-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Калмыкия
Закон от 03 июня 1992 года № 354-IX

О недрах

Принят
Народным Хуралом (Парламент) Республики Калмыкия
03 июня 1992 года
    В редакциях
  • от 06.07.1995 № 18-I-З,
  • от 09.03.1998 № 102-I-З,
  • от 03.01.1999 № 7-II-З,
  • от 12.03.1999 № 14-II-З.
    Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории Республики Калмыкия, ее континентального шельфа, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств и иных специфических минеральных ресурсов.
    Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает интересы Республики Калмыкия как собственника недр и защиту прав пользователей недр.
  1. Раздел I.Общие положения

  2. К недрам Республики Калмыкия относится часть земной коры в пределах территории республики, залегающая ниже почвенного слоя и дна водоемов до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
    Недра Республики Калмыкия являются государственной собственностью Республики Калмыкия. Пользование недрами Республики Калмыкия может осуществляться только на благо народа республики.
    Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Калмыкия.
    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Недра Республики Калмыкия могут передаваться только в пользование.
    Законодательство Республики Калмыкия о недрах основывается на соответствующих положениях Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов Республики Калмыкия.
    Органы государственной власти Республики Калмыкия издают акты по регулированию отношений недропользования в пределах полномочий, определенных настоящим законом.
    Законодательные и нормативные акты Российской Федерации о недрах имеют прямое действие на территории Республики Калмыкия, не противоречащей настоящему закону.
    Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Республики Калмыкия и Российской Федерации.
    Государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Республики Калмыкия.
    Распоряжение государственным фондом недр в интересах народов, проживающих на территории Республики Калмыкия, осуществляется путем принятия совместного договора с органами государственной власти Российской Федерации и Республики Калмыкия.
    Введению Республики Калмыкия в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
    1) разработка и совершенствование законодательства Республики Калмыкия;
    2) определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально - сырьевой базы путем разработки и реализации республиканских программ;
    3) установление порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
    4) выдача государственных лицензий на право пользования недрами и природными ресурсами, установление квот на добычу полезных ископаемых и вывоз за пределы Республики Калмыкия минерально - сырьевых ресурсов;
    5) распоряжение государственным фондом недр, в том числе на континентальном шельфе в границах территориального моря;
    6) определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
    7) определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами и природными ресурсами;
    8) создание единой системы федерального и республиканского фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
    9) государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;
    10) составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
    11) экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность;
    12) введение ограничений на пользование отдельными участками недр в интересах республики и охраны окружающей природной среды;
    13) заключение международных соглашений по использованию и охране недр;
    14) координация научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
    15) защита прав пользователей недр и интересов граждан Республики Калмыкия;
    16) разрешение споров по вопросам пользования недрами как внутри республики, так и между сопредельными краями, областями и автономными образованиями (согласно федерального договора). Республика Калмыкия может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования Российской Федерации.
    Совместному ведению Республики Калмыкия и Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
    1) осуществление в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией полномочий по распоряжению государственным фондом недр для реализации единой государственной политики его использования, определение условий и порядка пользования недрами на своих территориях, в том числе форм и размеров платежей;
    2) участие в разработке и реализации федеральных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации;
    3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально - сырьевой базы;
    4) государственный контроль за охраной и рациональным использованием недр;
    5) создание территориальных фондов геологической информации в рамках единой системы федерального и территориального фондов, распоряжение информацией, полученной за счет средств соответствующих бюджетов;
    6) составление территориальных балансов запасов полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    7) установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения;
    8) защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
    9) определение порядка возмещения соответствующей территории ущерба, нанесенного в связи с введением ограничений, предусмотренных пунктом 12 статьи 4 настоящего закона;
    10) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением переданных в ведение Российской Федерации.
    Ведению районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
    1) участие в решении вопросов о предоставлении недр в пользование, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории и отвод земельных участков;
    2) развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
    3) выдача в соответствии с установленным порядком лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
    4) приостановление работ по пользованию недрами на земельных участках в случае нарушения положений статьи 20 настоящего Закона;
    5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также за использованием и охраной недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровья людей, ненести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
  3. Раздел II.Пользование недрами

