Республика Марий Эл
Закон от 31 мая 1994 года № 85-III

О культуре

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
31 мая 1994 года
    В редакциях
  • от 28.09.1998 № 93-З,
  • от 10.12.2001 № 51-З,
  • от 18.07.2003 № 33-З,
  • от 04.12.2003 № 50-З,
  • от 22.06.2004 № 21-З,
  • от 03.12.2004 № 57-З,
  • от 06.07.2006 № 34-З,
  • от 25.10.2007 № 53-З,
  • от 06.03.2008 № 4-З,
  • от 21.10.2008 № 58-З,
  • от 29.12.2009 № 67-З,
  • от 26.10.2010 № 55-З,
  • от 10.05.2011 № 20-З,
  •  c изменениями
  • от 13.12.2003 № 41-З.
    Руководствуясь Конституцией Республики Марий Эл, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, исходя из необходимости сохранения и развития культурного наследия всех народов Республики Марий Эл, отмечая неразрывную связь с культурой народов Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает настоящий Закон в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в Республике Марий Эл.
  1. Раздел I.Общие положения

  2. Задачами Закона Республики Марий Эл "О культуре" являются:
    обеспечение и защита конституционного права граждан в Республике Марий Эл на культурную деятельность;
    создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей;
    определение принципов и правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности;
    определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
    Законодательство Республики Марий Эл о культуре состоит из " Основ законодательства Российской Федерации о культуре", настоящего Закона и иных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры.
    Части вторая - третья утратили силу с 1 января 2005 года.
    Используемые в настоящем Законе термины означают:
    Культурная деятельность - деятельность по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.
    Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы поведения, языки, диалекты, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
    Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.
    Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какого-либо творческого союза или ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).
    Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности и проявление уважения к ним.
    Культурное наследие народов Республики Марий Эл - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники архитектуры и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Республики Марий Эл и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
    Культурное достояние народов Республики Марий Эл - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общереспубликанское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Республике Марий Эл без права их передачи иным субъектам Российской Федерации.
    Культурные аспекты программ развития - перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияние самой культуры на эти результаты.
    Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
    Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:
    выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
    художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
    художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
    самодеятельное (любительское) художественное творчество;
    музейное дело, коллекционирование, архивное дело;
    книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием;
    телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
    эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
    научные исследования культуры;
    международные культурные обмены;
    производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
    иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
    Республика Марий Эл в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Марий Эл реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Республики Марий Эл в области культуры с другими государствами, объединениями государств, субъектами Российской Федерации, а также международными организациями.
    Республика Марий Эл признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность марийской культуры посредством законодательного регулирования республиканской государственной культурной политики и республиканских государственных программ сохранения и развития культуры.
    Органы государственной власти Республики Марий Эл в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях республиканские государственные программы развития подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемые совместными органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.
  3. Раздел II.Права и свободы человека в области культуры

  4. В Республике Марий Эл культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, возраста, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
    Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
    Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
    Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
    Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
    Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной и творческой самобытности.
    Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
    Каждый человек без возрастных и национальных ограничений имеет право на гуманитарное и художественно-эстетическое образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Каждый человек имеет право собственности, в том числе и интеллектуальной, в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.
    Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации.
    Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
    Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы или иные культурные творческие объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
    Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспортирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результатов своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
    Пункт второй утратил силу.
    Граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Марий Эл, имеют право осуществлять культурную и творческую деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств или создавать предприятия культуры, если последнее не противоречит законодательству этих государств.
  5. Раздел III.Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры

  6. Народы и иные этнические общности в Республике Марий Эл имеют равные права на сохранение и развитие своей культурной и творческой национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.
    Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренной национальности не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Республики Марий Эл.
    Республика Марий Эл гарантирует право всем этническим общностям на создание национальных центров культуры, обществ и землячеств на основании волеизъявления населения или инициативы отдельных граждан.
    Национальные центры культуры, общества и землячества в соответствии с федеральными законами вправе:
    - разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры и искусства;
    - проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;
    - содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории, культуры и искусства, созданию этнографических, художественных и иных музеев;
    - создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации.
    Национальные центры культуры, общества и землячества, а также республиканские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со статусом.
    Реализация одними этническими общностями права на создание национальных центров культуры, обществ и землячеств не должна наносить ущерб другим национальным общностям.
    Республика Марий Эл осуществляет государственную поддержку малочисленных этнических общностей на территории республики.
    Республика Марий Эл осуществляет моральную, организационную и материальную поддержку центров культуры, обществ, землячеств, ассоциаций и других организаций народа мари за пределами республики, принимает меры по заключению межреспубликанских, межрегиональных и межгосударственных соглашений в этой области.
  7. Раздел IV.Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Республики Марий Эл

  8. В собственности Республики Марий Эл и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации независимо от категории их историко-культурного значения.
    Целостность республиканских библиотечного, музейного, архивного, кино-, видео-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечивается соответствующими государственными органами.
  9. Раздел V.Положение творческих работников

