Республика Ингушетия
Закон от 17 мая 1996 года № 6-РЗ

О плате за пользование недрами

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
17 мая 1996 года
    Настоящий закон развивает законодательство Республики Ингушетия о недрах и устанавливает порядок и условия взимания платежей за пользование недрами на территории Республики Ингушетия, критерии определения ставок этих платежей, а также их поступление в бюджеты различных уровней.
    1.Пользование недрами Республики Ингушетия является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона.
    2.При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
    а) платежи за пользование недрами (за право на поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование в иных целях);
    б) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    в) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
    г) акцизы.
    3.Пользователи недр уплачивают также другие налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия.
    4.При заключении соглашения о разделе продукции между Республикой Ингушетия и субъектом предпринимательской деятельности условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела производимой продукции, а также налоги и платежи при исполнении соглашения между сторонами определяет Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
    5.Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.
    6.Контроль за внесением всех видов платежей за пользование недрами осуществляется государственной налоговой службой на основании информации о коммерческой и другой деятельности пользователя недр и сведений органов, выдающих лицензию на недропользование, государственных служб горного надзора и геологического контроля.
    1.Платежи за проведение поисковых и поисково-оценочных работ взимаются в форме единовременных или регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры платежей зависят от договорной стоимости работ, продолжительности их выполнения, размера участка недр, вида полезных ископаемых.
    Минимальная величина ставки платежа за проведение поисковых, поисково-оценочных работ составляет 1 процент договорной стоимости указанных работ, максимальная - 2 процента. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий, степени геологической изученности территории, степени риска и определяется органами, предоставляющими лицензию на ведение указанных работ, а также по результатам конкурсов или аукционов.
    При площадном характере поисковых или поисково-оценочных работ размер платежа за их проведение определяется в зависимости от удельных платежей за квадратный километр площади в год. Удельные платежи за 1 квадратный километр площади в год рассчитываются путем деления ставки платежа 2 процента общей стоимости работ на размер площади выделенной территории и продолжительность работы в годах. При возврате пользователем недр части поисковой площади без нарушения ее целостной структуры он освобождается от дальнейшей платы за нее.
    2.Условия взимания платежей за разведку месторождений полезных ископаемых являются такими же, как и за проведение поисковых работ. Минимальная величина ставки платежа за разведку месторождений полезных ископаемых составляет 3 процента годовой сметной стоимости работ, максимальная - 5 процентов. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, а также по результатам конкурсов или аукционов.
    3.При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза.
    После окончания поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ размер платежей корректируется с учетом их фактической стоимости. Платежи за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставляемого пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
    Все платежи за проведение поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ поступают в бюджеты районов (городов), на территории которых осуществляется пользование недрами. Они включаются в издержки поисковых или разведочных работ.
    Платежи за пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются в форме единовременных взносов и (или) регулярных платежей. Размер этих платежей определяется в пределах 1 - 3 процентов сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размера участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Платежи включаются в себестоимость сооружений.
    Указанные платежи поступают в бюджеты районов, городов, где расположены соответствующие участки недр.
    1.Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в форме разового платежа (бонуса) за победу в конкурсе или аукционе, а также последующих регулярных платежей после начала добычи в течение всего срока действия лицензии.
    2.Размеры разовых платежей (бонусов) за добычу полезных ископаемых не должны быть менее 10 процентов величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Величина суммы разового платежа определяется органами, выдающими лицензию, по результатам конкурса или аукциона.
    Действующие горнодобывающие предприятия, пользовавшиеся недрами до введения в действие настоящего Закона, разовые платежи за добычу полезных ископаемых не производят.
    3.При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска, включающего поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, размер которого определяется органами, выдающими лицензию, или по результатам конкурса или аукциона, а также последующих регулярных платежей отдельно за проведение каждого вида работ.
    4.В качестве условия взимания платежей за добычу полезных ископаемых вводятся предельные уровни регулярных платежей согласно Приложению N 1.
    Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него, без учета налога на добавленную стоимость и спецналога. При использовании добытого минерального сырья для собственных нужд (в том числе пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения) стоимость добытого минерального сырья рассчитывается исходя из себестоимости единицы продукции с учетом нормативной прибыли.
    Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию.
    Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в два раза. Платежи за сверхнормативные потери производятся один раз в год по результатам подсчета маркшейдерским замером погашаемых в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь и осуществляются за счет прибыли, оставшейся в распоряжении пользователя недр.
    5.К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых, указанные в лицензии. В состав платы за пользование недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.
    6.В случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье, или продукты его передела на момент их реализации.
