-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Марий Эл
Закон от 07 декабря 2001 года № 45-З

О Государственном Собрании Республики Марий Эл

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
08 ноября 2001 года
    В редакциях
  • от 26.06.2003 № 16-З,
  • от 04.12.2003 № 51-З,
  • от 22.07.2004 № 31-З,
  • от 03.12.2004 № 57-З,
  • от 06.07.2005 № 28-З,
  • от 06.03.2006 № 12-З,
  • от 04.10.2006 № 48-З,
  • от 04.12.2006 № 73-З,
  • от 02.05.2007 № 22-З,
  • от 30.07.2007 № 40-З,
  • от 31.10.2007 № 61-З,
  • от 06.03.2008 № 4-З,
  • от 05.08.2008 № 44-З,
  • от 17.10.2008 № 46-З,
  • от 16.03.2009 № 10-З,
  • от 28.04.2009 № 27-З,
  • от 02.03.2010 № 12-З,
  • от 03.08.2010 № 47-З,
  • от 08.06.2011 № 27-З,
  • от 30.07.2012 № 41-З.
    Настоящий Закон определяет порядок образования, формирования и деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, его полномочия, порядок взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления республики, а также с федеральными органами государственной власти.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Государственное Собрание - парламент Республики Марий Эл (далее - Государственное Собрание) является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
    2.Государственное Собрание в пределах своих полномочий принимает законы и иные нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми находящимися на территории республики органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
    3.Государственное Собрание принимает регламент, устанавливающий порядок его деятельности.
    4.Государственное Собрание обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Марий Эл, лицевой счет в органах Федерального казначейства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    Правовые основы деятельности Государственного Собрания устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, иными законами Республики Марий Эл и настоящим Законом.
    На основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона, Конституции Республики Марий Эл деятельность Государственного Собрания осуществляется в соответствии со следующими принципами:
    а) приоритета прав и свобод человека и гражданина;
    б) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
    в) распространения суверенитета Российской Федерации на территорию Республики Марий Эл;
    г) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на территории Республики Марий Эл;
    д) обеспечения единства системы государственной власти;
    е) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности их полномочий;
    ж) самостоятельности осуществления принадлежащих Государственному Собранию полномочий;
    з) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл;
    и ) законности;
    л ) гласности;
    л ) коллегиальности;
    м ) ответственности за принятые законы и иные нормативные правовые акты;
    н) иными принципами, установленными Федеральным законом.
  3. Глава II.Состав государственного собрания.

  4. ПОРЯДОК ЕГО ИЗБРАНИЯ И СРОК ПОЛНОМОЧИЙ
    1.Государственное Собрание состоит из 52 депутатов:
    26 депутатов Государственного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Республики Марий Эл и зарегистрированных в Республике Марий Эл в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (26) одномандатных избирательных округов;
    26 депутатов Государственного Собрания избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
    2.Государственное Собрание и депутаты Государственного Собрания одного созыва избираются сроком на пять лет.
    3.Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года. Порядок выборов депутатов Государственного Собрания устанавливается федеральным законом и законами Республики Марий Эл.
    1.Депутаты Государственного Собрания осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
    2.Число депутатов, работающих в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом.
    3.Депутат Государственного Собрания, работающий на профессиональной постоянной основе, осуществляет свои полномочия как основной вид трудовой деятельности, прекратив при этом трудовые или служебные отношения (деятельность) по прежнему месту работы или службы.
    4.В течение срока своих полномочий депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иного законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа муниципального образования, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Марий Эл, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
    Депутат Государственного Собрания, работающий в Государственном Собрании Республики Марий Эл на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    Депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    В случае, если деятельность депутата Государственного Собрания осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
    5.Условия осуществления депутатской деятельности, права, обязанности и ответственность депутата Государственного Собрания, а также правовые и социальные гарантии депутатской деятельности устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, Законом Республики Марий Эл "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл" и настоящим Законом.
    1.Срок полномочий Государственного Собрания одного созыва составляет пять лет, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, Конституцией Республики Марий Эл.
    2.Государственное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
    3.Полномочия Государственного Собрания начинаются со дня первого заседания Государственного Собрания и прекращаются в день первого заседания Государственного Собрания нового созыва.