  4. Недра представляются в пользование для:
    1) геологического изучения;
    2) добычи полезных ископаемых, в том числе пользования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    4) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
    5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
    Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
    В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Горный отвод также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
    При определении границ горного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое).
    Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией Госгеолкомом Республики Калмыкия по согласованию с Государственным комитетом Республики Калмыкия по экологии и охране окружающей среды. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
    Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
    Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
    Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
    Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
    Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
    Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия.
    Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.
    Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
    На определенный срок недра предоставляются в пользование:
    для геологического изучения - на срок до 5 лет;
    для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей - на срок до 20 лет;
    при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.
    Без ограничения срока могут быть предоставлены участки для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
    Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.
    Они могут быть продлены по инициативе пользователя недр на указанные в части первой настоящей статьи сроки при выполнении им оговоренных в лицензии условий.
    (ст. 11(1) введена Законом РК от 06.07.1995 N 18-I-З)
    Право пользования недрами может быть приобретено пользователем:
    1) на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти Республики Калмыкия по результатам конкурса или аукциона;
    2) на основании решения Правительства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти Республики Калмыкия для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
    3) на основании решения Правительства Российской Федерации по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации;
    4) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных настоящим законом;
    5) в порядке, установленном Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    6) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти Республики Калмыкия, для целей геологического изучения недр.
    Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий.
    Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
    Лицензия удостоверяет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
    Допускается выдача лицензий на несколько видов пользования недрами.
    Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
    Лицензия должна содержать:
    1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию;
    2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
    3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование (географические координаты, номенклатуру топокарт);
    4) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами (географические координаты, номенклатуру топокарт);
    5) сроки действия лицензий и сроки начала работ;
    6) условия, связанные с платежами, взимаемые при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
    7) согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;
    8) соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
    9) условия выполнения установленных законодательством стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
    Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему закону.
    Лицензия на недра предоставляется в пользование, как правило, на конкурсной основе. Основными конкурсными критериями являются:
    - научно - технический уровень программ геологических исследований;
    - полнота извлечения полезных ископаемых;
    - размеры платежей за пользование недрами и сроки их выплаты;
    - вклад в социально - экономическое развитие территории и сроки реализации соответствующих программ;
    - эффективность природоохранных мероприятий.
    Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов.
    Определение порядка проведения и условий конкурса или аукциона по каждому объекту или группе объектов осуществляется государственными органами, выдающими лицензии.
    Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, изложенных в статье 11(1) настоящего закона.
    Информация о предстоящих конкурсах, об аукционах, их итогах, а также о предоставлении лицензий на пользование недрами на иных основаниях должна быть опубликована в средствах массовой информации.
    Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в следующих случаях:
    1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;
    2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
    3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
    4) заявитель не доказал профессиональную пригодность в деле рационального использования недр.
    Республиканская система лицензирования - это единый порядок проведения лицензий, включающий информационную, научно - аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
    Задачей республиканской системы лицензирования является обеспечение:
    - практической реализации республиканской программы развития добывающей промышленности и минерально - сырьевой базы;
    - социальных, экономических, экологических и других интересов населения Республики Калмыкия;
    - равных возможностей всем юридическим лицам и гражданам на получение лицензий;
    - развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
    - необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты права на пользование недрами.
    Вывоз минерально - сырьевых ресурсов за пределы Республики Калмыкия и ввоз подлежит квотированию через Госгеолком Республики Калмыкия по согласованию с Государственным комитетом Республики Калмыкия по экологии и охране окружающей среды.
    Доход, полученный предприятиями и гражданами в результате превышения квоты и бесквотного вывоза сырья, подлежит конфискации в полном объеме и поступает в республиканский бюджет.
    Размер квоты и санкции за их нарушение определяются Правительством Республики Калмыкия.
