Республика Марий Эл
Закон от 13 мая 1997 года № 23-З

О привлечении инвестиций в экономику Республики Марий Эл

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
13 мая 1997 года
    В редакциях
  • от 09.10.1997 № 40-З,
  • от 10.01.1999 № 113-З,
  • от 13.03.2001 № 6-З,
  • от 17.06.2002 № 14-З,
  • от 21.06.2004 № 19-З,
  • от 16.12.2005 № 64-З,
  • от 03.05.2006 № 25-З,
  • от 06.07.2006 № 31-З,
  • от 02.05.2007 № 17-З,
  • от 29.12.2008 № 73-З,
  • от 28.04.2009 № 23-З,
  •  c изменениями
  • от 02.12.2004 № 45-З,
  • от 20.10.2008 № 47-З.
    Настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Марий Эл капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, кредитов иностранных государств и направлен на обеспечение и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование материального производства, реструктуризацию экономики и создание новых рабочих мест.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Марий Эл осуществляется на основе норм гражданского законодательства Российской Федерации, законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также настоящего закона.
    Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются правила международного договора.
    Инвесторами в Республике Марий Эл могут быть:
    органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
    российские и иностранные юридические лица;
    иностранные государства;
    международные организации;
    российские и иностранные физические лица;
    лица без гражданства и граждане Российской Федерации, имеющие постоянное место жительства за границей.
    Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или (и), иной деятельности в целях получения прибыли или (и) достижения иного полезного эффекта.
    Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций или инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
    Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет любых источников, не запрещенных федеральным законом.
    Инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории Республики Марий Эл путем:
    долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Российской Федерации;
    создания предприятий, полностью принадлежащих инвесторам;
    создания филиалов иностранных и российских юридических лиц;
    участия в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;
    приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях (паев), акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества в соответствии с федеральным законом;
    приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами в соответствии с федеральным законом и законами Республики Марий Эл;
    капитальных вложений - затрат в основной капитал, расширения, реконструкции, технического перевооружения основных средств действующих предприятий, затрат на новое строительство, освоения новых технологий, проектно-изыскательских и других работ;
    иной инвестиционной деятельности, не запрещенной федеральным законом.
    Объектами инвестиционной деятельности могут быть любые объекты, не запрещенные законодательством, в том числе вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики республики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция.
    Иностранные инвестиции на территории Республики Марий Эл осуществляются с соблюдением изъятий ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленных Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
    Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных действующим законодательством.
    Затраты (вложения) по объекту инвестиционной деятельности осуществляются через реализацию инвестиционного проекта, разработанного с учетом экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, гарантий доходности и достижения положительного эффекта.
    Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие участники инвестиционной деятельности - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
    Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
    Заказчики - физические и юридические лица, в том числе иностранные, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и (или) иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
    В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Исполнители работ (подрядчики) - физические и юридические лица, в том числе иностранные, которые выполняют работу по договору подряда и (или) государственному, муниципальному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
    Пользователи объектов инвестиционной деятельности - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы.
    Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
    Использование инвесторами имущественных и иных ценностей в формах, не запрещенных федеральным законом, признается их неотъемлемым правом, не подлежит ограничению и охраняется законом.
    Все инвесторы имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности.
    Инвесторы вправе:
    самостоятельно определять направления, формы и объемы инвестиций;
    привлекать на договорной, преимущественно конкурсной, основе граждан и юридических лиц к инвестиционной деятельности;
    в целях контроля за целевым использованием инвестиций в денежной форме, предоставляемых за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или под государственные гарантии Республики Марий Эл, предлагать внесение в договор условия об открытии получателем отдельного счета для поступления и расходования инвестиций;
    приобретать объекты права собственности у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников без ограничений по номенклатуре и объему;
    приобретать государственные ценные бумаги в соответствии с действующим законодательством;
    брать в аренду любые объекты права собственности, включая природные ресурсы;
    владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая полученную прибыль, в соответствии с законодательством, регулирующим порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
    участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, а также объектов, не завершенных строительством на территории Республики Марий Эл, в соответствии с федеральным законом;
    устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) на договорной основе, за исключением случаев, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами;
    в качестве обеспечения своих обязательств использовать государственные гарантии Республики Марий Эл (в порядке, установленном бюджетным законодательством) и другие способы, предусмотренные законом или договором;
    передавать гражданам и юридическим лицам право владения, пользования и распоряжения своей собственностью;
    предъявлять иски о возмещении причиненного ущерба, включая упущенную выгоду;
    осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
    Предоставление инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов государственной собственности Республики Марий Эл, не переданным организациям на праве хозяйственного ведения, осуществляется на основании соглашений со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и Министерством государственного имущества.
    Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
    уплачивать налоги, установленные законами Российской Федерации и Республики Марий Эл;
    абзац третий исключен с 1 июля 2002 года
    иметь лицензии или сертификаты на осуществление своей деятельности в соответствии с федеральным законом;
    соблюдать установленные, в том числе международные, нормы, стандарты и требования, предъявляемые к осуществлению инвестиционной деятельности;
    выполнять требования антимонопольного законодательства;
    вести в соответствии с действующим законодательством и представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность.
    При нарушении законодательства или несоблюдении договорных обязательств инвесторы несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с федеральным законодательством уплата неустойки за нарушение условий договора, а также возмещение причиненных убытков не освобождает виновную сторону от выполнения обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.
  3. Глава II.Государственные гарантии защиты инвестиций и льготы инвесторам