    4.- 5. Утратили силу
    1.Государственное Собрание созывается на первое заседание Председателем Государственного Собрания прежнего созыва не позднее 30 дней со дня избрания в правомочном составе.
    Глава Республики Марий Эл в течение этого срока вправе созвать Государственное Собрание на первое заседание по своей инициативе.
    Для подготовки первого заседания Государственного Собрания проводится совещание депутатов Государственного Собрания, в состав которого входят депутаты Государственного Собрания нового созыва.
    Совещание депутатов созывается Председателем Государственного Собрания прежнего созыва.
    Совещание депутатов избирает из своего состава организационный комитет и руководителя организационного комитета.
    Положение о совещании депутатов Государственного Собрания утверждается Государственным Собранием.
    2.Первое заседание Государственного Собрания открывает старейший депутат, уполномоченный совещанием депутатов, и ведет его до избрания Председателя Государственного Собрания.
    3.На первом заседании Государственного Собрания председательствующий оглашает список избранных депутатов Государственного Собрания, официально переданный ему Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл.
    4.На первом заседании Государственного Собрания депутаты избирают Председателя Государственного Собрания, Первого заместителя Председателя Государственного Собрания, заместителей Председателя Государственного Собрания, образуют комитеты и комиссии Государственного Собрания, формируют Президиум Государственного Собрания.
  5. Глава III.Полномочия государственного собрания.

  6. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
    1.Государственное Собрание в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл и настоящим Законом наделено собственными полномочиями.
    2.Все вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл к полномочиям Государственного Собрания, оно решает самостоятельно.
    3.Утратила силу
    4.Государственное Собрание не может делегировать свои полномочия Председателю, иным должностным лицам и органам Государственного Собрания.
    5.К ведению Государственного Собрания относятся:
    а) принятие Конституции Республики Марий Эл и поправок к ней;
    б) утратил силу
    в) решение вопросов государственного устройства Республики Марий Эл;
    г) установление системы исполнительных органов государственной власти;
    д) избрание члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Государственного Собрания Республики Марий Эл;
    е) назначение половины состава Центральной избирательной комиссии;
    ж) назначение на должность судей Конституционного суда Республики Марий Эл, мировых судей;
    з) осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
    и) назначение референдума Республики Марий Эл, назначение голосования по отзыву Главы Республики Марий Эл;
    к) назначение выборов депутатов Государственного Собрания, назначение выборов Главы Республики Марий Эл;
    л ) по представлению Главы Республики Марий Эл согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл;
    м ) решение вопросов о доверии членам Правительства Республики Марий Эл, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием;
    н ) рассмотрение предложенной Главой Республики Марий Эл программы деятельности органов исполнительной власти на предстоящий период и посланий о положении в республике, заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием;
    о ) утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов республики и отчетов об их исполнении, установление республиканских налогов и сборов, утверждение республиканских программ экономического и социального развития, требующих бюджетных ассигнований;
    п ) установление порядка управления и распоряжения республиканской собственностью. Осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл, исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики, соблюдением установленного порядка распоряжения республиканской собственностью;
    р ) исключен
    с ) утратил силу
    т ) рассмотрение вопросов, связанных с назначением прокурора Республики Марий Эл;
    у ) определение порядка решения вопросов административно-территориального деления республики;
    ф ) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Марий Эл, утверждение соглашения об изменении границ республики, одобрение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл;
    х ) учреждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл;
    ц ) толкование законов Республики Марий Эл;
    ч ) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Марий Эл.
    6.Решение по вопросам ведения Государственного Собрания, указанным в подпунктах "а", "в ", "г ", "н ", "о ", "т ", "у ", "ф" части 5 настоящей статьи, принимается в форме закона республики.
    Решения по вопросам ведения Государственного Собрания, указанным в подпунктах "д" - "н ", "с ", "х" части 5 настоящей статьи, принимаются в форме постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл.
    7.Государственное Собрание образует Государственную счетную палату Республики Марий Эл, состав и порядок деятельности которой определяются законом.
    8.Государственное Собрание осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Марий Эл, настоящим Законом и иными законами Республики Марий Эл.
    9.Государственное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий.
