Республика Марий Эл
Постановление от 10 июля 2012 года № 249

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2011 г. N 239

Принято
Главой Правительства Республики Марий Эл
10 июля 2012 года
    Правительство Республики Марий Эл постановляет:
    Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2011 г. N 239 "О республиканской целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Марий Эл на 2012 - 2016 годы" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 9 (часть II), ст. 487) следующие изменения:
    а) в наименовании и пункте 1 слова "на 2012 - 2016 годы" заменить словами "на 2012 - 2020 годы";
    б) республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Марий Эл на 2012 - 2016 годы", утвержденную указанным выше постановлением , изложить в новой редакции (прилагается ).
    Председатель Правительства
    Республики Марий Эл
    Л.МАРКЕЛОВ
    "Утверждена
    постановлением
    Правительства
    Республики Марий Эл
    от 4 августа 2011 г. N 239
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
    В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2012 - 2020 ГОДЫ"
    Паспорт
    республиканской целевой программы
    "Снижение рисков и смягчение последствий
    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
    в Республике Марий Эл на 2012 - 2020 годы"
  1. Наименование - республиканская целевая программа "Снижение рисков и
    Программы смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и
    техногенного характера в Республике Марий Эл на 2012 -
    2020 годы" (далее - Программа)
    Основания - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О
    для разработки защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    Программы природного и техногенного характера";
    Закон Республики Марий Эл от 17 мая 1996 г. N 339-III "О
    защите населения и территории Республики Марий Эл от
    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера";
    постановление Правительства Российской Федерации от 7
    июля 2011 г. N 555 "О федеральной целевой программе
    "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
    ситуаций природного и техногенного характера в
    Российской Федерации до 2015 года";
    распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
    марта 2011 г. N 534-р
    Государственный - Департамент экологической безопасности,
    заказчик природопользования и защиты населения Республики Марий
    Программы Эл
    Основные - Департамент экологической безопасности,
    разработчики природопользования и защиты населения Республики Марий
    Программы Эл;
    Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;
    Комитет ветеринарии Республики Марий Эл
    Основные цели - основные цели:
    Программы, повышение качества жизни населения Республики Марий Эл
    важнейшие посредством последовательного снижения риска
    целевые возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
    показатели техногенного характера;
    предотвращение гибели людей в чрезвычайных ситуациях;
    сокращение экономического ущерба от чрезвычайных
    ситуаций;
    важнейшие целевые показатели:
    количество чрезвычайных ситуаций;
    материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций;
    полнота мониторинга и прогнозирования источников
    возникновения чрезвычайных ситуаций;
    достоверность прогноза возникновения чрезвычайных
    ситуаций;
    количество аттестованных на квалификацию "спасатель"
    работников подразделений службы аварийно-спасательных
    работ;
    количество видов аварийно-спасательных и других
    неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, на выполнение
    которых аттестованы подразделения службы
    аварийно-спасательных работ;
    количество подготовленного к действиям при чрезвычайных
    ситуациях руководящего состава территориальной
    подсистемы Республики Марий Эл единой государственной
    системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций, спасателей и населения;
    количество прошедших обучение руководителей и
    должностных лиц в области гражданской обороны, защиты от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной,
    экологической безопасности и безопасности на водных
    объектах
    Основные задачи - совершенствование системы мониторинга и прогнозирования
    Программы чрезвычайных ситуаций, повышение достоверности прогноза;
    совершенствование системы управления и экстренного
    реагирования в чрезвычайных ситуациях;
    совершенствование системы содержания, хранения,
    обеспечения неснижаемого уровня готовности и количества
    резервов материальных средств;
    совершенствование системы подготовки руководящего
    состава, специалистов, спасателей и населения в области
    предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
    обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей
    на водных объектах;
    повышение оснащенности и готовности профессиональных
    аварийно-спасательных служб к действиям по ликвидации
    чрезвычайных ситуаций
    Срок реализации - 2012 - 2020 годы
    Программы
    Перечень - совершенствование и реализация системы мер по
    основных мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
    мероприятий развитие системы информационного обеспечения управления
    Программы территориальной подсистемой Республики Марий Эл единой
    государственной системы предупреждения и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций;
    совершенствование системы содержания, хранения,
    обеспечения неснижаемого уровня готовности и количества
    резервов материальных средств;
    совершенствование системы подготовки руководящего
    состава и специалистов, спасателей и населения к
    действиям в чрезвычайных ситуациях;
    развитие и оснащение сил экстренного реагирования
    Исполнители - Департамент экологической безопасности,
    основных природопользования и защиты населения Республики Марий
    мероприятий Эл;
    Программы Министерство здравоохранения Республики Марий Эл;
    Комитет ветеринарии Республики Марий Эл;
    республиканское государственное казенное учреждение
    "Марийская служба аварийно-спасательных и экологических
    работ";
    республиканское государственное казенное учреждение
    "Учебно-методический центр экологической безопасности и
    защиты населения"
    Объемы - финансирование мероприятий Программы осуществляется за
    и источники счет средств республиканского бюджета Республики Марий
    финансирования Эл.
    Программы Финансовые затраты на реализацию Программы составляют 25
    736,1 тыс. рублей, в том числе:
    2012 год - 255,0 тыс. рублей
    2013 год - 255,0 тыс. рублей
    2014 год - 255,0 тыс. рублей
    2015 год - 1 900,6 тыс. рублей
    2016 год - 1 830,2 тыс. рублей
    2017 год - 2 622,5 тыс. рублей
    2018 год - 6 271,6 тыс. рублей
    2019 год - 5 432,6 тыс. рублей
    2020 год - 6 913,6 тыс. рублей
    Система - общее руководство и контроль за ходом реализации
    организации Программы осуществляет Департамент экологической
    управления безопасности, природопользования и защиты населения
    и контроля Республики Марий Эл в соответствии с постановлением
    за исполнением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г.
    Программы N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации
    республиканских целевых программ Республики Марий Эл"
    Ожидаемые - снижение количества чрезвычайных ситуаций в Республике
    конечные Марий Эл, не более 1 в год;
    результаты сокращение материального ущерба от чрезвычайных
    реализации ситуаций, не более 1 500 тыс. рублей в год;
    Программы увеличение полноты мониторинга и прогнозирования
    источников возникновения чрезвычайных ситуаций до 70 -
    71,5 процента;
    повышение достоверности прогноза возникновения
    чрезвычайных ситуаций до 77 - 78 процентов;
    увеличение количества аттестованных на квалификацию
    "спасатель" работников подразделений службы
    аварийно-спасательных работ до 98 процентов от списочной
    численности;
    увеличение количества видов аварийно-спасательных и
    других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, на
    выполнение которых аттестованы подразделения службы
    аварийно-спасательных работ, до 17;
    увеличение количества подготовленного к действиям при
    чрезвычайных ситуациях руководящего состава
    территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой
    государственной системы предупреждения и ликвидации
    чрезвычайных ситуаций, спасателей и населения ежегодно
    на 1,5 - 2 процента по отношению к аналогичному периоду
    прошлого года;
    увеличение количества прошедших обучение руководителей и
    должностных лиц в области гражданской обороны, защиты от
    чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной,
    экологической безопасности и безопасности на водных
    объектах ежегодно на 2,5 - 3 процента по отношению к
    аналогичному периоду прошлого года
  2. I.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

