-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Марий Эл
Закон от 31 декабря 1996 года № 10-З

Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл

Принят
Государственным Собранием Республики Марий Эл
06 декабря 1996 года
    В редакциях
  • от 24.04.1999 № 129-З,
  • от 12.09.2000 № 34-З,
  • от 20.11.2000 № 47-З,
  • от 09.04.2001 № 10-З,
  • от 18.06.2002 № 18-З,
  • от 04.12.2002 № 42-З,
  • от 05.03.2003 № 4-З,
  • от 07.03.2003 № 12-З,
  • от 18.06.2004 № 16-З.
    Настоящий Закон Республики Марий Эл в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в республике, определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.В отношении настоящего закона понятия и термины используются в следующих значениях:
    муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
    вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральным законом, настоящим законом;
    местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
    органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
    представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
    должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
    высшее должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
    муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
    местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
    муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
    2.Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
    Местное самоуправление в Республике Марий Эл - признаваемая и гарантируемая Конституцией Республики Марий Эл самостоятельная система организации деятельности населения по решению под свою ответственность непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально - этнических и иных местных традиций.
    Местное самоуправление является составной частью основ конституционного строя Республики Марий Эл.
    1.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, осуществляют свое право на местное самоуправление в районах, городах, сельских поселениях и на других территориях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
    2.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
    3.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
    4.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют равный доступ к муниципальной службе.
    5.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    6.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
    1.Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральными законами, настоящим законом и другими законами Республики Марий Эл.
    2.Законодательное регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральным законом и настоящим законом.
    3.Законы Республики Марий Эл, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам, настоящему закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
    В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федерального законодательства, настоящего закона применяются положения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федерального законодательства и настоящего закона.
    1.Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
    1) границы и состав территории муниципального образования;
    2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
    3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
    4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
    5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
    6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
    7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
    8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
    9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
    10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
    11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
    12) условия и порядок организации муниципальной службы;
    13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
    14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей с учетом исторических и иных местных традиций;
    15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Республики Марий Эл.
    2.Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
    3.Устав муниципального образования вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования), которое производится после его государственной регистрации.
    1.Государственная регистрация устава муниципального образования производится Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл.
    2.Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются следующие документы:
    1) письмо, подписанное главой местного самоуправления о направлении устава муниципального образования на государственную регистрацию;
    2) решение представительного органа местного самоуправления либо местного референдума о принятии устава муниципального образования;
    3) текст устава муниципального образования в 2-х экземплярах с необходимыми приложениями.
    3.Документы на государственную регистрацию подаются в течение одного месяца со дня принятия устава муниципального образования.
    4.Государственная регистрационная палата Республики Марий Эл в месячный срок со дня подачи документов принимает решение о регистрации устава муниципального образования и выдаче заявителям свидетельства о его государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования и выдаче заявителям письменного мотивированного отказа.
    5.Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, законодательству Российской Федерации и Республики Марий Эл.
    Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован представительным органом местного самоуправления либо главой местного самоуправления, а также гражданами в судебном порядке.
    6.После устранения оснований, вызвавших отказ, повторное представление устава муниципального образования на государственную регистрацию и государственная регистрация производятся в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 3, 4 настоящей статьи.
    7.Изменения и дополнения, вносимые в устав муниципального образования, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самого устава муниципального образования.
    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Республики Марий Эл создают необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
    Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
    Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
    Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции.
  3. Глава II.Территориальные основы местного самоуправления

  4. Территориальную основу местного самоуправления в Республике Марий Эл составляют муниципальные районы, городские округа, городские, сельские поселения.
    1.Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Республики Марий Эл в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13, 84, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    2.Условия и порядок преобразования муниципальных образований определяются федеральным законом.
  5. Глава III.Разграничение предметов ведения между государственной властью и местным самоуправлением, между муниципальными образованиями

  6. 1.По вопросам, касающимся местного самоуправления и отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, имеющее прямое действие.
    2.По вопросам, касающимся местного самоуправления и отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Республики Марий Эл осуществляют правовое регулирование в соответствии с федеральным законодательством.
    3.По вопросам, касающимся местного самоуправления и не отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Республики Марий Эл осуществляют собственное правовое регулирование.
