Республика Карелия
Закон от 26 июня 2004 года № 787-ЗРК

О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия

Принят
Законодательным Собранием Республики Карелия
08 июля 2004 года
    В редакциях
  • от 27.12.2004 № 844-ЗРК,
  • от 26.07.2005 № 894-ЗРК,
  • от 05.06.2006 № 984-ЗРК,
  • от 15.12.2007 № 1141-ЗРК,
  • от 12.01.2009 № 1264-ЗРК,
  • от 16.07.2009 № 1312-ЗРК.
    Настоящий Закон направлен на активизацию инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия, создание режима инвестиционного благоприятствования для инвесторов вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия.
    Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Карелия.
    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в осуществление инвестиционных проектов с целью получения прибыли (дохода) и достижения полезного социального эффекта;
    инвестиционная деятельность - деятельность по вложению инвестиций в инвестиционные проекты и осуществление совокупности действий по реализации последних;
    инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
    инвесторы - физические и юридические лица, в том числе образованные с частичным или полным участием иностранного капитала, осуществляющие вложение собственных и привлеченных средств в инвестиционные проекты на территории Республики Карелия, имеющие право на режим инвестиционного благоприятствования в соответствии со статьей 4 настоящего Закона;
    срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;
    абзац седьмой утратил силу.
    режим инвестиционного благоприятствования - совокупность мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности;
    инвестиционное соглашение - соглашение между Правительством Республики Карелия (либо уполномоченным органом исполнительной власти) и инвестором о порядке предоставления инвестору режима инвестиционного благоприятствования;
    объекты производственной сферы - производства, организованные физическими и юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Карелия, более 75 процентов валовой выручки которых составляет выручка от производственной деятельности на календарный год, предшествующий подаче заявления на получение государственной поддержки. Отнесение деятельности к производственной осуществляется по действующему классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
    бюджетная эффективность инвестиционного проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы бюджета Республики Карелия. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта;
    перечень инвестиционных проектов Республики Карелия - перечень реализуемых и (или) предложенных к реализации на территории Республики Карелия инвестиционных проектов, сформированный и утвержденный в соответствии с порядком, определяемым Правительством Республики Карелия;
    перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Карелия - перечень реализуемых и (или) предложенных к реализации на территории Республики Карелия приоритетных инвестиционных проектов, сформированный и утвержденный в соответствии с порядком, определяемым Правительством Республики Карелия;
    приоритетный инвестиционный проект Республики Карелия (далее - приоритетный инвестиционный проект) - инвестиционный проект, соответствующий приоритетным направлениям инвестирования в экономику Республики Карелия, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект, суммарный объем инвестиций в который составляет не менее одного миллиарда рублей. Данное определение не распространяется на приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, порядок отбора, положение о подготовке и утверждении перечня которых регламентируется законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;
    сопровождение инвестиционного проекта - работа исполнительных органов государственной власти Республики Карелия по содействию инвесторам в реализации инвестиционных проектов, находящихся в сфере их деятельности в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.
    1.Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия осуществляется посредством обеспечения защиты прав инвесторов (по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия), стабильности условий инвестирования, повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия, а также предоставления режима инвестиционного благоприятствования инвесторам, реализующим инвестиционные проекты.
    2.Обеспечение защиты прав инвесторов, стабильности условий инвестирования, повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия включают в себя следующее:
    1) сохранение в силе условий инвестирования и исполнения договоров до полного их исполнения в случаях принятия законов и иных нормативных правовых актов Республики Карелия, положения которых ограничивают права инвесторов, ухудшают предоставляемые им по ранее заключенным договорам указанные условия инвестирования.
    Указанная норма не распространяется на случаи, когда законодательством Российской Федерации и Республики Карелия вносятся изменения в нормативы (правила) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогичными стандартами (нормами, правилами), принятыми и общепризнанными в международной практике;
    2) разработку и реализацию направлений инвестиционной политики Республики Карелия, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики и эффективного использования ресурсного потенциала;
    3) создание и развитие в Республике Карелия информационно-аналитической базы для инвесторов;
    4) разработку и реализацию адресной инвестиционной программы и иных целевых программ Республики Карелия, а также привлечение федеральных бюджетных средств для софинансирования проектов в рамках данных программ;
    5) финансирование за счет средств бюджета Республики Карелия научно-технических и экономических разработок, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Республики Карелия;
    6) ведение перечня инвестиционных проектов Республики Карелия в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия;
    7) ведение перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Карелия в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия;
    8) сопровождение инвестиционных проектов исполнительными органами государственной власти Республики Карелия в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.
