Республика Карелия
Постановление от 13 июля 1998 года № 444

О Региональной схеме создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы

Принято
Председателем Правительства Республики Карелия
13 июля 1998 года
    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" и во исполнение Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 19 мая 1997 года N 258 "О реализации федеральной Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 1997, N 7, ст. 738) постановляю:
    1.Утвердить прилагаемую Региональную схему создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы.
    2.Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов Республики Карелия, Вепсской национальной волости возглавить работу по реализации мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, сохранению кадрового потенциала предприятий и организаций с привлечением работодателей, территориальных отраслевых органов профсоюзов.
    3.Координацию работы по реализации Региональной схемы создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы возложить на Министерство труда и занятости Республики Карелия.
    Председатель Правительства
    С.Л.КАТАНАНДОВ
    Региональная схема создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы
    Содержание
    Паспорт региональной схемы создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы.
    Введение.
  1. Раздел I.Приоритеты развития отраслей экономики Республики Карелия на 1998-2000 годах.

  2. Раздел II.Характеристика занятости населения и рабочих мест Республики Карелия в 1997 году.

  3. Раздел III.Прогноз региональной потребности создания рабочих мест на 1998-2000 годы.

  4. Раздел IV.Предложения по формированию эффективной структуры занятости в Республике Карелия.

  5. Приложения
    ПАСПОРТ Региональной схемы создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы
  6.    Наименование     Региональная  схема создания и сохранения рабочих 
                        мест Республики Карелия на 1998-2000 годы 
       Основание для    Постановление     Председателя      Правительства 
       разработки       Республики  Карелия от 19 мая 1997 года  N 258 "О 
                        реализации федеральной  Комплексной программы мер 
                        по   созданию  и  сохранению   рабочих  мест  на 
                        1996-2000 годы в Республике Карелия" 
       Государственный  Правительство Республики Карелия 
       заказчик 
       Исполнители      Министерство   труда   и   занятости   Республики 
                        Карелия,   Министерство    экономики   Республики 
                        Карелия, министерства, ведомства, Государственный 
                        комитет по статистике Республики Карелия 
       Цели             Определение   приоритетов    развития    отраслей 
                        экономики  республики;  анализ состояния трудовых 
                        ресурсов,  занятости  населения,  рабочих  мест и 
                        перспективы их развития;  определение потребности 
                        населения    в   рабочих    местах    на   основе 
                        демографических     факторов    и    региональной 
                        потребности в создании рабочих мест;  предложения 
                        по   формированию   рабочих   мест  и  сохранению 
                        кадрового потенциала 
       Ожидаемые        Потребность  в  создании  дополнительных  рабочих 
       результаты       мест  в  1998-2000  годах  составит  15,1  тысячи 
                        единиц.  При  условии поэтапного введения рабочих 
                        мест    уровень    безработицы   (к   численности 
                        трудоспособного   населения    в   трудоспособном 
                        возрасте) снизится и  составит к  концу 2000 года 
                        3,4% при 5,8% на конец 1997 года. 
  7. Введение
    Нарушение системы государственного регулирования в сфере производства и оплаты труда сказывается на динамических изменениях занятости и рынка труда.
    На базовых предприятиях республики сохраняются значительные размеры излишней численности работников. Распространение неполной и временной занятости, задержки и невыплаты заработной платы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, наличие большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест свидетельствует о расширении масштабов неэффективной занятости.
    Кризис реального сектора экономики и ограниченное предложение рабочих мест способствуют развитию вторичной и неформальной занятости. Многие, занятые в сфере услуг и мелкорозничной торговли, которые не имеют постоянного места работы и регулярных заработков, втягиваются в безработицу.
    Неопределенность статуса занятости и незанятости, низкая социально-экономическая мобильность, сохраняющаяся жесткая зависимость граждан от государственной поддержки сдерживают прогрессивные структурные сдвиги в сфере занятости, снижают производительность труда. Сложности с трудоустройством ведут к увеличению контингента длительно безработных и уходу части людей с рынка труда.
