-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Республика Калмыкия
Закон от 26 декабря 2006 года № 329-III-З
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Республике Калмыкия
- Принят
- Народным Хуралом (Парламент) Республики Калмыкия
25 декабря 2006 года
В редакциях
-
от 21.12.2007 № 403-III-З,
-
от 24.09.2009 № 132-IV-З,
-
от 29.06.2010 № 194-IV-З,
c изменениями
-
от 07.07.2011 № 275-IV-З.
Настоящий закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Республики Калмыкия.
Глава I.Общие положения
Предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия) при их выявлении, сохранении, популяризации и использовании на территории Республики Калмыкия независимо от их формы собственности, характера использования и степени сохранности.
Правовое регулирование отношений в области государственной охраны объектов культурного наследия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, настоящего закона и иных нормативных правовых актов.
Основные термины и понятия, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - федеральный закон).
Глава II.Полномочия органов государственной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия республиканского, местного (муниципального) значений на территории Республики Калмыкия осуществляется органом исполнительной власти Республики Калмыкия, уполномоченным Правительством Республики Калмыкия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
К полномочиям Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
принятие законов Республики Калмыкия в части обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
осуществление контроля за соблюдением законов о сохранении, использовании, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
утверждение границ территорий объектов культурного наследия;
абзац исключен.
принятие решения об образовании историко-культурного заповедника республиканского значения, утверждение его границы и режима его содержания;
утверждение Списка объектов культурного наследия Республики Калмыкия.
К полномочиям Правительства Республики Калмыкия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
осуществление государственного управления и обеспечение государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
принятие решений о включении выявленных объектов культурного наследия и их территорий в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в качестве объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значений;
принятие решений о переводе объектов культурного наследия местного значения в категорию объектов культурного наследия республиканского значения;
внесение предложения в федеральный орган охраны объектов культурного наследия о включении выявленных объектов культурного наследия в Реестр в качестве объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значений;
направление в федеральный орган охраны объектов культурного наследия обращения об исключении из Реестра объекта культурного наследия республиканского значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения по согласованию с органом местного самоуправления;
обеспечение утверждения в установленном порядке республиканских целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
утверждение перечня объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из государственной собственности Республики Калмыкия;
определение порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значений;
определение характера и ограничений использования достопримечательного места, требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на данной территории;
установление порядка организации историко-культурного заповедника республиканского значения;
согласование порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режима его содержания;
согласование решения Правительства Российской Федерации о воссоздании утраченного объекта культурного наследия на территории Республики Калмыкия за счет средств федерального бюджета;
принятие нормативных правовых актов в пределах своих полномочий и контроль за их исполнением;
иные полномочия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
К полномочиям уполномоченного органа в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченный орган) в отношении объектов культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в соответствии с действующим законодательством относятся:
государственная охрана объектов культурного наследия республиканского значения;
разработка и реализация республиканских целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Калмыкия;
согласование границ историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
контроль за составлением историко-культурных опорных планов и градостроительных регламентов в границах исторических поселений;
согласование градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;
согласование границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, а также решений органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;
выдача паспортов собственникам объектов культурного наследия;
проведение обследования состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия республиканского значения, включенных в Реестр и в Список объектов культурного наследия Республики Калмыкия, один раз в 5 лет;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и собственности Республики Калмыкия;
оформление охранного обязательства собственника или пользователя при государственной регистрации сделок и передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение объектов культурного наследия республиканского значения;
оформление охранного обязательства собственника при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
оформление охранного обязательства пользователя при государственной регистрации договора аренды объекта культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
согласование проектирования и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;
выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, а также согласование проектной документации;
выдача предписаний о приостановлении работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия и разрешений на возобновление приостановленных работ;
регистрация открытых листов (разрешения на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия);
определение условий охранных обязательств, обременяющих объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия при их приватизации;
организация порядка проведения историко-культурной экспертизы;
установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значений, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
проведение мониторинга данных об объектах культурного наследия;
согласование порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его границ и режима его содержания;
(абзац двадцать третий введен Законом РК от 24.09.2009 N 132-IV-З)
выявление и учет объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
(абзац двадцать четвертый введен Законом РК от 24.09.2009 N 132-IV-З)
организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти Республики Калмыкия или органа местного самоуправления;
(абзац двадцать пятый введен Законом РК от 24.09.2009 N 132-IV-З)
иные полномочия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
выявление, учет, изучение объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, предотвращение разрушения или причинения им вреда и контроль за их сохранением и использованием;
определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории поселений и городских округов;
согласование решения Правительства Республики Калмыкия о включении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в Реестр;
согласование решения Правительства Республики Калмыкия об исключении из Реестра объекта культурного наследия местного (муниципального) значения;
установление льготной арендной платы и ее размера в случаях, предусмотренных настоящим законом;
выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях, установленных действующим законодательством;
принятие решений об установлении информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения;
оформление охранного обязательства собственника или пользователя при государственной регистрации сделок и передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
проведение обследования состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в Реестр, один раз в 5 лет;
иные полномочия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Глава III.Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:
республиканский бюджет;
внебюджетные поступления;
местные бюджеты.
Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности Республики Калмыкия и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в Реестр и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Калмыкия и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Физические или юридические лица, владеющие на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности Республики Калмыкия или муниципальной собственности, вложившие свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренные федеральным законом и обеспечившие в установленном порядке их выполнение в соответствие с федеральным законом, имеют право на льготную арендную плату.
Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Калмыкия или муниципальной собственности, определяются соответственно Правительством Республики Калмыкия или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Глава IV.Порядок осуществления полномочий органами исполнительной власти Республики Калмыкия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Решение о включении объектов культурного наследия республиканского значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Реестр принимается Правительством Республики Калмыкия по представлению уполномоченного органа.
Принятие решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Реестр осуществляется Правительством Республики Калмыкия по представлению уполномоченного органа, по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, на территории которого располагается данный объект.
Решение о включении объекта культурного наследия республиканского значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в Реестр должно быть принято Правительством Республики Калмыкия в срок не более 1 года со дня поступления документов, указанных в федеральном законе, в уполномоченный орган.
На объектах культурного наследия республиканского значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в Реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, выполненные на калмыцком и русском языках.
Решение об установлении надписей и обозначений на объектах культурного наследия республиканского значения, их содержании принимает уполномоченный орган.
Финансирование и обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагаются на собственников объектов.
Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского значения осуществляется Правительством Республики Калмыкия по представлению уполномоченного органа на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия республиканского значения, учитывается в реестре как объект местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
Глава V.Государственная охрана объектов культурного наследия
В Республике Калмыкия ведется Список объектов культурного наследия Республики Калмыкия (далее - Список), который представляет собой банк данных, содержащих сведения об объектах культурного наследия.
Объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Калмыкия, могут быть внесены в Список не ранее, чем через пятнадцать лет после их создания или связанных с ними исторических событий, за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Республикой Калмыкия, и которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц.
Государственный учет объектов культурного наследия включает в себя:
выявление, обследование, составление перечней объектов, представляющих историко-культурную ценность;
подготовка учетных документов на объекты, представляющие историко-культурную ценность, рекомендуемых для внесения в Список;
формирование по результатам государственной историко-культурной экспертизы перечня выявленных объектов культурного наследия; формирование и ведение Списка;
мониторинг данных об объектах культурного наследия, расположенных на территории Республики Калмыкия.
Государственному учету подлежат все объекты культурного наследия и их территории независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся.
Документы государственного учета объектов культурного наследия подлежат постоянному хранению в уполномоченном органе.
В случае его ликвидации учетные документы передаются в государственные организации архивного фонда.
В Республике Калмыкия в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде в соответствии с федеральным законодательством на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разработанным в порядке, установленном федеральным законодательством.
Проекты зон охраны объектов культурного наследия проходят государственную историко-культурную экспертизу в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - Правительством Республики Калмыкия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Границы зон охраны объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значений, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.
Часть шестая исключена.
Сведения о границах, режимах содержания и использования зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в правила землепользования и застройки, схемы зонирования территорий.
Временные границы зон охраны памятников являются предупредительной мерой по обеспечению сохранности памятников истории и культуры до разработки и утверждения проектов зон охраны памятников и ближайшей к ним среды обитания.
Временные границы зон охраны памятника регистрируются в государственном земельном кадастре, градостроительной, землеустроительной и иной документации, устанавливающей или регистрирующей право на земельный участок, отнесенный к землям историко-культурного назначения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во временных границах зон охраны памятника устанавливается особый режим охраны, содержания и использования земель историко-культурного назначения, запрещающий строительство и ограничивающий хозяйственную и иную деятельность, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды данного памятника.
Для сохранения памятников истории устанавливаются временные границы зон охраны в размере 60 метров от границ памятника по всему его периметру.