    1.В целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия инвесторам вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности на основании заключаемого инвестиционного соглашения предоставляется режим инвестиционного благоприятствования при реализации ими на территории Республики Карелия инвестиционных проектов.
    2.Режим инвестиционного благоприятствования предусматривает следующие меры:
    1) предоставление в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Карелия инвесторам налоговых льгот по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в бюджет Республики Карелия;
    2) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Республики Карелия по инвестиционным проектам за счет средств бюджета Республики Карелия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;
    3) размещение на конкурсной основе средств бюджета Республики Карелия для финансирования инвестиционных проектов в порядке, установленном законодательством;
    4) предоставление на конкурсной основе субсидий из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов, в порядке, установленном законом о бюджете Республики Карелия;
    5) информационная и организационная поддержка инвесторов, включающая оказание исполнительными органами государственной власти Республики Карелия содействия в организации инфраструктуры инвестиционной деятельности в Республике Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
    3.Инвестору, реализующему инвестиционный проект, может оказываться только одна из мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности, предоставляемых в рамках режима инвестиционного благоприятствования в соответствии с настоящим Законом.
    Критериями отбора инвестиционных проектов для определения возможности предоставления режима инвестиционного благоприятствования в совокупности являются:
    1) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений по приоритетным направлениям экономики Республики Карелия;
    2) увеличение рабочих мест;
    3) бюджетная эффективность инвестиционного проекта;
    4) внедрение ресурсосберегающих технологий.
    5) социальная значимость проекта.
    Приоритетными направлениями инвестирования в экономику Республики Карелия для предоставления режима инвестиционного благоприятствования являются:
    1) производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
    2) производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне мировых образцов;
    3) углубленная переработка древесины, производство стройматериалов, камнеобработка;
    4) производство продовольственной продукции;
    5) развитие транспортной инфраструктуры;
    6) развитие туризма;
    7) улучшение экологической обстановки на территории Республики Карелия;
    8) привлечение новых технологий;
    9) организация инновационных производств.
    10) строительство, реконструкция объектов здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и учреждений социального обслуживания;
    11) строительство и реконструкция объектов жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей;
    12) обеспечение экологической безопасности производства.
    1.Инвестор, претендующий на заключение инвестиционного соглашения, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия следующие документы:
    1) заявление о государственной поддержке;
    2) нотариально заверенные копии учредительных документов (для юридических лиц);
    3) инвестиционный проект, демонстрирующий свою рентабельность и социальный эффект на экономику Республики Карелия (города или района);
    4) заключения обязательных экспертиз, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
    5) расчет срока окупаемости инвестиций как при условиях предоставления налоговых льгот, так и без предоставления таковых в соответствии с порядком определения срока окупаемости при реализации инвестиционного проекта;
    6) обязательство ведения раздельного учета расходов по каждому инвестиционному проекту;
    7) бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему за предыдущий год и последний отчетный период с отметкой налогового органа (для юридических лиц). В случае образования нового юридического лица для целей реализации инвестиционного проекта бухгалтерская отчетность не представляется;
    8) справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
    9) справку, заверенную подписью и печатью инвестора, претендующего на заключение инвестиционного соглашения, об отсутствии задолженности по выплате заработной платы работникам и о размере заработной платы работников.
    Перечень документов является исчерпывающим.
    2.Определение и контроль срока окупаемости инвестиций при реализации инвестиционного проекта, а также представление на рассмотрение установленной документации, оформление инвестиционного соглашения и определение уполномоченных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Карелия в соответствии с настоящим Законом.
    3.Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия вправе вернуть представленные инвестором документы на доработку в случае несогласия с показателями рентабельности проекта, отдельными статьями доходов и расходов, включенными в расчет срока окупаемости. В этом случае инвестору предоставляется письменное обоснование решения о возврате документов на доработку.
    4.Заключение инвестиционного соглашения или мотивированный отказ в его заключении оформляются в течение двух месяцев со дня поступления документов, полностью соответствующих требованиям настоящий статьи.
    5.При определении срока окупаемости инвестиций деятельность инвестора считается направленной на осуществление одного инвестиционного проекта в случае, если инвестор осуществляет один имеющий льготное налогообложение проект и если выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), производство которой оговорено в документации по инвестиционному проекту, составляет более чем 75 процентов валовой выручки. Для инвесторов, осуществляющих реализацию нескольких инвестиционных проектов одновременно, срок окупаемости должен определяться отдельно для каждого проекта.
    6.Инвестиционное соглашение может быть расторгнуто уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в одностороннем порядке по следующим основаниям:
    1) уменьшение объемов производства продукции, предусмотренных бизнес-планом, и нарушение (в сторону увеличения) сроков реализации бизнес-плана;
    2) отсутствие раздельного учета расходов по каждому инвестиционному проекту;
    3) непредставление в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия и налоговый орган бухгалтерской и иной отчетности в соответствии с порядком определения и контроля срока окупаемости инвестиций при реализации инвестиционного проекта;
    4) отсутствие ежегодного аудита инвестиционной деятельности предприятия независимым аудитором;
    5) воспрепятствование проведению проверки уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия соответствия активов, приобретенных на осуществление инвестиционного проекта, представленным документальным подтверждениям;
    6) предоставление в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия недостоверной информации.
    Перечень оснований, указанных в настоящей части, является исчерпывающим.
    1.Предоставление государственных гарантий Республики Карелия по инвестиционным проектам осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Законом Республики Карелия от 21 июля 2001 года N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Государственные гарантии Республики Карелия по инвестиционным проектам предоставляются инвесторам в пределах сумм, предусмотренных на эти цели законом о бюджете Республики Карелия.
    2.Государственные гарантии не предоставляются инвесторам:
    1) имеющим просроченную задолженность по платежам в бюджеты всех уровней;
    2) находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
    3) ограниченным уставными документами в осуществлении соответствующего вида деятельности;
    4) не подтвердившим удовлетворительное финансовое состояние;
    5) имеющим задолженность по выплате заработной платы работникам или выплачивающим ее при полном рабочем дне в размере ниже величины установленного Правительством Республики Карелия прожиточного минимума для трудоспособного населения по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, город Костомукша) и по Республике Карелия, кроме северной ее части.
    3.Утратила силу.
    4.Решение о предоставлении государственной гарантии претенденту принимается Правительством Республики Карелия по результатам конкурса.
    Порядок проведения указанного конкурса, состав конкурсной комиссии и положение о ней утверждаются Правительством Республики Карелия.
    Отбор заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.
    1.В предоставлении режима инвестиционного благоприятствования отказывается в случаях:
    1) представления инвестором недостоверных сведений о себе;
    2) несоответствия объекта инвестирования по инвестиционному проекту требованиям и критериям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона;
    3) непредставления инвестором в полном объеме необходимой документации, предусмотренной статьей 8 настоящего Закона, при рассмотрении вопроса о заключении инвестиционного соглашения;
    4) представления проектов, связанных с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций;
    5) нахождения инвестора в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации;
    6) несоответствия целей инвестиционного проекта требованиям государственной безопасности;
    7) наличия просроченной задолженности по платежам в бюджет любого уровня;
    8) неудовлетворительного финансового состояния инвестора, в части предоставления на возвратной, срочной, платной и льготной основе кредитных ресурсов (бюджетных кредитов) из средств бюджета Республики Карелия.
    Перечень случаев является исчерпывающим.
    2.Отказ в предоставлении режима инвестиционного благоприятствования должен быть основан на объективных критериях и представлен заявителю в письменной форме.
    1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
    1) Закон Республики Карелия от 14 апреля 1998 года N 289-ЗРК "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 1998, N 10-11, ст. 733);
    2) Закон Республики Карелия от 27 марта 2000 года N 402-ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2000, N 3, ст. 323);
    3) Закон Республики Карелия от 4 февраля 2002 года N 570-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2002, N 2, ст. 86);
    4) Закон Республики Карелия от 5 июля 2002 года N 596-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2002, N 1, ст. 822).
    Глава Республики Карелия
    С.Л.КАТАНАНДОВ
    г. Петрозаводск
    26 июня 2004 года
    N 787-ЗРК