению референдума Республики Марий Эл с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума Республики Марий Эл не может быть привлечен без согласия Прокурора Республики Марий Эл к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Инициативная группа, указанная в части первой статьи 9 настоящего Закона, после опубликования указа Президента Республики Марий Эл о назначении референдума Республики Марий Эл вправе назначить одного члена Центральной комиссии референдума Республики Марий Эл с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Марий Эл вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Правом назначать в перечисленные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса обладают также избирательные объединения.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Марий Эл.".
"Статья 22/1. Расформирование комиссий по проведению референдума Республики Марий Эл
В случае нарушения комиссиями по проведению референдума прав граждан на участие в референдуме, повлекшего признание недействительным референдума, комиссии по проведению референдума могут быть расформированы судом, Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл - Верховным судом Республики Марий Эл, территориальные, участковые комиссии по проведению референдума Республики Марий Эл - районными судами.
С заявлениями в суд о расформировании Центральной комиссии референдума Республики Марий Эл вправе обратиться не менее одной трети от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.
С заявлением в суд о расформировании территориальной, участковой комиссии по проведению референдума Республики Марий Эл вправе обратиться группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная комиссия референдума Республики Марий Эл.
Порядок и сроки рассмотрения судами заявлений о расформировании комиссий по проведению референдума, а также основания для отмены решений комиссий по проведению референдума о результатах референдума устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование комиссии по проведению референдума, обязаны сформировать комиссию по проведению референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии по проведению референдума.".
"В случае если участник референдума, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение комиссии по проведению референдума для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член комиссии по проведению референдума не вправе выдать ему в помещении комиссии бюллетень для голосования на референдуме до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного участника референдума, и установления факта, что голосование участником референдума вне помещения для голосования не проводилось.
Число письменных заявлений участников референдума, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах комиссии по проведению референдума с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.";
"Статья 8. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл содействие в реализации ее полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на ее обращения в течение 5 дней, а за 5 дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Организации, осуществляющие теле - и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной власти Республики Марий Эл, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, а также предоставлять бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном законами Республики Марий Эл. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанных в данной статье, а также их должностные лица обязаны предоставлять Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл необходимые сведения и материалы, давать ответы на ее обращения в срок, установленный федеральными законами, законами Республики Марий Эл.".