"3. Правовую основу деятельности народных дружин составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл, правовые акты органов местного самоуправления.";
"6. Органы государственной власти, их должностные лица оказывают содействие и помощь народным дружинам в их деятельности по обеспечению общественного порядка.";
"7. Неисполнение законных требований народных дружинников, а также насилие или угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
"г) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;";
"14. К народным дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям либо совершившим проступок, по решению общего собрания народных дружинников может быть применена форма взыскания в виде исключения из народной дружины.";
"16. Народный дружинник обязан:
а) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан; не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
б) принимать меры по оказанию помощи, в том числе первой, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
в) иметь нарукавную повязку, удостоверение установленного образца и предъявлять его по требованию граждан или должностных лиц.";
"17. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками милиции, имеет право:
а) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступных действий, административных правонарушений;
б) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать данных граждан в совершении преступления или административного правонарушения;
в) доставлять в правоохранительные органы лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения;
г) использовать транспортные средства организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
д) бесплатно пользоваться для связи с милицией телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства.";
"Народные дружинники в порядке, устанавливаемом милицией, должны проходить правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на умение оказывать первую помощь пострадавшим.";
"Народным дружинникам, привлекаемым к выполнению обязанностей по обеспечению общественного порядка вне рабочего времени, пропорционально затраченному времени осуществляется выплата, равная часовому денежному содержанию милиционера патрульно-постовой службы, из соответствующих бюджетов муниципальных образований.";
"Органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления могут использовать следующие формы поощрения народных дружинников, активно участвующих в обеспечении общественного порядка:
а) объявление благодарности;
б) выдача денежной премии;
в) награждение Почетной грамотой Правительства Республики Марий Эл;
г) награждение Почетной грамотой Государственного Собрания Республики Марий Эл;
д) награждение Почетной грамотой муниципального образования Республики Марий Эл.";
"27. Органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинам в безвозмездное пользование помещения и технические средства, необходимые для осуществления их деятельности.";