    1.Государственное Собрание самостоятельно, а также через Государственную счетную палату Республики Марий Эл и иные создаваемые им органы осуществляет контроль за:
    соблюдением и исполнением законов и постановлений, принятых Государственным Собранием;
    исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов республики, за целевым использованием финансовых средств, поступающих из федерального бюджета;
    выполнением программ экономического и социального развития республики;
    соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Республики Марий Эл;
    выполнением депутатами, Председателем Государственного Собрания, его заместителями, председателями комитетов должностных обязанностей.
    2.Контрольная деятельность Государственного Собрания осуществляется в формах:
    заслушивания отчетов образуемых им органов;
    направления парламентских и депутатских запросов;
    истребования информации;
    рассмотрения вопросов о доверии членам Правительства Республики Марий Эл, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием. Государственное Собрание вправе на своих заседаниях заслушивать информацию об исполнении законов Республики Марий Эл, принятых по предметам ведения республики, федеральными органами исполнительной власти, расположенными на территории Республики Марий Эл.
    3.Государственное Собрание вправе по предложению не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания рассмотреть на своем заседании вопрос о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл в случае:
    неоднократных, установленных компетентным органом или судом нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл;
    неисполнения законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл;
    действия либо бездействия, приведшего к существенным отрицательным последствиям в экономической, социальной, экологической, культурной и других областях развития республики;
    неоднократного невыполнения парламентских и депутатских запросов, несоблюдения сроков и порядка представления информации либо создания препятствий в осуществлении депутатской деятельности.
    4.По результатам обсуждения вопроса о выражении недоверия Государственное Собрание большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания может принять постановление о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл.
    Глава Республики Марий Эл в двухнедельный срок рассматривает постановление Государственного Собрания о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл и либо освобождает его от должности, либо направляет Государственному Собранию мотивированное несогласие с постановлением.
    5.Государственное Собрание в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл по предложению, подписанному не менее одной третьей частью депутатов от числа избранных депутатов Государственного Собрания, может поставить вопрос об отставке члена Правительства Республики Марий Эл.
    Если Глава Республики Марий Эл не принимает решения об отставке члена Правительства Республики Марий Эл, он обязан обосновать свое решение. Признание большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Государственного Собрания обоснования Главы Республики Марий Эл неудовлетворительным влечет отставку члена Правительства Республики Марий Эл.
    6.Управление и (или) распоряжение Государственным Собранием или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл в какой бы то ни было форме в процессе исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл не допускается, за исключением средств на обеспечение деятельности Государственного Собрания и (или) депутатов. При этом полномочия Государственного Собрания по осуществлению контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл не ограничиваются.
    1.Право законодательной инициативы в Государственном Собрании принадлежит Главе Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания, комитетам Государственного Собрания, Правительству Республики Марий Эл, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных образований. Конституционный, Верховный, Арбитражный суды Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.
    2.Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Марий Эл, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, рассматриваются Государственным Собранием по представлению Главы Республики Марий Эл либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственное Собрание в течение двадцати календарных дней.
    3.Законопроекты, внесенные Главой Республики Марий Эл, подлежат обязательному включению в повестку дня сессии и рассматриваются в Государственном Собрании в первоочередном порядке.
    1.Государственное Собрание принимает поправки к Конституции Республики Марий Эл, законы Республики Марий Эл и постановления Государственного Собрания.
    2.Поправки к Конституции Республики Марий Эл принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
    3.Законы Республики Марий Эл принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом.
    Постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом.
    4.Проекты законов рассматриваются Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Собрания.
    5.Обнародование (опубликование) Конституции Республики Марий Эл, законов осуществляется Главой Республики Марий Эл в порядке, установленном Конституцией Республики Марий Эл и законом республики. Постановления Государственного Собрания направляются для официального опубликования Председателем Государственного Собрания или его заместителем.
    6.Законы вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые Государственным Собранием по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Постановления Государственного Собрания нормативного характера вступают в силу со дня их официального опубликования. Иные постановления Государственного Собрания вступают в силу со дня их принятия.
    7.Особенности опубликования и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах регулируются Федеральным законом.
  7. Глава IV.Работа депутатов государственного собрания с избирателями

  8. В соответствии с Законом Республики Марий Эл "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл" депутат Государственного Собрания отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет их прием в своем избирательном округе.