    В ведении органов государственной власти Республики Марий Эл находятся:
    1) принятие и изменение законов Республики Марий Эл о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
    2) обеспечение соответствия законов Республики Марий Эл о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам;
    3) регулирование порядка передачи и передача объектов республиканской собственности в муниципальную собственность;
    4) регулирование отношений между республиканским и местным бюджетами;
    5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной обеспеченности;
    6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями Республики Марий Эл, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
    7) принятие республиканских программ развития местного самоуправления;
    8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
    9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
    10) обеспечение минимальных государственных социальных стандартов;
    11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
    12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Марий Эл;
    13) регулирование законами, в соответствии с настоящим законом, особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
    14) законодательство о муниципальной службе;
    15) принятие и изменение законов Республики Марий Эл об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
    16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований;
    17) иные полномочия в соответствии с законодательством.
    1.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными законами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация таких полномочий подконтрольна федеральным органам государственной власти.
    2.Условия и порядок контроля за осуществлением полномочий по предметам ведения Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, определяются федеральными законами.
    3.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Республики Марий Эл осуществляется только законами Республики Марий Эл с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, реализация таких полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Марий Эл.
    4.Акты органов местного самоуправления, принятые в рамках переданных им государственных полномочий по предметам ведения Республики Марий Эл не могут противоречить актам органов государственной власти Республики Марий Эл. В случае такого противоречия действуют акты органов государственной власти Республики Марий Эл, а акты органов местного самоуправления подлежат отмене либо самими органами местного самоуправления, либо в судебном порядке.
    1.Муниципальные образования вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения другим муниципальным образованиям на основе договора. Решения о заключении таких договоров принимаются соответствующими органами местного самоуправления.
    2.Заключение договоров о передаче полномочий производится на условиях и в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации.
    1.Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
    2.В случае, если на территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законами Республики Марий Эл, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
    1.В ведении районов республики находятся следующие государственные полномочия, которыми наделяет настоящий Закон их органы местного самоуправления:
    1) обеспечение исполнения законодательства Республики Марий Эл органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории района;
    2) дополнительное регулирование порядка передачи объектов собственности Республики Марий Эл в собственность муниципальных образований, находящихся на территории района;
    3) дополнительное регулирование порядка распоряжения и управления объектами собственности Республики Марий Эл, переданными в управление органам местного самоуправления района или муниципальных образований, находящихся на территории района;
    4) регулирование отношений между бюджетом Республики Марий Эл и бюджетами муниципальных образований, находящихся на территории района;
    5) обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории района;
    6) участие в формировании и исполнении республиканских программ развития муниципальных образований;
    7) защита прав граждан на местное самоуправление в муниципальных образованиях, находящихся на территории района;
    8) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях, находящихся на территории района;
    9) участие в осуществлении ценовой политики;
    10) участие в осуществлении статистического и финансового учета;
    11) участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, охране памятников истории и культуры;
    12) участие в защите прав потребителей; участие в обеспечении законности, правопорядка, общественной безопасности;
    13) участие в организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развитии культуры, физкультуры и спорта;
    14) участие в осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий;
    15) участие в административном производстве;
    16) обеспечение воинского учета;
    17) обеспечение записи актов гражданского состояния;
    18) обеспечение архитектурно - строительного контроля.
    2.В ведении районов находятся следующие вопросы местного значения:
    1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
    2) владение, пользование и распоряжение районной собственностью;
    3) формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление районных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;
    4) комплексное социально - экономическое развитие района;
    5) организация, содержание и развитие районных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
    6) организация, содержание и развитие районных учреждений дошкольного и профессионального образования;
    7) охрана общественного порядка, организация и содержание районных муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
    8) регулирование планировки и застройка территорий районов вне территорий поселений;
    9) создание условий для жилищного, социально - культурного и бытового строительства;
    10) контроль за использованием земель района вне территорий поселений и установление условий их использования;
    11) регулирование использования водных объектов для решения вопросов районного значения и регулирование использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых районного значения, а также недр для строительства подземных сооружений районного значения;
    12) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло и водоснабжения и канализации районного значения;
    13) создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
    14) районное дорожное строительство и содержание дорог районного значения;
    15) организация районных архивов и содержание районных архивных фондов;
    16) создание условий для транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
    17) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    18) создание условий для деятельности учреждений культуры районного значения;
    19) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в районной собственности;
    20) организация и содержание районной информационной службы;
    21) создание условий для деятельности районных средств массовой информации;
    22) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
    23) создание условий для развития физической культуры и спорта;
    24) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
    25) участие в охране окружающей среды на территории района;
    26) создание условий для обеспечения пожарной безопасности.