  3. В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет. В условиях риска природных и техногенных чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач становится повышение безопасности населения и защищенности территории от этих угроз.
    На территории Республики Марий Эл опасность техносферы для населения и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества химических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий.
    В республике функционируют 34 потенциально опасных объекта, в том числе 7 химически опасных объектов, большая часть которых представляет опасность для здоровья и жизни населения, окружающей среды.
    В северной части республики проложена магистраль нефтепровода Сургут - Полоцк, нарушение целостности которого может повлечь выброс (вытекание) нефти и образование загрязненных нефтью участков водной поверхности и суши.
    Источниками риска возникновения чрезвычайных ситуаций являются опасные природные явления: подтопления в паводковый период, карст, ураганы и штормовые ветры, сильные заморозки и различные мерзлотные явления, крупные лесные пожары и почвенная засуха. Наибольшее количество природных чрезвычайных ситуаций, вызванных аномальными природными явлениями, было зарегистрировано в 2010 году.
    Социальную напряженность в обществе могут вызвать чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на объектах теплоснабжения.
    Эпидемиологическая обстановка в Республике Марий Эл в целом оценивается как относительно стабильная, однако существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с бешенством диких животных, африканской чумой свиней.
    Таким образом, на территории Республики Марий Эл продолжает оставаться достаточно высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций, при этом, несмотря на снижение гибели людей, остаются значительными материальные потери от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    В период с 2007 по 2010 год на территории Республики Марий Эл произошло 50 чрезвычайных ситуаций (36 - техногенного и 14 - природного характера), при которых погибли 77 человек, пострадали 48 человек. Материальный ущерб составил 1 180 580 тыс. рублей.
    Сохраняющаяся тенденция роста материальных потерь от чрезвычайных ситуаций заставляет искать новые пути решения проблемы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
    В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Марий Эл носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения нового качества жизни.
    Основные проблемы, затрагиваемые Программой, отражены в приложении N 1 к настоящей Программе.
    В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасности и угроз различного характера - вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть "культура предупреждения".
    Проблема снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации потерь требует дальнейшего комплексного решения вопросов:
    развития системы мониторинга и прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций с использованием современных автоматизированных информационных систем и программных продуктов;
    повышения уровня обученности руководителей, специалистов и квалификации спасателей;
    совершенствования взаимодействия органов управления сил и средств территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема РСЧС Республики Марий Эл);
    создания и совершенствования системы содержания и оперативной выдачи резервов материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    оснащения современной специальной техникой и оборудованием профессиональных аварийно-спасательных формирований.
  4. II.Основные цели, задачи и сроки реализации программы

