-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Марий Эл
Закон от 09 ноября 2005 года № 42-З
О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл
- Принят
- Государственным Собранием Республики Марий Эл
27 октября 2005 года
В редакциях
-
от 06.07.2006 № 40-З,
-
от 31.10.2007 № 61-З,
-
от 14.07.2009 № 42-З,
-
от 10.03.2011 № 13-З,
-
от 10.05.2011 № 18-З,
-
от 29.12.2011 № 84-З.
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл.
Глава I.Общие положения
В целях настоящего Закона используются понятия, определенные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также следующие понятия:
законные представители несовершеннолетнего - родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний;
общественные места - игорные заведения, рестораны, кафе, бары, клубы, кинотеатры, дискотеки и иные увеселительные, досуговые учреждения, используемые в сфере развлечений, способные нанести ущерб здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних;
учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, - документ, в котором отражаются анкетные данные и краткая характеристика несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, полученные от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сведения о ходе выполнения индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, - документ, в котором отражаются анкетные данные и краткая характеристика семьи, находящейся в социально опасном положении, полученные от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сведения о ходе выполнения индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении;
индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, - план мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
индивидуальная программа реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении, - план мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении;
банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, - информация о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимая для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей;
временная занятость несовершеннолетних - привлечение несовершеннолетних к труду в свободное от учебных занятий время с учетом социальной значимости и привлекательности предлагаемых рабочих мест для несовершеннолетних и не причиняющему вреда их здоровью, а также не нарушающему процесса обучения;
несовершеннолетние с девиантным поведением - несовершеннолетние, имеющие отклоняющееся от нормы общественно опасное поведение;
абзац утратил силу.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл входят:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, в том числе специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, отделения центров социального обслуживания и комплексных центров социального обслуживания населения;
органы управления образованием и образовательные учреждения, в том числе учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры психологической помощи детям и подросткам, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи: социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики;
органы культуры;
органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма;
органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, в том числе специализированные;
органы службы занятости населения;
органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
центры профилактики правонарушений;
другие органы и организации, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
В Республике Марий Эл разрабатываются, утверждаются и реализуются программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Республиканские программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл и утверждаются Правительством Республики Марий Эл.
Муниципальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и утверждаются местными администрациями муниципальных образований.
Глава II.Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Марий Эл по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Марий Эл составляют:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными, координирующими органами системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений в Республике Марий Эл.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл образуется Правительством Республики Марий Эл в соответствии с Законом Республики Марий Эл "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" в целях обеспечения реализации на территории Республики Марий Эл единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, принятия мер к реализации заслуживающих внимание предложений общественности по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл является постоянно действующей и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом Республики Марий Эл "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях, основные направления деятельности, осуществление ими отдельных государственных полномочий определяются федеральным законодательством и Законом Республики Марий Эл "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Глава III.Деятельность отдельных органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Государственные органы управления образованием Республики Марий Эл осуществляют полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также следующие полномочия:
участвуют в формировании банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
осуществляют меры по развитию образовательных учреждений, в которых обучаются, воспитываются одаренные дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети одиноких родителей, дети из многодетных, малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении;
осуществляют меры по развитию и совершенствованию деятельности учреждений, в которых воспитываются (обучаются) несовершеннолетние с девиантным поведением;
организуют проведение мероприятий по осуществлению целевой финансовой поддержки малообеспеченных семей с детьми к началу учебного года;
содействуют муниципальным органам управления образованием в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказывают практическую помощь в проведении аттестации и повышении квалификации педагогических работников воспитательных колоний.
Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, осуществляют участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также:
проводят работу по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после их выпуска из образовательного учреждения, оказывают им необходимую помощь в целях успешной социальной адаптации;
создают психолого-медико-педагогические консилиумы с целью ранней диагностики отклонений в развитии обучающихся, организации для них адекватных условий развития, обучения и воспитания; разрабатывают рекомендации по оказанию несовершеннолетним психолого-медико-педагогической помощи и определению форм их дальнейшего обучения и воспитания, учитываемые при составлении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
обеспечивают комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, склонных к девиантному поведению и правонарушениям;
организуют занятия с родителями по вопросам профилактики правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних.
По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.
Перевод или переход несовершеннолетнего, не имеющего общего образования, в учреждение начального профессионального образования, в общеобразовательное учреждение с очно-заочной (вечерней) формой обучения допускается в исключительных случаях только по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут временно помещаться беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние до принятия решения органами опеки об их постоянном устройстве или возвращении в семью.