  10. Республика Марий Эл признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.
    Республика Марий Эл:
    - стимулирует деятельность писателей, журналистов, композиторов, художников, театральных и других творческих работников, направленную на улучшение и духовное обогащение жизни народа республики, сохранение и развитие культуры и искусства;
    - обеспечивает условия труда и занятости творческих работников для наиболее полной реализации ими своих творческих возможностей;
    - способствует заказам со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать соответствующую оплачиваемую работу;
    абзац утратил силу с 1 января 2005 года.
    - обеспечивает льготы в части предоставления дополнительной жилплощади для творческой деятельности;
    - способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;
    абзац утратил силу с 1 января 2005 года.
    - содействует творческим работникам в развитии и расширении межреспубликанских и международных творческих контактов;
    - расширяет возможности участия в различных областях культурной деятельности представителей всех слоев населения независимо от возраста и пола;
    - реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;
    - обеспечивает для творческих работников льготные условия доступа в соответствующие учреждения образования, библиотеки, музеи, архивы и другие организации культуры.
    Республика Марий Эл содействует созданию и деятельности творческих ассоциаций, союзов, гильдий, а также обществ, федераций и конфедераций таких союзов, филиалов и отделений международных, республиканских и региональных сообществ творческих работников.
    Государство обеспечивает союзам и организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры и искусства, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством. Государство способствует творческим союзам, организациям, объединениям, ассоциациям творческих работников в их деятельности по социальной защите своих членов.
    Часть третья утратила силу.
  11. Раздел VI.Обязанности Республики Марий Эл в области культуры

  12. Правительство Республики Марий Эл разрабатывает и утверждает республиканские целевые программы сохранения и развития культуры в Республике Марий Эл, воплощающие культурную политику республики и пути ее реализации. Финансирование указанных программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и внебюджетных источников.
    Республика Марий Эл ответственна перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
    В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией обязаны:
    - поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
    - создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития специальных учреждений и организаций, школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);
    абзацы четвертый - шестой утратили силу с 1 января 2005 года.
    - способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
    - осуществлять свое покровительство в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
    - публиковать для сведения населения ежегодные данные о социально-культурной ситуации.
    Органы государственной власти Республики Марий Эл выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки осуществления государственной политики и республиканских программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
    Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
    Органы государственной власти осуществляют свое покровительство по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого покровительства определяются государственными программами сохранения и развития культуры.
    Органы государственной власти ведают всей официальной статистикой в области культуры в Республике Марий Эл, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.
  13. Раздел VII.Полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области культуры

  14. К полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в области культуры относятся:
    сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в собственности Республики Марий Эл, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения;
    организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Республики Марий Эл, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
    создание и поддержка государственных музеев Республики Марий Эл (за исключением федеральных государственных музеев);
    организация и поддержка учреждений культуры и искусства Республики Марий Эл (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства);
    поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
    поддержка региональных национально-культурных автономий за пределами территории Республики Марий Эл, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
    Органы государственной власти Республики Марий Эл вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.
  15. Раздел VIII.Экономическое регулирование в области культуры

  16. Создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры в Республике Марий Эл осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Финансирование деятельности организаций культуры осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и органов местного самоуправления.
    Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Виды и формы приносящей доходы деятельности определяются законодательством Российской Федерации.
    Части третья - четвертая утратили силу.
    Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Части вторая - третья утратили силу с 1 января 2005 года.
    Организации культуры в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут пользоваться кредитом отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту.
    Культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог.
    Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальные и другие наименования, товарный знак, эмблему) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
    Части вторая - третья утратили силу с 1 января 2005 года.
    Юридические и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.
    Часть пятая утратила силу с 1 января 2011 года.
    Часть шестая утратила силу с 1 января 2005 года.
    При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.
    Меры социальной поддержки специалистов организаций культуры, педагогических работников и учащихся организаций дополнительного образования осуществляются в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.
    Социальная поддержка лиц, не достигших восемнадцати лет, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, осуществляется в виде бесплатного посещения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержание которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, и музеев один раз в месяц.
    Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной защиты творческих работников могут создавать службы содействия трудоустройству и специальные фонды для оказания социальной поддержки указанным категориям граждан.
    Пенсионное обеспечение работников организаций культуры производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.
    Члены творческих союзов и ассоциаций, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, единственным источником доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.
    На выпускников высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства распространяется порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов в области образования.
    Часть седьмая утратила силу с 1 января 2005 года.
    Органы местного самоуправления, предприятия и организации, общественные объединения могут за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
  17. Раздел IX.Культурное сотрудничество

  18. Политика и приоритеты международных культурных обменов Республики Марий Эл определяются соглашениями Российской Федерации, Республики Марий Эл с другими государствами в соответствии с федеральными и республиканскими государственными программами.
    К числу приоритетных направлений международных культурных обменов Республики Марий Эл относятся: совместное производство культурных ценностей, благ; реставрация уникальных памятников истории и культуры; подготовка и стажирование кадров работников культуры; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными программами и пособиями.
    Республика Марий Эл содействует развитию национальной культуры за рубежом. Поддерживает связи с зарубежными соотечественниками и их потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с землячеством, проводя совместные культурные мероприятия. Создает условия для возвращения на Родину уехавших деятелей культуры.
    Республика Марий Эл участвует в создании культурных центров и иных организаций культуры за рубежом, принимает участие в обеспечении их содержания, содействует юридическим лицам и отдельным гражданам в использовании их собственности в культурных целях.
  19. Раздел X.Ответственность за нарушение законодательства о культуре

  20. Ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Президент
    Республики Марий Эл
    В.ЗОТИН
    г. Йошкар-Ола
    31 мая 1994 года
    N 85-III