    Выдача лицензий и организационное обеспечение республиканской системы лицензирования возлагается на Госгеолком Республики Калмыкия по согласованию с Государственным комитетом Республики Калмыкия по экологии и охране окружающей среды.
    Госгеолком Республики Калмыкия осуществляет подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов и выдачей лицензий, согласовывает условия лицензии с республиканскими органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, охраны окружающей природной среды, горного надзора, а в части, касающейся платы - с республиканскими органами управления экономикой.
    Лицензия выдается Правительством Республики Калмыкия или по его поручению республиканским органом управления фондом недр.
    Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждается Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия, который осуществляет постоянный контроль за его исполнением.
    Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомерными действия органов государственной власти и управления, а также любых хозяйственных субъектов (пользователей недр), направленные на:
    - ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим законом;
    - уклонение от выдачи лицензии победителям в конкурсе либо на аукционе;
    - замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
    - дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
    - дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
    Орган управления республиканским фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр (горных отводов), предоставляемых в пользование.
    Право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих случаях:
    1) при изменении организационно - правовой формы предприятия - пользователя недр;
    2) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного предприятия;
    3) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя.
    При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.
    Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия предприятия - пользователя недр.
    Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию.
    Порядок переоформления лицензии определяется в соответствии с требованиями настоящего закона к оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами при ее выдаче.
    Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.
    Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.
    (ст. 19(1) введена Законом РК от 06.07.1995 N 18-I-З)
    Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается законодательными актами Республики Калмыкия.
    Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативным источником сырья.
    Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до десяти метров в порядке, устанавливаемом соответствующими органами республиканской власти. Строительство подземных сооружений не должно нарушать естественный сток и баланс подземных вод.
    Право на пользование недрами прекращается:
    1) по истечении установленного срока ее действия;
    2) при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами;
    3) при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права.
    4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 19(1) настоящего закона.
    Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено Госгеолкомом Республики Калмыкия, Государственным комитетом Республики Калмыкия по экологии и охране окружающей среды и органом Государственного горного надзора Республики Калмыкия в случаях:
    1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
    3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
    4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
    5) возникновения ситуации развития в ходе добычи полезного ископаемого какого-либо отрицательного геологического и инженерно - геологического процесса;
    6) если использователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
    7) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.
    При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права на пользование недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
    В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 22 настоящего закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом письме с письменным уведомлением пользователя недр.
    В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 6 части второй статьи 22 настоящего закона, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных им нарушениях и непринятии с его стороны мер по их устранению.
    При досрочном прекращении права на пользование недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 22 настоящего закона или по инициативе пользователя недр.
    Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 22 настоящего закона.
    В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
    В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 22 настоящего закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.
    Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
    Пользователь недрами имеет право:
    1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
    2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательным и нормативным актам;
    3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством;
    4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
    5) ограничить застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;
    6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных интересов в пределах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
    7) обращаться в органы, выдающие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.
    Пользователь недр имеет преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.
    Пользователь недр обязан обеспечить:
    1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;
    2) соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ;
    3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности;
    4) предоставление геологической информации или сведений о ней в республиканский и федеральный фонды геологической информации;
    5) предоставление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и республиканский фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
    6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
    7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
    9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
    10) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами;
    11) предоставлять сведения о попутных полезных ископаемых, выявленных при добыче основного (лицензируемого) минерального сырья.
  5. Раздел III.Рациональное использование и охрана недр