    В условиях складывающегося дисбаланса спроса и предложения рабочей силы резервы саморегулирования регионального рынка труда оказались исчерпанными. Необходима активная политика занятости, связанная с развитием системы рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты. Для ее разработки важно иметь четкое видение состояния и перспектив местной экономики и развития ее отраслей.
    Региональная схема создания и сохранения рабочих мест Республики Карелия на 1998-2000 годы представляет собой количественные и качественные показатели, характеризующие потребности населения в рабочих местах, сложившуюся структуру занятости в отраслевом и районном разрезе, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест для обеспечения продуктивной занятости населения.
    Региональная схема разработана на основе статистических данных, отражающих положение с рабочими местами в отраслевом и районном разрезах, республиканских целевых программ, прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на 1996-2000 годы. В основу ее составления были положены основные принципы формирования генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест и методические рекомендации по разработке ее региональных разделов, подготовленные Минтрудом России.
    Схема призвана служить основой формирования политики обеспечения продуктивной занятости трудоспособного населения, нацелена прежде всего на снижение безработицы до ее социально допустимого и в дальнейшем до естественного уровня. При необходимости Региональная схема может корректироваться с учетом изменения социально-экономического положения в республике.
    В рамках схемы рассматриваются следующие основные понятия и определения:
    - физическое рабочее место (ФРМ) - совокупность технических средств и орудий труда, предназначенных для производства работ и услуг в определенной зоне;
    - экономическое рабочее место (ЭРМ) - совокупность материально-вещественных, экономических и социальных условий, обеспечивающих (общественно полезную и оплачиваемую) занятость работника. Число ЭРМ равно численности занятых плюс вакансии;
    - вакантное рабочее место - временно свободное рабочее место, а также резервное (в силу отсутствия экономических условий) рабочее место;
    - создание рабочего места - понимается увеличение занятости (в отрасли, регионе) за счет инвестиций (включая создание физического рабочего места) или за счет расширения действующего производства (без создания дополнительных рабочих мест);
    - сохранение рабочего места - понимается поддержание занятости на существующем экономическом рабочем месте.
    Расчет потребности населения республики в создании рабочих мест на 1998-2000 годы является первым этапом работы по реализации Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 19 мая 1997 года N 258. На втором этапе предполагается разработка районных (городских) программ создания и сохранения рабочих мест, определение отраслей и видов деятельности, где следует ускорить высвобождение в ближайшие годы, а где необходимо восстановить рабочие места и создать новые.
    РАЗДЕЛ I Приоритеты развития отраслей экономики Республики Карелия на 1998-2000 годах Промышленность
    На период до 2000 года Правительством Республики Карелия осуществляются меры по максимальному сохранению рабочих мест и в первую очередь в ведущей отрасли - лесопромышленном комплексе. Вместе с тем на крупных и средних предприятиях, в связи с реформированием предприятий и реорганизацией производства, имеется тенденция к их разукрупнению и созданию малых предприятий, ориентированных на производство новых товаров и услуг. Согласно прогнозной оценке на промышленных малых предприятиях к 2000 году будет занято более 4,7 тыс. человек. Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) к 2000 году составит 220 млн. рублей.
    Лесной комплекс
    В 1995-1997 годах меры государственной поддержки были направлены на стабилизацию финансово-экономического положения предприятий и восстановление управления лесопромышленным комплексом. В результате принятых мер и по итогам 1997 года прекращено падение объемов производства по основным показателям (вывозка, раскряжевка), по производству деловой древесины достигнут рост на 2%, бумаги газетной - на 9%, целлюлозы товарной - на 21%. Ожидаемый рост объемов производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на период до 2000 года составит до 10%, что позволит сохранить занятость на уровне 1997 года. Вместе с тем за счет внедрения новых технологий в лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслях возможно некоторое высвобождение рабочих мест.
