-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Марий Эл
Закон от 04 ноября 1996 года № 347-III
О выборах глав местных администраций в Республике Марий Эл в 1996 году
- Принят
- Государственным Собранием Республики Марий Эл
04 ноября 1996 года
Глава I.Общие положения
1.Выборы глав администраций районов, городов, сельсоветов, поселков осуществляется гражданами Республики Марий Эл, проживающими на территории соответствующего района, города, сельсовета, поселка на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Глава администрации избирается сроком на четыре года.
3.Участие гражданина Республики Марий Эл в выборах глав администраций является добровольным.
Контроль за волеизъявлением избирателя запрещается.
Условия, порядок подготовки и проведения выборов главы администрации регулируются настоящим законом, иными законами Республики Марий Эл, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
1.Право избирать глав администраций района, города, сельсовета, поселка принадлежит каждому гражданину Республики Марий Эл, проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста.
2.Главой администрации района, города, сельсовета, поселка может быть избран гражданин Республики Марий Эл, постоянно проживающий на территории Республики Марий Эл, не моложе 21 года и обладающий избирательным правом.
3.Не обладают правом избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Глава администрации не имеет права:
занимать оплачиваемые должности в государственных органах и общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях;
состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп;
состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций; состоять на действительной военной службе.
Нарушение требований настоящей статьи влечет за собой признание территориальной избирательной комиссией или соответствующим судом выборов главы администрации недействительными.
1.Выборы глав местных администраций проводятся 22 декабря 1996 года.
2.Сообщение о дате проведения выборов публикуется в печати.
1.Право выдвижения кандидатов на должность главы администрации принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, учебы и жительства.
2.Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов являются:
региональные (местные) отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
местные отделения региональных партий и движений, устав которых зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл и предусматривает участие в выборах;
региональные отделения блоков партий, общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов.
3.Партия, движение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Финансирование мероприятий по организации и проведению выборов глав администраций районов, городов, сельсоветов, поселков осуществляется за счет средств местного бюджета.
1.Организация и проведение выборов глав администраций районов, сельсоветов, поселков возлагается на территориальные и участковые избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных органов и организаций.
2.Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Глава II.Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей
Избирательным округом по выборам главы администрации является территория в границах соответствующей административно-территориальной единицы.
1.Проведение голосования и подсчет голосов граждан осуществляется участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках, образованных для выборов Президента Республики Марий Эл.
Порядок включения граждан в основной и дополнительный списки избирателей определяется статьями 23 и 24 Закона Республики Марий Эл "О выборах Президента Республики Марий Эл".
Глава III.Избирательные комиссии
Подготовку и проведение выборов глав администраций в Республики Марий Эл осуществляют: Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл;
территориальные избирательные комиссии: районные, городские, сельские, поселковые; участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл, сформированная в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл "О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл" оказывает методическую и организационно-техническую помощь избирательным комиссиям по выборам глав местных администраций.
1.Полномочия территориальных (районных, городских) избирательных комиссий по выборам глав администраций района, города осуществляются районными, городскими избирательными комиссиями по выборам депутатов районных, городских собраний.
2.Территориальная (районная, городская, сельская, поселковая) избирательная комиссия формируется районным (городским) собранием не позднее чем за 50 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов.
3.Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной (сельской, поселковой) избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.
4.При формировании состава территориальной (сельской, поселковой) избирательной комиссии районное (городское) собрание учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
5.Каждый кандидат на должность главы местной администрации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса и по одному наблюдателю в день голосования в соответствующие избирательные комиссии.
1.Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл при подготовке и проведении выборов глав администраций города, района, сельсовета, поселка в пределах своих полномочий, установленных законами Республики Марий Эл и федеральными законами:
осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов;
издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего закона, обязательных для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов;
устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;
контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействия) территориальных и участковых избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные функции в пределах своих полномочий.
2.Решения Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также их должностных лиц.
