Республика Карелия
Закон от 28 ноября 1997 года № 233-ЗРК

О референдуме в Республике Карелия

Принят
Законодательным Собранием Республики Карелия
01 ноября 1997 года,
Палатой Республики ЗС Республики Карелия
21 ноября 1997 года
    В редакциях
  • от 14.11.2000 № 445-ЗРК,
  • от 20.04.2001 № 492-ЗРК.
  1. ГЛАВА I.Общие положения

  2. 1.В соответствии с Конституцией (Основным Законом) Республики Карелия и действующим законодательством наиболее важные вопросы государственной жизни Республики Карелия выносятся на всенародное голосование (референдум). По вопросам, отнесенным законодательством к вопросам местного значения, может проводиться местный референдум.
    2.Референдум в Республике Карелия, наряду со свободными выборами, является непосредственным выражением власти граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия (далее - граждан) и обладающих избирательным правом, а также правом на участие в референдуме.
    3.Референдум в Республике Карелия (далее - референдум) может быть республиканского значения (далее - республиканский референдум) и местного значения (далее - местный референдум).
    4.Республиканский референдум проводится на всей территории Республики Карелия.
    5.Местный референдум проводится в пределах самоуправляющейся территории. Допускается проведение местного референдума на части самоуправляющейся территории (в границах сельских, поселковых администраций).
    6.На референдум может выноситься либо один вопрос, либо группа вопросов (далее - вопрос). Формулировка каждого вопроса, выносимого на референдум, не должна содержать нескольких положений, допускающих отдельное одобрение или неодобрение.
    7.Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
    1.На территории двух и более самоуправляющихся территорий может быть проведен референдум по вопросам, затрагивающим интересы этих территорий. Такой референдум проводится одновременно на всех территориях, принимающих участие в данном референдуме.
    2.Порядок реализации инициативы и порядок проведения референдума одновременно на территории двух и более районов такой же, как при проведении местного референдума.
    3.Результаты референдума реализуются на каждой самоуправляющейся территории отдельно.
    1.Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
    2.Участие в референдуме является свободным и добровольным.
    3.Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично.
    4.Граждане участвуют в референдуме по месту жительства.
    5.Каждый гражданин имеет один голос. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением не допускается.
    6.Допускается проведение в один день республиканского и местного референдума.
    7.Допускается проведение референдума в день выборов федеральных органов государственной власти, в день выборов депутатов представительных органов государственной власти Республики Карелия, в день выборов Председателя Правительства Республики Карелия, в день выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборов глав местного самоуправления.
    8.Не допускается совмещение дня голосования на республиканском референдуме по вопросу принятия Конституции (Основного Закона) Республики Карелия и иным вопросам, принятие которых на референдуме влечет за собой изменения и дополнения Конституции (Основного Закона) Республики Карелия, и дня голосования на выборах в органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления, голосования на референдуме по другим вопросам.
    9.Не допускается совмещение дня голосования на
    республиканском референдуме по вопросам, изложенным в части 8 статьи 3 настоящего Закона, с днем голосования на выборах иного уровня, не указанных в части 8 статьи 3 настоящего Закона, если к моменту назначения референдума Республики Карелия принято решение о назначении иных выборов.
    1.Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения референдума возраста 18 лет и зарегистрированные по месту жительства на территории Республики Карелия. При проведении местного референдума в нем принимают участие граждане, местом жительства которых является данная самоуправляющаяся территория.
    2.Граждане реализуют свое право на участие в референдуме в форме проявления инициативы проведения референдума и в форме голосования в день проведения референдума. Право на инициативу проведения референдума реализуется гражданами путем сбора подписей под требованием о проведении референдума. Право подписи в поддержку инициативы проведения референдума имеют граждане, отвечающие требованиям части первой настоящей статьи.
    3.Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    4.Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания, политических и иных взглядов, рода и характера занятий.
    Все решения, касающиеся проведения референдума, текст закона или иного вопроса, вынесенного на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятое по ним решение публикуются на русском языке.
    1.Повторный референдум одного уровня (республиканский или местный) по одному и тому же вопросу (по содержанию или по смыслу формулировки вопроса) не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.
    2.Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации или на всей территории Республики Карелия, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
    1.Референдум в Республике Карелия может проводиться в срок не ранее 60 дней, но не позже 90 дней со дня принятия решения его проведения.
    2.День голосования может быть назначен на любой из выходных дней в указанный в части первой настоящей статьи период, за исключением официальных праздничных дней.
    3.Дата проведения голосования на референдуме в Республике Карелия не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначившим референдум, в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
    Законодательство о референдуме в Республике Карелия составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, Конституция (Основной Закон) Республики Карелия, настоящий Закон, иные законы Республики Карелия, уставы муниципальных образований.
  3. ГЛАВА II.Вопросы референдума

  4. 1.На республиканский референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Республики Карелия.
    2.На республиканский референдум в обязательном порядке выносятся вопросы изменения статуса и границ Республики Карелия в порядке, установленном настоящим Законом.
    3.На республиканский референдум не могут быть вынесены вопросы:
    а) находящиеся в ведении Российской Федерации, а также находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Карелия, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом;
    б) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Республики Карелия, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке выборов органов государственной власти Республики Карелия;
    в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
    г) о формировании состава и персональном составе органов государственной власти Республики Карелия;
    д) о принятии или об изменении республиканского бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Карелия;
    е) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
    1.На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.
    2.На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
    а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке выборов органов местного самоуправления;
    б) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
    в) о формировании состава и персональном составе органов местного самоуправления;
    г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
    д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
    е) не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
  5. ГЛАВА III.Образование инициативной группы и порядок сбора подписей в поддержку референдума

  6. 1.Субъекты инициативы проведения референдума, установленные пунктами "а" и "б" статей 14 и 22 настоящего Закона, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для проведения республиканского референдума и не менее 10 человек для проведения местного референдума. В случае, если инициатором проведения референдума является избирательное объединение, в качестве инициативной группы по проведению референдума выступает руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации независимо от своей численности. Членами инициативной группы по проведению референдума могут быть только граждане, имеющие право на участие в данном референдуме.
    2.Инициативная группа не позднее 20 дней со дня принятия решения об ее образовании обращается с ходатайством о регистрации данной группы в орган, уполномоченный на то в соответствии с настоящим Законом.
    3.В ходатайстве инициативной группы указываются:
    а) вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум;
    б) фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы.
    В случае, если формулировка вопроса либо текста законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование (далее по тексту - формулировка), не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, уполномоченный орган, в который направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание. Право изменения формулировки принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
    4.К ходатайству должен быть приложен протокол собрания граждан или заседания соответствующего органа общественного объединения, которым было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
    5.Уполномоченный орган обязан в течение 15 дней со дня поступления ходатайства и приложенных к нему документов принять одно из следующих решений:
    а) о направлении указанных ходатайства и документов в случае их соответствия требованиям действующего законодательства в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом принять решение о назначении референдума;
    б) об отказе в регистрации инициативной группы с изложением мотивов отказа.
    6.Отказ в регистрации инициативной группы может быть только в случае несоответствия формулировки предлагаемого вопроса, ходатайства и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона. При отказе в регистрации инициативной группы выдается постановление (решение) уполномоченного на регистрацию инициативной группы органа.
    7.Инициативная группа вправе внести на основании постановления (решения) об отказе регистрации необходимые изменения в представленные документы и повторно передать их на рассмотрение либо обжаловать отказ в регистрации в суд в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.
    8.Орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие вопроса либо текста законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в срок не позднее 20 дней со дня поступления в указанный орган в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов, и передать указанные документы в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом принять решение о регистрации инициативной группы.
    9.Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению республиканского референдума и приложенных к нему документов обязана уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
    10.В случае признания органом, уполномоченным принять решение о назначении референдума, вопроса либо текста законопроекта, проекта иного нормативного акта, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 13 Федерального закона, указанного в части 8 настоящей статьи, орган, указанный в части 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума в пятнадцатидневный срок со дня поступления документов, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средствах массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в Палату Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.
    11.В случае признания органом, уполномоченным принять решение о назначении референдума, вопроса либо текста законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум, не отвечающим требованиям статьи 13 Федерального закона, указанного в части 8 настоящей статьи, орган, указанный в части 2 настоящей статьи, принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, в котором указываются основания отказа, которыми могут быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Конституции и законов Республики Карелия, устава соответствующего муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
    12.С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе организовать и начать беспрепятственный сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
    13.Расходы на мероприятия, связанные со сбором подписей в поддержку требования о проведении референдума, несет инициативная группа.
    1.Подписи граждан, собранные до принятия решения о регистрации инициативной группы, не учитываются.
    2.Общий срок сбора подписей по вопросу о данном референдуме устанавливается сроком действия свидетельства о регистрации. Срок действия свидетельства о регистрации инициативной группы устанавливается настоящим Законом.
    3.Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума на листах для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума (далее - подписной лист).
    4.Подписной лист должен содержать:
    а) номер регистрационного свидетельства, дату регистрации, срок действия свидетельства о регистрации и наименование органа, зарегистрировавшего инициативную группу;
    б) точную формулировку вопроса, выносимого на референдум.
    5.Участник референдума ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. В случае вынесения на референдум проекта закона или иного текста, решение по которому выносится на референдум, каждый гражданин вправе до подписания подписного листа потребовать ознакомить его с полным текстом, по которому должно быть принято решение.
    6.Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и одним из членов инициативной группы.
    7.Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
    8.По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, срок действия свидетельства о регистрации данной группы, дата окончания сбора подписей и общее количество собранных подписей. Итоговый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами инициативной группы.
    9.До окончания срока действия свидетельства о регистрации инициативная группа представляет в зарегистрировавший ее орган пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и первый экземпляр итогового протокола.
    10.Орган, указанный в части 9 настоящей статьи, проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей и в случае обнаружения нарушения указанных требований принимает по результатам проверки постановление об отказе в проведении референдума, которое может быть обжаловано в суд.
    11.В случае соблюдения при сборе подписей требований настоящего Закона орган, указанный в части 9 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой документов, указанных в части 9 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган, уполномоченный принять решение о назначении референдума.
  7. ГЛАВА IV.Назначение республиканского референдума

  8. Право принятия решения о проведении республиканского референдума принадлежит Палате Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия.
    Инициатива проведения республиканского референдума принадлежит:
    а) гражданам, имеющим право на участие в республиканском референдуме;
    б) общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой о проведении референдума;
    в) избирательным объединениям, зарегистрированным в органах юстиции на республиканском уровне либо на федеральном уровне;
    г) Председателю Правительства Республики Карелия.
    1.Порядок образования и регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума и порядок сбора подписей в поддержку требования о проведении данного референдума осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 11 и 12 настоящего Закона.
    2.Регистрацию инициативной группы по проведению республиканского референдума, прием и проверку подписных листов осуществляет Центральная избирательная комиссия Республики Карелия.
    3.Свидетельство о регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума действительно в течение 30 дней.
    1.Председатель Правительства Республики Карелия реализует свое право на инициативу проведения республиканского референдума путем официального обращения в Палату Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия с предложением о проведении референдума.
    2.Обращение должно содержать мотивированное обоснование необходимости проведения референдума и точную формулировку вопроса, выносимого на референдум.
    3.Председатель Палаты Представителей должен в трехдневный срок проинформировать депутатов в получении обращения и предложить рассмотреть инициативу Председателя Правительства Республики Карелия о проведении референдума. Рассмотрение вопроса о проведении референдума и принятие по нему решения осуществляется в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.

    --------------------------------
    Статьи 17 и 18 исключены Законом Республики Карелия N 445-ЗРК (перенумерация статей не производилась).


    1.Вне зависимости от выносимого на референдум вопроса Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия обязана не позднее чем через 30 дней со дня официального представления, оформленного в соответствии с настоящим Законом требования о проведении республиканского референдума, принять по нему соответствующее решение.
    2.Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия не имеет права вносить изменения и дополнения в формулировку вопроса, выносимого инициаторами на референдум.
    3.Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия вправе принять по требованию о проведении республиканского референдума по выносимому на данный референдум вопросу одно из следующих решений:
    а) о назначении республиканского референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
    б) об отклонении требования о назначении республиканского референдума.
    4.Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Конституции Республики Карелия и законов Республики Карелия. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в суд.
    5.Решение Палата Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия о назначении республиканского референдума считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Палаты Представителей.
    6.Принятое решение в течение 5 дней публикуется в средствах массовой информации. Если на референдум выносится проект закона либо иной текст, по которому должно быть принято решение на референдуме, то одновременно с публикацией решения о назначении референдума публикуются тексты, по которым должно быть принято решение.
    1.Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и опубликованием материалов, проведением республиканского референдума, со дня принятия решения о назначении референдума и по день официального опубликования результатов референдума производится за счет республиканского бюджета.
    2.С этой целью в бюджете Республики Карелия на каждый финансовый год в его расходной части должны быть предусмотрены соответствующие средства. Объем средств, необходимых для проведения республиканского референдума, утверждается в установленном действующим законодательном порядке.
  9. ГЛАВА V.Назначение местного референдума

  10. Право принятия решения о проведении местного референдума по вопросам, установленным статьей 10 настоящего Закона, принадлежит представительному органу местного самоуправления.
    Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
    а) гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме;
    б) общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой о проведении референдума;
    в) избирательным объединениям, зарегистрированным в органах юстиции на местном уровне либо на более высоком уровне.
    Уставом муниципального образования может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума.
    1.Порядок образования инициативной группы по проведению местного референдума и порядок сбора подписей в поддержку требования о проведении данного референдума осуществляется в соответствии с настоящей статьей и со статьями 11 и 12 настоящего Закона.
    2.С ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума инициативная группа обращается а соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии местного референдума. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - Центральная избирательная комиссия Республики Карелия.
    3.Свидетельство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума действительно в течение 20 дней.
    4.В течение срока действия свидетельства о регистрации инициативной группе необходимо собрать в поддержку инициативы проведения на всей самоуправляющейся территории местного референдума не более 5 процентов подписей граждан из числа имеющих право на участие в данном референдуме. При этом необходимое количество подписей в поддержку проведения местного референдума, включая проведение референдума на части самоуправляющейся территории, определяется Уставом данной самоуправляющейся территории.

    --------------------------------
    Статьи 24 и 25 исключены Законом Республики Карелия N 445-ЗРК (перенумерация статей не производилась).


    1.Представительный орган местного самоуправления либо, в оговоренных настоящим Законом случаях, Глава местного самоуправления обязаны не позднее чем через 30 дней со дня официального представления оформленного в соответствии с настоящим Законом требования о проведении местного референдума принять по нему соответствующее решение.
    2.Представительный орган местного самоуправления не имеет права вносить изменения и дополнения в формулировку вопроса, выносимого на референдум.
    3.Представительный орган местного самоуправления, Глава местного самоуправления вправе принять по требованию о проведении местного референдума по выносимому на данный референдум вопросу одно из следующих решений:
    а) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
    б) об отклонении требования о проведении местного референдума.
    4.Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Конституции Республики Карелия и законов Республики Карелия, Устава муниципального образования. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в суд.
    5.Решение представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от числа избранных депутатов данного органа.
    6.Принятое решение в течение 5 дней публикуется в средствах массовой информации. Если на референдум выносится какой-либо текст, по которому должно быть принято решение, то одновременно с публикацией решения о назначении референдума публикуется и полный текст, по которому должно быть принято решение.
    1.Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума со дня принятия решения о назначении референдума и по день официального опубликования результатов референдума, производится за счет бюджета данной самоуправляющейся территории.
    2.С этой целью в местном бюджете на каждый финансовый год в его расходной части должны быть предусмотрены соответствующие средства.
    3.Объем средств, необходимых для проведения местного референдума, утверждается в установленном действующим законодательством порядке.
  11. ГЛАВА VI.