Республика Марий Эл
Закон от 04 декабря 2003 года № 48-З

О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
27 ноября 2003 года
    В редакциях
  • от 04.10.2004 № 37-З,
  • от 30.06.2005 № 20-З,
  • от 16.12.2005 № 61-З,
  • от 28.04.2007 № 12-З,
  • от 29.04.2008 № 22-З,
  • от 27.04.2009 № 22-З,
  • от 02.03.2010 № 8-З,
  • от 10.05.2011 № 23-З,
  • от 27.10.2011 № 66-З,
  • от 21.03.2012 № 18-З.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в пределах компетенции Республики Марий Эл регулирует отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл.
    Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
    2.Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее именуется - Федеральный закон), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона Республики Марий Эл.
    3.Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Марий Эл или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется через 3 года со дня вступления в силу настоящего Закона.
    4.Утратил силу.
    1.Правительство Республики Марий Эл непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченный по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения (далее именуется - уполномоченный орган), решает вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения либо их принудительным изъятием и приобретением в государственную собственность Республики Марий Эл.
    2.Наделение Правительством Республики Марий Эл уполномоченного органа соответствующими функциями и полномочиями осуществляется в установленном порядке.
    1.Минимальный размер вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и необходимых для осуществления эффективного и высокотехнологичного сельскохозяйственного производства, с учетом использования в соответствии с целевым назначением данной категории земель, способов, разрешенных к использованию, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в пределах от одного до десяти гектаров при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о землеустройстве.
    2.В случае, если норма минимального размера земельного участка, формируемого из земель сельскохозяйственного назначения, не будет установлена муниципальным образованием до 1 января 2004 г., устанавливается минимальный размер земельного участка - один гектар.
    3.Минимальный размер земельных участков, установленный в пункте 1 настоящей статьи, не применяется к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения:
    1) ограниченным со всех сторон землями других категорий и имеющим площадь меньше минимальных размеров;
    2) сформированным из земель фонда перераспределения земель или в счет земельных долей на праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона;
    3) предоставленным для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства до вступления в силу настоящего Закона.
    Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
    1.Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при соблюдении следующих требований законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл:
    наличие и сохранение пригодности земель для предполагаемого (разрешенного) использования;
    недопущение образования недостатков землепользования (вклинивание, чересполосица, дальноземелье и т.п.);
    соблюдение условия выхода формируемых земельных участков на дороги общего пользования;
    присоединение оставшихся за пределами границ земель, в том числе клина менее минимального размера, к близлежащему участку.
    2.Размеры и границы земельных участков, выделяемых в счет долей в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, определяются границами единой оросительной системы. Собственники указанных земельных участков участвуют в мероприятиях по содержанию единой оросительной системы в пригодном для использования техническом состоянии на основании договоров об использовании единой оросительной системы, заключаемых с собственником (владельцем) оросительной системы.
    3.Исключен.
    4.Исключен.
    1.В случае возникновения оснований отчуждения собственником земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 5 Федерального закона, которые не реализованы собственником в установленном порядке, уполномоченный орган в соответствии с извещением органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обращается в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований Федерального закона, в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
    2.В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю приобретает по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, уполномоченный орган от имени Республики Марий Эл с последующим включением этого земельного участка в фонд перераспределения земель Республики Марий Эл.
    3.В случае отказа уполномоченного органа от приобретения земельного участка или доли в праве общей собственности в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, приобретает участок по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, муниципальное образование, в границах которого находится данный земельный участок или доля в праве общей собственности на земельный участок.
    4.В случае, когда отчуждаемым является цельный земельный участок, граничащий с муниципальным образованием, в состав земель которого этот участок не входит, при условии отказа от приобретения этого участка муниципальным образованием, на территории которого он находится, право приобретения переходит к муниципальному образованию, имеющему смежные границы. При этом, если муниципальных образований, имеющих смежные границы и являющихся претендентами на приобретение, окажется несколько, приобретение земельного участка осуществляется на условиях конкурса, аукциона.
    Приобретение участка муниципальным образованием, имеющим смежные границы, влечет последующие изменения границ данного муниципального образования в установленном порядке.
    Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляется в судебном порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.
    Заявление с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, и по результатам рассмотрения материалов государственного земельного надзора направляется в суд уполномоченным органом.
    Часть третья утратила силу с 1 июля 2011 года.
    В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, установленных Федеральным законом, уполномоченный орган в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством.
    В случае если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в собственность Республики Марий Эл или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
  3. Глава II.Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

  4. 1.При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Республика Марий Эл имеет преимущественное право покупки земельного участка в собственность Республики Марий Эл, кроме случаев преимущественной покупки земельного участка муниципальным образованием, установленных пунктом 2 настоящей статьи, по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
    2.При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения муниципальное образование, на территории которого расположен продаваемый земельный участок, имеет преимущественное право покупки такого земельного участка в собственность муниципального образования по цене, за которую он продается, за исключением продажи с публичных торгов, в следующих случаях:
    при продаже земельного участка, приобретенного продавцом из земель, находившихся в собственности Республики Марий Эл, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
    при продаже земельного участка, расположенного в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования соответствующего муниципального образования.
    3.Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан в письменной форме известить Правительство Республики Марий Эл или в случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, - администрацию муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора согласно Федеральному закону.
    Извещения вручаются под расписку или направляются заказным письмом с уведомлением.
    4.Порядок принятия решений при реализации преимущественного права Республики Марий Эл на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в частной собственности, в случае его продажи гражданином или юридическим лицом устанавливается Правительством Республики Марий Эл.
    1.Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у сельскохозяйственных организаций и граждан, осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются ими в собственность по цене, равной десяти процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
    Абзац утратил силу.
    2.Сельскохозяйственные угодья, находящиеся в аренде гражданина или юридического лица по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, могут быть приобретены таким арендатором в собственность по цене, равной десяти процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, при условии надлежащего использования этого земельного участка.
    Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, не относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, находящиеся в аренде гражданина или юридического лица по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, кроме занятых зданиями, строениями, сооружениями, могут быть приобретены в собственность арендатором по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законодательством такие участки не могут предоставляться в частную собственность.
    1.Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам, указанным в статье 8.3 настоящего Закона, на праве общей собственности бесплатно в случае принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования соответствующих сельскохозяйственных организаций на земельные участки сельскохозяйственных угодий органом государственной власти Республики Марий Эл или органом местного самоуправления, уполномоченными осуществлять распоряжение соответствующими земельными участками. Данное решение принимается на основании решения органов управления указанных сельскохозяйственных организаций об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки сельскохозяйственных угодий, при наличии их ходатайства о предоставлении сельскохозяйственных угодий гражданам, имеющим право на получение земельной доли, а также в соответствии с утвержденным списком этих граждан.
    2.При принятии решения об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки сельскохозяйственных угодий орган управления сельскохозяйственной организации создает внутрихозяйственную комиссию. В состав внутрихозяйственной комиссии могут входить представители органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
    Внутрихозяйственная комиссия проводит инвентаризацию земель сельскохозяйственных угодий, утверждает списки граждан, имеющих право на получение земельной доли, определяет размер земельной доли и обеспечивает проведение кадастровых работ по установлению границ земельных участков, на которые прекращается право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной организации, обеспечивает кадастровый учет таких участков и направляет документы в уполномоченные органы государственной власти Республики Марий Эл или органы местного самоуправления для принятия решений о предоставлении гражданам земельных участков на праве общей собственности.
    3.Полномочия по предоставлению земельных участков гражданам на праве общей собственности осуществляют органы государственной власти Республики Марий Эл или органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с земельным законодательством.
    1.Право на получение земельной доли (доли в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственных угодий) при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной организации имеют следующие категории граждан:
    1) работники сельскохозяйственной организации, в том числе временно отсутствующие, за которыми в соответствии с Федеральным законом сохраняется место работы;
    2) граждане, вышедшие на пенсию после 30 октября 2001 года, последним местом работы которых до выхода на пенсию была сельскохозяйственная организация;
    3) граждане, являющиеся работниками расположенных на территории сельскохозяйственной организации предприятий и организаций социальной сферы (здравоохранение, культура, образование), предприятий и организаций быта, связи, торговли и общественного питания.