    В период сессии Государственного Собрания формой работы депутатов с избирателями является рассмотрение поступивших в адрес Государственного Собрания предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством.
    Общий порядок работы депутатов Государственного Собрания с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в другие организации, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения депутатов при работе с избирателями определяются Законом Республики Марий Эл "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл".
  9. Глава V.Организация деятельности государственного собрания.

  10. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
    1.Государственное Собрание осуществляет свою деятельность в форме:
    а) сессий (заседаний) Государственного Собрания;
    б) заседаний комитетов;
    в) парламентских слушаний;
    г) парламентских и депутатских запросов;
    д) обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
    Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим федеральным и республиканским законодательством.
    2.Сессии (заседания) - основная форма работы Государственного Собрания. На них решаются вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл к ведению Государственного Собрания.
    3.В течение созыва Государственное Собрание проводит организационную сессию, ежегодные бюджетные сессии по утверждению республиканского бюджета Республики Марий Эл, итоговую сессию по подведению итогов созыва, заключительную сессию по закрытию созыва.
    Первая организационная сессия Государственного Собрания проводится не позднее 30 дней со дня избрания Государственного Собрания в правомочном составе.
    Последующие сессии Государственного Собрания в правомочном составе проводятся не реже одного раза в три месяца.
    4.Сессии Государственного Собрания созываются на основании распоряжения Председателя Государственного Собрания:
    за 30 дней до открытия сессии;
    в течение 10 дней - по требованию Главы Республики Марий Эл или по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Государственного Собрания - со дня поступления соответствующего требования или предложения.
    5.Заседание Государственного Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Государственного Собрания.
    6.Порядок созыва и проведения заседания Государственного Собрания определяется Регламентом Государственного Собрания.
    1.Сессии (заседания) Государственного Собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
    2.По предложению Главы Республики Марий Эл, Председателя Государственного Собрания, а также по требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов Государственное Собрание может принять мотивированное решение о проведении закрытого заседания в случаях, установленных Регламентом.
    3.Глава Республики Марий Эл, представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании, члены Правительства Республики Марий Эл, Главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, председатель Верховного суда Республики Марий Эл, председатель Арбитражного суда Республики Марий Эл, председатель Конституционного суда Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл, председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл вправе присутствовать на всех заседаниях Государственного Собрания.
    4.На заседании Государственного Собрания могут присутствовать представители органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, предприятий и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном Регламентом Государственного Собрания.
    5.Для обеспечения работы сессии Государственного Собрания из числа депутатов избирается секретариат сессии.
    Государственное Собрание избирает Комиссию Государственного Собрания по контролю за соблюдением Регламента, Комиссию Государственного Собрания по вопросам депутатской этики, деятельность которых осуществляется в соответствии с Регламентом Государственного Собрания и соответствующими положениями о комиссиях, утвержденными Государственным Собранием.
    6.В целях обеспечения гласности в работе Государственного Собрания и подготовки материалов для издания информационно-аналитической, справочной, методической, представительской и иной печатной продукции Государственным Собранием избирается Редакционная комиссия Государственного Собрания, порядок организации деятельности которой регулируется Регламентом Государственного Собрания и Положением о Редакционной комиссии Государственного Собрания, утвержденным Государственным Собранием.
    7.Комиссии Государственного Собрания, указанные в частях 5 и 6 настоящей статьи, избираются на срок полномочий Государственного Собрания.
    1.Заседание Государственного Собрания оформляется стенографическим отчетом, который подписывается Председателем Государственного Собрания или его заместителем, председательствующим на заседании Государственного Собрания, и руководителем секретариата сессии.
    2.Стенографический отчет оформляется на основании аудиозаписи, материалов, подготовленных к заседанию Государственного Собрания, а также других материалов, переданных в секретариат сессии в ходе заседания Государственного Собрания.
    3.Стенограммы заседаний Государственного Собрания размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственного Собрания. Разрешение на доступ к информации, хранящейся в Фонде электронных информационных ресурсов, дает Председатель Государственного Собрания.
    1.Председатель Государственного Собрания - выборный руководитель высшего и единственного законодательного органа государственной власти Республики Марий Эл.
