Об итогах социально-экономического развития Республики Карелия за 1 полугодие 1996 года
Республика Карелия
Постановление от 05 сентября 1996 года № 829
Об итогах социально-экономического развития Республики Карелия за 1 полугодие 1996 года
Принято
Председателем Правительства Республики Карелия
05 сентября 1996 года
Проводимая Правительством республики в текущем году работа была направлена на сдерживание спада производства, решение социальных проблем. В этих целях приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы, изыскивались средства для поддерживания функционирования бюджетной сферы.
За этот период удалось добиться снижения темпов инфляции и темпов роста оптовых цен в промышленности, избежать серьезных срывов в обеспечении электрической и тепловой энергией, услугами жилищно-коммунального хозяйства, решить вопросы, связанные со строительством и вводом в действие в текущем году газопровода Волхов-Петрозаводск, что позволит снизить остроту проблемы завоза в республику топлива на зимний период.
Однако, несмотря на принятые меры, преодолеть кризис не удалось.
Валовой внутренний продукт за первое полугодие текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился в реальном выражении на 11 процентов.
При общем спаде объема промышленного производства на 11 процентов, выпуск продукции легкой промышленности снизился на 37,6 процента, пищевой - на 37 процентов, машиностроения и металлообработки - на 35,8 процента, промышленности строительных материалов - на 21,9 процента, деревообрабатывающей промышленности - на 44 процента.
Производство сельскохозяйственной продукции за полугодие сократилось на 25 процентов, в том числе скота и птицы (в живом весе) - на 35 процентов, молока - на 26 процентов, яиц - на 36 процентов. Резко сократилось поголовье скота, птицы, пушных зверей; снизилась продуктивность скота.
Общий объем инвестиций в экономику и социальную сферу республики за январь-июнь 1996 года в сопоставимых ценах составил 71 процент к соответствующему периоду прошлого года, ввод жилья сократился на 52 процента.
Одним из важных факторов, повлиявших на спад в экономике, явилось ухудшение конъюнктуры на внешнем рынке, в частности сокращение спроса и снижение цен на экспортную продукцию.
Снижение реальных доходов населения (за 6 месяцев т.г. на 10 процентов к уровню соответствующего периода прошлого года), постоянные задержки с выплатой заработной платы (по состоянию на 22.07.1996 просроченная задолженность составила 195,6 млрд. рублей), значительная дифференциация доходов между различными слоями населения привели к снижению совокупного спроса на товары и услуги. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах сократился на 11 процентов.
Усугубляется проблема взаимных неплатежей, связанная прежде всего с ухудшением финансового состояния предприятий. Сократились поступления налоговых платежей в бюджет, что вызвано не только несовершенством налоговой системы, а и преднамеренным уклонением многих юридических лиц от уплаты налогов, широким распространением бартерных расчетов.
Сокращается спрос на рабочую силу, растет безработица и ее уровень по состоянию на 1 июля т.г. составил 6,5 процента к численности экономически активного населения.
Обостряется социальная напряженность в коллективах предприятий и организаций.
Исходя из анализа социального и экономического положения республики постановляю: 1.Утвердить Программу реформирования экономики и социально-экономического развития республики в 1996-1998 годах (прилагается).
Министерствам, государственным комитетам, комитетам и другим органам государственного управления республики обеспечить выполнение Программы.