  5. Основными целями Программы являются:
    повышение качества жизни населения Республики Марий Эл посредством последовательного снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    предотвращение гибели людей в чрезвычайных ситуациях;
    сокращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.
    Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи:
    совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, повышение достоверности прогноза;
    совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;
    совершенствование системы содержания, хранения, обеспечения неснижаемого уровня готовности и количества резервов материальных средств;
    совершенствование системы подготовки руководящего состава, специалистов, спасателей и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    повышение оснащенности и готовности профессиональных аварийно-спасательных служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в один этап в течение 9 лет (2012 - 2020 годы).
    Реализация мероприятий Программы должна обеспечить достижение следующих показателей (индикаторов) эффективности Программы по годам реализации:
  6. ──────────────┬─────────┬───────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────
    Наименование  │ Единица │Базовый│                Значения реализации Программы по годам
    показателя  │измерения│ пока- ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────
    (индикатора)  │         │затель │ 2012  │ 2013  │ 2014  │ 2015  │ 2016  │ 2017  │ 2018  │ 2019  │ 2020
    ──────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────
    1       │    2    │   3   │   4   │   5   │   6   │   7   │   8   │   9   │  10   │  11   │  12
    ──────────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────
    Количество единиц 9 8 - 7 7 - 6 6 - 5 4 - 3 3 - 2 3 - 2 2 - 1 1 - 0 1 - 0
    чрезвычайных
    ситуаций
    материальный тыс. 5 000 4 500 - 4 000 - 3 500 - 3 000 - 2 500 - 2 500 - 2 000 - 1 500 - 1 500 -
    ущерб от рублей 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 2 000 1 500 1 000 1 000
    чрезвычайных
    ситуаций
    полнота процентов 63 65 - 67 67 - 68 67 - 67 - 69 68 - 69 - 70 69 - 70 - 71 70 -
    мониторинга и 68,5 69,5 70,5 71,5
    прогнози-
    рования
    Достоверность процентов 71 72 - 73 73 - 74 74 - 75 74 - 75 - 76 75 - 76,5 - 77 - 77 -
    прогноза 75,5 76,5 77 77,5 78
    Количество процентов 90 91 92 93 94 95 96 97 98 98
    аттесто-
    ванных на
    квалификацию
    "спасатель"
    от списочной
    численности
    подразделений
    службы
    аварийно-
    спасательных
    работ
    Количество единиц 14 15 15 15 16 16 16 16 17 17
    видов
    аварийно-
    спасательных
    и других
    неотложных
    работ в
    чрезвычайных
    ситуациях, на
    выполнение
    которых
    аттестованы
    подразделения
    службы
    аварийно-
    спасательных
    работ
    Количество процент 820 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2 1,5 - 2
    подготовлен- увеличе- чел.
    ного к ния в (100%)
    действиям при отчетном
    чрезвычайных году к
    ситуациях аналогич-
    руководящего ному
    состава периоду
    террито- прошлого
    риальной года
    подсистемы
    РСЧС
    Республики
    Марий Эл,
    спасателей и
    населения
    Количество процент 860 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3 2,5 - 3
    руководителей увеличе- чел.
    и должностных ния в (100%)
    лиц, прошедших отчетном
    обучение в году к
    области аналогич-
    гражданской ному
    обороны, периоду
    защиты от прошлого
    чрезвычайных года
    ситуаций,
    обеспечения
    пожарной,
    экологической
    безопасности и
    безопасности
    на водных
    объектах
  7. III.Система программных мероприятий