    Абзац исключен
    2.Председатель Государственного Собрания избирается Государственным Собранием на заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Государственного Собрания. Государственное Собрание может принять решение о проведении открытого голосования.
    3.Председатель подотчетен Государственному Собранию и может быть отозван путем тайного голосования на заседании Государственного Собрания.
    4.Председатель Государственного Собрания вправе добровольно сложить свои полномочия.
    5.Порядок избрания и освобождения от должности Председателя Государственного Собрания определяется Регламентом Государственного Собрания.
    6.Председатель Государственного Собрания:
    а) организует работу Государственного Собрания;
    б) представляет Государственное Собрание во взаимоотношениях с населением, Главой Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Марий Эл и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями;
    в) ведет переговоры и подписывает соглашения между Государственным Собранием и законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации, иные соглашения о межпарламентском сотрудничестве;
    г) созывает заседания Государственного Собрания, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
    д) осуществляет руководство подготовкой заседания Государственного Собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Государственного Собрания;
    е) ведет заседания Государственного Собрания, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом Государственного Собрания;
    ж) подписывает постановления Государственного Собрания, протоколы заседания совместно с руководителем секретариата сессии, документы Государственного Собрания ненормативного характера;
    з) осуществляет распределение обязанностей между заместителями Председателя Государственного Собрания, общее руководство работой аппарата Государственного Собрания, выполняет функции работодателя для работников аппарата;
    и) оказывает содействие депутатам Государственного Собрания в осуществлении ими своих полномочий;
    к) дает поручения комитетам Государственного Собрания;
    л) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Государственного Собрания;
    м) обеспечивает в соответствии с постановлениями Государственного Собрания обсуждение гражданами проектов важнейших законов республики, организует в Государственном Собрании прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
    н) утратил силу
    о) является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на содержание Государственного Собрания;
    п) от имени Государственного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд, в случаях, предусмотренных федеральными законами;
    р) решает иные вопросы, которые могут быть поручены ему Государственным Собранием или возложены на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
    7.Председатель Государственного Собрания ежегодно представляет Государственному Собранию доклады о деятельности Государственного Собрания и о состоянии законодательства Республики Марий Эл за истекший год, проекты программ предстоящей деятельности Государственного Собрания и законопроектной работы. По результатам их обсуждения Государственное Собрание принимает постановления.
    8.По вопросам своей компетенции Председатель Государственного Собрания издает распоряжения. Государственное Собрание вправе отменить распоряжение Председателя Государственного Собрания.
    1.Председатель Государственного Собрания имеет трех заместителей, из них Первого заместителя и Заместителя, работающих в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе, а также Заместителя, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
    2.Заместители Председателя Государственного Собрания избираются на заседании Государственного Собрания из числа депутатов на срок полномочий Государственного Собрания. Порядок избрания и отзыва заместителей Председателя Государственного Собрания определяется Регламентом Государственного Собрания.
    3.Заместители Председателя Государственного Собрания выполняют по поручению Председателя Государственного Собрания отдельные его функции, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственного Собрания, а также замещают Председателя в случае его отсутствия.
    1.Президиум Государственного Собрания создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности Государственного Собрания.
    2.В состав Президиума входят Председатель Государственного Собрания, его заместители, председатели комитетов.
    Президиум Государственного Собрания возглавляет Председатель Государственного Собрания.
    3.В заседаниях Президиума Государственного Собрания могут участвовать с правом совещательного голоса руководители депутатских объединений и депутаты Государственного Собрания.
    4.В заседаниях Президиума Государственного Собрания вправе участвовать:
    а) Глава Республики Марий Эл;
    б) представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании;
    в) члены Правительства Республики Марий Эл;
    г) главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл;
    д) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Республики Марий Эл, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл;
    е) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах;
    ж) Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл при рассмотрении вопросов об утверждении и исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл, законопроектов о введении или об отмене налогов, изменении финансовых обязательств Республики Марий Эл, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
    з) председатель Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, депутаты представительных органов муниципальных образований, приглашенные в рамках взаимодействия;
    и) председатель и члены Общественной палаты Республики Марий Эл;
    к) председатель и члены Молодежного парламента Республики Марий Эл.
