-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Калмыкия
Закон от 13 марта 1995 года № 9-I-З
О Референдуме Республики Калмыкия
- Принят
- Президентом Республики Калмыкия
13 марта 1995 года
В редакциях
-
от 04.12.1995 № 33-I-З,
-
от 26.11.1996 № 52-I-З,
-
от 12.03.1999 № 14-II-З.
Глава I.Общие положения
Единственным источником власти в Республике Калмыкия является ее народ, осуществляющий свою власть через Президента Республики Калмыкия, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, органы местного самоуправления и посредством всенародного голосования (референдума).
Референдум Республики Калмыкия - высшее непосредственное, наряду со свободными выборами, выражение власти народа.
Референдум Республики Калмыкия (обязательный или консультативный) проводится на всей территории республики с целью выяснения общественного мнения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики.
Результаты консультативного референдума не носят обязательного характера, а лишь учитываются органами государственной власти при принятии законов и иных решений.
Решения, принятые по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 44 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, обязательны для органов власти и граждан Республики Калмыкия в соответствии с действующим законодательством республики.
Голосование на референдуме Республики Калмыкия осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом участия в референдуме обладают граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Калмыкия, обладающие активным избирательным правом (в дальнейшем избиратели), достигшие на день голосования 18-летнего возраста. Каждый участник референдума Республики Калмыкия обладает одним голосом и голосует лично. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них.
Запрещаются любые прямые или косвенные ограничения прав избирателей республики на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, а также контроль за волеизъявлением избирателей.
В голосовании на референдуме Республики Калмыкия не участвуют избиратели, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избиратель Республики Калмыкия, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Республики Калмыкия за пределами территории Республики Калмыкия, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Республики Калмыкия.
На референдум Республики Калмыкия могут быть вынесены вопросы, находящиеся непосредственно в ведении Республики Калмыкия, а также вопросы совместного ведения Республики Калмыкия и Российской Федерации.
На референдум Республики Калмыкия не могут выноситься вопросы:
а) принятия и изменения республиканского бюджета, исполнения и изменения внутренних обязательств республики;
б) введения, изменения и отмены республиканских налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
в) продления срока полномочий Президента Республики Калмыкия, Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, а равно о проведении досрочных выборов Президента Республики Калмыкия, Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, либо об отсрочке таких выборов и упразднения института президентства;
г) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, охране здоровья и безопасности населения.
Референдум Республики Калмыкия не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Республики Калмыкия и в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум Республики Калмыкия не проводится в течение года после обнародования результатов референдума Республики Калмыкия с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.
В соответствии со Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия при подготовке и проведении референдума Республики Калмыкия используются в равной степени калмыцкий и русский языки как государственные языки Республики Калмыкия.
Тексты проектов законов или иных решений, вынесенных на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, принятые на референдуме решения, документы государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются и публикуются на калмыцком и русском языках.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия вопросы подготовки и проведения республиканского референдума регламентируются настоящим законом и иными законодательными актами республики.
Положения настоящего закона могут быть изменены не иначе как путем принятия нового закона.
Глава II.Назначение референдума Республики Калмыкия
Инициатива проведения референдума Республики Калмыкия принадлежит:
1) не менее чем 10000 избирателей Республики Калмыкия, имеющих право на участие в референдуме и постоянно или преимущественно проживающих в республике;
3) Законодательному Собранию Республики Калмыкия;
4) Президенту Республики Калмыкия.
Каждый избиратель или группа избирателей, обладающие правом на участие в референдуме Республики Калмыкия, а равно общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах республиканских органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Республики Калмыкия, не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Республики Калмыкия, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Республики Калмыкия.
Если сбор подписей предполагается среди избирателей Республики Калмыкия, проживающих на территории других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих избирателей.
Образованная инициативная группа обращается в Избирательную комиссию Республики Калмыкия с ходатайством о регистрации группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания избирателей, сформировавших инициативную группу.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Республики Калмыкия;
2) перечень районов республики, на территориях которых предполагается сбор подписей;
3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) членов инициативной группы.
В случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в ходатайстве также указываются:
1) субъекты Российской Федерации, иностранные государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там избирателей Республики Калмыкия;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также иных лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или иностранного государства.
Решение Избирательной комиссии Республики Калмыкия о регистрации инициативной группы либо об отказе в регистрации должно быть вынесено не позднее 15 дней с момента получения ходатайства о регистрации и протокола собрания избирателей, образовавших и сформировавших инициативную группу.
Избирательная комиссия Республики Калмыкия в трехдневный срок с момента вынесения решения о регистрации выдает инициативной группе референдума свидетельство о регистрации, а в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, извещает об этом соответствующие представительства Республики Калмыкия на территории других субъектов Российской Федерации и за пределами Российской Федерации.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, федерального законодательства и настоящего закона.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума Республики Калмыкия, при этом ранее собранные подписи избирателей не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действует в течение одного месяца. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Республики Калмыкия. В случае вынесения законопроекта на референдум Республики Калмыкия лицо, проводящее сбор подписей, должно представить избирателю Республики Калмыкия по первому его требованию текст этого законопроекта.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей избирателей Республики Калмыкия на территории Республики Калмыкия и число собранных подписей избирателей, проживающих на территории других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными группы в Избирательную комиссию Республики Калмыкия. Избирательная комиссия Республики Калмыкия проверяет соответствие всех поступивших подписных листов требованиям настоящего закона, принимает постановление и в 15-дневный срок со дня последнего поступления подписных листов направляет это постановление Президенту Республики Калмыкия. Копия постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия направляется также инициативной группе.
Подписные листы с подписями избирателей Республики Калмыкия, проживающих на территории других субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому субъекту Российской Федерации и иностранному государству, удостоверяются соответствующим представительством Республики Калмыкия и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Избирательную комиссию Республики Калмыкия.
Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 статьи 7 настоящего закона, выносится постановление об отказе в проведении референдума Республики Калмыкия. Копия постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Республики Калмыкия.
В случае, если Избирательная комиссия Республики Калмыкия обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении референдума с такой же по смыслу и содержанию формулировкой вопросов, указанных в ходатайстве, можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи избирателей не учитываются.
Листы для сбора подписей избирателей Республики Калмыкия под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать:
1) формулировку вопросов, предлагаемых на референдум;
2) номер регистрационного свидетельства, дату регистрации и наименование избирательной комиссии, которая зарегистрировала инициативную группу;
3) фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта (документа, его заменяющего) избирателя, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дату подписи.
Образцы подписных листов устанавливаются и выдаются Избирательной комиссией Республики Калмыкия. Каждый избиратель вправе подписать подписной лист только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями не менее двух уполномоченных инициативной группы, собиравших подписи избирателей. Наряду с заверяющими подписями на каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей. Подписи избирателей о проведении референдума Республики Калмыкия собираются во всех районах республики и в г.Элисте количеством не менее одного процента от лиц, имеющих право участвовать в референдуме.
Общий срок сбора подписей по вопросу о проведении референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы референдума.
В соответствии со статьями 28, 30 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия референдум Республики Калмыкия назначают Президент Республики Калмыкия и в случае, предусмотренном частью 4 статьи 26 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, - Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия.
При назначении референдума Президент Республики Калмыкия и Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия устанавливают дату голосования, утверждают текст выносимых на референдум вопросов, устанавливают, каким является референдум - консультативным или обязательным.
Законодательное Собрание Республики Калмыкия в соответствии с частью 3 статьи 44 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и полномочиями, установленными Законом Республики Калмыкия "О Законодательном Собрании Республики Калмыкия" вправе назначить референдум Республики Калмыкия по вопросам прекращения действия Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и принятия Основного Закона Республики Калмыкия. Решение об этом принимается 2/3 голосов членов Законодательного Собрания, оформляется постановлением, подписываемым председательствующим на Законодательном Собрании, вступает в силу с момента его официального опубликования в газетах "Хальмг Унн" и "Известия Калмыкии".