    Машиностроение
    Индекс физического объема производства в 1997 году в отрасли составил 130,3 к уровню 1996 года. Исходя из тенденций ожидаемый ежегодный рост объемов производства машиностроительной промышленности на период до 2000 года составит 1-2%. Занятость сохранится на уровне 1997 года. Однако за счет перепрофилирования отдельных производств на выпуск новых видов машиностроительной продукции можно прогнозировать рост занятости в отрасли на 1-2%.
    Металлургия
    По металлургии в целом следует отметить процесс стабилизации. В настоящее время данное производство вышло на уровень рентабельности, к 2000 году темпы производства алюминия сохранятся на данном уровне. В черной металлургии в 1997 году уровень производства повысился на 14,7% по отношению к 1996 году. Ожидаемый рост объемов производства в черной металлургии к 2000 году составит 10%. Занятость в металлургической отрасли в основном производстве сократится по прогнозу на 1,5-2%.
    Электроэнергетика
    Согласно прогнозу до 2000 года выработка электроэнергии сохранится на текущем уровне, в связи с ростом производительности труда возможно некоторое сокращение рабочих мест.
    Теплоэнергетика
    Развитие теплоэнергетики связано с дальнейшим строительством газопровода, а также тепловых электростанций, использующих местное сырье. Возможна профессиональная переориентация специалистов соответствующего профиля.
    Транспорт
    На период до 2000 года ожидается дальнейшее сокращение грузоперевозок специализированными автотранспортными предприятиями. Увеличение объемов перевозки грузов ожидается на железнодорожном транспорте за счет роста производительности труда, эффективного использования локомотивного и вагонного парка. Внедрение передовых технологий, рациональное использование имеющихся механизмов и оборудования приведет к снижению числа занятых в отрасли к 2000 году.
    Связь
    Ожидается рост услуг в электросвязи и незначительное сокращение объемов услуг по федеральной почтовой связи. В течение периода до 2000 года и далее будут осуществляться: модернизация оборудования, автоматизация технологических процессов, техническое переоснащение рабочих мест, что приведет к сокращению занятых в отрасли на 300-400 человек.
    Агропромышленный комплекс (АПК)
    Правительством Республики Карелия постоянно принимаются меры по сохранению агропромышленного комплекса.
    За счет государственной поддержки удалось сократить темпы спада сельскохозяйственного производства (1996 г. к 1995 г. - 24%), (1997 г. к 1996 г. - 14%)
    Удалось не допустить развала сложившейся инфраструктуры сел и поселков, сохранить 12 тыс. рабочих мест. А отдельные хозяйства в крайне сложных экономических условиях смогли сохранить высокий уровень производства и занятость рабочих мест.
    Для решения проблемы переходного к рынку периода в АПК республики создается рыночная инфраструктура: оптовые продовольственные рынки, магазины фирменной торговли, лизинговый фонд. Правительством республики принимаются и реализуются комплексные программы: "Плодородие", "Механизация", "Перерабатывающая промышленность", "Племенное дело и элитное семеноводство".
    Ожидаемый рост объемов ежегодно в сельском хозяйстве на период до 2000 года предполагается в среднем на 1-2%, в перерабатывающей промышленности 5-6%. Увеличение спроса на рабочие места в перерабатывающей отрасли составит к 2000 году 10%.
    Малый бизнес и предпринимательство
    Всего на малых предприятиях в 2000 году будет занято 21,6 тыс. человек (рост к 1996 году - 4,6%). Кроме того, исходя из тенденций, ожидается увеличение численности предпринимателей без образования юридического лица. На 01.01.1998 этот показатель составил 18,9 тыс. человек. В сфере малого предпринимательства насчитывалось 3 тыс. предприятий с общей численностью работающих 27,1 тыс. человек.
    На долю работающих в малом секторе экономики приходится 8,7% от общей численности занятых в экономике республики, при этом из них 47,2% занято в сфере торговли и общественного питания, 20% - в промышленности.
    Строительный комплекс
    Состояние и развитие строительной отрасли напрямую зависит от объема инвестиций, вложенных в любую отрасль промышленности или социальную сферу.