Координацию работы по выполнению Программы возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Карелия Яскунова С.М. 2.Одобрить и направить на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия "Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 1996-1997 годы" (прилагается). 3.Министерству промышленности, транспорта и связи Республики Карелия (Дурневу), Министерству экономики Республики Карелия (Сенюшкину), в целях создания экономических условий для стабилизации работы предприятий легкой промышленности республики, разработать предложения к федеральной программе развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности на период 1997-2005 годов и в месячный срок внести их в Министерство промышленности Российской Федерации. 4.Министерству экономики Республики Карелия, Министерству внешних связей Республики Карелия (Шлямину) с участием представителя МВЭС России и таможенных органов проанализировать контракты, заключенные предприятиями и организациями республики с иностранными партнерами, на предмет их соответствия уровню цен, складывающихся на мировом рынке, и в срок до 1 декабря 1996 года представить информацию Председателю Правительства Республики Карелия. 5.Региональной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (Яскунову, Родину) совместно с Министерством финансов Республики Карелия (Жупиковой) в срок до 1 октября 1996 года подготовить и направить органам местного самоуправления городов и районов республики рекомендации по организации муниципальных займов и обеспечить оказание методической помощи по их проведению. 6.Обратить внимание руководителей Министерства сельского и рыбного хозяйства, продовольствия Республики Карелия (Козлова), Государственного комитета Республики Карелия по лесу (Морозова), Комитета по топливно-энергетическому обеспечению и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Карелия (Дубова), Управления капитального строительства при государственном комитете по строительству, стройиндустрии и архитектуре Республики Карелия (Соколова), Петрозаводского государственного и педагогического университетов (Васильева, Бритвихина), командования в/ч 22204, органов местного самоуправления г. Сортавалы (Варьи), Лоухского, Медвежьегорского и Пудожского районов (Голятина, Гулиева, Маликова) на неудовлетворительное освоение подведомственными организациями и учреждениями выделенного на 1996 год лимита лесосечного фонда на инвестиционные и иные цели и предложить им принять необходимые меры по освоению выделенных лесных ресурсов.
Министерству экономики Республики Карелия и Государственному комитету по лесу Республики Карелия в дальнейшем при подготовке вопросов по выделению лесных ресурсов под социальные программы учитывать предложения органов местного самоуправления городов и районов республики. 7.Министерству финансов Республики Карелия, Комитету по топливно-энергетическому обеспечению и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерству экономики Республики Карелия в целях решения проблемы по обеспечению топливом социальной сферы республики и в связи с отсутствием достаточных финансовых средств на отопительный период 1996-1997 годов в максимальной степени задействовать различные механизмы финансирования завоза топлива в республику, в том числе за счет возвратных средств, поступающих в погашение выданных в 1994-1995 гг. бюджетных ссуд из федерального фонда финансовой поддержки. 8.Комитету по топливно-энергетическому обеспечению и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с АО "Карелэнерго" (Стрижевым), АО "Карелгаз" (Лаем), Министерством сельского и рыбного хозяйства, продовольствия Республики Карелия и совхозом "Тепличный" (Козловым, Дерусовым), АО "Петрозаводскмаш" (Соминым) принять меры по обеспечению приема природного газа в IV квартале 1996 года. 9.Региональной энергетической комиссии Республики Карелия (Дубову), Министерству экономики Республики Карелия, АО "Карелэнерго" с участием органов местного самоуправления городов и районов республики осуществить выполнение комплекса мер по вопросам обеспечения надежного и качественного электро- и теплоснабжения потребителей в настоящее время и на перспективу, предусмотренных протоколом совещания от 5 августа 1996 года Председателя Правительства Республики Карелия с участием Президента РАО ЕЭС России. 10.Государственному комитету по собственности Республики Карелия (Родину) в целях повышения эффективности управления государственными пакетами акций в уставных капиталах хозяйственных обществ и улучшения финансовых показателей их деятельности, а также совершенствования управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Карелия: - совместно с отраслевыми министерствами разработать предложения по формированию в республике института доверительного управления государственными пакетами акций и в срок до 1 декабря 1996 года представить их Председателю Правительства Республики Карелия; - провести анализ занимаемых государственными органами помещений и в срок до 1 октября 1996 года представить на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия предложения по их рациональному использованию; - принять меры по обеспечению своевременного перечисления арендаторами арендной платы в бюджет; в обязательном порядке производить взыскание задолженности по арендной плате. 11.