Республика Марий Эл
Постановление от 02 июля 2012 года № 229

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 декабря 2011 г. N 419

Принято
Главой Правительства Республики Марий Эл
02 июля 2012 года
    Правительство Республики Марий Эл постановляет:
    Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 23 декабря 2011 г. N 419 "О республиканской целевой программе "Повышение эффективности использования и охрана водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Марий Эл, на 2012 - 2015 годы" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2012, N 1 (часть III), ст. 66; портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 23 мая 2012 г., N 23052012040149) следующие изменения:
    а) в наименовании и пункте 1 слова "на 2012 - 2015 годы" заменить словами "на 2012 - 2020 годы";
    б) республиканскую целевую программу "Повышение эффективности использования и охрана водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Марий Эл, на 2012 - 2015 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается ).
    Председатель Правительства
    Республики Марий Эл
    Л.МАРКЕЛОВ
    "Утверждена
    постановлением
    Правительства
    Республики Марий Эл
    от 23 декабря 2011 г. N 419
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА
    ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
    РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, НА 2012 - 2020 ГОДЫ"
    Паспорт
    республиканской целевой программы
    "Повышение эффективности использования и охрана
    водных объектов или их частей, расположенных на территории
    Республики Марий Эл, на 2012 - 2020 годы"
  1. Наименование - республиканская целевая программа "Повышение
    Программы эффективности использования и охрана водных объектов или
    их частей, расположенных на территории Республики Марий
    Эл, на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа)
    Основания для - Водный кодекс Российской Федерации;
    разработки Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О
    Программы безопасности гидротехнических сооружений";
    постановление Правительства Российской Федерации от 19
    апреля 2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе
    "Развитие водохозяйственного комплекса Российской
    Федерации в 2012 - 2020 годах"
    Руководитель - Департамент экологической безопасности,
    Программы природопользования и защиты населения Республики Марий
    (государственный Эл
    заказчик)
    Основной - Департамент экологической безопасности,
    разработчик природопользования и защиты населения Республики Марий
    Программы Эл
    Основные цели - повышение эффективности использования и охрана водных
    Программы, объектов или их частей, находящихся в федеральной
    важнейшие собственности, собственности Республики Марий Эл,
    целевые муниципальной собственности и расположенных на
    показатели территории Республики Марий Эл (далее - водные объекты);
    сохранение и восстановление водных объектов до
    состояния, обеспечивающего экологически благоприятные
    условия жизни населения;
    обеспечение защищенности населения и объектов экономики
    от наводнений и иного негативного воздействия вод;
    важнейшие целевые показатели:
    снижение экологических рисков аварий гидротехнических
    сооружений (далее - ГТС) путем проведения капитального
    ремонта ГТС, находящихся в собственности Республики
    Марий Эл, муниципальной собственности, и бесхозяйных
    ГТС;
    увеличение протяженности участков русел рек, на которых
    осуществлены работы по их расчистке
    Основные задачи - охрана водных объектов;
    Программы предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация
    его последствий;
    повышение рациональности использования водных ресурсов;
    сокращение негативного антропогенного воздействия на
    водные объекты;
    восстановление и экологическая реабилитация водных
    объектов;
    повышение эксплуатационной надежности гидротехнических
    сооружений;
    обеспечение защищенности населения и объектов экономики
    от негативного воздействия вод сооружениями инженерной
    защиты;
    развитие и модернизация системы государственного
    мониторинга водных объектов
    Срок реализации - 2012 - 2020 годы
    Программы
    Перечень - оценка и прогнозирование состояния водных объектов и
    основных мероприятия по улучшению их состояния;
    мероприятий снижение негативного воздействия вод на объекты
    Программы окружающей среды;
    восстановление и экологическая реабилитация водных
    объектов
    Исполнители - Департамент экологической безопасности,
    основных природопользования и защиты населения Республики Марий
    мероприятий Эл;
    Программы органы местного самоуправления в Республике Марий Эл (по
    согласованию)
    Объемы и - общий объем финансирования мероприятий Программы
    источники составляет 435 606,49 тыс. рублей, в том числе:
    финансирования 2012 год - 39 464,27 тыс. рублей
    Программы 2013 год - 47 294,69 тыс. рублей
    2014 год - 52 851,95 тыс. рублей
    2015 год - 37 720,58 тыс. рублей
    2016 год - 40 399,40 тыс. рублей
    2017 год - 59 701,40 тыс. рублей
    2018 год - 53 066,40 тыс. рублей
    2019 год - 52 891,40 тыс. рублей
    2020 год - 52 216,40 тыс. рублей;
    из них:
    федеральный бюджет (при условии выделения средств из
    федерального бюджета) - 332 161,56 тыс. рублей:
    2012 год - 33 433,20 тыс. рублей
    2013 год - 34 789,60 тыс. рублей
    2014 год - 39 973,76 тыс. рублей
    2015 год - 26 330,0 тыс. рублей
    2016 год - 28 400,0 тыс. рублей
    2017 год - 47 535,0 тыс. рублей
    2018 год - 40 900,0 тыс. рублей
    2019 год - 40 900,0 тыс. рублей
    2020 год - 39 900,0 тыс. рублей
    республиканский бюджет Республики Марий Эл - 70 299,59
    тыс. рублей:
    2012 год - 3 591,34 тыс. рублей
    2013 год - 9 666,75 тыс. рублей
    2014 год - 9 375,5 тыс. рублей
    2015 год - 7 783,0 тыс. рублей
    2016 год - 7 783,0 тыс. рублей
    2017 год - 7 950,0 тыс. рублей
    2018 год - 7 950,0 тыс. рублей
    2019 год - 8 100,0 тыс. рублей
    2020 год - 8 100,0 тыс. рублей
    бюджеты муниципальных образований (при условии выделения
    средств из бюджетов муниципальных образований) - 33
    145,34 тыс. рублей:
    2012 год - 2 439,73 тыс. рублей
    2013 год - 2 838,34 тыс. рублей
    2014 год - 3 502,69 тыс. рублей
    2015 год - 3 607,58 тыс. рублей
    2016 год - 4 216,4 тыс. рублей
    2017 год - 4 216,4 тыс. рублей
    2018 год - 4 216,4 тыс. рублей
    2019 год - 3 891,4 тыс. рублей
    2020 год - 4 216,4 тыс. рублей
    Система - общее руководство и контроль за ходом реализации
    организации Программы осуществляет Департамент экологической
    управления безопасности, природопользования и защиты населения
    и контроля Республики Марий Эл в соответствии с постановлением
    за исполнением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г.
    Программы N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации
    республиканских целевых программ Республики Марий Эл"
    Ожидаемые - ликвидация загрязнения водных объектов;
    конечные улучшение экологического состояния рек;
    результаты уменьшение негативного воздействия вод и
    реализации водохозяйственной деятельности на компоненты природной
    Программы среды;
    снижение риска аварий на ГТС
  2. I.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