    5.Президиум Государственного Собрания:
    а) разрабатывает проект общей программы работы Государственного Собрания на предстоящий год;
    б) принимает программу подготовки очередных сессий Государственного Собрания;
    в) рассматривает проекты повестки дня сессии Государственного Собрания и предложения по составу приглашенных;
    г) принимает необходимые меры по организации согласованной и совместной работы комитетов;
    д) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
    е) одобряет проект бюджетной сметы на содержание Государственного Собрания, утверждает структуру и штатную численность Аппарата Государственного Собрания;
    ж) разрешает иные вопросы организации работы Государственного Собрания в соответствии с Регламентом Государственного Собрания.
    6.Заседания Президиума Государственного Собрания созываются по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа членов Президиума. Заседания Президиума Государственного Собрания созывает и ведет Председатель Государственного Собрания, а в его отсутствие - Первый заместитель Председателя Государственного Собрания или один из заместителей Председателя Государственного Собрания.
    Акты, принимаемые Президиумом Государственного Собрания, оформляются в форме решений Президиума Государственного Собрания и подписываются Председателем Государственного Собрания.
    Решения Президиума Государственного Собрания принимаются на его заседаниях большинством голосов от общего числа членов Президиума.
    На заседаниях Президиума Государственного Собрания ведется протокол, который подписывается председательствующим.
    1.Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл, а также для осуществления контрольных полномочий Государственное Собрание из числа депутатов на срок своих полномочий образует комитеты.
    2.Перечень и численный состав комитетов определяются Государственным Собранием.
    3.Решение об утверждении состава комитетов оформляется постановлением Государственного Собрания.
    4.Порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов определяются Законом Республики Марий Эл "О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл", Регламентом Государственного Собрания и положениями о комитетах, утверждаемыми Государственным Собранием.
    1.Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы, образованные для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственным Собранием.
    2.Депутаты Государственного Собрания, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 4 настоящей статьи. Фракция подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Порядок регистрации фракции устанавливается Регламентом Государственного Собрания.
    3.Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 4 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
    4.В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Государственном Собрании, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
    5.Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
    6.Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 4 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
    7.Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 4 настоящей статьи, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в Государственном Собрании, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
    8.Несоблюдение требований, указанных в частях 5 - 7 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
    9.В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 72-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл".
    10.Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые подлежат регистрации.
    11.Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно в соответствии с утвержденными положениями.
    1.Для правового, организационного, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Государственного Собрания, оказания консультативной помощи комитетам, а также депутатам образуется Аппарат Государственного Собрания. Положение об Аппарате Государственного Собрания утверждается Государственным Собранием.
    2.Работники Аппарата Государственного Собрания являются государственными гражданскими служащими.
    3.Депутат Государственного Собрания не может занимать должности в Аппарате Государственного Собрания.
    4.Утратила силу
    5.Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих определяется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл", Положением об Аппарате Государственного Собрания и служебным распорядком, которые утверждаются Председателем Государственного Собрания.
    6.Общее руководство Аппаратом Государственного Собрания осуществляет Председатель Государственного Собрания, координацию деятельности - Заместитель Председателя Государственного Собрания, работающий на профессиональной постоянной основе, непосредственное руководство - Руководитель Аппарата, назначенный на должность Председателем Государственного Собрания по согласованию с Государственным Собранием.
    1.По объему материально-социальных гарантий депутаты Государственного Собрания, работающие на профессиональной постоянной основе, приравниваются к министру Республики Марий Эл; Председатель Государственного Собрания - к Главе Республики Марий Эл; заместители Председателя Государственного Собрания - к заместителям Председателя Правительства Республики Марий Эл.
    2.Председателю Государственного Собрания устанавливается ежемесячное денежное содержание, которое состоит из должностного оклада, равного 90 процентам должностного оклада Главы Республики Марий Эл, и надбавок, установленных для лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл.
    Первому заместителю Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл и Заместителю Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл, работающим на профессиональной постоянной основе, устанавливается ежемесячное денежное содержание в размере ежемесячного денежного содержания соответственно Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл и Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл.
    Депутату Государственного Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, устанавливается ежемесячное денежное содержание в размере ежемесячного денежного содержания министра Республики Марий Эл.
    Депутату Государственного Собрания ежемесячно возмещаются расходы, связанные с выполнением депутатских полномочий, в размере, установленном Законом Республики Марий Эл "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл".
