Республика Ингушетия
Постановление от 29 ноября 2006 года № 174

О проекте республиканской целевой Программы "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетия" на 2007 - 2010 годы

Принято
Правительством Республики Ингушетия
29 ноября 2006 года
    В целях повышения сейсмической безопасности населения, снижения социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Республики Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия п о становляет:
    1.Одобрить прилагаемый проект республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетия" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа)
    2.Просить Президента Республики Ингушетия внести указанный проект программы на утверждение в Народное Собрание Республики Ингушетия и назначить официальным представителем Правительства Республики Ингушетия при рассмотрении данного вопроса Народным Собранием Республики Ингушетия Татиева Ису Давидовича - начальника Управления Республики Ингушетия по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Председатель Правительства
    Республики Ингушетия
    И.МАЛЬСАГОВ
    Проект
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИИ" НА 2007-2010 ГОДЫ
    ПАСПОРТ
    Наименование Программы Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетии" (2007-2010 годы).
    Основание для разработки Программы ФЦП "Сейсмобезопасность территории России" 2002-2010 годы.
    Государственный заказчик Программы Правительство Республики Ингушетия
    Основной разработчик Программы Управление Республики Ингушетии по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Министерство строительства Республики Ингушетия, администрации: городов - Малгобек, Карабулак, Назрань; районов - Сунженского, Назрановского, Малгобекского.
    Цели и задачи Программы Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Республики Ингушетия, уменьшение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов, населенных пунктов, транспортных, энергетических и иных объектов и магистралей к сильным землетрясениям. Основными задачами Программы являются: - осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее ответственных и несейсмостойких сооружений, разработка необходимых мероприятий с целью максимального снижения риска; - проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений; - развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и смягчением последствий сильных землетрясений; - совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и подготовки населения к сейсмическим бедствиям.
    Основные программные мероприятия Усиление недостаточно сейсмостойких сооружений.
    Объем и источники финансирования Программы Общий объем финансирование Программы составляет - 188240,26 тыс. руб., в том числе: - федеральный бюджет - 93522,63 тыс. руб. - республиканский бюджет - 94717,63 тыс. руб.
    Сроки и этапы реализации Программы 2007-2010 годы, в том числе; 1 этап 2007 - 2008 годы - 122245,26 тыс. руб. из федерального бюджета - 59438,63 тыс. руб. из республиканского бюджета - 62806,63 тыс. руб. 2 этап 2009 - 2010 годы - 63822,0 тыс. руб. из федерального бюджета - 31911,00 тыс. руб. из республиканского бюджета - 31911,00 тыс. руб.
    Ожидаемые конечные результаты Программы Усиление не сейсмостойких сооружений; Повышение уровня сейсмической безопасности населения и снижение сейсмического риска; Подготовка населения к действиям в условиях сильного землетрясения; Снижение затрат на ликвидацию последствий землетрясений.
    Исполнители Программы Управление Республики Ингушетии по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Министерство строительства Республики Ингушетия, Администрации городов и районов Республики Ингушетии.