1.Районная (городская) избирательная комиссия по выборам глав администраций:
а) организует подготовку и проведение выборов на соответствующей территории, информирует население;
б) регистрирует выдвинутых кандидатов на должность главы администрации района (города), их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
в) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов;
г) руководит деятельностью других территориальных (сельсоветов, поселков) избирательных комиссий в районе (городе), а также участковых избирательных комиссий;
д) распределяет денежные средства, выделенные из районного (городского) бюджета, по другим территориальным избирательным комиссиям и по участковым избирательным комиссиям района (города);
е) заслушивает сообщения (сельских, поселковых) избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий;
ж) утверждает текст избирательного бюллетеня для выборов главы администрации района (города);
з) обеспечивает изготовление бланков избирательных бюллетеней для выборов главы администрации района (города), сельсовета и поселка;
и) наблюдает за составлением списков избирателей и предоставлением их для всеобщего ознакомления;
к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов на должности глав администраций;
л) организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов избирательным комиссиям;
м) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
н) получает от соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий протоколы об итогах голосования по выборам главы администрации района (города) и сведения об итогах выборов глав администраций сельсовета (поселка);
о) устанавливает и публикует в печати результаты выборов главы администрации района (города), а также публикует итоги голосования при выборах глав администраций сельсовета (поселка);
п) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
р) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив;
с) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия других территориальных (сельских, поселковых) избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий, принимает по ним решения;
т) решает вопросы, связанные с отзывом главы администрации района (города);
у) организует встречи кандидатов на должность глав администраций и их доверенных лиц с избирателями;
ф) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом и федеральными законами;
х) организует досрочное голосование в помещении районной (городской) избирательной комиссии.
2.Полномочия районной (городской) избирательной комиссии прекращаются с момента образования районной (городской) избирательной комиссии в новом составе в связи с назначением очередных выборов глав администраций.
1.Сельская (поселковая) избирательная комиссия по выборам глав администраций:
а) организует подготовку и проведение выборов на территории сельсовета, поселка, информирует население;
б) руководит деятельностью участковых избирательных комиссий;
в) регистрирует выдвинутых кандидатов на должность главы администрации сельсовета, поселка, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
г) информирует население о составе зарегистрированных кандидатов;
д) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям;
е) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий;
ж) утверждает текст избирательного бюллетеня для выборов глав администраций сельсовета (поселка);
з) обеспечивает своевременную подачу заявки в районную (городскую) избирательную комиссию на изготовление бланков бюллетеней для выборов главы администрации сельсовета (поселка) и финансирование затрат на него;
и) наблюдает за составлением списков избирателей и предоставлением их для всеобщего ознакомления;
к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов на должность главы администрации сельсовета (поселка);
л) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий, принимает по ним решения;
м) обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям;
н) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
о) получает от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования по выборам главы администрации района (города), главы администрации сельсовета (поселка);
п) устанавливает итоги выборов главы администрации сельсовета (поселка);
р) передает в районную (городскую) избирательную комиссию протоколы об итогах голосования по выборам главы администрации района (города), сведения о выбранном главе администрации сельсовета (поселка);
с) информирует население сельсовета (поселка) об итогах выборов главы администрации сельсовета (поселка);
т) организует досрочное голосование в помещении сельской (поселковой) избирательной комиссии;
у) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
ф) обеспечивает соблюдение порядка и сроков хранения избирательных документов;
х) решает вопросы, связанные с проведением отзыва главы администрации сельсовета (поселка);
ц) организует встречи кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;
ч) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом и федеральными законами.
2.Полномочия сельской (поселковой) избирательной комиссии прекращаются с момента образования сельской (поселковой) избирательной комиссии в новом составе в связи с назначением очередных выборов главы администрации.
1.Участковая избирательная комиссия:
а) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
б) составляет списки избирателей;
в) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке;
з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом и федеральными законами.
2.Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов глав администраций.
1.Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
2.В состав избирательных комиссий не могут входит кандидаты на должность главы местных администраций, их доверенные лица, супруги и близкие родственники, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
3.Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
4.Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии производится в порядке, установленном настоящим законом.
5.Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов не ниже средней заработной платы по основному месту работы. В этот период они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
6.Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
1.Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты на должность главы администраций города, района, сельсовета, поселка и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей и представители средств массовой информации.
Решения избирательной комиссии могут публиковаться в печати и передаваться другими средствами массовой информации.
2.Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные, итоги голосования по каждому кандидату или результаты выборов главы администрации.
3.В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать доверенные лица, наблюдатели, направленные кандидатами, общественными и избирательным объединениями, избирательными блоками, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
4.Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он определяет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта либо документа, его заменяющего (удостоверения личности).
Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
5.Наблюдатель вправе:
присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
знакомиться со списками избирателей;
обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
6.Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются участковой избирательной комиссией, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
1.Информация о составе избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации не позднее чем на третий день с момента образования этих комиссий.