Если референдум проводится по инициативе избирателей или Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 26 Степного Уложения, то Президент Республики Калмыкия в 10-дневный срок направляет представленные Избирательной комиссией Республики Калмыкия материалы о проведении референдума и решение Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия также о проведении референдума в Верховный Суд Республики Калмыкия с соответствующим запросом. Верховный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия и настоящим законом, и в двухнедельный срок направляет Президенту Республики Калмыкия соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
Президент Республики Калмыкия обязан назначить референдум Республики Калмыкия не позднее 15 дней со дня поступления к нему положительного решения Верховного Суда Республики Калмыкия. В случае отрицательного решения Верховного Суда Республики Калмыкия все процедуры, предусмотренные настоящим законом, прекращаются.
Глава III.Порядок подготовки и проведения референдума Республики Калмыкия
Организацию и проведение референдума Республики Калмыкия осуществляют следующие комиссии референдума:
1.Избирательная комиссия Республики Калмыкия, выступающая в качестве Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия.
2.Территориальные (Элистинская городская и районные) комиссии референдума.
3.Участковые комиссии референдума. При определении кандидатур в составы указанных избирательных комиссий учитываются предложения общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия:
1) обеспечивает единообразное исполнение настоящего закона и дает разъяснения о порядке его применения;
2) осуществляет руководство деятельностью комиссий по проведению референдума Республики Калмыкия, распределяет между ними денежные средства;
3) устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума Республики Калмыкия, устанавливает формы списков избирателей, имеющих право на участие в референдуме, протоколов комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы печатей комиссий по проведению референдума;
4) определяет порядок хранения документов референдума;
5) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) комиссий референдума;
6) осуществляет контроль за законностью проведения голосования на референдуме Республики Калмыкия;
7) определяет результаты референдума Республики Калмыкия и публикует (обнародует) их в средствах массовой информации;
8) обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с организацией и проведением референдума;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Решения Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Калмыкия, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия образуются в г. Элисте и районах республики в течение недели со дня опубликования Указа Президента Республики Калмыкия, Постановления Законодательного Собрания Республики Калмыкия или Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия о назначении референдума Республики Калмыкия.
Часть 2 исключена.
Районные комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия формируются районными ассоциациями муниципальных образований, а в городе Элисте - городским собранием депутатов и Представителями Президента Республики Калмыкия с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в количестве 5-9 членов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной (Элистинской городской и районных) комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия избираются тайным голосованием на первом заседании из числа членов комиссии.
Части 2, 3 введены Законом РК от 26.11.96 N 52-I-З.
Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия:
1) организуют деятельность участковых комиссий;
2) контролируют правильность составления списков участников референдума Республики Калмыкия;
3) обеспечивают своевременное издание материалов референдума и изготовление бюллетеней, снабжение ими участковых комиссий референдума Республики Калмыкия;
4) устанавливают результаты референдума на соответствующей территории, передают их в Центральную комиссию референдума;
5) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению референдума;
6) отчитываются перед Центральной комиссией референдума об использовании и распределении между участковыми комиссиями денежных средств, выделенных на проведение референдума Республики Калмыкия;
7) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия территориальных комиссий прекращаются по истечении 10 дней с момента опубликования результатов референдума.
Участковые комиссии референдума формируются в количестве 5 - 10 членов выборными органами местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства не позднее чем за 21 день со дня опубликования Указа Президента Республики Калмыкия, Постановления Законодательного Собрания Республики Калмыкия или Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия о назначении референдума Республики Калмыкия.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии.
Часть 2 введена Законом от 26.11.96 N 52-I-З.
Участковые комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия:
1) составляют списки участников референдума по участку;
2) оповещают избирателей о дне и месте проведения референдума, обеспечивают ознакомление избирателей со списком участников референдума;
3) обеспечивают подготовку помещений для проведения голосования и их надлежащее оборудование;
4) организуют голосование на участке и вне помещения для голосования;
5) производят подсчет голосов и определяют результаты голосования на референдуме по участку, составляют протокол и передают его в территориальную комиссию по проведению референдума;
6) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума на территории участка;
7) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия участковых комиссий прекращаются по истечении 10 дней с момента опубликования результатов референдума.
Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия проводит свои первые заседания не позднее трех дней с момента опубликования Указа Президента Республики Калмыкия, Постановления Законодательного Собрания Республики Калмыкия или Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия о назначении референдума Республики Калмыкия.
Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Заседания комиссий по проведению референдума Республики Калмыкия являются правомочными, если в них принимает участие большинство членов соответствующей комиссии от числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия не позднее чем в 3-х дневный срок.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума Республики Калмыкия в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять в установленном порядке необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы.
Председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных и служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Калмыкия.
Решения и действия (бездействие) территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Калмыкия, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в суд по месту нахождения комиссии или в вышестоящую комиссию по проведению референдума.
Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Калмыкия. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Республики Калмыкия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
Жалобы на решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума Республики Калмыкия рассматриваются в пятидневный срок, а поданные за три или менее дней до дня референдума - рассматриваются немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10 - дневный срок. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Республики Калмыкия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению.
Участки референдума Республики Калмыкия образуются не позднее чем за 20 дней до дня референдума Представителем Президента Республики Калмыкия в районах и городе Элисте по согласованию с соответствующей территориальной комиссией из расчета от 20 до 3000 избирателей на каждый участок референдума с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.
Участок референдума должен иметь помещение для голосования, где при опечатывании и вскрытии ящиков для голосования, а также при подсчете голосов могут свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели, представители общественных объединений, средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано мебелью, сейфом для хранения документации, стендами с информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками (стойками) для голосования, а также авторучками. Применение карандашей для голосования не допускается.
В списки избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, включаются избиратели Республики Калмыкия, отвечающие требованиям статьи 2 настоящего закона и постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего участка референдума.
Список составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании сведений, представляемых в установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения. Список составляется по форме, утверждаемой Центральной комиссией референдума Республики Калмыкия, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
Список военнослужащих, голосующих на общих участках референдума, а также список по участку, образованному в воинской части, составляется на основе сведений, представляемых их командирами.
Избиратель, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен только в один список.
Списки представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 дней до дня референдума.
Каждый избиратель Республики Калмыкия вправе обжаловать невключение или исключение его из списка, а также допущенные в списке неточности. Участковая комиссия обязана проверить соответствующее заявление, устранить ошибку или неточности не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в Центральную комиссию референдума Республики Калмыкия или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до проведения референдума Республики Калмыкия - немедленно.
Если менее чем за 15 дней до дня референдума избиратель, включенный в список избирателей, имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума, где он включен в список для голосования, то он вправе получить в участковой комиссии открепительное удостоверение на право участия в референдуме Республики Калмыкия. О получении открепительного удостоверения избиратель расписывается в списке с указанием даты его получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. При предъявлении открепительного удостоверения избиратель должен быть включен в дополнительный список на любом другом участке референдума. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Центральной комиссией референдума Республики Калмыкия.
В бюллетене для голосования на референдуме Республики Калмыкия точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Если избиратель голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если избиратель голосует против, он ставит знак "плюс" или иной знак в квадрате под словом "против".
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями.
Если бюллетени печатаются на двух или более языках, текст на всех языках помещается в каждом бюллетене.
Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 3 дня до дня референдума.
На каждом бюллетене ставится печать участковой комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия или подписи двух членов комиссии.
Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Калмыкия на подготовку и проведение референдума, поступают в распоряжение Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия и распределяются ею между комиссиями по проведению референдума Республики Калмыкия.
Территориальные комиссии по проведению референдума представляют Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия отчеты о расходовании выделенных им средств не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов референдума.
Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия представляет Народному Хуралу (Парламента) Республики Калмыкия отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи не позднее 60 дней после опубликования результатов референдума. Финансовый отчет должен быть опубликован Центральной комиссией референдума Республики Калмыкия в изданиях, в которых подлежат опубликованию законы Республики Калмыкия.
Избиратели Республики Калмыкия, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Республики Калмыкия, за или против участия в референдуме и за или против закона или иного решения, выносимого на референдум Республики Калмыкия.