  8. Система программных мероприятий, разработанная в соответствии с целями и задачами Программы, является комплексом мер, направленных на снижение рисков и минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Марий Эл.
    Основные мероприятия по реализации Программы состоят из 5 разделов:
    1.Совершенствование и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
    2.Развитие системы информационного обеспечения управления территориальной подсистемой РСЧС Республики Марий Эл.
    3.Совершенствование системы содержания, хранения, обеспечения неснижаемого уровня готовности и количества резервов материальных средств.
    4.Совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
    5.Развитие и оснащение сил экстренного реагирования.
    Система программных мероприятий отражена в приложении N 2 к настоящей Программе.
  9. IV.Ресурсное обеспечение программы

  10. Общий объем средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 25 736,1 тыс. рублей, в том числе:
    2012 год - 255,0 тыс. рублей
    2013 год - 255,0 тыс. рублей
    2014 год - 255,0 тыс. рублей
    2015 год - 1 900,6 тыс. рублей
    2016 год - 1 830,2 тыс. рублей
    2017 год - 2 622,5 тыс. рублей
    2018 год - 6 271,6 тыс. рублей
    2019 год - 5 432,6 тыс. рублей
    2020 год - 6 913,6 тыс. рублей.
    Общий объем финансирования Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
    Объемы и источники финансирования Программы указаны в приложении N 3 к настоящей Программе.
    Конкретные мероприятия и объемы финансирования Программы уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей.
    Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
  11. V.Механизм реализации программы

  12. Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком Программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
    Исполнители мероприятий Программы определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    С учетом реализации мероприятий Программы государственный заказчик Программы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляет в Министерство финансов Республики Марий Эл и Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл проект соответствующей бюджетной заявки для включения ее в перечень республиканских программ, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
  13. VI.Организация управления программой, контроль за ходом и оценка эффективности ее реализации

  14. Государственный заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств.
    Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл ежегодно уточняет целевые показатели затрат на мероприятия, контролирует их реализацию.
    При отсутствии финансирования мероприятий Программы государственный заказчик Программы вносит предложения об изменении сроков их реализации либо о снятии их с контроля.
    Отчеты о ходе реализации Программы представляются в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл".
    Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно, до 1 февраля следующего за отчетным периодом года, направляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчет о ходе выполнения мероприятий Программы и эффективности использования выделенных финансовых средств.
    Ход и результаты выполнения мероприятий могут быть освещены в средствах массовой информации.
    Экономическая эффективность мероприятий Программы может быть оценена исходя из следующих предпосылок:
    по экспертной оценке ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций в год составляет от 1,5 до 2 процентов валового внутреннего продукта. В 2010 году эта величина в Российской Федерации составила от 675 до 900 млрд. рублей;
    исходя из мировой практики наиболее развитых в экономическом плане государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составляет 7 - 10 процентов.
    Расчеты, проведенные на основании указанных предпосылок, показывают, что величина предотвращенного ущерба за 9 лет реализации Программы при среднем значении показателя отношения средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций к предотвращенному ущербу, составит 321 700 тыс. рублей.
    Экономическая эффективность Программы определяется как разница между величиной предотвращенного ущерба и затратами на его предотвращение. Таким образом, экономическая эффективность от реализации мероприятий Программы составит 295 963,9 тыс. рублей.
    Реализация Программы позволит обеспечить:
    снижение количества чрезвычайных ситуаций в Республике Марий Эл до уровня не более одной чрезвычайной ситуации в год;
    сокращение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций до уровня не более 1 500 тыс. рублей в год;
    увеличение полноты мониторинга и прогнозирования источников возникновения чрезвычайных ситуаций до 70 - 71,5 процентов;
    повышение достоверности прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций до 77 - 78 процентов;
    увеличение количества аттестованных на квалификацию "спасатель" работников подразделений службы аварийно-спасательных работ до 98 процентов от списочной численности;
    увеличение количества видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, на выполнение которых аттестованы подразделения службы аварийно-спасательных работ, до 17;
    увеличение количества подготовленного к действиям при чрезвычайных ситуациях руководящего состава территориальной подсистемы РСЧС Республики Марий Эл, спасателей и населения ежегодно на 1,5 - 2 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года;
    увеличение количества прошедших обучение руководителей и должностных лиц в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, экологической безопасности и безопасности на водных объектах ежегодно на 2,5 - 3 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года.