2.Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии с правом решающего голоса.
3.Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии.
4.Решения о регистрации кандидата на должность главы администрации и подведение итогов голосования принимаются большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии.
5.При принятии решения избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя является решающим.
6.Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
7.Решение избирательной комиссии, противоречащее законам Республики Марий Эл и федеральным законам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
8.Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
9.Заседания избирательных комиссий созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
10.Председатель, заместитель председателя, секретарь или член избирательной комиссии по решению комиссии в период избирательной кампании могут работать на постоянной основе.
11.Оплата работы проводится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих, но не менее средней заработной платы по основному месту работы.
12.На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации по предъявлении соответствующих документов.
13.При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий извещаются представители заинтересованных сторон.
14.Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
15.Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.
1.Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Марий Эл.
2.Решения и действия (бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
3.Районная (городская) избирательная комиссия в пределах своей компетенции рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) сельских (поселковых), а также участковых избирательных комиссий и их должностных лиц и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
4.Сельская (поселковая) избирательная комиссия в пределах своей компетенции рассматривает жалобы на решения и действия (бездействия) участковых избирательных комиссий и их должностных лиц и обязана не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
Глава IV.Избирательные объединения
1.Избирательным объединением является структурная организация регионального, местного отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривают участие в выборах, структурные организации местных отделений региональных партий и движений, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Марий Эл и предусматривают участие в выборах не позднее чем за шесть месяцев до объявления для выборов".
1.Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии со статьей 24 настоящего закона.
2.В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения.
3.Избирательные блоки регистрируются районной (городской) избирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чем за пять дней после представления в районную (городскую) избирательную комиссию протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений, о создании избирательного блока.
Избирательное объединение, избирательный блок и инициативная группа избирателей назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом представлять их по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока и инициативной группы избирателей в выборах, в том числе и по финансовым вопросам.
Избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей участвуют в выборах на равных основаниях в порядке, установленном настоящим законом.
Глава V.Выдвижение и регистрация кандидатов на должность глав администраций
1.Выдвижение кандидата на должность главы администрации района (города), сельсовета (поселка) производится на собраниях (конференциях) избирательного объединения.
2.Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата на должность главы местной администрации.
3.Решение о выдвижении кандидата принимается как тайным, так и открытым голосованием.
4.Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатом на должность главы местной администрации лицо, не являющееся членом входящих в них общественных объединений.
5.Уполномоченные представители избирательного объединения протокол с решением съезда (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата на должность главы администрации района (города) представляют в районную (городскую) избирательную комиссию, протокол с решением съезда (конференции) о выдвижении кандидата на должность главы администрации сельсовета (поселка) - в соответствующую сельскую (поселковую) избирательную комиссию. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.
6.Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения (республиканского отделения), зарегистрированный устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения. Республиканские отделения общероссийских и межрегиональных общественных объединений, не принявшие свой устав и действующие на основании устава того общественного объединения, отделением которого они являются, кроме указанных документов, представляют письмо центрального руководящего органа о наличии указанного отделения, его местонахождения, а также со сведениями о его руководящих органах.
7.Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с документами, указанными в частях пятой и шестой настоящей статьи, представляют в соответствующие территориальные избирательные комиссии протоколы съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.
1.Каждый гражданин или группа граждан Республики Марий Эл, проживающие на территории района (города), сельсовета (поселка), обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 10 человек для выдвижения кандидата на должность главы администрации района, города и не менее пяти человек - на должность главы администрации сельсовета (поселка).
2.О своей инициативе инициативная группа избирателей письменно уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
3.Поддержка выдвижения кандидата непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей инициативной группой.
1.Сбор подписей в поддержку кандидата на должность главы местной администрации начинается со дня официального опубликования районным (городским) собранием информации о сформированных территориальных избирательных комиссиях по выборам глав администраций, после уведомления территориальной избирательной комиссии об инициативе.
2.В поддержку выдвижения кандидата на должность главы администрации района, города, поселка должно быть собрано не менее одного процента подписей избирателей от общего числа избирателей, проживающих на территории района, города, поселка.
3.Сбор подписей в поддержку кандидата на должность главы администрации сельсовета не проводится, кроме поселка городского типа.
