Республика Калмыкия
Закон от 11 июня 1996 года № 45-I-З

О защите населения и территорий Республики Калмыкия от чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера

Принят
Народным Хуралом (Парламент) Республики Калмыкия
31 мая 1996 года
    В редакциях
  • от 09.03.1998 № 102-I-З,
  • от 03.01.1999 № 7-II-З,
  • от 12.03.1999 № 14-II-З,
  • от 13.04.2000 № 59-II-З,
  • от 18.04.2002 № 189-II-З,
  • от 20.09.2002 № 231-II-З,
  • от 22.09.2003 № 383-II-З,
  • от 29.12.2003 № 4-III-З,
  • от 25.04.2005 № 200-III-З,
  • от 26.12.2006 № 323-III-З,
  • от 28.06.2007 № 371-III-З,
  • от 20.03.2009 № 81-IV-З,
  • от 24.09.2009 № 134-IV-З.
    Настоящий закон регулирует правоотношения, складывающиеся в сфере организации выполнения и осуществления мер в области защиты населения и территорий Республики Калмыкия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального и межмуниципального значения.
    Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на территории республики, отдельных ее районов или объектов, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и максимальных потерь в случае их возникновения.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также локализация зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
    (в ред Закона РК от 12.05.2005 N 200-III)
    Законодательство Республики Калмыкия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на иных федеральных законов, включая настоящий закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Республики Калмыкия.
    Целями настоящего закона являются:
    предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
    ликвидация чрезвычайных ситуаций;
    разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между органами исполнительной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления и организациями.
    Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и организаций для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на территории республики. Она состоит из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению республики.
    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия определяются Положением об этой территориальной подсистеме, утверждаемым Главой Республики Калмыкия.
    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с Главой Республики Калмыкия и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствия, а также сведения о радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории Республики Калмыкия.
    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления и организации в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    Органы государственной власти Республики Калмыкия органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
    Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Порядок обеспечения населения, органов государственного власти, органов местного самоуправления и организаций республики информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
  3. Глава II.Полномочия органов государственной власти республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  4. Органы государственной власти Республики Калмыкия:
    а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
    в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
    г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
    е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
    и) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
    Органы местного самоуправления самостоятельно:
    а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
    б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
    в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
    г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к Правительству Республики Калмыкия;
    ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
    з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
    Статья 10 исключена.
    Статья 11 исключена.
  5. Глава III.Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  6. Для осуществления координирующей деятельности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия создаются следующие координирующие органы:
    Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Калмыкия;
    комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности органов местного самоуправления;
    объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
    Свою деятельность комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности осуществляют в соответствии с Положением о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности утверждаются соответственно Главой Республики Калмыкия, руководителями органов местного самоуправления и организаций.
    Силы и средства системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республики составляют:
    а) силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально - опасных объектов;
    б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Порядок создания, комплектования, обеспечения, подготовки и применения сил и средств системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республики определяется соответствующими положениями, утверждаемыми Правительством Республики Калмыкия.
    Для обеспечения выполнения специальных мероприятий и подготовке в этих целях сил и средств системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республики решениями Правительства Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, руководителей, учреждений и организаций создаются службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
    К ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут привлекаться общественные объединения и организации, особенно имеющие в соответствии со своими уставами задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, после соответствующей подготовки и аттестования. Эти организации регистрируются в соответствии с действующим законодательством.
    Порядок их оснащения, подготовки аттестования и привлечения определяется решением Правительства Республики.
    Силы и средства органов внутренних дел Республики Калмыкия при ликвидации чрезвычайных ситуаций применяются для обеспечения общественного порядка, охраны материальных ценностей и проведения первоочередных аварийно - спасательных работ в соответствии с оперативным планом действий сил и средств при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Министерства внутренних дел Республики Калмыкия.
    Порядок их привлечения определяется решением Правительства Республики Калмыкия.
    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  7. Глава IV.Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

  8. 1.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Калмыкия имеют право:
    на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
    быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Республики Калмыкия, и о мерах необходимой безопасности;
    обращаться лично, а также направлять в государственные органы, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
    на медицинское обслуживание, компенсации за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
    на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
    на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
    2.Порядок и условия, виды и размеры социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Калмыкия в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законами Российской Федерации и Республики Калмыкия.
    Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Калмыкия обязаны:
    соблюдать законы и иные нормативно - правовые акты Республики Калмыкия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
    изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
    выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновения чрезвычайных ситуаций;
    при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.
  9. Глава V.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

  10. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется федеральным законодательством.
    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
    Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
    Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в Республике Калмыкия, в области защиты и спасения людей, органами местного самоуправления, организациями.
    Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
  11. Глава VI.Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций

  12. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
    Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Республики Калмыкия, в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
    Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в республике создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Указанные в части первой настоящей статьи резервы создаются Правительством Республики Калмыкия, а также органами местного самоуправления.
    Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются Правительством Республики Калмыкия, органами местного самоуправления.
  13. Глава VII.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций

  14. Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
    Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
    Государственные надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Калмыкия, и органами исполнительной власти Республики Калмыкия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия.
    Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, неприятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную административную, гражданско - правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
  15. Глава VIII.Заключительные положения

  16. Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования в газетах "Хальмг Унн" и "Известия Калмыкии".
    Законы Республики Калмыкия, нормативные акты Главы Республики Калмыкия, Правительства Республики Калмыкия, ведомственные нормативно-правовые акты, акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим законом в течение 2-х месяцев со дня его вступления в силу.
    Президент
    Республики Калмыкия
    К.ИЛЮМЖИНОВ
    Элиста
    11 июня 1996 года
    N 45-I-З