    3.В ведении районов республики могут находиться и иные переданные государственные полномочия, а также переданные полномочия по решению вопросов местного значения.
    1.В ведении городов Йошкар-Олы, Волжска, Козьмодемьянска находятся следующие государственные полномочия, которыми наделяет настоящий закон их органы местного самоуправления:
    1) обеспечение исполнения законодательства Республики Марий Эл органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории города;
    2) дополнительное регулирование порядка передачи объектов собственности Республики Марий Эл в собственность муниципальных образований, находящихся на территории города;
    3) дополнительное регулирование порядка распоряжения и управления объектами собственности Республики Марий Эл, переданными в управление органам местного самоуправления города или муниципальным образованиям, находящимся на территории города;
    4) регулирование отношений между бюджетом Республики Марий Эл и бюджетами муниципальных образований, находящихся на территории города;
    5) обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории города;
    6) участие в формировании и исполнении республиканских программ развития муниципальных образований;
    7) защита прав граждан на местное самоуправление в муниципальных образованиях, находящихся на территории города;
    8) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях, находящихся на территории города;
    9) участие в осуществлении ценовой политики;
    10) участие в осуществлении статистического финансового учета;
    11) участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, охране памятников истории и культуры;
    12) участие в защите прав потребителей;
    13) участие в обеспечении законности, правопорядка, общественной безопасности;
    14) участие в организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развитии культуры, физкультуры и спорта;
    15) участие в осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий;
    16) участие в административном производстве;
    17) обеспечение воинского учета;
    18) обеспечение записи актов гражданского состояния;
    19) обеспечение архитектурно - строительного контроля.
    Если на территории города нет других муниципальных образований, то переданные государственные полномочия, связанные с такими муниципальными образованиями, не исполняются.
    2.В ведении городов, поселков, сельсоветов находятся следующие вопросы местного значения:
    1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
    2) владение, пользование и распоряжение городской, поселковой, сельской собственностью;
    3) формирование, утверждение и исполнение городского, поселкового, сельского бюджета, установление городских, поселковых, сельских налогов и сборов, решение других финансовых вопросов городского, поселкового, сельского значения;
    4) комплексное социально - экономическое развитие города, поселка, сельсовета;
    5) содержание и использование городского, поселкового, сельского жилого и нежилого фондов;
    6) организация, содержание и развитие городских, поселковых сельских муниципальных учреждений дошкольного, дополнительного, основного школьного и профессионального образования;
    7) организация, содержание и развитие городских, поселковых, сельских муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
    8) охрана общественного порядка, организация и содержание городских, поселковых, сельских муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
    9) регулирование планировки и застройка территорий поселений;
    10) создание условий для жилищного, социально - культурного и бытового строительства;
    11) контроль за использованием земель на территориях поселений и установлении условий их использования;
    12) регулирование использования водных объектов для решения вопросов городского, поселкового, сельского значения и регулирование использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых городского поселкового, сельского значения, а также недр для строительства подземных сооружений городского, поселкового, сельского значения;
    13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, теплоснабжения и канализации городского, поселкового, сельского значения;
    14) создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
    15) городское, поселковое, сельское, дорожное строительство и содержание дорог городского, поселкового, сельского значения;
    16) благоустройство и озеленение территории города, поселка, сельсовета;
    17) создание условий для утилизации и переработки бытовых отходов;
    18) создание условий для организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    19) создание условий для транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
    20) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    21) создание условий для деятельности учреждений культуры городского, поселкового, сельского значения;
    22) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в городской, поселковой, сельской собственности;
    23) организация и содержание городской, поселковой, сельской информационной службы;
    24) создание условий для деятельности городских, поселковых, сельских средства массовой информации;
    25) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
    26) создание условий для развития физической культуры и спорта;
    27) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
    28) участие в охране окружающей среды на территории города, поселка, сельсовета;
    29) создание условий для обеспечения пожарной безопасности.
    3.В ведении городов, поселков, сельсоветов могут находиться также иные переданные им государственные полномочия и переданные полномочия по решению вопросов местного значения.