  6. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
    1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
    2) обеспечение полноты геологического изучения в соответствии с требованиями ГОСТа, рационального комплексного использования и охраны недр;
    3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
    6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
    7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих или осложняющих разработку;
    8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
    9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка при использовании этих площадей в иных целях;
    11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосброса и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
    В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользование недрами моет быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными республиканскими органами в соответствии с законодательством.
    Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
    1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
    2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
    3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шлаков, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
    (ст. 25(1) введена Законом РК от 06.07.1995 N 18-I-З)
    Для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс осуществляется геолого - экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр.
    (ст. 25(2) введена Законом РК от 06.07.1995 N 18-I-З)
    Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
    (ст. 25(3) введена Законом РК от 06.07.1995 N 18-I-З)
    Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускается только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
    Органы государственной власти и управления, пользователи недр и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обязаны обеспечить выполнение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
    Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
    Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
    1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию;
    2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм;
    4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
    5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций;
    6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывчатых газов и пылей, контроль за радиационной обстановкой;
    7) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
    Пользователи недр обязаны создавать горноспасательные части или службы по предупреждению и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов либо пользоваться услугами таких частей и служб по договору.
    Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
    При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления, местную администрацию.
    Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
    Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения Госгеолкома Республики Калмыкия и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
    Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
    Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
    Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти Республики Калмыкия в соответствии с разделением их полномочий.
    (ст. 27(1) введена Законом РК от 06.07.1995 N 18-I-З)
    Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
    До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим законом.
    При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровью населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации.
    При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
    Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, выдавшими лицензии и органом государственного горного надзора.
    Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр.
    Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.
    Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Республики Калмыкия и Российской Федерации для других объектов собственности.
    Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором.
    Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, представляется по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.
    Владельцы лицензий обязаны предоставлять республиканскому органу управления фондом недр геологическую информацию о проведенных работах без права передачи ее другим юридическим лицам и с правом такой передачи при соблюдении условий, предусмотренных в лицензии.
    Порядок и условия использования указанной информации определяются органом управления республиканским и государственным фондами недр в соответствии с законодательством Республики Калмыкия и Российской Федерации.
    Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, обязаны предоставлять эту информацию или сведения в республиканский и федеральный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.
    Государственному учету и государственной регистрации подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей.
    Государственный учет и государственная регистрация проводятся по единой системе в порядке, устанавливаемом Госгеолкомом Республики Калмыкия.
    В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
    Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
    Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный счет.
    Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горно - технических, гидрологических, экологических и других условий их добычи.
    При предоставлении недр в пользование одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут согласно лицензии начинать добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
    Сроки последующего предоставления материалов на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях лицензии на право пользования недрами.
    Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
    Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участков недр осуществляется органом управления республиканским фондом недр.
    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений ископаемых, рационального размещения предприятий, а также других народнохозяйственных целях.
    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно - технические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождений и его эколого - экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых. Каждое месторождение должно иметь географическую привязку (координаты).
    С целью учета состояния минерально - сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс полезных ископаемых составляются и ведутся на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и республиканский фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Калмыкия.
    Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
    В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом в органы, выдавшие лицензию.
    Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в органе управления республиканским фондом недр.
    При подтверждении органом управления республиканским фондом недр ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается денежное вознаграждение. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Республики Калмыкия и правительством Российской Федерации.
  7. Раздел IV.Государственное регулирование отношений недропользования