Органы управления здравоохранением в Республике Марий Эл осуществляют полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также следующие полномочия:
информируют органы опеки и попечительства о поступлении в лечебные учреждения детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;
оказывают содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
организуют в учреждениях здравоохранения круглосуточный прием и оказание медицинской помощи несовершеннолетним, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при наличии показаний медицинского характера, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
В специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, организуются прием, санитарная обработка, медицинское обследование поступивших несовершеннолетних для выявления заболеваний и травм, в том числе следов насилия, а также признаков, свидетельствующих об употреблении наркотиков. По результатам медицинского обследования принимаются меры по оказанию несовершеннолетнему необходимой медицинской помощи и оформляются медицинские документы для его дальнейшего устройства в специализированное учреждение.
Республиканские учреждения культуры, досуга, спорта и туризма оказывают содействие в организации культурно-массовых, спортивных и кружковых мероприятий для несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Республике Марий Эл.
Органы исполнительной власти Республики Марий Эл оказывают содействие в трудоустройстве, в том числе в рамках организации временного трудоустройства несовершеннолетних, и услуги по профессиональной ориентации на рабочие места несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях ежеквартально предоставляют информацию о численности лиц, нуждающихся в трудоустройстве, соответствующим органам службы занятости населения.
На предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл осуществляется квотирование рабочих мест для несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении. Работодатель информирует о наличии рабочих мест в рамках установленной квоты соответствующие органы государственной службы занятости населения.
Работодателям, создающим дополнительные рабочие места для несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, сверх установленной квоты органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления могут предоставляться льготы по уплате налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, на период летних школьных каникул направляются в оздоровительные, спортивные, туристические, военно-спортивные и трудовые лагеря, а также в другие оздоровительные учреждения для несовершеннолетних в первоочередном порядке в пределах средств, направляемых на организацию летнего отдыха детей.
Глава IV.Информационное обеспечение деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл
Обмен информацией о дискриминации, физическом или психическом насилии, оскорблении, грубом обращении, сексуальной или иной эксплуатации несовершеннолетних, иных нарушениях прав несовершеннолетних, а также о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и настоящим Законом.
Республиканский банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, формируется Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл, а в муниципальных образованиях - комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления.
В создании банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принимают участие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних республики.
Банк данных состоит из учетных карт семьи (несовершеннолетнего), находящейся (находящегося) в социально опасном положении.
Форма и перечень сведений, содержащихся в учетных картах семьи (несовершеннолетнего), находящейся (находящегося) в социально опасном положении, устанавливаются республиканской комиссией.
Банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, обновляется не реже одного раза в квартал.
Сбор, хранение, использование информации, имеющейся в банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, допускается исключительно в интересах и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, и (или) его родителей или иных законных представителей и с соблюдением конфиденциальности.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в течение трех суток передают информацию о выявленном (выявленной) несовершеннолетнем (семье), находящемся (находящейся) в социально опасном положении, в банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, формируемый комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании, и принимают меры по оказанию помощи и защите прав несовершеннолетнему (семье).
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и мест их нахождения производится органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе с использованием информации, полученной от населения, из средств массовой информации и в результате осуществления обследования мест предполагаемого нахождения безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Информация от населения о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и местах их нахождения может поступать в ходе проведения приема граждан, устных и письменных обращений в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении лиц и по основаниям, указанным в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также в случае необходимости предупреждения правонарушений несовершеннолетних либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних при поступлении информации об угрозе для жизни и здоровья несовершеннолетнего.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и индивидуальных программ реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении.
Указанные программы разрабатываются и реализуются органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая контролирует их исполнение.
Программы включают оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни, перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего (семьи). Программы и отчеты об их исполнении утверждаются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В системе социальной защиты республики могут создаваться учреждения, в которых осуществляется помощь несовершеннолетним лицам, пострадавшим от семейно-бытовых правонарушений либо подвергшимся насилию в семье. Учреждения оказывают социально-психологическую, юридическую и иную помощь обратившимся к ним лицам.
Реабилитация и адаптация несовершеннолетних, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осуществляются на основании индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Общественные объединения принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных объединений.
Научно-методическое обеспечение деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в рамках программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних научными и образовательными организациями, а также органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе анализа опыта работы с несовершеннолетними и их семьями.
Глава V.Обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Органы государственной власти Республики Марий Эл оказывают содействие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, осуществляющим благотворительную деятельность и занимающимся проблемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, могут предоставляться налоговые, кредитные и иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Таким лицам из республиканского бюджета Республики Марий Эл могут также выделяться гранты (субсидии).
Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних, а также системы реабилитации несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Республики Марий Эл с учетом установленного порядка финансирования деятельности указанных органов и учреждений.
Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Привлечение дополнительных источников финансирования не влечет за собой снижения размера выделяемых бюджетных средств.
Расходы, связанные с дополнительным финансированием системы профилактики правонарушений, определяются в республиканском бюджете Республики Марий Эл и являются защищенными.
Глава VI.Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда
Утратила силу.
Глава VII.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
г. Йошкар-Ола
9 ноября 2005 года
N 42-З