    На ближайшую перспективу 1998 год прогнозируется замедление темпов снижения инвестиционной активности и ожидаются инвестиции в основной капитал на уровне 100% по отношению к 1997 году и составят с учетом инфляции около 1115-1135 млн. рублей. Приоритетными направлениями будут отрасли промышленности - 31% от общего объема инвестиций, транспорта и связи - 34%, жилищно-коммунального хозяйства - 22%. Начиная с 1999 года прогнозируется рост объема инвестиций по отношению к уровню предыдущего года.
    На период до 2000 года сохранение рабочих мест в отрасли будет осуществляться за счет восстановления технического состояния производства, проведения ряда мер, способствующих сохранению производственных мощностей предприятий: АО "Железобетон", АО "Стройконструкция", Кондопожский комбинат производственных предприятий, Сегежский завод ЖБИ, АО "Петрозаводский ДОК" и др. В промышленности строительных материалов необходимо обеспечить возможное использование производственного потенциала предприятий Карелии: ОАО "Карелнеруд", "Порфирит", "Завод КИМС", "Рускеальский мрамор", "Кварцит", "Карелид", ЗАО "Кондопожский шунгизитовый завод", "Промстройматериалы".
    Социальная сфера
    Демографические факторы оказывают неоднозначное влияние на региональный рынок труда.
    Высокая смертность населения в трудоспособном возрасте неблагоприятно скажется на качестве трудовых ресурсов республики. Вместе с тем рост численности лиц старше трудоспособного возраста, обусловленный северными льготами, а также снижение численности населения моложе трудоспособного возраста будут способствовать ослаблению напряженности на региональном рынке труда, некоторому снижению спроса на рабочие места.
    Завершение передачи профсоюзных и ведомственных учреждений социальной инфраструктуры в муниципальную собственность позволит сохранить число рабочих мест в отраслях социальной сферы и незначительно их увеличить.
    В системе здравоохранения достигнут минимальный социальный стандарт по уровню обеспечения больничными койками, медицинским персоналом. Дальнейший рост рабочих мест на 300 единиц в здравоохранении произойдет за счет предполагаемого ввода новых мощностей (межрайонная больница с поликлиникой в г. Петрозаводске и др.).
    Ввод в действие ряда учреждений культуры (дополнительные площади Краеведческого музея, республиканский концертный зал при консерватории, Дом культуры в п. Новая Вилга, музыкальная школа в г. Костомукше и др.) позволит создать около 80 новых рабочих мест.
    Сохранение сети образовательных учреждений и намечаемый ввод общеобразовательных школ (в г. Петрозаводске, в п. Лахколамби, Суккозеро, Лоймола и других населенных пунктах республики) позволит создать дополнительно 70 рабочих мест.
    Расширение спектра предоставляемых медицинских, образовательных и культурно-досуговых услуг, а также услуг в социальном обеспечении населения приведет к увеличению численности занятых в социальной сфере.
    РАЗДЕЛ II Характеристика занятости населения и рабочих мест Республики Карелия в 1997 году
    Ситуация с занятостью населения Республики Карелия продолжает быть напряженной. Не предотвращен неконтролируемый рост безработицы. По-прежнему выбытие работников превышает их общий прием на работу. Количество создаваемых рабочих мест не компенсирует их сокращение. Отрицательная динамика рабочих мест сужает возможности трудоустройства, ведет к снижению занятости. Только в течение 1997 года в результате сокращения численности (штатов) было высвобождено 10,2 тыс. человек (около 9,5 тыс. рабочих мест), тогда как введено дополнительно лишь 4,3 тыс, рабочих мест.
    За период с 1991 года по 1997 год численность занятых в экономике республики сократилась на 65,1 тыс. человек, уровень занятости снизился с 86% в 1991 году до 74% в 1997 году.
    Из общей численности работающих в экономике в 1997 году насчитывалось 59 тыс. пенсионеров, или каждый шестой - пенсионер. С 1992 года идет тенденция к росту уровня данного показателя.
