-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Марий Эл
Закон от 31 мая 1994 года № 114-III

О статусе депутатов представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
31 мая 1994 года
    В редакциях
  • от 21.12.2000 № 55-З,
  • от 19.09.2001 № 39-З,
  • от 04.12.2002 № 42-З,
  • от 06.03.2003 № 9-З,
  • от 03.03.2004 № 2-З,
  • от 06.07.2005 № 28-З.
    Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутатов представительного органа местного самоуправления - выборных представительных органов местного самоуправления Республики Марий Эл, предусматривает основные правовые и социальные гарантии депутатской деятельности.
    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Депутатом представительного органа местного самоуправления является выборный представитель народа, уполномоченный представлять интересы населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования
    Государство и органы местного самоуправления гарантируют депутату представительного органа местного самоуправления условия для беспрепятственного осуществления его полномочий, защищают его права, честь и достоинство.
    Статус депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Марий Эл определяется Законом Республики Марий Эл "Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл", настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования.
    Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть более пяти лет.
    Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются с момента его избрания и прекращаются в момент начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
    Депутат представительного органа местного самоуправления имеет удостоверение, подтверждающее его личность и полномочия, а также может иметь специальный нагрудный знак.
    Удостоверением и нагрудным знаком депутат представительного органа местного самоуправления пользуется в течение срока своих полномочий.
    Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата представительного органа местного самоуправления, содержащее их образцы и описание, утверждается соответствующим представительным органом местного самоуправления.
    Депутат представительного органа местного самоуправления реализует свои полномочия, как правило, не прекращая производственной или служебной деятельности. В соответствии с уставом муниципального образования он может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Депутат, работающий на постоянной основе, не вправе совмещать свою депутатскую деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельности.
    Формами осуществления депутатской деятельности являются:
    участие в заседаниях районного, городского собрания;
    участие в работе постоянных комиссий районного, городского собрания;
    участие в выполнении поручений представительного органа муниципального образования и его органов;
    участие в работе депутатских групп;
    работа с избирателями.
    Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных регламентом представительного органа муниципального образования.
    Депутаты представительного органа местного самоуправления численностью не менее трех человек могут объединяться по собственной инициативе в депутатские группы по партийной принадлежности, профессиональным и иным признакам.
    Внутренняя деятельность депутатских групп организуется ими самостоятельно.
    Порядок образования и деятельности депутатских групп, их права определяются Регламентом соответствующего представительного органа муниципального образования.
    Депутаты вправе создавать не подлежащие регистрации временные депутатские группы для совместного выражения мнений и позиций по конкретному вопросу, рассматриваемому представительным органом муниципального образования, или для совместного принятия решения о направлении депутатского запроса, либо об осуществлении иного полномочия, реализация которого возможна лишь при наличии решения части депутатов представительного органа местного самоуправления.
    Депутаты представительного органа местного самоуправления поддерживают связь с избирателями.
    Депутаты принимают меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривают поступившие к ним предложения, заявления и жалобы в пределах своих полномочий и принимают меры к правильному и своевременному их разрешению, ведут прием граждан, изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы местного самоуправления.
    При обеспечении прав, свобод и законных интересов своих избирателей депутаты, избранные в представительный орган местного самоуправления, взаимодействуют с депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл.
    Депутату представительного органа местного самоуправления обеспечиваются необходимые условия для проведения приема граждан и встреч с избирателями. По просьбе депутата соответствующий орган местного самоуправления выделяет помещения и извещает граждан о времени и месте приема граждан депутатом или встречи депутата с избирателями.
    Депутат представительного органа местного самоуправления ответственен перед избирателями и им подотчетен.
    В своей деятельности депутат руководствуется интересами избирателей, законами Российской Федерации и Республики Марий Эл, своими убеждениями и предвыборной программой.
    Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с избирателями, а также в средствах массовой информации.
    Депутат по своей инициативе, по поручению постоянной комиссии или депутатской группы, в состав которой он входит, информирует на заседании соответственно комиссии или депутатской группы о своей работе с избирателями.
    Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван в установленном законом порядке.
    Депутат представительного органа местного самоуправления может быть отозван избирателями в случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Марий Эл "О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл".
    Депутат должен строго соблюдать нормы этики и морали. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам общества, граждан и государства, а также в своих личных целях.
    В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается представительным органом муниципального образования.
    Принятое по этому вопросу решение в месячный срок доводится до сведения избирателей округа, от которого избран депутат.
    Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:
    а) личного заявления депутата о снятии полномочий;
    б) роспуска представительного органа местного самоуправления;
    в) прекращения гражданства Российской Федерации;
    г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом представительного органа местного самоуправления;
    д) отзыва депутата;
    е) смерти депутата;
    ж) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.
    Решение о прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в указанных случаях принимается соответствующим представительным органом муниципального образования, кроме случая, указанного в пункте "е".
  1. II.Деятельность депутата в представительном органе муниципального образования