4.Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата проводится по месту работы (в том числе и в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Подписи могут собираться только среди избирателей на территории того района, города, поселка на должность главы администрации которого выдвигается кандидат.
При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи.
5.Подписные листы изготовляются инициаторами сбора подписей по форме, установленной в приложении к настоящему закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и название района (города), сельсовета (поселка), на должность главы администрации которого он выдвигается.
6.Избиратель, ставя свою подпись на избирательном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа (удостоверения личности), дату внесения подписи.
Избиратель вправе ставить свою подпись только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Подписной лист удостоверяется подписью лица, собравшего подписи (с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса места жительства, серии и номера его паспорта либо удостоверения личности), и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
1.Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность главы местной администрации в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов.
2.Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижение кандидата требованиям настоящего закона и в течение пяти дней регистрирует его с опубликованием данных о нем в районной (городской) печати и выдачей ему удостоверения о регистрации с указанием ее даты и времени.
3.В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах или в достоверности подписей, территориальная избирательная комиссия организует проверку подписных листов.
4.В регистрации кандидата может быть отказано только в случае нарушения Конституции Республики Марий Эл, Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящего закона. Территориальная избирательная комиссия выносит мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. Указанное решение доводится до сведения лица, которому отказано в регистрации кандидатом на должность главы местной администрации.
5.Решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в районный (городской) суд. Жалоба должна быть рассмотрена судом в течение трех дней.
6.В случае, если в срок, указанный в п. 1 настоящей статьи будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются по решению соответствующей районной (городской), сельской (поселковой) избирательной комиссии на 30 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.
7.Если в день выборов остаются менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы откладываются по решению соответствующей избирательной комиссии на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов.
Глава VI.Статус кандидатов на должности глав администраций
Все зарегистрированные кандидаты на должность главы соответствующей администрации района (города), сельсовета (поселка) обладают равными правами и несут равные обязанности.
1.Кандидату на должность главы администрации района (города), сельсовета (поселка) по его личному заявлению предоставляется неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока зарегистрировавшая его избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидату денежную компенсацию в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов.
2.Кандидат не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и на военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности или должности, по которой он работал до дня регистрации.
3.Кандидат со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеет право на территории района (города), сельсовета (поселка), на должность главы которого он баллотируется, бесплатно пользоваться любым видом общественного транспорта, кроме такси. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
4.Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия прокурора Республики Марий Эл.
5.Кандидат может иметь до 15 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая его зарегистрировала. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 3 настоящего закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную деятельность, способствующую избранию кандидата на должность главы местной администрации.
Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения.
6.Кандидат вправе не позднее трех суток до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.
Глава VII.Предвыборная агитация
1.Граждане Республики Марий Эл, кандидаты на должность глав местных администраций, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
2.Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
органам государственной власти Республики Марий Эл, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
воинским частям, военным учреждениям и организациям;
благотворительным организациям и религиозным объединениям;
членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.
3.Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
4.Предвыборная агитация может проводиться:
через средства массовой информации;
путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);
путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
5.Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
6.Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами на должности глав местных администраций, либо их доверенными лицами.
1.Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом районной (городской) избирательной комиссией.
2.Владельцы помещений, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности кандидатам.
1.При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Республики Марий Эл и Российской Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
2.Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно.
1.Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов и "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат на должность главы местной администрации, избирательные объединения вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
2.Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны создавать равные возможности для предвыборных выступлений кандидатов.
1.Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями.
2.Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, установленном территориальной избирательной комиссией.
3.По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов и избирательных объединений. Не могут предоставляться для этих целей здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и Республики Марий Эл.
1.Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы.
2.Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.
3.Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов.
4.Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.
5.Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования.
6.Не позднее чем за 20 дней до дня выборов местная администрация обязана выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка.
Глава VIII.Порядок финансирования выборов
1.Средства, выделенные на организацию и проведение выборов глав администраций района (города), сельсовета (поселка), поступают из местного бюджета в распоряжение районной (городской), сельской (поселковой) избирательных комиссий в пятидневный срок со дня формирования данных комиссий и распределяются ими между избирательными комиссиями.
2.Районная (городская) избирательная комиссия представляет в районное (городское) собрание и главе администрации района (города) отчет о расходовании средств, выделенных на организацию и проведение выборов главы администрации района (города), не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов.
Сельская (поселковая) избирательная комиссия представляет главе администрации сельсовета (поселка) отчет о расходовании средств, выделенных на организацию и проведение выборов главы администрации сельсовета (поселка), не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов.