  8. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально - сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народа Республики Калмыкия.
    Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
    В задачи государственного регулирования входят:
    - определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Республике Калмыкия в целом и по районам;
    - обеспечение развития материально - сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    - установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
    - введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
    - установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
    Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия и Правительством Республики Калмыкия, а также Госгеолкомом Республики Калмыкия.
    Госгеолком Республики Калмыкия не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
    Положение о Госгеолкоме Республики Калмыкия утверждается Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия.
    Задачей государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
    Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора и иными контрольными природоохранными органами.
    Полномочия органов государственного геологического контроля определяется положением, утверждаемым Правительством Республики Калмыкия.
    Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
    Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профсоюзными организациями.
    Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работ определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
  9. Раздел V.Плата при пользовании недрами

  10. Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 42 настоящего закона.
    Платежи взимаются с пользователей недр территории Республики Калмыкия, ее континентального шельфа.
    Система платежей при пользовании недрами включает в себя:
    платежи за право на пользование недрами;
    отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
    сбор за выдачу лицензий;
    акцизы;
    платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
    Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю, плату за геологическую информацию, и могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 50 настоящего закона.
    Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.
    При заключении договоров на условиях раздела продукции между Республикой Калмыкия и пользователем недр предусматривается раздел добытого минерального сырья. По условиям таких договоров пользователь недр может освобождаться от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся пользователю недр по условиям договора в качестве вознаграждения.
    Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Республики Калмыкия:
    1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
    2) пользователи недр, ведущие региональные геолого - географические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно - геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушений целостности недр;
    3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 4 части первой статьи 7 настоящего закона.
    В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно - геологических условиях, или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек или освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
    Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в республиканский бюджет. Нормативные акты и решения органов власти, создающие при этом односторонние преимущества отдельным пользователям недр, признаются недействительными на основании настоящего закона в установленном порядке.
    С пользователей недр взимаются платежи за право на поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.
    Эти платежи могут взиматься в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права.
    Размеры платежей за право на проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида (ценность) полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
    Размеры платежей за право на добычу определяются с учетом вида (ценность) полезного ископаемого, количества и качества его запасов природно - географических, горно - технических и экономических условий и разработки месторождения, степени риска.
    Платежи за право на добычу полезных ископаемых взимаются в формах начального, а также последующих регулярных платежей с начала добычи. Их размеры определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи.
    Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
    Платежи за право на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.
    Порядок и условия взимания платежей за право на пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Республики Калмыкия. Окончательные размеры платежей устанавливаются при выдаче лицензий на право пользования недрами.
    Платежи за право на пользование недрами поступают в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты Республики Калмыкия, районов, городов, на территориях которых осуществляется пользование недрами.
    В бюджеты районов, городов поступают:
    все платежи за право на поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых на их территории;
    все платежи за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
    платежи за право на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    часть суммы платежей за право на добычу полезных ископаемых кроме общераспространенных.
    В бюджет Республики Калмыкия и в республиканский бюджет Российской Федерации поступает часть суммы платежей за право на добычу полезных ископаемых за исключением тех, плата за которые поступает только в бюджеты районов, городов.
    Платежи за право на добычу углеводородного сырья распространяются в следующем порядке:
  11.     бюджет района,  города                          30%
        бюджет Республики Калмыкия                      30%
        республиканский бюджет Российской Федерации     40%
  12. Платежи за право на добычу других полезных ископаемых распределяются в следующем порядке:
  13.     бюджет района,  города                          50%
        бюджет Республики Калмыкия                      25%
        республиканский бюджет Российской Федерации     25%
  14. Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия.
    Платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются в следующем порядке:
  15.     бюджет Республики Калмыкия                      60%
        республиканский бюджет Российской Федерации     40%
  16. Плата за право на пользование недрами может взиматься в формах:
    денежных платежей;
    части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции;
    выполнения работ или предоставления услуг;
    зачета сумм предстоящих платежей в республиканский бюджет Российской Федерации, в бюджеты Республики Калмыкия, района, города в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.
    Форма внесения платы устанавливается в лицензии на право пользования недрами.
    Не допускается требование и принятие в качестве платы за право на пользование недрами радиоактивных материалов, благородных металлов, алмазов и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в исключительную компетенцию Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну.
    Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя, в счет оплаты за право на пользование недрами.
    Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
    Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально - сырьевой базы Республики Калмыкия и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
    Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы устанавливаются Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия по представлению Правительства Республики Калмыкия.
    Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
    Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр.
    Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению территориального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти Республики Калмыкия направляется для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально - сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.
    Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, поступающих в бюджет Республики Калмыкия, регламентируется законодательством Республики Калмыкия.
    Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
    Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
    Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, аккумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям, используются только по целевому назначению; порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Калмыкия.
    За выдачу лицензии на право пользования недрами государственным органом, выдающим лицензии, взимается сбор. Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование недрами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.
    Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно - геологическими и экономико - географическими характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия в соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах".
    Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр, осуществляющих на континентальном шельфе поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и использование дна и недр в иных целях.
    Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются Правительством Республики Калмыкия.
    Скидка за истощение недр применяется к платежам за право пользования недрами и может предоставляться:
    пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
    пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
    Решение об установлении скидки за истощение недр принимается государственными органами, выдающими лицензии на право пользования недрами.
  17. Раздел VI.Ответственность за нарушение закона о недрах

  18. Сделки, связанные с использованием недр, заключенные с нарушением настоящего закона, являются недействительными.
    Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
    нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
    самовольном пользовании недрами;
    нарушении настоящего закона, требований утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с использованием недр, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушении, ведущем к загрязнению недр и приводящем месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации;
    нарушении права собственности на геологическую и иную информацию либо ее конфиденциальности;
    самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
    необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
    уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
    систематическом нарушении порядка платы при пользовании недрами;
    невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
    утрате маркшейдерской или геологической документации, а также дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр в разработке месторождений;
    неприведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, -
    несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Калмыкия и Российской Федерации.
    Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения Закона о недрах.
    Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством.
    Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
    1) финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
    2) обжалование решений органов государственной власти и управления, противоречащих настоящему закону, в том числе об отказе в выдаче лицензий на право пользования недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
    3) обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему закону;
    4) обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
    Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления, должностных лиц и виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, за счет средств соответствующих бюджетов.
    В случае, если участок недр не передан в пользование, возмещение вреда производится путем взносов в республиканский бюджет Республики Калмыкия.
    Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.
    Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
  19. Раздел VII.Международные договоры

  20. Республика Калмыкия является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений.
    Координация международных и внешнеэкономических отношений Республики Калмыкия осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с Республикой Калмыкия.
    Председатель
    Верховного Совета
    Республики Калмыкия - Хальмг Тангч
    В.БАСАНОВ
    Элиста
    3 июня 1992 года
    N 354-IX