    Сокращение численности работающих происходило практически во всех отраслях экономики, в 1997 году оно составило 19,5 тыс. человек. В сфере материального производства в ]997 году по сравнению с предыдущим годом численность занятых сократилась на 7%, в непроизводственной сфере - на 3%. Наибольшие объемы сокращения рабочей силы имели место в районах: Медвежьегорском, Пудожском, Лоухском, Сегежском.
    Не снижаются масштабы неполной занятости. К началу 1998 года 12,35 тыс. человек находилось в административных отпусках по инициативе администрации и работало в режиме неполного рабочего времени (приложение N 13). 58% из них приходилось на долю промышленности. В прошлом году общее количество неотработанного времени лицами, работавшими неполное рабочее время, было равнозначно ежедневному невыходу на работу 5,2 тыс. человек. В целом фактическая продолжительность рабочего дня в отраслях экономики составила 6 часов и оставалась на уровне 1996 года. Наибольшие объемы неполной занятости отмечались на предприятиях лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и металлообработки.
    В 1997 году число действующих рабочих мест в республике составило 312,8 тыс. единиц (приложение N 2) , что составило 81% от необходимого для обеспечения полной занятости экономически активного населения. В разрезе отраслей рабочие места распределены следующим образом: 26,3% - в промышленности; 9,4% - транспорте; 7,5% - торговле и общественном питании; 5,3% - строительстве; 11,4% - образовании; 7,3% - здравоохранении, социальном обеспечении (приложение N 4). Из общего количества рабочих мест 37% приходится на г. Петрозаводск.
    Из общего количества экономических рабочих мест в 1997 году (312,8 тыс. ед.) лишь 300,5 тыс. единиц обеспечивали продуктивную и постоянно оплачиваемую занятость.
    По прогнозным данным в результате сокращения объемов производства, ликвидации неэффективных рабочих мест и проведения процедуры банкротства предприятий в ближайшей перспективе будет высвобождено 23,6 тыс. человек (приложения N 18-20). К концу 2000 года в республике постоянно оплачиваемую занятость будут обеспечивать 294,1 тыс. рабочих мест.
    Резервом увеличения занятости являются вакантные (временно незанятые) рабочие места. В 1997 году их число по отраслям экономики составило 2,47 тыс. мест (приложение N 9). Однако наличие вакантных рабочих мест фактически удовлетворяет спрос населения на рабочие места лишь на 6-7%.
    В период до 2000 года в республике будут происходить структурные преобразования в экономике, направленные на рост эффективности производства и труда, которые вызовут дальнейшее сокращение излишних, низкооплачиваемых рабочих мест.
    РАЗДЕЛ III Прогноз региональной потребности создания рабочих мест на 1998-2000 годы
    Численность трудовых ресурсов по республике за период 1996-2000 годы увеличится незначительно с 462,9 тыс. человек до 464,4 тыс. человек (приложение N 3).
    Ожидается, что занятость в экономике республики к 2000 году уменьшится до 301,6 тыс. человек (приложение N 2) и сократится за 5 лет на 18,3 тыс. человек.
    К 2000 году недостаток рабочих мест будет увеличиваться, демографический спрос на них превысит предложение отраслей экономики. Это приведет к изменению уровня безработицы. В 2000 году она достигнет 12,1%, регистрируемая безработица - 3,4% (приложение N 3). По-прежнему в трудном положении окажутся лица трудоспособного возраста, не имеющие иного источника дохода, кроме места основной работы. На данную категорию сделан акцент при разработке схемы.
    Наличие необходимого количества рабочих мест, сбалансированного с численностью потенциальных работников (трудоспособного населения), является главным условием улучшения занятости и снижения безработицы на уровне предприятия, района (города) и всей республики в целом. Исходной базой для прогнозирования потребности населения в рабочих местах служат данные республиканского и районных балансов трудовых ресурсов (БТР), сведения о половозрастной структуре населения, текущие статистические материалы по занятости и рынку труда.