    1.Введение Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетии" на 2007-2010 годы (в дальнейшем именуется Программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Сейсмобезопасность территории России" на 2002-2010 годы.
    Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижении социального, экономического и экологического риска в Республики Ингушетии, снижение ущерба от разрушительных землетрясений.
    Приоритетными направлениями в реализации программных мероприятий являются:
    обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;
    - формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
    - внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
    - совершенствование научных методов и технологии сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий, сооружений.
    2.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
    Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что территория Республики Ингушетии подвержена землетрясениям, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб.
    Республика Ингушетия занимает площадь 3,6 тыс.кв.км., численность населения составляет 487 тыс. человек, в том числе городского населения 207,9 тыс. человек.
    Программой предусмотрено усилить более 30 объектов, в первую очередь в городах Назрань, Малгобек, Карабулак.
    По результатам экспертной оценке сейсмического риска, Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов, с сейсмичностью 9-10 баллов.
    Особенностью региона является горный рельеф местности.
    На территории Республики Ингушетии проходят многие важные коммуникации (транспортные, нефтяные и газовые магистрали), находятся гидростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территории и гибели людей.
    За все годы истории СССР и Российской Федерации, в Республики Ингушетии не были реализованы Программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки тысяч человек живут в домах характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2-3 бала. В Республики Ингушетии нет системы страхования от последствий землетрясений.
    Принципиально новый подход к оценке сейсмобезопасности, а также недостаток сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Республики Ингушетии.
    Существующая нормативно методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении поскольку Республика Ингушетия характеризуется высоким уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей предотвращение или снижение уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска значение которого должны быть дифференцированы в Республики Ингушетии.
    Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также не готовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов республики.
    По приближенным оценкам от 60 до 90% зданий и сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
    Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понятна и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
    Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясения в пределах интенсивности прогнозируемой картой общего сейсмического районирования, но и землетрясения более высокой интенсивности превышающие расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
    Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализация большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методов решения указанных задач является программно-целевой метод.
    Программой предусмотрено финансирование по обеспечению надежности эксплуатации жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.
    3.Цели и основные задачи Программы
    Целями Программы является максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республики Ингушетии, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений.
    Основными задачами Программы являются:
    1.Осуществление мероприятий по усилению наиболее важных сооружений, с целью максимального снижения риска.
    2.Проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений.
    3.Разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов,
    4.Деятельность по смягчению сильных землетрясений.
    4.Ресурсное обеспечение, сроки и основные этапы реализации Программы
    Предусмотрено, что Программа будет реализована в течении 4 лет в два этапа.
  1.        Общий объем финансирования составит - 188240,26 тыс. руб.; 
           Из федерального бюджета - 93522,63 тыс. руб. 
           Из республиканского бюджета - 94717,63 тыс. руб. 
  2. На первом этапе (2007 - 2008 годы) планируется паспортизация объектов и усиление наиболее важных, имеющих наибольший дефицит сейсмостойкости здания и сооружения.
  3.        Из федерального бюджета              - 59438,63 тыс. руб. 
           Из республиканского бюджета          - 62806,63 тыс. руб. 
           В том числе: 
           2007 г. из федерального бюджета      - 15199,63 тыс. руб. 
                   из республиканского бюджета  - 17973,63 тыс. руб. 
           2008 г. из федерального бюджета      - 44239,0 тыс. руб. 
                   из республиканского бюджета  - 44833,0 тыс. руб. 
  4. На втором этапе (2009-2010 годы) планируется полно масштабная реализация мероприятий программы, массовая паспортизация объектов, усиление зданий и сооружений. При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий.
  5.        Из федерального бюджета              - 31911,00 тыс. руб. 
           Из республиканского бюджета          - 31911,00 тыс. руб. 
  6. 5.Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за реализацией Программы Общее руководство по реализации программных мероприятий осуществляет Управление Республики Ингушетия по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление РИ по ГО, ПБ, П и ЛС совместно с Министерством строительства Республики Ингушетия привлечением специалистов центральных научно-исследовательских институтов обеспечивает необходимый научно-технический уровень основных мероприятий программы, координацию их по срокам и ресурсам и контроль за их исполнением. Формирует предложения по нормативно-правовому обеспечению программных мероприятий.
    Реализация программы планируется осуществлять посредством формирования комплексных групп из местных специалистов и с привлечением специалистов из других регионов.
    Полномасштабное развертывание работ по Программе планируется в начале второго этапа.
    Отчетность о ходе реализации Программы и эффективность использования выделяемых на ее реализацию средств будет представляться в Министерство экономики Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
    6.Оценка эффективности социально экономических и экологических последствий реализации Программы. Создание новых рабочих мест
    Уроки землетрясений показывают, что сильное землетрясение может стать социальной и экономической катастрофой.
    В районе Северного Кавказа прогнозируется землетрясение интенсивностью 9 баллов и более. Возрастающую опасность предоставляет собой землетрясение вызванные техногенными воздействиями на земную кору созданием водохранилищ, добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых, закачкой жидких промышленных отход и так далее.
    Реализация Программы позволит по предварительным оценкам, на порядок уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потери от вторичных эффектов землетрясений.
    Затраты на антисейсмические усиления будут снижены.
    Реализация Программы позволит сохранить и создать новые рабочие места за счет привлечения к реализации программных мероприятий строительных организаций, снизит уровень безработицы.
    В результате реализации Программы предусмотрено усилить более 30 объектов имеющих наибольший дефицит сейсмостойкости на территории Сунженского, Малгобекского, Назрановского районах, в городах Назрань, Малгобек, Карабулак.
    Эффективность социально экономических и экологических последствий при реализации Программы составит более 600,0 млн. рублей.
    Пояснительная записка к Республиканской целевой программе "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетии" на 2007-2010 годы.
    Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетии" на 2007-2010 годы разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Сейсмобезопасность территории России" на 2007-2010 годы.
    Необходимость разработки и реализация Программы определяется тем, что территория Республики Ингушетии подвержена землетрясениям вызывающих катастрофический и серьезный ущерб, которые ведут к нищете, болезням, безработице, ставят под угрозу социальные программы реализуемые в республики и в целом Российской Федерации.
    Реализация данной Программы предусматривает:
    - усилить более 30 объектов имеющий наибольший дефицит сейсмостойкости,
    - снизить социальную и экономическую напряженность,
    - подготовить города, населенные пункты, транспортные, энергетические и другие объекты к сильным землетрясениям,
    - уменьшить на порядок потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях позволит полностью избежать потери от вторичных эффектов землетрясений.
    Основными задачами Программы являются:
    - осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее ответственных и несейсмостойких сооружений и разработка необходимых мероприятий с целью максимального снижения риска;
    - проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений;
    - развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и смягчением последствий сильных землетрясений;
    - совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и подготовки населения к сейсмическим бедствиям.
    Программа позволит сохранить и создать новые рабочие места, снизит общую безработицу и вовлечет данную категорию граждан в активную экономическую жизнь Республики Ингушетии.
  7.        Общая   сумма   по  реализации  данной  Программы  составит  - 
           188240,26 тыс. руб.; 
           Из федерального бюджета                  -  93522,63 тыс. руб. 
           Из республиканского бюджета              -  94717,63 тыс. руб.