  4. Российские и иностранные инвестиции на территории Республики Марий Эл пользуются правовой защитой, которая обеспечивается настоящим законом, другими законодательными актами и международными договорами Российской Федерации и Республики Марий Эл.
    Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических лиц и граждан Российской Федерации.
    Положения настоящего закона действуют на территории Республики Марий Эл без какой-либо дискриминации применительно ко всем инвесторам.
    Часть четвертая исключенаЗакон Республики Марий Эл от 17.06.2002 N 14-З.
    В случае прекращения инвестиционной деятельности по причинам невыполнения пользователями договорных обязательств, принятия законодательных актов, ухудшающих либо ограничивающих права инвесторов, и по другим, не зависящим от инвестора обстоятельствам, инвестор имеет право на возврат вложенных им инвестиционных средств и неполученных доходов в денежной или товарной форме по рыночной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности, за исключением сумм и иных материальных ценностей, которые были использованы, утрачены в результате действий самих инвесторов или действий, предпринятых с их участием.
    Инвестиции в Республике Марий Эл не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
    Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность инвесторов, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.
    Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий, противоречащих действующему законодательству, государственных органов Республики Марий Эл либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвестору.
    Споры инвесторов с государственными органами, общественными и иными организациями, юридическими лицами, гражданами рассматриваются судом, арбитражным судом, а также по договоренности сторон - третейским судом.
    Доходы, полученные в результате инвестиционной деятельности, после уплаты соответствующих налогов и сборов принадлежат инвестору на праве собственности с гарантией беспрепятственного перевода их за пределы Республики Марий Эл, в том числе в иностранной валюте, в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в частности:
    доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов, различных процентных доходов и других вознаграждений от предоставленного в пользование капитала;
    сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, относящихся к инвестициям и имеющих экономическую ценность;
    сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций;
    компенсаций, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона.
    Порядок перевода платежей в связи с осуществляемыми инвестициями за пределы Российской Федерации устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
    Стимулирование инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл осуществляется путем:
    предоставления субъектам инвестиционной деятельности, зарегистрированным на территории Республики Марий Эл в качестве налогоплательщиков, налоговых льгот в порядке и на условиях, установленных законами Республики Марий Эл о налогах;
    оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Марий Эл;
    оказания помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, в предоставлении информации по получению в аренду или приобретению в собственность объектов недвижимости, являющихся республиканской собственностью;
    поддержки ходатайств и обращений субъектов инвестиционной деятельности в федеральные органы государственной власти, кредитные учреждения о применении в отношении их режима наибольшего благоприятствования;
    предоставления инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в республиканский бюджет Республики Марий Эл на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;
    заключения правительством Республики Марий Эл с инвесторами инвестиционных соглашений согласно примерной форме, утверждаемой Правительством Республики Марий Эл и опубликованной в печати.
    Государственная поддержка не предоставляется юридическим лицам, занимающимся игорным бизнесом.
    1.Инвестиционные проекты субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на оказание мер государственной поддержки в форме субсидирования части процентных расходов по кредитам и (или) части лизинговых платежей по договорам лизинга, подлежат технико-экономической экспертизе в Межведомственной комиссии по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл.
    2.Решение Правительства Республики Марий Эл о государственной поддержке в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принимается на основании заключения Межведомственной комиссии по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл.
  5. Глава III.Приобретение инвесторами и предприятиями с российскими и иностранными инвестициями прав пользования землей и других имущественных прав

  6. Предоставление инвесторам и предприятиям с российскими и иностранными инвестициями прав пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.
  7. Глава IV.Зоны экономического благоприятствования

  8. Исключена с 1 июля 2002 года
  9. Глава IV.Порядок разрешения споров

  10. Споры по вопросам инвестиций, в том числе по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсаций, разрешаются в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  11. Глава V.Заключительные положения

  12. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
    Президент
    Республики Марий Эл
    В.КИСЛИЦЫН
    г. Йошкар-Ола
    13 мая 1997 года
    N 23-З