    Демографическая потребность в рабочих местах рассчитана на основе прогноза численности населения в трудоспособном возрасте и дополнительной потребности в рабочих местах в связи с выходом на рынок труда лиц, ранее не нуждавшихся в трудоустройстве (приложения N 5-8). Из расчета исключены лица, не претендующие на рабочие места:
    - инвалиды с нетрудовой группой - 12,4-12,8 тыс. человек;
    - учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства, - 29,1-28,2 тыс. человек;
    - женщины, находящиеся в декретных отпусках и отпусках по уходу за ребенком, - 11,2-10,6 тыс. человек;
    - лица, призванные на действительную военную службу, - 4,2-4,0 тыс. человек;
    - лица, занятые домашним хозяйством и другие, - 67,9-77,7 тыс. человек.
    Учитывая демографическую ситуацию (смертность населения, особенно трудоспособного возраста и рост доли лиц пенсионного возраста), к 2000 году уменьшится спрос на рабочие места до 320 тыс. единиц против 333,1 тыс. единиц в 1997 году.
    Дополнительная потребность в рабочих местах (приложения N 9-12) определена исходя из предъявляемого спроса со стороны слабозащищенных категорий населения, находящихся в более тяжелом положении на рынке труда и нуждающихся в использовании различных режимов (форм) занятости. Потребность указанных категорий населения составит по годам: 1998 г. - 22,9 тыс. единиц; 1999 г. - 24,1 тыс. единиц; 2000 г. - 26,5 тыс. единиц.
    Общая потребность населения в рабочих местах составит (приложения N 9-12) по годам: 1997 год (оценка) - 356,1 тыс. единиц; 1998 год - 349,6 тыс. единиц; 1999 год - 347,8 тыс. единиц; 2000 год - 346,5 тыс. единиц. При этом спрос на рабочие места в отраслях экономики будет удовлетворен только у 312,8 тыс. человек в 1997 году (оценка), у 301,6 тыс. человек в 2000 году.
    В результате дефицит рабочих мест для незанятого населения составил в 1997 году - 40,77 тыс. мест и в 2000 году достигнет 42,06 тыс. мест (приложения N 9-12). При условии погашения дефицита рабочих мест в 1998 году (40,81 тыс. мест) потребность в создании дополнительных рабочих мест возрастет в последующие два года на 1,3 тыс. единиц.
    С точки зрения экономики, в рамках генеральной схемы рассматривается возможность расширения потенциала занятости без существенных инвестиционных вложений за счет более полного использования имеющихся производственных фондов и увеличения эффективности их функционирования, в частности за счет повышения коэффициента сменности.
    Даже при условии полной загрузки производственных мощностей в целом экономика республики не обеспечит удовлетворение потребности населения в создании экономических рабочих мест (ЭРМ) (приложения N 13-16 в сравнении с приложениями N 9-12).
    На высоком уровне останется неполная занятость, которая по существу характеризует масштабы скрытой безработицы (приложения N 13-16).
    Значительная часть основных фондов предприятий республики, высвобождающих сегодня рабочую силу, изношена более чем на 50%, что приводит к дополнительным издержкам производства, росту себестоимости и снижению конкурентоспособности продукции. Сохранение рабочих мест на таких предприятиях носит только временный характер, поэтому необходимо стимулировать предприятия, которые проводят модернизацию производства, льготной налоговой политикой. Сегодня этот потенциал практически исчерпан.
    Статистика рабочих мест 80-х, 90-х годов выявляет тот факт, что чаще всего создают новые рабочие места малые и средние производства. Имеется устойчивая тенденция "передвижения" активной рабочей силы из промышленного производства в область мелкого и среднего предпринимательства, сферу услуг, финансовые учреждения. В 1998-2000 годах при условии государственной поддержки доля занятых на малых предприятиях в общей численности работающих в экономике Карелии возрастет на 10-12%.
    Дополнительный ввод рабочих мест целесообразно осуществлять по приоритетным направлениям. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики на период до 2000 года предполагается увеличение числа рабочих мест в первую очередь в лесопромышленном комплексе, машиностроении, перерабатывающей промышленности, торговле и обслуживании населения, социальной сфере. Уже в ближайшие годы необходимо предпринять позитивные меры по созданию благоприятных условий для экономического роста, в том числе повышения уровня инвестиций в основные фонды и рабочую силу. В противном случае снижения безработицы не произойдет.