1.Кандидаты используют для финансирования предвыборной агитации средства, выделенные кандидату районной (городской), сельской (поселковой) избирательной комиссией, а также вправе создавать собственные избирательные фонды.
Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Банка Республики Марий Эл Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату.
Отделения Банка Республики Марий Эл Сберегательного банка Российской Федерации открывают кандидатам на основе сообщения в письменной форме соответствующей избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов.
Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов:
а) для кандидата на должность главы администрации района (города) более чем в 100 раз;
б) для кандидата на должность главы администрации сельсовета (поселка) - более чем в 50 раз;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Размер пожертвований физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов:
а) для кандидата на должность главы администрации района (города) - более чем в 10 раз;
б) для кандидата на должность главы администрации сельсовета (поселка) - более чем в 5 раз.
Размер пожертвований юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный, федеральным законом на день назначения выборов:
а) для кандидата на должность главы администрации района (города) - более чем в 100 раз;
б) для кандидата на должность главы администрации сельсовета (поселка) - более чем в 50 раз.
Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:
иностранных государств, организаций и граждан;
лиц, не имеющих гражданства;
российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;
международных организаций и международных общественных движений;
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
воинских частей, военных организаций и учреждений;
благотворительных организаций и религиозных объединений.
Банки предоставляют соответствующей избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок со дня их поступления.
Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные настоящей статьей размеры, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвований. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.
5.Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в избирательные фонды.
6.Банки предоставляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов, соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в письменной форме.
7.Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов - немедленно.
8.Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов.
1.Порядок учета расходования денежных средств, выделенных кандидату для финансирования предвыборной агитации, устанавливается районной (городской) избирательной комиссией.
2.Не позднее 14 дней после определения результатов выборов лицо, бывшее кандидатом на должность главы администрации, обязано представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации.
3.Кандидаты на должность главы администрации не позднее чем через 14 дней после дня выборов возвращают соответствующим территориальным избирательным комиссиям неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им избирательной комиссией.
По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию территориальной избирательной комиссии перечисляются отделениями банка на счет территориальной избирательной комиссии в бесспорном порядке.
4.Остатки денежных средств на счетах бывших кандидатов, после окончания выборов перечисляются ими пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды, с разрешения соответствующей избирательной комиссии.
5.Участковые избирательные комиссии представляют вышестоящим избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее пяти дней со дня опубликования результатов выборов.
Глава IX.Голосование и определение результатов выборов
1.Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации.
2.В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.
3.Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
4.В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней и информационные материалы обо всех выдвинутых на должность главы администрации района (города) и на должность главы администрации сельсовета (поселка) кандидатах. В информационных материалах о них, а также в их предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии баллотирующихся кандидатов.
1.Для выборов глав администраций каждый избиратель получает избирательные бюллетени по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл.
2.Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по соответствующему административно-территориальному образованию кандидатов и их данные, предусмотренные частью пятой статьи 27 или частью второй статьи 28 настоящего закона. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3.Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке заполнения бюллетеня.
4.Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению соответствующей избирательной комиссии (районной, городской, сельской, поселковой) избирательные бюллетени в необходимых случаях печатаются на языках народов Республики Марий Эл на территориях их компактного проживания.
5.Избирательные бюллетени для выборов глав администраций печатаются по распоряжению соответствующих районных (городских) избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии получают бюллетени от районных (городских) избирательных комиссий не позднее чем за три дня до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному округу более чем на 0,5 процента. На лицевой стороне в правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Передача бюллетеней избирательными комиссиями производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Акт подписывают по три члена от каждой комиссии, выдавшей и получившей бюллетени, и заверяют печатью районной (городской), поселковой или сельской избирательной комиссии, выдавшей бюллетени.
После подведения итогов голосования акты передаются и хранятся вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения протоколов.
6.В случае выбытия отдельных кандидатов на должность главы администрации до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих районных (городских) избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
1.В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения.
Если на избирательных участках проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленным частью первой настоящей статьи.
2.Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении соответствующей территориальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (не ранее чем за 3 дня до выборов) избирательной комиссии, при этом не допускается нарушение тайны голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответствующей территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за дня три до дня выборов.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
3.В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
4.При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов.
Каждый избиратель голосует лично. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе приглашать в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.
