-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Марий Эл
Закон от 03 марта 2005 года № 2-З

О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
24 февраля 2005 года
    В редакциях
  • от 01.03.2006 № 5-З,
  • от 29.04.2008 № 21-З,
  • от 02.03.2010 № 7-З,
  • от 19.12.2011 № 74-З.
    Настоящий Закон регулирует отдельные правоотношения в области защиты прав несовершеннолетних на территории Республики Марий Эл, вопросы образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также предусматривает наделение органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. 1.В соответствии с федеральным законодательством систему комиссий по делам несовершеннолетних Республики Марий Эл составляют:
    на республиканском уровне - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Республики Марий Эл (далее - Республиканская комиссия);
    на муниципальном уровне - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах (далее - комиссии в муниципальных образованиях).
    2.В соответствии с федеральным законодательством комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются коллегиальными, координирующими органами системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений в Республике Марий Эл.
    Основными задачами комиссий являются:
    осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Правовую основу деятельности комиссий составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий закон, иные законы Республики Марий Эл и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл.
    Республиканская комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
    Ее деятельность, численный состав регламентируются положением, утвержденным правительством Республики Марий Эл.
    1.Комиссия образуется решением представительного органа муниципального образования городского округа или муниципального района и является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности правонарушений несовершеннолетних.
    2.Положение о комиссии в муниципальном образовании, ее численный и персональный состав утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, при этом ее численность не может быть менее девяти членов.
    3.Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссии в муниципальном образовании в ней вводится должность ответственного секретаря.
    4.В состав комиссии в муниципальном образовании по согласованию входят представители органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, а также на принципах добровольности и равноправия - представители иных муниципальных органов и учреждений, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественных организаций (объединений), зарегистрированных в установленном законодательством порядке, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
    Объектами профилактической деятельности комиссий являются:
    причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
    несовершеннолетние лица, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлен или может быть установлен контроль и (или) принимаются меры по соблюдению или назначенных ограничений;
    безнадзорные или беспризорные несовершеннолетние.
  3. Глава 2.Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

  4. В целях реализации возложенных на нее задач Республиканская комиссия осуществляет следующие полномочия:
    участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
    участвует в реализации целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий и осуществляет контроль в пределах своей компетенции по реализации этих программ;
    организует социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
    взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;
    вносит в пределах своей компетенции предложения в органы государственной власти Республики Марий Эл по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
    иные полномочия в соответствии с положением о комиссии.
    Полномочия комиссии в муниципальном образовании устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
    В соответствии с федеральным законодательством члены комиссий имеют право в установленном порядке:
    посещать учреждения системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних;
    посещать семьи находящихся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетних для защиты их прав;
    получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
    составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с федеральным законодательством комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы (дела):
    1.В отношении несовершеннолетних:
    совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность;
    совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;
    совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
    допустивших антиобщественные проступки (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, бродяжничество и другие);
    уклоняющихся от учебы.
    2.В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:
    не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетнего;
    вовлекающих несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
    за совершение несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения;
    за потребление несовершеннолетним наркотических средств или психотропных веществ;
    за появление несовершеннолетнего в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    за другие правонарушения.
    1.По отношению к несовершеннолетнему комиссия в муниципальном образовании вправе применить следующие меры профилактического воздействия:
    предупреждение;
    выговор или строгий выговор;
    профилактический учет и контроль за поведением;
    обязательное принесение извинения потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;
    возложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанности возместить причиненный материальный ущерб в размере, установленном федеральным законодательством;
    обращение в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными видами доходов;
    направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
    иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.
    2.К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии в муниципальных образованиях могут применять следующие меры воздействия:
    предупреждение,
    административный штраф в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях,
    обращение с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
    обращение в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
    обращение в установленном законом порядке в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них), если их совместное проживание на жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.
    3.К должностным лицам и иным лицам за нарушение прав несовершеннолетних при рассмотрении дел, отнесенных к компетенции комиссии в муниципальном образовании, комиссия применяет меры административного наказания, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    1.Социальная адаптация несовершеннолетних осуществляется в рамках правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на защиту несовершеннолетних, оказание им содействия в трудовом и бытовом устройстве.
    2.Меры по социальной адаптации осуществляются в отношении:
    безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
    несовершеннолетних, вернувшихся из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, из воспитательной колонии;
    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    других категорий несовершеннолетних, утративших социально-общественные связи.
    Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами правительства Республики Марий Эл.
    1.Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики наделяются на неограниченный срок полномочиями по образованию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании.
    Контроль за осуществлением переданных государственных полномочий осуществляется Правительством Республики Марий Эл в формах: анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий, запросов необходимых сведений о реализации переданных полномочий, выдачи предписании об устранении выявленных нарушений при реализации переданных государственных полномочий.
    2.Финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий, в том числе на расходы по оплате услуг телефонной связи, электронной почты, транспорта, канцелярских товаров, необходимых для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Республики Марий Эл в виде субвенций. Субвенции рассчитываются согласно методике, являющейся приложением к настоящему Закону.
    Материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий, передаются органам местного самоуправления в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность Правительством Республики Марий Эл.
    Органы местного самоуправления представляют в Министерство финансов Республики Марий Эл отчетность об использовании выделенных финансовых средств на осуществление государственных полномочий по установленной форме и в сроки, предусмотренные для представления отчетов об исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл.
    3.Права органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий:
    получать от Правительства Республики Марий Эл консультативную и методическую помощь;
    дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями федерального закона:
    исполнять письменные предписания органов государственной власти Республики Марий Эл по устранению нарушений;
    представлять в Правительство Республики Марий Эл ежеквартальный отчет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;
    абзац утратил силу.
    4.Права и обязанности Правительства Республики Марий Эл в отношении органов местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий:
    оказывать консультативную и методическую помощь;
    осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий;
    проводить комплексные проверки и принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
    5.Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, который не предусматривает реализацию данных государственных полномочий Республикой Марий Эл или возможность их передачи органам местного самоуправления.
    Осуществление государственных полномочий может быть прекращено законом Республики Марий Эл в отношении одного или нескольких органов местного самоуправления в случае:
    выявления фактов нарушений органами местного самоуправления требований настоящего Закона;
    принятия решения о самостоятельном осуществлении государственных полномочий органом (органами) государственной власти Республики Марий Эл.
    Порядок возврата республиканских средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, определяется законом Республики Марий Эл о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.
  5. Глава 3.Заключительные положения

  6. 1.Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Положения настоящего Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно при предоставлении субвенций на осуществление переданных государственных полномочий.
    2.Нормативные правовые акты Республики Марий Эл и органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим законом в срок до 1 августа 2005 года.
    Президент
    Республики Марий Эл
    Л.МАРКЕЛОВ
    г. Йошкар-Ола
    3 марта 2005 года
    N 2-З