  2. На сессиях представительного органа муниципального образования депутаты рассматривают и решают все вопросы, отнесенные к ведению соответствующего районного, городского собрания.
    Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом муниципального образования.
    Депутат вправе:
    избирать и быть избранным в органы соответствующего представительного органа муниципального образования;
    предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом муниципального образования;
    вносить предложения и замечания по повестке дня сессии представительного органа муниципального образования по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
    вносить проекты решения по обсуждаемым вопросам и поправки к ним;
    высказывать мнение по персональному составу создаваемых представительным органом муниципального образования органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых районным, городским собранием;
    участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать ответы и давать им оценку;
    выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
    вносить предложения о заслушивании на сессии районного, городского собрания отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного соответствующему представительному органу муниципального образования;
    ставить вопрос о доверии главе администрации, должностным лицам, избранным или утвержденным представительным органом муниципального образования;
    оглашать на сессии представительного органа муниципального образования обращения граждан, имеющие общественное значение.
    Депутат, не выступивший в прениях, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии представительного органа муниципального образования вопросу. Текст выступления включается в протокол сессии соответствующего собрания;
    вправе знакомиться с текстами своих выступлений в протоколах сессии районного, городского собрания и его органов до опубликования.
    Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии представительного органа муниципального образования, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный письменный или устный ответ.
    Депутат, не согласный с решением представительного органа муниципального образования или его органов, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на сессии собрания.
    Депутат не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях, при голосовании по рассматриваемым вопросам на сессии собрания или заседаниях его органов, если не допускал действий, запрещенных законом.
    Депутат представительного органа местного самоуправления обязан:
    лично участвовать в работе сессий представительного органа муниципального образования;
    придерживаться регламента выступлений;
    выступать по предмету обсуждения;
    не допускать оскорбительных высказываний в адрес других депутатов, главы местного самоуправления, должностных лиц, администрации и приглашенных на сессию;
    голосовать лично;
    выполнять требования Регламента соответствующего представительного органа муниципального образования.
    В случае невозможности участвовать в работе сессии депутат извещает об этом председателя представительного органа муниципального образования или его заместителя.
    Отсутствие депутата на сессии без уведомления или по неуважительной причине считается неисполнением им депутатских обязанностей.
    Депутатский запрос - заявляемое на сессии представительного органа муниципального образования требование к органам местного самоуправления и должностным лицам дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение.
    Депутат или группа депутатов, постоянная комиссия районного, городского собрания имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции Республики Марий Эл, Конституции Российской Федерации, законов, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления Республики Марий Эл, Российской Федерации, решений органов местного самоуправления, а также по другим вопросам, имеющим важное значение для жизни населения муниципального образования, к главе местного самоуправления, должностным лицам администрации, руководителям отделов и управлений администрации, к руководителям расположенных на территории района, города предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего представительного органа муниципального образования.
    Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме.
    Депутатский запрос не может касаться материалов и дел, находящихся в производстве суда, прокуратуры и органов внутренних дел.
    Орган местного самоуправления или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на данной сессии или в тот или иной срок, установленный собранием. Письменный ответ на запрос оглашается на данной сессии соответствующего собрания. Депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения в связи с запросом принимается решение.
    По решению собрания запрос, ответ на него и принятое постановление по результатам рассмотрения запроса публикуются в печати.
    Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии представительного органа муниципального образования или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются собранием и его постоянными комиссиями либо направляются на рассмотрение главы и должностных лиц местной администрации.
    Глава местной администрации, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также председателю собрания.
    Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется председателем и заместителем председателя представительного органа муниципального образования.
    Депутат, входящий в состав постоянной комиссии и других органов, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных органов, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений соответствующего собрания и его органов и в контроле за их исполнением.
    Депутат, не согласный с решением органа соответствующего собрания, обязан принимать участие в их работе.
    Депутат, не входящий в состав постоянной комиссии, вправе принимать участие в ее заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
  3. III.Деятельность депутата в избирательном округе