    Для обеспечения прогнозируемого уровня занятости и недопущения обвальной безработицы предусматривается активизация работы по перестройке кадрового потенциала предприятий, разработка и осуществление системы мер по содействию в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала, созданию эффективной структуры занятости населения.
    Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения позволит в 1998-2000 годах 4-5 тыс. чел. приобрести новые специальности и увеличить возможность их трудоустройства.
    В результате реальная потребность в создании дополнительных рабочих мест с учетом экономических и демографических факторов составит на 1998-2000 годы 15,1 тыс. единиц.
    При условии поэтапного введения рабочих мест уровень регистрируемой безработицы (к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте) достигнет 3,4% к концу 2000 года против 5,8% на конец 1997 года.
    РАЗДЕЛ IV Предложения по формированию эффективной структуры занятости в Республике Карелия
    1.Органам местного самоуправления, отраслевым министерствам и ведомствам в целях обеспечения занятости экономически активного населения и предотвращения возникновения критических ситуаций на рынке труда:
    - разработать через координационные комитеты содействия занятости населения регионально-отраслевые программы социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест на 1999-2000 годы, увязывающие приоритеты занятости и рынка труда с программами социально-экономического развития территорий в соответствии с региональной и отраслевой потребностями в рабочих местах, определенных настоящей схемой;
    - обеспечить сохранение рабочих мест, отвечающих социально значимым и перспективным направлениям развития производства и сферы услуг, а также в населенных пунктах с моноэкономической структурой;
    - предусмотреть ежегодное квотирование необходимого количества рабочих мест для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды; подростки в возрасте до 18 лет; одинокие и многодетные родители, имеющие детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов; лица, вернувшиеся из мест отбытия наказания; лица без определенного места жительства; военнослужащие, уволенные из рядов вооруженных сил и члены их семей), а также создание временных рабочих мест для проведения оплачиваемых общественных работ;
    - совершенствовать систему социальной защиты и обеспечения занятости работников, высвобождаемых в связи со структурной перестройкой предприятий и реструктуризацией отраслей экономики республики.
    2.Министерству труда и занятости Республики Карелия:
    - осуществлять социальную экспертизу разрабатываемых федеральных, республиканских целевых и инвестиционных программ, программ социально-экономического развития территорий и иных программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест, обеспечение занятости и охраны труда, а также социальной защиты высвобождаемых;
    - совершенствовать отношения с работодателями всех форм собственности по расширению информационного поля относительно количественной и качественной структуры вакансий;
    - разрабатывать ежегодную республиканскую программу содействия занятости населения с учетом региональных и отраслевых программ социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест;
    - разрабатывать методические материалы и нормативные документы, направленные на совершенствование активной политики занятости на рынке труда;
    - согласовывать с Министерством образования Республики Карелия профили и объемы профессионального обучения молодежи.
    3.Министерству экономики Республики Карелия, другим заинтересованным министерствам и ведомствам:
    - принять меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, формированию перспективных рабочих мест в малом и среднем бизнесе с учетом приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
    - обеспечить приоритеты в вопросах создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в районах с максимальным уровнем безработицы (Калевальский национальный район, Вепсская национальная волость, Пудожский район, Медвежьегорский район, Беломорский район, г. Сегежа и Сегежский район).
    Министерству финансов Республики Карелия обеспечить финансово-инвестиционную поддержку создания эффективных рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе, в рамках утвержденных программ и бюджетных назначений.
    5.Координационному комитету содействия занятости населения Республики Карелия координировать деятельность территориальных комитетов содействия занятости населения, министерств и ведомств по разработке и реализации региональных и отраслевых программ создания и сохранения рабочих мест. Внедрить практику заслушивания отчетов о результатах их работы и информирования Председателя Правительства Республики Карелия.