Агитация запрещается в последний день перед днем референдума и в день референдума. В течение шести дней до дня референдума и в день референдума опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и иных исследований, связанных с референдумом, запрещается.
Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия, должностные лица.
Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Республики Калмыкия.
Глава IV.Порядок голосования на референдуме Республики Калмыкия и определения его результатов
На всех участках референдума Республики Калмыкия голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает избирателей не позднее чем за 20 дней до дня референдума.
В день проведения референдума, в 8 часов утра председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим избирателям все ящики для голосования, которые после этого опечатываются.
Допускается досрочное голосование избирателей, которые в течение 15 дней до дня выборов включительно временно выбывают за пределы республики или не смогут прийти на участки референдума в силу профессиональной деятельности (рыбаки, лица, работающие по вахтовому методу). В этом случае бюллетени заполняются в помещении участковой комиссии референдума. На бюллетенях ставится печать комиссии. На месте склейки конверта ставится печать участковой комиссии по проведению референдума либо подписи двух ее членов. Комиссия по проведению референдума обязана при этом обеспечить тайну голосования,исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голосов избирателя при установлении итогов голосования.
Часть 3 введена Законом от 26.11.96 N 52-I-З.
Затем председатель комиссии объявляет о начале голосования.
Бюллетени выдаются избирателям по спискам для голосования по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Голосование за других лиц не допускается.
Избиратель, получивший бюллетень, расписывается в соответствующей графе списка.
Избиратель, предъявивший открепительное удостоверение, включается в дополнительный список. Открепительное удостоверение в присутствии представителя погашается и хранится у секретаря участковой комиссии.
В тех случаях, когда избиратели, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия при наличии письменного заявления обязана организовать голосование вне помещения для голосования по месту нахождения этих избирателей в присутствии наблюдателей. Члены участковой комиссии по проведению референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в дополнительный список.
Бюллетени заполняются голосующими в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой комиссии по проведению референдума или наблюдателем.
Заполненные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии референдума и наблюдателей.
Член участковой комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования на референдуме, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой комиссией.
В случае, если избиратель, имеющий право участия в референдуме Республики Калмыкия, считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, рядом с фамилией указанного избирателя. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме Республики Калмыкия погашается, о чем составляется отдельный акт.
Часть 12 введена Законом РК от 26.11.1996 N 52-I-З.
После заявления председателя участковой комиссии по проведению референдума Республики Калмыкия об окончании времени голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
Вносить изменения в списки избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, после начала подсчета голосов запрещается.
На основании списков избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, в том числе дополнительного, комиссия подсчитывает общее число избирателей, получивших бюллетени.
После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, могут быть признаны недействительными по решению участковой комиссии по проведению референдума.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
На основании списков избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, данных о выданных и предъявленных открепительных удостоверениях и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней, участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе:
1) общее число избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, зарегистрированных по данному участку референдума;
2) количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
3) общее число избирателей, получивших бюллетени;
4) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
5) количество бюллетеней, признанных действительными;
6) количество бюллетеней, признанных недействительными;
7) количество голосов, поданных за проект решения;
8) количество голосов, поданных против проекта решения;
9) количество выданных открепительных удостоверений;
10) количество предъявленных открепительных удостоверений.
В общее число избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, зарегистрированных по участку референдума, включаются избиратели, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке, и не включаются избиратели, получившие открепительные удостоверения на данном участке.
Недействительными признаются бюллетени, не изготовленные официально, не заверенные печатью участковой комиссии по проведению референдума либо подписями двух членов участковой комиссии по проведению референдума, а также бюллетени, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе, в которых знак "плюс" или любой иной знак поставлен в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия по проведению референдума Республики Калмыкия.
Территориальная комиссия по проведению референдума Республики Калмыкия, получив протоколы от всех участковых комиссий по проведению референдума, производит общий подсчет голосов, поданных на соответствующей территории.