  3. Поверхностные и подземные воды являются важнейшим компонентом природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используемым и охраняемым как основа жизни и деятельности населения. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
    Кроме того, вода способна оказывать негативное влияние на окружающую среду. Последствия аварий на ГТС могут быть непредсказуемы. Располагаясь, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и являясь объектами повышенного риска, при разрушении они могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного количества населенных пунктов, объектов экономики, к массовой гибели людей, длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства. В зонах затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. В результате нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.
    В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, основными задачами для Республики Марий Эл, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:
    сохранение и восстановление водных объектов за счет экологической реабилитации водных объектов;
    предотвращение негативного воздействия вод путем обеспечения высокого уровня безопасности гидротехнических сооружений;
    развитие системы государственного мониторинга водных объектов.
    В настоящее время оценка возможных изменений водных ресурсов и водного режима водных объектов в связи с активизацией водохозяйственной деятельности человека является фундаментальной проблемой государственного уровня.
    Основные проблемы в сфере водопользования и эксплуатации гидротехнических сооружений, затрагиваемые настоящей Программой, представлены в приложении N 1 к Программе по основным направлениям:
    загрязнение водных объектов сточными водами в результате хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе сброс недостаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений канализации;
    наличие аварийных ГТС.
    За 2011 год объем сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты на территории Республики Марий Эл составил 57,22 млн. куб. м, или 92,9 процента от общего объема сброшенных сточных вод (61,56 млн. куб. м). Всего на территории республики насчитываются 25 осуществляющих сброс в водные объекты очистных сооружений канализации, введенных в эксплуатацию более 30 лет назад.
    Для улучшения качества воды в водных объектах Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Департамент) в порядке, установленном Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219, проводит государственный мониторинг водных объектов, который состоит из:
    мониторинга поверхностных водных объектов;
    мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
    наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за ГТС.
    Государственный мониторинг водных объектов, проводимый Департаментом в рамках предоставленных полномочий, включает:
    проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе ГТС, расположенных на территории Республики Марий Эл и находящихся в собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности;
    сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными объектами, ГТС, находящимися в собственности Республики Марий Эл.
    По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Республики Марий Эл эксплуатируются 181 ГТС IV класса капитальности, каждое из которых включает в себя земляную плотину, водосбросное сооружение и донный водоспуск. В зависимости от объема воды, аккумулированного в каждом из прудов, они условно делятся на четыре группы:
    свыше 1 млн. куб. м - 20 штук;
    от 500 тыс. куб. м до 1 млн. куб. м - 47 штук;
    от 100 тыс. куб. м до 500 тыс. куб. м - 76 штук;
    менее 100 тыс. куб. м - 38 штук.
    В результате длительной эксплуатации ГТС без проведения необходимых ремонтных работ, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, дефектов при строительстве большое количество сооружений в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Более 30 процентов существующих ГТС являются потенциально опасными, поскольку в нижнем бьефе прудов и водохранилищ расположены населенные пункты, инженерные сооружения (дороги, мосты, трубопереезды). При пропуске весенних паводков через потенциально опасные ГТС, находящиеся в предаварийном и аварийном состоянии, могут возникать чрезвычайные ситуации с разрушением плотин и затоплением населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и промышленных предприятий. Основными причинами неудовлетворительного состояния ГТС являются:
    физический износ бетонных и металлических конструкций;
    деформация паводкового водосброса;
    нарушение геометрических размеров тела плотины за счет деформации и размывов откосов;
    фильтрация тела плотины;
    отсутствие собственника ГТС.
    Для предотвращения возможной угрозы в случае разрушения ГТС составлен Перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Марий Эл, представляющих потенциальную угрозу для населения и объектов экономики, утвержденный распоряжением председателя Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25 мая 2010 г. N 42.
    Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения эффективности использования и охраны водных объектов, а также эффективное решение проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных ГТС обусловлены их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует координации действий по реализации мероприятий организационного, научно-методического, проектного, восстановительно-строительного характера, согласованности по объемам и времени привлечения средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов муниципальных образований и может быть достигнуто только программно-целевым методом.
  4. II.Основные цели, задачи и сроки реализации программы