Министерству промышленности, транспорта и связи Республики Карелия, Министерству сельского и рыбного хозяйства, продовольствия Республики Карелия совместно с Территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Республике Карелия (Коцюбой) в целях предотвращения негативных социальных последствий банкротства предприятий подготовить предложения по антикризисному управлению предприятиями и в срок до 1 ноября 1996 года представить Председателю Правительства Республики Карелия. 12.Министерству труда и занятости Республики Карелия (Ахтиеву) с учетом состояния рынка труда и финансовых возможностей разработать Программу занятости населения Республики Карелия на 1997 год и в срок до 1 декабря 1996 года представить Председателю Правительства Республики Карелия. 13.Министерству социальной защиты Республики Карелия (Семенову) разработать мероприятия по реализации концепции развития социальной защиты населения республики на 1996-2000 годы и в срок до 1 декабря 1996 года представить их на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия. 14.Комитету по торговле Республики Карелия (Рыженкову) в целях упорядочения торговли и повышения уровня предоставления населению услуг общественного питания: - в двухнедельный срок доработать и представить на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия проект Закона Республики Карелия "О торговле"; - разработать систему мер, направленных на создание условий работы предприятиям общественного питания независимо от форм собственности и в срок до 1 декабря 1996 года внести на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия. 15.Межведомственной комиссии при Председателе Правительства Республики Карелия по оперативным вопросам кредитной политики и платежной дисциплины (Яскунову) в целях повышения ответственности руководителей предприятий республики, министерств и ведомств за состояние платежной и финансовой дисциплины во вверенных им отраслях в месячный срок разработать и представить на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия предложения по обеспечению мониторинга финансового состояния предприятий республики, с выработкой предложений по корректировке финансовой и налоговой политики, в т.ч. улучшению собираемости налогов, в рамках компетенции Республики Карелия.
В этот же срок подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о полном обеспечении финансирования организаций федерального подчинения, расположенных на территории республики. 16.Руководителям министерств, государственных комитетов, комитетов в срок до 20 сентября 1996 года представить Председателю Правительства Республики Карелия предложения по сокращению расходов республиканского бюджета по соответствующим сферам деятельности. 17.Министерству экономики Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия, Министерству промышленности, транспорта и связи Республики Карелия с участием других министерств и ведомств в месячный срок подготовить предложения по налогообложению на 1997 год и внести их на рассмотрение Председателю Правительства Республики Карелия. 18.Предложить Национальному банку Республики Карелия (Филипьеву): - совместно с Государственной налоговой инспекцией по Республике Карелия (Грищенковым) обеспечить осуществление мер по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения"; - обобщить результаты проведения эксперимента по республиканскому зачету взаимной задолженности, выводы и предложения к 10 октября 1996 года представить Председателю Правительства Республики Карелия; - совместно с Петрозаводским отделением Федеральной службы по валютному и экспортному контролю Северо-Западного регионального Центра, коммерческими банками организовать проверки предприятий-экспортеров, импортеров по обоснованности задержек поступления экспортной выручки и недопоступивших импортных товаров. 19.Министерству экономики Республики Карелия, Министерству внутренних дел Республики Карелия (Сидорову), Комитету по торговле Республики Карелия с участием других министерств и ведомств, органов местного самоуправления городов и районов республики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" в месячный срок разработать и представить Председателю Правительства Республики Карелия предложения по дополнительным ограничениям на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм поведения. 20.Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов республики: - ежеквартально рассматривать состояние наличного денежного оборота и определять конкретные меры по его сокращению, направленные на улучшение работы предприятий торговли, сферы услуг, инкассации денежной выручки, соблюдение условий работы с денежной наличностью; - определиться с выделением дополнительных торговых точек для продажи продовольственных товаров, предлагаемых предприятиями АПК республики; - для существующих торговых предприятий включить в обязательный ассортиментный перечень товаров первой необходимости продукты местного производства; - обеспечить жесткий контроль за экономическим обоснованием тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства; - проанализировать и привести в соответствие с гарантированным минимумом нормативы потребления коммунальных услуг для населения; - принять меры по совершенствованию механизма предоставления компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, исключить возможность отказа в начислении жилищных субсидий гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся в полном хозяйственном ведении предприятий; - принять меры по возврату кредитных средств, предоставленных из федерального фонда государственной финансовой поддержки по завозу товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в региональный фонд.
Председатель Правительства
В.СТЕПАНОВ