  7. Глава IV.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

  8. 1.К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся:
    представительный орган муниципального образования;
    глава муниципального образования;
    местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    контрольный и иные органы муниципального образования и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
    2.Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    3.Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
    4.Наименования органов муниципального образования:
    1) представительный орган:
    Собрание муниципального района;
    Собрание городского округа;
    Собрание городского (сельского) поселения;
    2) глава муниципального образования:
    глава муниципального района;
    глава городского округа;
    глава городского (сельского) поселения;
    3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования:
    администрация муниципального района;
    администрация городского округа;
    администрация городского (сельского) поселения.
    5.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
    6.Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    1.Представительным органом самоуправления района (города) является районное (городское) собрание.
    Районное (городское) собрание состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл на срок не более пяти лет, определяемый уставом муниципального образования.
    2.Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
    Численность депутатов городского округа не может быть менее:
    15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;
    20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;
    25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек.
    3.В исключительном ведении районного (городского) собрания находятся:
    1) принятие общеобязательных норм и правил по предметам ведения района (города), предусмотренных уставом района (города);
    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3) принятие планов и программ развития района (города), утверждение отчетов об их исполнении;
    4) установление местных налогов и сборов;
    5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    6) контроль за деятельностью администрации района (города) и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
    4.Полномочия районного (городского) собрания определяются уставом муниципального образования.
    5.Районное (городское) собрание принимает решения в коллегиальном порядке.
    6.Порядок деятельности районного (городского) собрания определяется его регламентом, который утверждается в соответствии с уставом муниципального образования.
    7.Полномочия районного (городского) собрания могут быть прекращены досрочно:
    по решению районного (городского) собрания о досрочном прекращении полномочий, принятому двумя третями голосов от общего числа депутатов.
    8.Районное (городское) собрание в соответствии с уставом муниципального образования может принимать на муниципальную службу по контракту (трудовому договору) лиц для обеспечения своей деятельности.
    1.Представительным органом самоуправления поселка, города районного значения является поселковое, городское собрание, а в сельсоветах - сельское собрание в случаях, предусмотренных настоящим законом.
    2.Сельское, поселковое, городское (города районного значения) собрание состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл на срок не более пяти лет.
    Абзац 2 исключен
    Абзац 3 исключен
    3.Численный состав депутатов представительного органа определяется уставом сельсовета, поселка, города районного значения.
    4.В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления сельсовета, поселка, города районного значения находятся:
    1) принятие общеобязательных норм и правил по предметам ведения сельсовета, поселка, города районного значения, предусмотренным уставом;
    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3) принятие программ социального развития на территории сельсовета, поселка, города районного значения;
    4) установление местных налогов и сборов;
    5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    6) контроль за деятельностью администрации сельсовета, поселка, города районного значения и руководителей предприятий, организаций местного самоуправления.
    5.Полномочия представительного органа определяются уставом муниципального образования.
    6.Представительный орган принимает решения в коллегиальном порядке.
    7.Порядок деятельности представительного органа определяется его регламентом, который утверждается в соответствии с уставом.
    8.Полномочия представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, могут быть прекращены досрочно:
    по решению представительного органа о досрочном прекращении полномочий, принятому двумя третями голосов от общего числа депутатов.
    9.Представительный орган в соответствии с уставом может принять на муниципальную службу по трудовому договору (контракту) лиц для обеспечения своей деятельности.
    1.Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
    2.утратил силу
    3.утратил силу
    4.Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
    5.утратил силу
    6.Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных частью 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
    7.Полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях:
    утраты гражданства Российской Федерации;
    вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы местного самоуправления;
    признания гражданина, являющегося главой местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным и ограниченно дееспособным;
    письменного заявления главы местного самоуправления о сложении своих полномочий;
    нарушения действующего законодательства и устава муниципального устава;
    отзыва;
    принятия Государственным Собранием Республики Марий Эл решения о прекращении полномочий на основании заключения Верховного суда Республики Марий Эл или Конституционного Суда Республики Марий Эл о признании деятельности главы местного самоуправления не соответствующей Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования.
    Полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно также в случаях избрания или назначения на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением соответствующих полномочий.
    8.При досрочном прекращении полномочий главы местного самоуправления соответствующий представительный орган местного самоуправления не позднее чем через две недели решает вопросы проведения выборов нового главы местного самоуправления.
    1.Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
    Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
    2.Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
    Условия контракта утверждаются представительным органом муниципального образования в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются представительным органом муниципального образования.
    При формировании конкурсной комиссии в муниципальном образовании две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального образования, а одна треть - Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл.
    3.Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
    4.Администрация муниципального образования обладает правами юридического лица.