  5. Основными целями Программы являются:
    повышение эффективности использования и охрана водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Марий Эл, муниципальной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл;
    сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
    обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия воды.
    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    охрана водных объектов;
    предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий;
    повышение рациональности использования водных ресурсов;
    сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
    восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
    повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;
    обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;
    развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов.
    В рамках сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить следующие задачи:
    значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
    восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.
    Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием для достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Республики Марий Эл.
    Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будет решена задача о повышении эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию.
    Срок реализации Программы 2012 - 2020 годы.
    Эффективность Программы оценивается по целевым показателям, отражающим результаты реализации программных мероприятий:
  6. ───────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────
    Наименование    │2012│2013│2014│2015│2016│2017 │2018 │2019 │2020
    показателя     │    │    │    │    │    │     │     │     │
    ───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────
    Снижение 12 20 25 28 33 38 43 48 52
    экологических
    рисков аварий ГТС
    путем проведения
    капитального
    ремонта ГТС,
    находящихся
    в собственности
    Республики Марий
    Эл, муниципальной
    собственности, и
    бесхозяйных ГТС
    (единиц)
    Увеличение 1,6 2,5 3,4 4,6 5,8 37,63 57,93 71,43 93,33
    протяженности
    участков русел рек,
    на которых
    осуществлены работы
    по их расчистке
    (км)
  7. III.Система программных мероприятий

  8. Программные мероприятия объединены по следующим направлениям:
    1.Оценка и прогнозирование состояния водных объектов и мероприятия по улучшению их состояния, в том числе:
    осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл;
    осуществление государственного мониторинга водных объектов.
    2.Снижение негативного воздействия вод на объекты окружающей среды, в том числе:
    выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС, находящихся в собственности Республики Марий Эл, и по проведению мониторинга за их состоянием;
    разработка и проведение государственной экспертизы проектной документации по капитальному ремонту ГТС;
    капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности Республики Марий Эл;
    капитальный ремонт ГТС, находящихся в муниципальной собственности;
    проведение инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Марий Эл;
    выполнение строительного контроля и авторского надзора за объектами капитального ремонта ГТС, находящихся в собственности Республики Марий Эл;
    выполнение строительного контроля и авторского надзора за объектами капитального ремонта ГТС, находящихся в муниципальной собственности Республики Марий Эл.
    3.Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов:
    осуществление мер по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл.
    Общее количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности составляет 51 единицу. На таких гидротехнических сооружениях высока вероятность возникновения аварий.
    Для решения проблемы приведения аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние в рамках Программы предусмотрен капитальный ремонт 52 гидротехнических сооружений.
    Система программных мероприятий приведена в приложении N 2 к Программе.
  9. IV.Ресурсное обеспечение программы