Для производственных комплексов, являющихся памятниками истории, временные границы зон охраны устанавливаются в их настоящих размерах.
Для памятников архитектуры, являющихся зданиями, устанавливаются временные границы зон охраны в размере 100 метров от границ памятника архитектуры по всему его периметру.
Для памятников архитектуры, не являющихся зданиями, и памятников монументального искусства устанавливаются временные границы зон охраны в размере 40 метров от границ памятника по всему его периметру.
Для памятников археологии в зависимости от типа памятника устанавливаются следующие временные границы зон охраны:
для поселений, городищ, грунтовых некрополей, селищ независимо от места их расположения - 500 метров от границ памятника по всему его периметру;
для святилищ, крепостей, стоянок, грунтовых могильников и укреплений - 200 метров от границ памятника по всему его периметру;
для курганов высотой:
до 1 метра - 50 метров от подошвы кургана по всему его периметру;
до 2 метров - 75 метров от подошвы кургана по всему его периметру;
до 3 метров - 125 метров от подошвы кургана по всему его периметру;
свыше 3 метров - 150 метров от подошвы кургана по всему его периметру.
Границы зон охраны памятников археологии определяются индивидуально уполномоченным органом с указанием границы территории, занятой данным памятником и его охранной зоной по картографическим материалам, в случае их отсутствия - путем визуального обследования памятника археологии на местности, а при определении границ древних поселений, городищ и грунтовых могильников - путем визуального обследования территории и (или) закладки разведочных шурфов и оформляются в установленном порядке землеустроительной документацией.
Указанные работы оплачиваются за счет правоприобретателей земельных участков, в границах которых расположены памятники археологии и их зоны охраны.
Характер использования территории достопримечательного места республиканского или местного (муниципального) значений, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на данной территории определяются Правительством Республики Калмыкия, вносятся в правила землепользования и застройки, а также в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля республиканского и местного (муниципального) значений и (или) их территорий, выявленных объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с уполномоченным органом.
Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, геологоизыскательских и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в Реестр, а также выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
Часть вторая исключена.
На объектах культурного наследия и в зонах композиционного влияния размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, влияющих на целостность восприятия самих объектов культурного наследия и их территорий, должно быть согласовано с уполномоченным органом.
В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории данного объекта или в зонах его охраны должно быть ограничено или запрещено органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект культурного наследия по представлению уполномоченного органа в течение срока, указанного в представлении.
Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Глава VI.Сохранение объекта культурного наследия
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значений, выявленных объектов культурного наследия составляется уполномоченным органом с учетом мнения собственника или пользователя объекта культурного наследия и выдается собственнику или пользователю на основе заявки собственника или пользователя одновременно с разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значений при условии наличия согласования с уполномоченным органом.
Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы по выявлению и изучению объектов культурного наследия, обязаны предоставить копии отчетов о выполненных работах уполномоченному органу в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) на право их проведения.
Воссоздание утраченного объекта культурного наследия республиканского значения осуществляется по основаниям, установленным федеральным законом.
Решение о воссоздании на территории Республики Калмыкия утраченного объекта культурного наследия республиканского значения за счет средств республиканского бюджета принимается Правительством Республики Калмыкия по представлению уполномоченного органа, основанному на заключении государственной историко-культурной экспертизы, с учетом общественного мнения, а также с учетом мнения религиозной организации соответствующей конфессии при воссоздании объекта культурного наследия религиозного назначения.
Объект культурного наследия, включенный в Реестр и Список, и находящийся в собственности Республики Калмыкия, предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия следующим юридическим лицам:
общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;
детским общественным объединениям;
общественным организациям инвалидов;
благотворительным организациям;
религиозным организациям;
общероссийским творческим союзам;
государственным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры.
Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр и Список, заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и должен содержать сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, а также требования к сохранению объекта культурного наследия.
Глава VII.Историко-культурные заповедники и исторические поселения
Границы историко-культурного заповедника республиканского значения определяются на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновываются предлагаемые границы уполномоченным органом.
Порядок организации историко-культурного заповедника республиканского значения устанавливается Правительством Республики Калмыкия по представлению уполномоченного органа.
Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом.
Правила землепользования и застройки, проектная документация, разрабатываемые для исторических поселений, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.
Глава VIII.Заключительные положения
Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут ответственность в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством.
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Калмыкия
К.ИЛЮМЖИНОВ
Элиста
26 декабря 2006 года
N 329-III-З