Территориальная комиссия по проведению референдума составляет протокол, в котором указываются:
1) общее число избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия, зарегистрированных на данной территории;
2) иные данные, перечисленные в пунктах 2-10 части седьмой статьи 23 настоящего закона.
Итоги подсчета голосов проверяются и заносятся в протокол.
Протокол по итогам голосования составляется в трех экземплярах и каждый экземпляр подписывается всеми членами участковой комиссии по проведению референдума. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. Первый экземпляр протокола направляется в территориальную комиссию по проведению референдума, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями и погашенными открепительными удостоверениями хранится у секретаря участковой комиссии. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии по проведению референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому производится отдельно.
Территориальная комиссия по проведению референдума на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их, составляет и подписывает протокол в трех экземплярах.
Первый экземпляр протокола направляется в Центральную комиссию референдума Республики Калмыкия, второй экземпляр хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы, третий предоставляется для ознакомления членам территориальной комиссии по проведению референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
В протоколе отражаются также поступившие в день голосования письменные жалобы и заявления на нарушения настоящего закона и принятые по ним решения.
Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия на основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума республики определяет:
1) общее число избирателей Республики Калмыкия, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия;
2) общее число избирателей Республики Калмыкия, получивших бюллетени;
3) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
4) количество бюллетеней, признанных действительными;
5) количество бюллетеней, признанных недействительными;
6) количество голосов, поданных за проект решения;
7) количество голосов, поданных против проекта решения;
8) количество выданных открепительных удостоверений;
9) количество предъявленных открепительных удостоверений.
Референдум Республики Калмыкия признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, имеющих право на участие в референдуме Республики Калмыкия. Число избирателей, принявших участие в референдуме, определяется общим числом избирателей, получивших бюллетени.
Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по республике проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия составляет протокол по итогам голосования в целом по республике, который подписывается всеми членами комиссии. Член Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение.
В протоколе также отражаются поступившие в Центральную комиссию референдума Республики Калмыкия письменные жалобы и заявления на нарушения настоящего закона и принятые по ним решения.
Результаты референдума могут быть признаны недействительными из - за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на результаты голосования.
В случае признания результатов голосования по каким - либо территориям или участку недействительными Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее двух недель со дня официального опубликования (обнародования) соответствующего постановления Центральной комиссии референдума Республики Калмыкия.
Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия публикует (обнародует) решение, принятое на референдуме Республики Калмыкия в порядке, предусмотренном для опубликования республиканских законов.
Принятое на референдуме Республики Калмыкия решение вступает в силу в день его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.
Принятое на референдуме Республики Калмыкия решение и результаты голосования в целом по Республике Калмыкия подлежат опубликованию не позднее 15 дней после определения результатов референдума Республики Калмыкия.
Решение, принятое на референдуме Республики Калмыкия, за исключением консультативного, является общеобязательным, действует на всей территории Республики Калмыкия и может быть отменено или изменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме.
Если для реализации решения, принятого на референдуме Республики Калмыкия, требуется издание дополнительного правового акта, республиканский орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме Республики Калмыкия, определить срок подготовки данного правового акта.
Часть 2 введена Законом от 26.11.1996 N 52-I-З.
После определения итогов референдума и их обнародования Центральная комиссия референдума Республики Калмыкия сдает всю документацию (протоколы по результатам голосования, бюллетени, погашенные открепительные удостоверения) в Национальный архив Республики Калмыкия, где она подлежит хранению в течение одного года с момента сдачи этих материалов.
Глава V.Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Республики Калмыкия
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению избирателями Республики Калмыкия их права на участие в референдуме Республики Калмыкия, в том числе на агитацию и голосование, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, члены общественных объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Глава VI.Заключительные положения
Настоящий закон вводится в действие со дня опубликования в газетах "Хальмг Унн" и "Известия Калмыкии". С момента введения в действие настоящего закона признать утратившим силу Закон Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч "О референдуме Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч" от 30 июля 1991 года N 219-IХ с последующими изменениями и дополнениями.
Президент
Республики Калмыкия
К.ИЛЮМЖИНОВ
Элиста
марта 1995 года
9-I-З