Республика Ингушетия
Закон от 24 марта 2003 года № 14-РЗ

Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
06 февраля 2003 года
    В редакциях
  • от 12.02.2004 № 4-РЗ,
  • от 20.03.2007 № 7-РЗ,
  • от 22.01.2009 № 4-РЗ,
  • от 04.05.2010 № 25-РЗ,
  • от 03.10.2011 № 29-РЗ.
    Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, его компетенцию и условия деятельности.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Конституцией Республики Ингушетия в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
    2.Должность Уполномоченного в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия является государственной должностью Республики Ингушетия.
    3.Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Народным Собранием Республики Ингушетия в порядке, установленном настоящим Законом.
    Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Ингушетия и настоящим Законом.
    Основными задачами Уполномоченного являются:
    1) содействие восстановлению нарушенных прав граждан;
    2) содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
    3) усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина;
    4) организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами на территории Республики Ингушетия;
    5) информирование населения Республики Ингушетия о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
    6) развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;
    7) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
    1.Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен никому.
    2.Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов на территории Республики Ингушетия, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
    3.Уполномоченный при осуществлении своих полномочий взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, с уполномоченными по правам человека в других субъектах Российской Федерации.
  3. Глава II.Порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного

  4. 1.На должность Уполномоченного назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий высшее образование, познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
    2.На должность Уполномоченного не может быть назначено недееспособное или лицо с ограниченной дееспособностью либо имеющее неснятую или непогашенную судимость.
    1.Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся:
    1) Главой Республики Ингушетия;
    2) депутатами Народного Собрания Республики Ингушетия;
    3) депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Ингушетия;
    4) представительными органами местного самоуправления в Республике Ингушетия;
    5) действующими в Республике Ингушетия общественными объединениями, отделениями общероссийских политических партий.
    2.Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Народное Собрание Республики Ингушетия в письменном виде в следующие сроки:
    1) в течение 30 дней до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного;
    2) в течение 30 дней с момента досрочного освобождения от должности Уполномоченного в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона;
    3) в течение 30 дней с момента проведения голосования в случае повторного рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Закона.
    3.К письму, содержащему предложения о кандидатах на должность Уполномоченного, прилагаются документы, подтверждающие соответствие предлагаемых кандидатур требованиям статьи 5 настоящего Закона.
    1.Уполномоченный назначается на должность постановлением Народного Собрания, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия при тайном голосовании.
    2.Процедура проведения тайного голосования определяется Регламентом Народного Собрания Республики Ингушетия.
    3.Перед проведением процедуры голосования кандидаты на должность Уполномоченного имеют право выступить на заседании Народного Собрания Республики Ингушетия с программой предстоящей деятельности.
    4.Если по итогам голосования ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не получил более половины голосов от общего числа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
    5.В случае, если в результате тайного голосования во втором туре ни один из предложенных кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное рассмотрение кандидатур на должность Уполномоченного.
    Для повторного рассмотрения могут быть предложены те же или новые кандидатуры. Одна и та же кандидатура не может быть предложена для назначения на должность Уполномоченного более двух раз.
    6.Народное Собрание Республики Ингушетия принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в течение 30 дней с момента истечения установленного срока для внесения предложений о кандидатах на должность Уполномоченного.
    7.Постановление Народного Собрания Республики Ингушетия о назначении на должность Уполномоченного вместе с биографическими сведениями об Уполномоченном подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Ингушетия.
    1.Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Срок полномочий Уполномоченного начинается с момента принесения присяги и прекращается с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным, кроме случаев досрочного освобождения от должности в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона.
    2.Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
    1.Уполномоченный вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания:
    "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина всеми средствами, предоставленными мне законом, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, быть беспристрастным, руководствоваться только законом и голосом совести".

