"Депутаты Государственного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам с равной численностью избирателей.";
"Депутат Государственного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
Вопросы, связанные с неприкосновенностью депутатов и порядком получения согласия Государственного Собрания на лишение депутата неприкосновенности, определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл".";
"Депутат считается избранным Председателем Государственного Собрания, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственного Собрания.
В случае, если на должность Председателя Государственного Собрания было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственного Собрания может голосовать только за одного кандидата.
Избранным на должность Председателя Государственного Собрания по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственного Собрания.
Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов, Государственное Собрание проводит повторные выборы Председателя Государственного Собрания. Повторные выборы проводятся в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Регламента. На повторных выборах допускается выдвижение кандидата, получившего во втором туре предыдущего голосования наибольшее число голосов депутатов Государственного Собрания.
Решение об избрании Председателя Государственного Собрания оформляется постановлением Государственного Собрания без дополнительного голосования.";
"Представленные в Государственное Собрание законопроекты по согласованию с Прокурором Республики Марий Эл и другими федеральными органами обязательно направляются в эти органы для дачи заключения на предмет соответствия федеральному законодательству. В необходимых случаях законопроекты могут быть направлены на независимую экспертизу либо в Экспертный совет, образуемый при Государственном Собрании.";
"Глава 13. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ НА ЗАСЕДАНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ И ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Статья 103. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Государственное Собрание, осуществляется в двух чтениях, если Государственным Собранием Республики Марий Эл применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.
Затем председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии законопроекта в первом чтении. Принятие законопроекта в первом чтении означает согласие Государственного Собрания с общей концепцией законопроекта и с необходимостью продолжения работы над ним.
Законопроект, не принятый в первом чтении, считается отклоненным и снимается с рассмотрения. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл. После доработки отклоненный законопроект может быть вновь внесен на рассмотрение Государственного Собрания с соблюдением установленных процедур.
Если в ходе первого чтения не поступило предложений о необходимости доработки представленного законопроекта, Государственное Собрание принимает постановление о принятии законопроекта в первом чтении.
Статья 104. На стадии первого чтения обсуждаются:
вопросы о необходимости принятия предложенного законопроекта;
концепция законопроекта;
основные положения законопроекта.
На этой стадии возможно рассмотрение поправок концептуального характера, а также поправок, касающихся основных положений законопроекта.
Статья 105. Обсуждение законопроекта в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта. С содокладом по данному законопроекту выступает председатель головной комиссии, который одновременно дает заключение о согласии или несогласии с концепцией законопроекта и целесообразности его принятия.
При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства Республики Марий Эл.
Рассмотрение в Государственном Собрании проектов законов и законодательных предложений, представленных Президентом Республики Марий Эл, а также обращений Президента Республики Марий Эл начинается с выступления полномочного представителя Президента Республики Марий Эл с обоснованием необходимости их принятия.
После заслушивания заключений соответствующих постоянных комиссий Государственного Собрания и обсуждения рассматриваемых проектов законов, законодательных предложений и обращений полномочному представителю Президента Республики Марий Эл предоставляется возможность выступить с заключительным словом, в котором он сообщает мнение Президента Республики Марий Эл о высказанных в Государственном Собрании замечаниях по проектам законов, законодательным предложениям и обращениям Президента Республики Марий Эл.
Обсуждение заканчивается заключительным словом инициатора законопроекта с анализом высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.
Статья 106. После принятия законопроекта в первом чтении Государственное Собрание может сразу перейти к стадии второго чтения.
На стадии второго чтения:
законопроект принимается за основу;
осуществляется постатейное обсуждение законопроекта с рассмотрением конкретных поправок к конкретным статьям;
закон принимается в целом.
Статья 107. Законопроект принимается за основу большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания.
В случае непринятия текста законопроекта за основу отдельно для принятия за основу ставится раздел, глава или статья. Более чем двукратное голосование по одному и тому же разделу, одной и той же главе или статье не допускается. Не принятые за основу раздел, глава или статья направляются на доработку для представления ко второму чтению или исключаются из законопроекта.
После принятия текста законопроекта за основу осуществляется постатейное обсуждение законопроекта, в ходе которого ставятся на голосование поправки, одобренные головной комиссией, а затем поправки, отклоненные головной комиссией.
По каждой поправке, отклоненной головной комиссией, перед голосованием вначале заслушивается заключение головной комиссии, затем аргументы автора поправки. Автор поправки вправе снять свое предложение с голосования. По решению большинства присутствующих депутатов Государственного Собрания проводится дополнительное обсуждение поправки другими депутатами Государственного Собрания. В случае нарушения установленного порядка право последнего выступления по поправке принадлежит автору поправки.
После обсуждения всех поправок раздел, глава или статья принимаются в целом с принятыми поправками. Поправки в законопроект, раздел, главу или статью считаются принятыми в целом, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственного Собрания.
Перед голосованием по разделу, главе или статье в целом депутат вправе предложить вернуться к рассмотрению ранее принятой или отклоненной поправки. Решение о возвращении к ранее принятой или отклоненной поправке допускается один раз и принимается большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании.
После обсуждения всех поправок законопроект принимается в целом с принятыми поправками. Законопроект считается принятым в целом, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственного Собрания.