    3.Медицинское, социально-бытовое обслуживание Председателя Государственного Собрания, заместителей Председателя Государственного Собрания и депутатов осуществляются в соответствии с законодательством республики в пределах расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на содержание Государственного Собрания.
    4.Исключена
    5.Председателю Государственного Собрания, заместителям Председателя Государственного Собрания, депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней, а также бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение. Членам семей указанных лиц один раз в календарном году предоставляется 50-процентная скидка при оплате санаторно-курортного лечения.
    Депутатам Государственного Собрания, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня, за исключением тех случаев, когда законодательством предусматривается более продолжительный срок. Расходы, понесенные предприятиями, учреждениями и организациями на оплату отпуска депутата большей продолжительности, чем предусмотрено по основной работе, возмещаются за счет бюджетной сметы Государственного Собрания.
    6.Председатель Государственного Собрания и члены его семьи имеют право пользоваться в установленном порядке государственной дачей, закрепленным автотранспортом за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
    7.Председателю Государственного Собрания, заместителям Председателя Государственного Собрания, депутату Государственного Собрания, работавшим на профессиональной постоянной основе, после освобождения их от должности на период их трудоустройства или оформления доплаты к трудовой пенсии ежемесячно выплачивается пособие в размере их денежного содержания и сохраняются условия медицинского обслуживания в течение одного календарного года за счет средств республиканского бюджета в следующих случаях:
    а) неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий;
    б) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий, если они проработали в этой должности не менее одного года.
    8.При прекращении полномочий Председателя Государственного Собрания в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае добровольного сложения полномочий или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия за Председателем Государственного Собрания и членами его семьи сохраняется медицинское и санаторно-курортное обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения полномочий Председателя Государственного Собрания.
    решения Государственного Собрания о самороспуске, принятого двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и оформленного постановлением Государственного Собрания;
    б) вступления в силу решения Верховного суда Республики Марий Эл о неправомочности данного состава депутатов Государственного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    в) по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
    2.В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания в соответствии с Федеральным законом, Конституцией Республики Марий Эл и законом Республики Марий Эл назначаются внеочередные выборы в Государственное Собрание. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    В случае принятия Государственным Собранием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и Конституции Республики Марий Эл, повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, Государственное Собрание несет ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
  11. Глава VII.Взаимоотношения государственного собрания, органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления

  12. 1.В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную Государственное Собрание и Правительство Республики Марий Эл осуществляют свои полномочия самостоятельно.
    2.Государственное Собрание и Правительство Республики Марий Эл взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Республики Марий Эл и в интересах ее населения.
    3.Правовые акты Главы Республики Марий Эл, нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл направляются в Государственное Собрание в сроки, установленные Регламентом Правительства Республики Марий Эл.
    4.Государственное Собрание вправе обратиться к Главе Республики Марий Эл или в Правительство Республики Марий Эл с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
    5.Глава Республики Марий Эл вправе обратиться в Государственное Собрание с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Государственного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
    6.Государственное Собрание направляет Главе Республики Марий Эл программы законопроектной работы Государственного Собрания и проекты законов республики.
    7.На заседаниях Государственного Собрания и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса Глава Республики Марий Эл, руководители органов исполнительной власти республики или лица, уполномоченные указанными руководителями.
    8.На заседаниях Правительства Республики Марий Эл, других органов исполнительной власти республики вправе присутствовать депутаты Государственного Собрания либо по поручению Государственного Собрания или его Председателя работники Аппарата Государственного Собрания.
    Для разрешения споров между Государственным Собранием Республики Марий Эл и Правительством Республики Марий Эл по вопросам осуществления их полномочий могут использоваться согласительные процедуры. В случае недостижения согласованного решения спор может быть передан на рассмотрение соответствующего суда.
    1.Государственное Собрание осуществляет законодательное регулирование организации и порядка деятельности местного самоуправления в республике в пределах полномочий, установленных Федеральным законом, оказывает содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.
    2.Исключена
  13. Глава VIII.Заключительные положения

  14. Президент
    Республики Марий Эл
    Л.МАРКЕЛОВ
    г. Йошкар-Ола
    7 декабря 2001 года
    N 45-З