    2.Присяга приносится на заседании Народного Собрания Республики Ингушетия после назначения Уполномоченного на должность.
    1.Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Народного Собрания Республики Ингушетия, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной или иной творческой деятельности.
    2.Уполномоченный не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
    3.Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, до вступления в должность. В случае нарушения данного требования назначение может быть отменено Народным Собранием Республики Ингушетия.
    1.Полномочия Уполномоченного прекращаются по истечении срока, на который он назначен.
    2.Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного осуществляется в случаях:
    1) подачи личного заявления о сложении своих полномочий;
    2) прекращения гражданства Российской Федерации;
    3) выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Ингушетия в случае, если данное обстоятельство препятствует осуществлению его полномочий;
    4) нарушения требований статьи 10 настоящего Закона;
    5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
    6) неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
    7) нарушения Уполномоченным присяги:
    7.1) ненадлежащего исполнения им своих обязанностей по представлению группы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия;
    8) смерти Уполномоченного.
    3.Нарушение требований статьи 10 настоящего Закона устанавливается комиссией, назначаемой Народным Собранием Республики Ингушетия, из числа ее депутатов.
    1.Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится постановлением Народного Собрания Республики Ингушетия, принятым большинством голосов от установленного числа депутатов при тайном голосовании.
    4.Инициаторами создания комиссии по установлению нарушений Уполномоченным требований статьи 10 настоящего Закона или досрочного прекращения полномочий Уполномоченного могут выступить субъекты, перечисленные в пункте 1 статьи 6 настоящего Закона.
    5.В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного назначается новый Уполномоченный в порядке, установленном настоящим Законом.
  5. Глава III.Деятельность уполномоченного

  6. 1.Уполномоченный рассматривает жалобы и заявления граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители), по мнению которых на территории Республики Ингушетия нарушены или нарушаются их права и свободы.
    2.Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
    1.Основанием для рассмотрения Уполномоченным дел о нарушении прав и свобод человека и гражданина является жалоба гражданина о нарушении его прав и (или) свобод.
    2.При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина или в случаях, имеющих особое общественное значение, Уполномоченный может рассмотреть дело о нарушениях прав и свобод человека и гражданина по собственной инициативе. Рассмотрение дел и принятие по ним решений производится в форме и порядке, предусмотренными законодательством для рассмотрения жалоб и заявлений.
    1.Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
    2.Жалоба подается Уполномоченному в письменной форме.
    3.Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе.
    4.Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются.
    1.Уполномоченный, получив жалобу, имеет право:
    1) принять жалобу к рассмотрению;
    2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
    2.Уполномоченный в десятидневный срок с момента поступления жалобы письменно извещает заявителя о принятии жалобы к рассмотрению либо об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.
    О принятии жалобы к рассмотрению одновременно с заявителем должен быть извещен государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решение или действия (бездействие) которых обжалуются.
    В случае отказа в принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченный обязан указать причины отказа.
    1.Уполномоченный отказывает в принятии жалобы к рассмотрению:
    1) если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Уполномоченного, определенной настоящим Законом;
    2) если заявителем не соблюдены требования пункта 2 статьи 12, статьи 14 настоящего Закона.
    2.Решение Уполномоченного об отказе в приеме жалобы к рассмотрению не является препятствием для подачи аналогичной жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.
    1.Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
    2.Проверка не может быть поручена тому органу или лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
    3.При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия:
    1) беспрепятственно посещать на территории Республики Ингушетия государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части и общественные объединения;
    2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
    3) получать объяснения должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, за исключением судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
    4) проводить на территории Республики Ингушетия самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
    5) поручать компетентным государственным органам и учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
    6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
    4.Правом посещения лиц и органов, перечисленных в подпункте "1" пункта 3 настоящей статьи, на основании письменного поручения Уполномоченного пользуются сотрудники аппарата Уполномоченного.
    5.Уполномоченный обязан предоставить тому органу или лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность представить свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки. С представленными объяснениями может быть ознакомлен заявитель.
    6.До вынесения окончательного решения материалы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, разглашению не подлежат.
    Уполномоченный не вправе разглашать ставшие известными ему в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя или других лиц без их согласия.
    7.В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах компетенции, определенной настоящим Законом.
    8.Уполномоченный обязан в течение десяти дней по завершении рассмотрения жалобы письменно сообщить заявителю о принятых мерах либо о том, что нарушение прав и свобод человека и гражданина не установлено.
    1.По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан направить тому органу или лицу, в решении или действиях (бездействии) которого он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав.
    2.По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
    1) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
    2) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
    3) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
    4) обратиться в суд с заявлением в интересах лица, чьи права и свободы нарушены решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
    5) обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд Республики Ингушетия с запросом о соответствии Конституции Республики Ингушетия, законов Республики Ингушетия, нормативных актов Главы Республики Ингушетия, Народного Собрания Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, уставов муниципальных образований.
    3.В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе:
    1) выступить с докладом на очередном заседании Народного Собрания Республики Ингушетия;
    2) обратиться в Народное Собрание Республики Ингушетия с предложением о создании комиссии Народного Собрания по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении специальных слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
    4.По результатам изучения, анализа, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе направлять государственным органам как Республики Ингушетия, так и федеральным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
    5.Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Народном Собрании Республики Ингушетия по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина.
    1.По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад Главе Республики Ингушетия, в Народное Собрание Республики Ингушетия, Конституционный Суд Республики Ингушетия, Верховный Суд Республики Ингушетия и прокурору Республики Ингушетия. В докладе должны быть представлены результаты мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Ингушетия, тенденции изменения в этой сфере под влиянием экономической и политической ситуации в Республике Ингушетия, а также оценка ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Республике Ингушетия и мер государственного реагирования на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Доклад должен содержать рекомендации по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина в Республике Ингушетия.
    2.По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Ингушетия Уполномоченный направляет в Народное Собрание Республики Ингушетия специальные доклады.
    3.Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в официальных изданиях Республики Ингушетия, специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в средствах массовой информации.
  7. Глава IV.Гарантии и обеспечение деятельности уполномоченного

  8. 1.Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
    2.Запрошенные Уполномоченным материалы, документы, объяснения и иная информация должны быть предоставлены ему не позднее 15 дней с момента получения запроса. При необходимости указанный срок может быть продлен по согласованию с Уполномоченным.
    3.Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
    4.Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, получившие заключение Уполномоченного, обязаны рассмотреть его в месячный срок с момента получения и направить Уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения и принятых мерах. В случае, если рекомендации не выполнены, в ответе должны содержаться мотивированные причины их невыполнения.
    1.Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми Народным Собранием Республики Ингушетия, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления.
    Уполномоченный может обеспечиваться также другими информационными и справочными материалами.
    2.Уполномоченный имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации Республики Ингушетия. Материалы, представляемые Уполномоченным, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок, согласованный с Уполномоченным, но не позднее семи дней после их поступления.
    Редактирование представленных материалов без согласия Уполномоченного не допускается.
    1.Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного.
    2.Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
    3.Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Республики Ингушетия с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Республики Ингушетия и (или) герба Российской Федерации.
    4.Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем и непосредственно руководит его работой.
    5.В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание аппарата.
    6.По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает приказы.
    Гарантии деятельности Уполномоченного и его аппарата, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия о государственной службе, настоящим Законом.
    1.Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств бюджета Республики Ингушетия.
    2.В бюджете Республики Ингушетия ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.
    3.Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет смету расходов.
    4.Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством.
    5.Для обеспечения деятельности Уполномоченный и его аппарат наделяются имуществом, которое находится в их оперативном управлении и является собственностью Республики Ингушетия.
    При Уполномоченном для оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет по вопросам прав и свобод человека и гражданина, состоящий из лиц, имеющих необходимые познания в этой области.
  9. Глава V.Заключительные положения

  10. Неисполнение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правового статуса и форм собственности, расположенных на территории Республики Ингушетия, обязанностей, установленных настоящим Законом, вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, а равно воспрепятствование его деятельности в любой иной форме влечет за собой привлечение виновных к ответственности в порядке, установленном законодательством.
    1.Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
    2.Главе Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
    Президент
    Республики Ингушетия
    М.ЗЯЗИКОВ
    г. Магас
    24 марта 2003 года
    N 14-РЗ