  10. Объем финансирования мероприятий Программы составляет 435 606,49 тыс. рублей, в том числе:
    2012 год - 39 464,27 тыс. рублей
    2013 год - 47 294,69 тыс. рублей
    2014 год - 52 851,95 тыс. рублей
    2015 год - 37 720,58 тыс. рублей
    2016 год - 40 399,4 тыс. рублей
    2017 год - 59 701,4 тыс. рублей
    2018 год - 53 066,4 тыс. рублей
    2019 год - 52 891,4 тыс. рублей
    2020 год - 52 216,4 тыс. рублей;
    из них:
    федеральный бюджет (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 332 161,56 тыс. рублей:
    2012 год - 33 433,2 тыс. рублей
    2013 год - 34 789,6 тыс. рублей
    2014 год - 39 973,76 тыс. рублей
    2015 год - 26 330,0 тыс. рублей
    2016 год - 28 400,0 тыс. рублей
    2017 год - 47 535,0 тыс. рублей
    2018 год - 40 900,0 тыс. рублей
    2019 год - 40 900,0 тыс. рублей
    2020 год - 39 900,0 тыс. рублей,
    республиканский бюджет Республики Марий Эл - 70 299,59 тыс. рублей:
    2012 год - 3 591,34 тыс. рублей
    2013 год - 9 666,75 тыс. рублей
    2014 год - 9 375,5 тыс. рублей
    2015 год - 7 783,0 тыс. рублей
    2016 год - 7 783,0 тыс. рублей
    2017 год - 7 950,0 тыс. рублей
    2018 год - 7 950,0 тыс. рублей
    2019 год - 8 100,0 тыс. рублей
    2020 год - 8 100,0 тыс. рублей,
    бюджеты муниципальных образований (при условии выделения средств из бюджетов муниципальных образований) - 33 145,34 тыс. рублей:
    2012 год - 2 439,73 тыс. рублей
    2013 год - 2 838,34 тыс. рублей
    2014 год - 3 502,69 тыс. рублей
    2015 год - 3 607,58 тыс. рублей
    2016 год - 4 216,4 тыс. рублей
    2017 год - 4 216,4 тыс. рублей
    2018 год - 4 216,4 тыс. рублей
    2019 год - 3 891,4 тыс. рублей
    2020 год - 4 216,4 тыс. рублей.
    Объемы и источники финансирования Программы и поэтапного финансирования программных мероприятий отражены в приложениях N 3 и 4 к Программе.
    Ежегодный объем финансирования программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл подлежит уточнению на очередной финансовый год исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл.
  11. V.Механизм реализации программы

  12. Государственным заказчиком Программы является Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, который принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы.
    Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл в целях реализации Программы взаимодействует с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления в Республике Марий Эл.
  13. VI.Организация управления программой, контроль за ходом и оценка эффективности ее реализации

  14. Государственным заказчиком Программы является Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.
    В ходе выполнения Программы государственный заказчик:
    вносит предложения и участвуют в уточнении целевых показателей и расходов на реализацию мероприятий Программы;
    обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
    участвует в организации плановых проверок хода реализации отдельных мероприятий Программы;
    осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения ее мероприятий;
    готовит отчеты о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
    Реализация настоящей Программы позволит:
    оценить и спрогнозировать изменения состояния водных объектов;
    уменьшить негативное воздействие водохозяйственной деятельности на компоненты природной среды;
    снизить риск загрязнения водных объектов;
    снизить риск аварий на ГТС.
    Развитие системы мониторинга окружающей среды даст возможность объективно оценивать ее состояние (с определением источников и параметров загрязнения) и принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки на территории Республики Марий Эл.
    В результате реализации Программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов:
    восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая санитарные расчистки русел рек, - 93,33 километра;
    приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности - 52 единицы.
    Положительные социально-экономические эффекты выразятся в повышении качества компонентов окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан.