-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Карелия
Закон от 26 ноября 1992 года № XII-15/415
О туризме
- Принят
- Законодательным Собранием Республики Карелия
26 ноября 1992 года
В редакции
-
от 05.03.1995 № 35-ЗРК.
Закон регулирует вопросы организации и развития туризма в Республике Карелия, регламентирует права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма, устанавливает меры их защиты и поддержки.
Под туризмом понимается деятельность, связанная с организацией и проведением активного отдыха людей с целью ознакомления с историей, культурой и природой любых стран или регионов.
Субъектами туристической деятельности в Республике Карелия могут выступать физические и юридические лица, в том числе иностранные, имеющие право на туристическую деятельность.
Под туристическим предпринимательством понимается деятельность, связанная с извлечением доходов от туризма.
Право на туристическую деятельность у зарегистрированных в установленном порядке физических или юридических лиц наступает с момента получения ими туристической лицензии.
Регулирование деятельности субъектов туризма на территории республики осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по туризму. Основные задачи его заключаются в разработке политики и стратегии развития инфраструктуры туризма, изучения рыночных возможностей в сфере туризма в республике и за ее пределами, подготовке проектов нормативных актов и классификационных требований в области туристического сервиса, профессиональном обучении кадров.
Положение о Государственном комитете Республики Карелия по туризму утверждается Председателем Правительства Республики Карелия.
Правительство Республики Карелия может принимать на себя обязательства по возмещению потерь банков, предоставляющих льготные инвестиционные кредиты для развития инфраструктуры туризма.
Физическим и юридическим лицам, осуществляющим инвестиции в целях создания собственной материально-технической базы в сфере туризма, в соответствии с действующим законодательством могут предоставляться налоговые льготы.
Для осуществления государственной (Республики Карелия) программы развития туризма возможно привлечение финансовых ресурсов из республиканского и местных бюджетов (на строительство дорог, гостиниц, кемпингов, реставрацию или восстановление культурно-исторических и природных памятников, являющихся объектами показа туристам), а также привлечение иностранных инвестиций (при обязательном соблюдении взаимной выгоды) и создание специализированного фонда при Государственном комитете Республики Карелия по туризму.
Туристическая деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами на основании лицензии. Лицензия является официальным документом, который определяет условия осуществления туристической деятельности в течение установленного срока.
Для получения лицензии необходимо представить:
- заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц - наименования организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных;
- учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке в Республике Карелия;
- справку налогового органа о постановке на учет;
- документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора;
- для проведения специальных видов туризма (водного, охотничьего, рыболовного и других) - подтверждение со стороны их организаторов знаний правил безопасности, нормативных документов, квалификационных навыков или же наличие договоров с соответствующими специалистами.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
- невыполнение одного из вышеперечисленных условий;
- наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
- отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Лицензия или обоснованный отказ в ее предоставлении (с приложением необходимых документов) выдаются в течение 30 дней со дня поступления заявления от субъектов туристической деятельности.
Лицензия через каждые 3 года подлежит обязательному подтверждению (перерегистрации). Критерием для принятия решения служит отсутствие нарушения законов, регулирующих данный вид деятельности.
Лицензирование туристической деятельности, в том числе и международной, осуществляется Государственным комитетом Республики Карелия по туризму на платной основе.
Занятие туристической деятельностью без лицензии не допускается.
Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке.
Туристическая квота - это количественное ограничение туристических поездок (туров) или их участников, связанное с необходимостью охраны историко-культурных и природных объектов от чрезмерных рекреационных нагрузок, способных вызвать их разрушение или деградацию. Перечень историко-культурных объектов, подлежащих квотированию, и квоты на их посещение устанавливаются государственным органом Республики Карелия по культуре, природных - природоохранительными органами в пределах их компетенции в соответствии с направленностью туристической деятельности и согласовываются с главами местного самоуправления.
Распределение квот между субъектами туристической деятельности производится Государственным Комитетом по туризму Республики Карелия.
Выдача квот или отказ в их выдаче осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявки.
Туристическая квота действует в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). Определение квот производится не позднее 30 ноября предшествующего года.
Квотирование является платным. Размер оплаты устанавливает Председатель Правительства Республики Карелия. По решению Государственного Комитета Республики Карелия по туризму до 30 процентов квот может продаваться с аукциона.
Все разногласия, возникающие в связи с квотированием, разрешаются в судебном порядке.
Субъекты туристической деятельности несут полную ответственность за безопасность обслуживаемых ими туристов. Гарантии безопасности обеспечиваются туристическими предприятиями либо самостоятельно, либо на основании договоров со специализированными предприятиями, службами и ведомствами (оперативно-спасательная служба, органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологического надзора, страхования и т.п.).
Туристические организации, осуществляющие специальные виды туризма, обязаны производить страхование туристов от несчастных случаев.
Охотничий и рыболовный туризм осуществляется по специальным персональным охотничьим или рыболовным лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.
Лицензия действительна на срок проведения одного тура.
Перечень лицензируемых видов рыб, используемых в качестве объектов туризма на водоемах межреспубликанского и республиканского значения, составляется республиканскими природоохранными органами. Перечень лицензируемых видов охотничьих животных, а также рыб, используемых в качестве объектов туризма на водоемах местного значения, составляется соответствующими республиканскими природоохранными органами по согласованию с районными (городскими) администрациями.
Размер стоимости охотничьих и рыболовных лицензий по отдельным видам животных (включая рыб) устанавливается Председателем Правительства Республики Карелия. Средства от продажи рыболовных лицензий, в том числе и в валюте, на водоемы местного значения полностью перечисляются в местные бюджеты, на водоемы республиканского значения, а также от продажи охотничьих лицензий - в республиканский (30%) и местные (70%) бюджеты и используются целевым назначением на мероприятия по охране и воспроизводству животного мира.
Проведение охотничьего или рыболовного туризма без лицензий или по видам животных, не указанным в лицензии, запрещается. Отстрел дичи или вылов рыб сверх количества, указанного в лицензии, а также в запрещенные сроки, приравнивается к браконьерству.
Туризм на особо охраняемых территориях (заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, истории и культуры, уникальные исторические и природно-ландшафтные территории) осуществляется в соответствии с Положениями об этих территориях и памятниках и регулируется административными органами, несущими юридическую ответственность за их сохранность.
Посещение особо охраняемых территорий и памятников является платным и регулируется на основе договоров, заключаемых субъектами туризма с их администрацией или иными юридическими лицами, несущими ответственность за сохранность таких территорий и памятников. Пятьдесят процентов полученных средств поступает на счета особо охраняемых территорий и органов, ответственных за сохранение памятников природы, истории и культуры, и используются для целей их охраны, реставрации и развития инфраструктуры, оставшаяся часть равными долями перечисляется в районные (городские) и республиканский бюджеты.
Ведение туристических экскурсий возлагается на квалифицированных экскурсоводов (гидов). Квалификация экскурсовода должна быть подтверждена документом об окончании соответствующих курсов (школы). Право экскурсовода на проведение платных туристических экскурсий удостоверяется лицензией экскурсовода, выдаваемой Государственным комитетом Республики Карелия по туризму или его органами на местах. В лицензии экскурсовода могут быть указаны определенные ограничения: тематические, маршрутные, по видам туризма. Перерегистрация лицензий экскурсовода не требуется.
Экскурсовод может выступать в качестве самостоятельного субъекта туристической деятельности, входить в состав туристических предприятий любых форм собственности или сотрудничать с ними на договорных условиях.
Обслуживание экскурсий иностранных туристов осуществляется гидами-переводчиками или с помощью переводчиков. В обоих случаях право на ведение экскурсий должно быть подтверждено дипломом переводчика и лицензией переводчика-экскурсовода или переводчика.
По отношению к туристической деятельности переводчик-экскурсовод или переводчик приравниваются к правам экскурсовода.
Лицензии для экскурсоводов, экскурсоводов-переводчиков, переводчиков, входящих в состав туристических предприятий (фирм), приобретаются этими предприятиями (фирмами).
В целях создания социально-экономических и организационных предпосылок для перерастания туризма в ведущую отрасль народного хозяйства Республики Карелия разрабатывается государственная программа развития туристической инфраструктуры. В программе предусматривается:
- определение приоритетных направлений развития туризма в республике;
- обновление или создание основных фондов материально-технической базы туристской отрасли;
- проведение льготной налоговой, инвестиционной и ценной политики, стимулирующей увеличение объемов оказываемых туристических услуг;
- целенаправленное расширение связей в сфере туристической деятельности с регионами России и зарубежными странами;
- поддержка предпринимательства и малого бизнеса в сфере туризма;
- научное и информационное обеспечение индустрии туризма, создание банка данных по туризму.
Государственная программа развития туризма разрабатывается Председателем Правительства Республики Карелия и утверждается Президиумом Верховного Совета Республики Карелия. Программа может рассчитываться на ближнюю (3-5 лет) и дальнюю (10-15 лет) перспективу.
Взаимоотношения органов власти и управления всех уровней с предпринимателями, осуществляющими организационную либо хозяйственную деятельность в сфере туризма, регулируются настоящим Законом, другим законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
Местные органы власти и управления не вправе устанавливать дополнительные налоги, пошлины, наценки на любые виды туристической деятельности, кроме предусмотренных законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
Отказ в регистрации физических или юридических лиц в сфере туризма по причине нецелесообразности не допускается. Возникающие разногласия решаются в судебном порядке.
Турист, потребитель туристических услуг, имеет право получить услуги, товары в соответствии с предъявляемыми классификационными требованиями и стандартами, а также условиями заключенных договоров, контрактов, либо других аналогичных документов.
Юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере туризма, обязано предоставить услуги в соответствии с предъявляемыми требованиями и выданными сертификатами качества.
Классификационные требования по размещению, питанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, а также правила приема и обслуживания туристов утверждаются Председателем Правительства Республики Карелия.
Основанием для лишения лицензий всех видов является нарушение данного закона.
Осуществление туристической деятельности без лицензии или квот, либо сверх установленных квот, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20-кратного установленного минимального размера оплаты труда, а на граждан - от 5 до 10-кратного установленного минимального размера оплаты труда с конфискацией незаконно полученных доходов.
Лишение лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
Протокол о совершении правонарушения составляется представителем Государственного комитета Республики Карелия по туризму и рассматривается народным судьей единолично в течение 30 дней с момента его получения. Постановление районного (городского) народного судьи о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.
Нарушение сроков выдачи лицензий или квот влечет наложение штрафа на лицо, ответственное за выдачу лицензий и квот, в размере от 10 до 20-кратного установленного минимального размера оплаты труда.
Дело о наложении штрафа рассматривается народным судьей единолично по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии или квоты, в течение 30 дней с момента поступления заявления в народный суд. Постановление районного (городского) народного судьи о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит.
Первый заместитель
Председателя Верховного
Совета Республики Карелия
И.П.АЛЕКСАНДРОВ
г. Петрозаводск
26 ноября 1992 года
N XII-15/415