    5.Местное самоуправление в населенном пункте (селе, деревне) осуществляет староста, полномочия которого определяются законом Республики Марий Эл и уставом муниципального образования.
    1.В уставе муниципального образования помимо представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в статьях 20, 21, 22 настоящего закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
    2.Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Республики Марий Эл.
    3.Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
    1.Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
    2.Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий.
    3.Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
    4.Депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
    5.Депутат представительного органа местного самоуправления избирается на срок не менее двух и не более пяти лет в соответствии с уставом муниципального образования. Полномочия депутата районного (городского) собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы нового состава, либо в случаях их досрочного прекращения.
    6.Гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно - процессуальных и административно - процессуальных действий, а также оперативно - розыскных мероприятий в отношении депутата, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.
    1.Статус главы местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
    2.Глава местного самоуправления осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
    3.Главе местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства.
    4.Срок полномочий главы местного самоуправления установленной уставом муниципального образования, не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
    5.Полномочия главы местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
    6.Гарантии прав главы местного самоуправления при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно - процессуальных и административно - процессуальных действий, а также оперативно - розыскных мероприятий в отношении главы местного самоуправления, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.
    7.В соответствии с уставом муниципального образования главе местного самоуправления за счет средств местного бюджета выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного денежного содержания и сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более шести месяцев, в следующих случаях:
    1) окончания срока его полномочий;
    2) упразднения муниципального образования;
    3) ликвидации его должности в связи с преобразованием муниципального образования или изменением структуры органов местного самоуправления;
    4) добровольного сложения им полномочий, или депутатских полномочий в представительном органе местного самоуправления, ранее избравшем его на должность главы местного самоуправления, если он проработал в этой должности не менее одного года.
    Указанные выплаты главе местного самоуправления не производится после досрочного прекращения его полномочий в случаях:
    1) отзыва в связи с ненадлежащим осуществлением им своих полномочий;
    2) отрешения от должности по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 3, 5 - 8, 10 статьи 56 настоящего закона;
    3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы.
    1.Представительный орган местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает решения. Решения принимаются открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.
    Нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования.
    2.Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.
    3.Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
    4.Решения представительного органа местного самоуправления, постановления и распоряжения главы местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования(обнародования).
    5.Полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, порядок издания и вступления в силу актов определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством.
    Выборные и другие органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
    1.Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
    2.Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Марий Эл и федеральным законом.
    3.Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
  9. Глава V.Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления

  10. 1.По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
    2.Исключен
    2.В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
    3.Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
    4.Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, представительным органом местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
    5.Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Марий Эл.
    1.Выборы депутатов районного, городского, сельского, поселкового собрания, главы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
    2.Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Республики Марий Эл.
    3.Органы государственной власти Республики Марий Эл гарантируют проведение муниципальных выборов.
    1.В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
    Абзац 2 исключен
    2.Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Марий Эл.
    Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
    1.Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    2.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
    3.Федеральным законом, законом Республики Марий Эл может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    1.Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (советы микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и иные формы самоуправления) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
    Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законом Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    2.Наряду с предусмотренными настоящим законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам и законам Республики Марий Эл.
  11. Глава VI.Финансово - экономическая основа местного самоуправления

  12. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
    1.В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
    2.Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Республики Марий Эл и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
    3.Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
    Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
    4.Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно.
    Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
    5.Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
    Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
    1.Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
    2.Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
    1.По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
    2.Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории муниципального образования.
    3.Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
    Администрация муниципального образования вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
    Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
    1.К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
    2.Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, уставом муниципального образования и положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании.
    3.Органы местного самоуправления вправе заключать соглашения с Министерством финансов Республики Марий Эл и (или) его территориальными органами о формировании и исполнении местного бюджета.
    1.Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов от местных налогов и сборов, определенных налоговым законодательством Российской Федерации, и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемых местным бюджетам Российской Федерацией и Республикой Марий Эл в установленном порядке, а также государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы бюджета Российской Федерации, по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
    В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
    В местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов Республики Марий Эл, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами Республики Марий Эл и правовыми актами органов местного самоуправления.
    2.Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Марий Эл.
    3.В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Республики Марий Эл.
    1.Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете Республики Марий Эл.
    2.Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Марий Эл, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
    1.Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительным органом местного самоуправления самостоятельно.
    2.Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
    Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законам, законами Республики Марий Эл получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
    Представительный орган местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
    Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.
  13. Глава VII.Гарантии местного самоуправления

  14. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральными законами, настоящим законом, другими законами Республики Марий Эл, запрещается.