Перед голосованием по законопроекту в целом депутат вправе предложить вернуться к рассмотрению ранее принятой или отклоненной поправки. Решение о возвращении к ранее принятой или отклоненной поправке допускается один раз и принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов Государственного Собрания.
Статья 108. Если с разрешения Государственного Собрания поправки будут внесены в ходе второго чтения, председательствующий объявляет перерыв в заседании для подготовки заключения головной комиссии по этим вопросам. Обсуждение, принятие или отклонение поправки производится в порядке, определенном статьей 107 настоящего Регламента.
Статья 109. По результатам второго чтения Государственное Собрание принимает закон Республики Марий Эл, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.
В этом случае принимается одно из следующих решений:
о принятии закона во втором чтении;
об отклонении законопроекта;
о возвращении законопроекта на доработку.
Решение Государственного Собрания оформляется постановлением, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания.
В том случае, если закон принимается во втором чтении сразу после принятия законопроекта в первом чтении, постановление о принятии законопроекта в первом чтении не выносится, решение оформляется одним постановлением.
Статья 110. Государственное Собрание также может перенести рассмотрение законопроекта во втором чтении на одно из следующих заседаний Государственного Собрания. При этом Государственное Собрание может передать законопроект на дополнительное рассмотрение в те же комиссии, либо расширить их число, или поручить доработать его другим органам. В этом случае предложения по замечаниям и дополнениям проекта закона Республики Марий Эл, принятого в первом чтении, вносятся в письменном виде в головную комиссию. Срок внесения поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению определяет Государственное Собрание.
Головная комиссия с привлечением правового управления Секретариата Государственного Собрания Республики Марий Эл, а также субъекта права законодательной инициативы, внесшего данный законопроект, рассматривает внесенные поправки к законопроекту и подготавливает его ко второму чтению. Депутаты, внесшие поправки, вправе уточнить их текст в ходе обсуждения законопроекта в головной комиссии. Решение об учете поправок принимается головной комиссией.
Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, головной комиссией представляется таблица поправок, рекомендованных комиссией к отклонению, и таблица одобренных комиссией поправок.
По представлению головной комиссии доработанный законопроект выносится на второе чтение.
Текст проекта закона Республики Марий Эл, подготовленного ко второму чтению, таблицы отклоненных и одобренных головной комиссией поправок представляются депутатам до рассмотрения законопроекта Государственным Собранием Республики Марий Эл.
Статья 111. Если законопроект после принятия его в первом чтении был направлен на доработку, при втором чтении проекта закона с докладом выступает представитель головной комиссии. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в головной комиссии, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
Председательствующий выясняет, имеются ли возражения у депутатов против поправок, рекомендуемых головной комиссией к принятию, и внесенных в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых головной комиссией к принятию, и внесенных в текст данного законопроекта.
Если у депутатов имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых головной комиссией к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых головной комиссией к принятию, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которой имеются возражения. Перед голосованием по данным поправкам заслушивается заключение головной комиссии, а также вправе обосновать свои позиции и автор поправки.
Депутат Государственного Собрания вправе заявить несогласие с поправкой, принятой или частично учтенной головной комиссией и включенной в текст законопроекта, представленного на второе чтение, и поставить вопрос о возвращении к тексту законопроекта, принятого в первом чтении, либо к тексту поправки в случае внесения ее в законопроект в измененной редакции. Подобные предложения рассматриваются в обязательном порядке.
Затем Государственное Собрание переходит к рассмотрению и обсуждению поправок, отклоненных головной комиссией и не включенных в текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении. По каждой поправке, отклоненной головной комиссией, перед голосованием вначале заслушивается заключение головной комиссии, затем аргументы автора поправки. Автор поправки вправе снять свое предложение с голосования. По решению большинства присутствующих депутатов Государственное Собрание проводит дополнительное обсуждение поправки другими депутатами Государственного Собрания.
Статья 112. По решению Президента Республики Марий Эл наиболее важные проекты законов Республики Марий Эл могут быть вынесены на республиканское народное голосование (референдум).
Референдум проводится в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл "О референдуме в Республике Марий Эл".
Статья 113. Текст принятого закона Республики Марий Эл визируется в головной комиссии и в секретариате сессии.
Головная комиссия несет ответственность за подготовку и соответствие текста закона, направляемого на подписание Президенту Республики Марий Эл, тексту закона, принятого Государственным Собранием.
После принятия Государственным Собранием законопроекта в целом не допускается внесение в текст закона каких-либо поправок.
Законы, принятые Государственным Собранием, направляются в течение пяти дней Президенту республики для подписания и опубликования.
Президент республики в течение четырнадцати дней с момента поступления подписывает закон.
Если Президент республики в течение четырнадцати дней отклонит закон, то Государственное Собрание вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от числа депутатов Государственного Собрания, он подлежит подписанию Президентом республики в течение семи дней и опубликованию.
Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.";
"Раздел V. МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ";
"Глава 21. МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО";
"Глава 22. РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ С УЧАСТИЕМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ";
"Статья 148-1. Государственное Собрание по своей инициативе или по инициативе Президента Республики Марий Эл принимает декларации, обращения и заявления, выражающие позицию Государственного Собрания по общим или отдельным вопросам федеративных отношений, реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл, предметам ведения Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий.";