    К работникам сельскохозяйственных организаций, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, не относятся временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации.
    Под "территорией сельскохозяйственной организации" понимаются земли, находящиеся в пределах границ, которые были определены в документах об отводе земли, выданных до утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо до определения границ земельных участков в целях прекращения права постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной организации.
    2.Граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на получение земельной доли в случае если право собственности гражданина на земельную долю не возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и (или) в случае включения их в соответствующие списки граждан, имеющих право на получение земельной доли, утвержденные внутрихозяйственной комиссией.
    1.Размер земельной доли рассчитывается путем деления площади сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственной организации, подлежащих предоставлению в общую собственность граждан, на общую численность граждан, имеющих право на получение земельной доли.
    Земельная доля определяется независимо от продолжительности трудового стажа граждан.
    Размер земельной доли определяется в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах.
    2.Размер земельной доли не должен превышать среднерайонную норму бесплатной передачи земли в собственность граждан, установленную соответствующими органами местного самоуправления в период осуществления приватизации и реорганизации колхозов (совхозов), предприятий агропромышленного комплекса.
    3.В случае, если указанная в пункте 2 настоящей статьи среднерайонная норма бесплатной передачи земли не была ранее установлена, размер земельной доли гражданина не должен превышать 2 гектара.
    4.Не предоставляются гражданам сельскохозяйственные угодья, которые превышают рассчитанную по установленным в пунктах 2 или 3 настоящей статьи нормам площадь подлежащих предоставлению гражданам сельскохозяйственных угодий. В этом случае формируются отдельно земельные участки, подлежащие предоставлению в общую собственность граждан, и земельные участки, соответствующие площади, превышающей рассчитанную по нормам площадь.
    5.Размеры земельных долей в целях принятия решений о подсчете голосов должны быть определены единым способом в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом.
    Для определения единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, коэффициенты устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.
    1.Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии предварительного опубликования информации о наличии предлагаемых участков в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл "Марийская правда. Официальный еженедельник" и "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет".
    2.Право на принятие решения о передаче в аренду возникает по истечении одного месяца со дня опубликования информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, при условии, что в этот период не поступили иные заявления.
    3.При предоставлении аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Республики Марий Эл или муниципальной собственности, может быть предусмотрено условие передачи земельного участка в субаренду только с согласия собственника.
    Передача земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду и субаренду не влечет изменения их разрешенного использования, в том числе целевого назначения сельскохозяйственных угодий.
    4.Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий составляет:
    для сенокошения и выпаса скота - не менее шести месяцев;
    для выращивания озимых зерновых культур - не менее двух лет;
    для выращивания многолетних злаковых и бобовых трав - не менее шести лет;
    для выращивания плодовых семечковых и косточковых культур - не менее пятнадцати лет;
    для выращивания многолетних насаждений ягодных кустарниковых культур - не менее шести лет;
    для выращивания картофеля, яровых зерновых, овощных и иных технических культур - не менее одиннадцати месяцев.
    1.Порядок образования земельного участка путем выдела в счет земельной доли или земельных долей регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.
    2.В соответствии с Федеральным законом земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
    Если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
    3.Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
    4.Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков устанавливаются органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроля за их применением.
    В случаях, установленных Федеральным законом, опубликование сообщений по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Марий Эл производится в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл "Марийская правда. Официальный еженедельник" и "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет", а также в средствах массовой информации, определенных в качестве источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных районов по месту нахождения земельного участка.
  5. Глава III.Заключительные положения

  6. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 г.
    1.Признать утратившими силу пункты 1, 4, 5 части первой статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года N 52-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2001, N 1, ст. 5).
    2.Правительству Республики Марий Эл, органам местного самоуправления республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
    Президент
    Республики Марий Эл
    Л.МАРКЕЛОВ
    г. Йошкар-Ола
    4 декабря 2003 года
    N 48-З