  4. В своем избирательном округе депутат имеет право:
    участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
    участвовать в организации исполнения решений соответствующего собрания и его органов;
    обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, к должностным лицам по вопросам депутатской деятельности;
    проводить собрания и встречи с избирателями округа;
    осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, принимать личное участие в их рассмотрении.
    Должностные лица местной администрации, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его депутатской деятельности.
    Депутат рассматривает поступившие к нему обращения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению, дает ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Регулярно, не реже одного раза в месяц, ведет прием граждан в своем избирательном округе.
    По просьбе депутата в проведении им приема избирателей обязаны участвовать руководители и другие должностные лица местной администрации, предприятий, учреждений, организаций.
    Депутату представительного органа местного самоуправления обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями округа.
    По его просьбе администрация поселка, сельсовета, района, города выделяет помещение, извещает граждан о времени и месте проведения встречи депутата с избирателями, направляет для участия во встречах своих представителей, оказывает другую помощь.
    По просьбе депутата органы местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений, организаций предоставляют ему необходимые справочные и информационные материалы по вопросам, отнесенным к ведению представительного органа муниципального образования.
    Представители органов местного самоуправления, средства массовой информации, учрежденные соответствующими собраниями, обеспечивают освещение деятельности депутатов.
  5. IV.Основные гарантии депутатской деятельности

  6. По вопросам депутатской деятельности депутат представительного органа местного самоуправления пользуется правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами местного самоуправления, органов государственной власти и общественных организаций, расположенных на территории района, города, а также правом беспрепятственного, по предъявлении депутатского удостоверения, посещения всех государственных и общественных органов, предприятий.
    Депутат представительного органа местного самоуправления вправе обратиться к органам местного самоуправления, органам государственной власти и общественным организациям, расположенным на территории района, города, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, запрашивать материалы и документы, необходимые для осуществления своих полномочий.
    Вмешательство депутата в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия, суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам не допускается.
    Соответствующие службы местной администрации обеспечивают депутата документами, принятыми собранием, а также официальными изданиями, информационными материалами собрания и его органов.
    При обращении депутата по вопросам, относящимся к ведению представительного органа муниципального образования, органы местного самоуправления, другие органы государственной власти и общественные организации, расположенные на территории района, города, а также должностные лица предоставляют необходимую информацию и документы.
    Депутаты имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учредителями которых является представительный орган муниципального образования.
    Материалы, представляемые депутатом по поручению представительного органа муниципального образования, подлежат обязательному опубликованию или передаче средствами массовой информации, учредителями которых является районное, городское собрание, в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения.
    Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
    Гарантии прав депутатов представительного органа местного самоуправления при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно - процессуальных и административно - процессуальных действий, а также оперативно - розыскных мероприятий в отношении депутата, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.
    Статья 26 исключена
    Неправомерное воздействие на депутата представительного органа местного самоуправления, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, публичное оскорбление, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную законом.
    Статья 28 исключена
    Депутат представительного органа местного самоуправления, как правило, осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
    На время осуществления депутатской деятельности в представительном органе муниципального образования депутат должен быть освобожден от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы.
    Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей производится на основании официального уведомления о вызове в представительный орган муниципального образования. Требование каких-либо других документов не допускается.
    Орган местного самоуправления, юридические консультации оказывают депутатам районных и городских собраний помощь по правовым вопросам, возникающим в их депутатской деятельности.
    Статья 31 - 1. О помощниках депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл
    Депутат представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования вправе иметь до двух помощников. Работа помощника депутата представительного органа местного самоуправления выполняется на общественных началах.
    Помощники депутата представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, а также государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, оказывают депутату организационно - техническую и научно - консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий.
    Депутат представительного органа местного самоуправления Республики Марий Эл несет ответственность за действия своих помощников и вправе в любое время заменить их.
    Депутат представительного органа местного самоуправления соответственно на территории района, города пользуется правом бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по удостоверению депутата представительного органа местного самоуправления.
    Расходы транспортного предприятия в этих случаях могут возмещаться за счет бюджета муниципального образования.
    Депутату представительного органа местного самоуправления могут возмещаться расходы, связанные с депутатской деятельностью в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим собранием.
    Депутату представительного органа местного самоуправления предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 календарных дней за исключением тех случаев, когда законодательством предусматривается более продолжительный отпуск. Отпуск оплачивается применительно к нормам трудового законодательства.
    Расходы местных администраций, предприятий, учреждений, организаций, связанные с деятельностью депутатов местных представительных органов, возмещаются за счет бюджета муниципального образования.
  7. IV.Ответственность за невыполнение требований настоящего закона

  8. Нарушение положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Публичное оскорбление депутата представительного органа местного самоуправления, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Неправомерное воздействие на депутата представительного органа местного самоуправления, членов его семьи, родственников, выраженное в виде угрозы или насилия, примененное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера в интересах угрожающего, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Президент
    Республики Марий Эл
    В.ЗОТИН
    г. Йошкар-Ола
    31 мая 1994 года
    N 114-III