5.В избирательном бюллетене по выборам главы администрации избиратель ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов".
6.Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
7.Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.
8.Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.
В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносимых избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещении для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещении для голосования переносной избирательной ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей.
9.Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
1.По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
2.Перед вскрытием избирательных ящиков членов избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам кандидатов и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.
3.Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосовании вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признают недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
4.При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
5.Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены избирательной комиссии, а также наблюдатели.
6.Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В каждый протокол вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций).
Дополнительно к этим сведениям в протокол об итогах голосования вносятся:
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов, поданных за каждого кандидата;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
7.Указанный протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к нему свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
8.К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушение настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
9.Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссию, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
10.Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
11.Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
12.Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
13.Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через три дня после официального объявления результатов выборов по избирательному округу.
1.На основании протоколов участковых избирательных комиссий по выборам глав администраций районов (городов), сельсоветов (поселков) районная (городская), сельская (поселковая) избирательная комиссия не позднее через день после проведения выборов устанавливает общие итоги выборов.
2.Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия определяет:
число участковых избирательных комиссий, образованных для проведения выборов;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя и отчество избранного кандидата.
3.Избранным считается кандидат на должность главы администрации, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия признает выборы главы администрации недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Территориальная (районная, городская) избирательная комиссия признает выборы не состоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
4.Протокол территориальной (районной, городской) избирательной комиссии об итогах голосования по выборам главы администрации района, города составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами районной, городской избирательной комиссии.
Первый экземпляр протокола вместе со сводной таблицей об итогах голосования, включающий в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий, жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную (районную, городской) избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составления протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Второй экземпляр протокола передается в соответствующее районное (городское) собрание.
Третий экземпляр протокола и сводная таблица по требованию предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов на должность главы администрации, наблюдателям, членам территориальной (районной, городской) избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
5.Если выборы главы администрации района, города были признаны несостоявшимися или недействительными районная (городская) избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости замены состава участковых комиссий. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что были составлены для проведения предыдущих выборов.
Повторные выборы проводятся не позднее чем в месячный срок после предыдущих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность главы администрации района (города) не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов недействительными.
6.Сельская (поселковая) избирательная комиссия определяет:
число участковых избирательных комиссий, образованных для проведения выборов;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя и отчество избранного кандидата.
7.Избранным считается кандидат на должность главы администрации, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Сельская (поселковая) избирательная комиссия признает выборы главы администрации недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Сельская (поселковая) избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
8.Протокол сельской (поселковой) избирательной комиссии об итогах голосования по выборам главы администрации сельсовета, поселка составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами сельской (поселковой) избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола вместе со сводной таблицей об итогах голосования, включающий в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий, жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в сельскую (поселковую) избирательную комиссию, а также принятые по ним решения с списки членов сельской (поселковой) избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составления протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Второй экземпляр протокола передается в соответствующее районное (городское) собрание.
Третий экземпляр протокола и сводная таблица по требованию предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов на должность главы администрации, наблюдателям, членам сельской (поселковой) избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
9.На территориях сельсоветов (поселков), выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, сельская (поселковая) избирательная комиссия назначает повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем в месячный срок после предыдущих выборов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
1.Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
2.Территориальная избирательная комиссия публикует данные, содержащиеся в ее протоколе об итогах голосования, не позднее чем через пять дней со дня проведения выборов.
1.Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного на должность главы администрации. В соответствии с требованиями статьи 4 настоящего закона, кандидат, избранный на должность главы администрации, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых с занятием должности главы администрации.
2.Территориальная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов главы администрации, после официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию главы администрации и выдает соответствующее удостоверение об этом.
3.Глава администрации вступает в должность с момента его регистрации территориальной избирательной комиссией.
4.Действующий Глава администрации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного главы администрации.
Глава X.Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Марий Эл своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность.
Глава XI.Заключительные положения
В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации районное (городское) собрание назначает на соответствующей территории дополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему закону. Если до окончания срока полномочий главы администрации остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся. Обязанности главы администрации района (города) исполняет его заместитель по решению районного (городского) собрания, а обязанности главы администрации сельсовета (поселка) исполняет лицо, назначенное главой администрации района (города).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Марий Эл
В.ЗОТИН
г. Йошкар-Ола
4 ноября 1996 года
N 347-III