    1.Решения, принятые на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
    2.Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
    3.Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.
    1.Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
    2.Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл.
    Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений.
  15. Глава VIII.Ответственность органов местного самоуправления

  16. И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
    КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    1.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами и юридическими лицами наступает в соответствии с федеральными законами, законами Республики Марий Эл, уставами муниципальных образований.
    2.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
    1.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов, законов Республики Марий Эл, устава муниципального образования.
    2.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
    3.Представительный орган местного самоуправления, глава местного самоуправления, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Конституции Республики Марий Эл, закону Республики Марий Эл, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
    В случае если представительным органом местного самоуправления, главой местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Конституции Республики Марий Эл, закону Республики Марий Эл, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы местного самоуправления могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
    В случае если представительным органом местного самоуправления, главой местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то Государственное Собрание Республики Марий Эл по собственной инициативе или по обращению Президента Республики Марий Эл письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а Президент Республики Марий Эл письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с настоящим законом.
    В случае если представительный орган местного самоуправления, глава местного самоуправления в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава местного самоуправления может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы местного самоуправления от должности.
    Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом, распускается законом Республики Марий Эл либо федеральным законом, а глава местного самоуправления отрешается от должности указом Президента Республики Марий Эл, за исключением главы местного самоуправления города Йошкар-Олы, либо указом Президента Российской Федерации.
    4.В случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Государственным Собранием Республики Марий Эл не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.
    5.В случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Президентом Республики Марий Эл не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент Российской Федерации вправе отрешить главу местного самоуправления от должности.
    6.Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом Республики Марий Эл либо федеральным законом назначаются новые выборы.
    Отрешение главы местного самоуправления от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются указом Президента Республики Марий Эл либо указом Президента Российской Федерации.
    7.В случае отрешения главы местного самоуправления от должности Президент Республики Марий Эл либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы местного самоуправления на период до вступления в должность вновь избранного главы местного самоуправления, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.
    8.Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы местного самоуправления от должности могут быть внесены Государственным Собранием Республики Марий Эл, Президентом Республики Марий Эл, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.
    9.Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы местного самоуправления от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы местного самоуправления от должности в Верховный Суд Республики Марий Эл либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа.
    Верховный суд Республики Марий Эл, Верховный суд Российской Федерации рассматривают жалобу и принимают решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.
    10.Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления, признанные до вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2000 года N 107-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Марий Эл, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования, подлежат приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
    В случае если представительный орган местного самоуправления, глава местного самоуправления не приведут в указанный срок свои нормативные правовые акты, признанные судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Марий Эл, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования, в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования, то они несут ответственность в соответствии с настоящим законом.
    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
  17. Глава IX.Заключительные и переходные положения

  18. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    С момента вступления в силу настоящего закона признаются утратившими силу:
    Закон Республики Марий Эл "О реформе местного самоуправления в Республике Марий Эл и основах его организации на период конституционной реформы" (Ведомости Верховного Совета Республики Марий Эл, 1994, N 14, ст. 491);
    постановление Верховного Совета Республики Марий Эл "О главах местных администраций" (Ведомости Верховного Совета Республики Марий Эл", 1993, N 9, ст. 397);
    постановление Президиума Верховного Совета Республики Марий Эл "О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл" (Ведомости Верховного Совета Республики Марий Эл, 1994, N 14);
    статьи 1 - 78, 86 - 95 Закона Республики Марий Эл "О местном самоуправлении в Республике Марий Эл" (Совет и его дела, N 76, 1991; Ведомости Верховного Совета Республики Марий Эл, 1992, N 5 - 6, ст. 296; Ведомости Верховного Совета Республики Марий Эл, 1993, N 8, ст. 368; Ведомости Верховного Совета Республики Марий Эл, 1993, N 11, ст. 464).
    1.Предложить Президенту Республики Марий Эл, Правительству Республики Марий Эл привести их правовые акты в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
    2.Нормативные правовые акты в Республике Марий Эл до приведения их в соответствие с настоящим законом применяются в части, не противоречащей настоящему закону.
    1.Органы государственной власти Республики Марий Эл передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в государственной собственности республики, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между Республикой Марий Эл и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
    2.Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
    3.Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.
    Президент
    Республики Марий Эл
    В.ЗОТИН
    г. Йошкар-Ола
    31 декабря 1996 года
    N 10-З