    7.При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
    Понижающий коэффициент применяется к перерабатывающим производствам, представляющим собой самостоятельные относительно основных технологических процессов по добыче полезных ископаемых комплексы (обогатительные фабрики и установки, производства по выпуску окатышей и агломерата, металлургические производства, производства по выпуску бетона, асфальта, кирпича, черепицы и другой керамической продукции). К себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты на их добычу и транспортировку, затраты по рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых, а также на геологоразведочные, изыскательские и проектные работы.
    По перерабатывающим технологиям, обеспечивающим достижение требуемого качества минерального сырья и предусматриваемым проектами горнодобывающих предприятий для целей приведения добываемой горной массы в соответствие со стандартами и техническими условиями на продукцию (дробление и сортировка песчано-гравийной смеси и природного камня, рассев песков), понижающий коэффициент не применяется. Кроме того, действие понижающего коэффициента не распространяется на перерабатывающие технологии, которые при лицензировании приняты в качестве основных способов добычи полезных ископаемых, то есть отнесены к специальным видам добыточных работ (подземная газификация, химическое и бактериологическое выщелачивание, дражная добыча полезных ископаемых), а также на случаи, когда применение перерабатывающих технологий вызвано ухудшением качества добываемого минерального сырья вследствие изменения технологии ведения горных работ, применения оборудования и механизмов, не предусмотренных проектами предприятия.
    8.За попутную добычу полезных ископаемых, осуществляемую при их поисках и разведке, платежи за право на добычу соответствующих полезных ископаемых осуществляются в форме разовых взносов или регулярных платежей.
    9.Платежи за использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25-50 процентов платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.
    1.Платежи за пользование недрами поступают в Федеральный бюджет, в бюджет Республики Ингушетия, бюджеты районов, городов республиканского подчинения, населенных пунктов, на территориях которых осуществляется пользование недрами.
    2.В бюджет района, города республиканского подчинения поступают:
    а) платежи за поиск и разведку месторождений всех полезных ископаемых на их территориях;
    б) платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
    3.В бюджет Республики Ингушетия поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает в бюджет районов, городов республиканского подчинения, населенных пунктов.
    4.Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются в следующем порядке:
    - бюджет населенных пунктов 20%
    - бюджет района, города республиканского подчинения 10%
    - бюджет Республики Ингушетия 30%
    - федеральный бюджет 40%
    5.Платежи за добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных, и пресных вод, используемых для местных нужд, распределяются в следующем порядке:
    - бюджет населенных пунктов 30%
    - бюджет района, города республиканского подчинения 20%
    - бюджет Республики Ингушетия 25%
    - федеральный бюджет 25%
    6.Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных вод местного значения распределяются в следующем порядке:
    - бюджет населенных пунктов 50%
    - бюджет района, города республиканского подчинения 30%
    - бюджет Республики Ингушетия 20%
    7.В случаях, когда пользование недрами осуществляется на территориях, непосредственно относящихся к ведению районов, городов республиканского подчинения, доля платежей в их бюджеты возрастает за счет соответствующей доли населенных пунктов.
    8.Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений федерального значения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях, по соглашению всех заинтересованных сторон.
    В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации.
    9.Разовый платеж за победу в конкурсе или аукционе при предоставлении совмещенной лицензии, включающей поиск, разведку, добычу полезных ископаемых, распределяется в том же порядке, как и платеж за добычу соответствующего полезного ископаемого.
    1.Плата за пользование недрами может взиматься в формах:
    а) денежных платежей;
    б) части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр;
    в) выполнения работ и предоставления услуг;
    г) зачета сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты различных уровней в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.
    2.Форма внесения платы устанавливается в лицензии на право пользования недрами.
    Не допускается:
    а) требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных материалов и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в соответствии с законодательством в исключительное ведение Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну;
    б) требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами.
    За пользование геологической информацией, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата.
    Плата за геологическую информацию взимается с участников конкурсов или аукционов и прочих претендентов на право пользования недрами при передаче пакета предварительных сведений о геологическом объекте и с владельцев лицензий на право пользования недрами с целью, не связанной с добычей. Размер платы и порядок ее взимания определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ингушетия.
    Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию.
    Положения настоящей статьи не распространяются на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств.
    1.Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
    Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
    Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются в соответствии с Приложением N 2 как установленная доля стоимости реализованных полезных ископаемых или товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья с учетом понижающего коэффициента.
    Стоимость реализованного минерального сырья рассчитывается исходя из себестоимости единицы продукции с учетом нормативной прибыли.
    2.Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимые при добыче полезных ископаемых, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, а также отчислений по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам, используемым для местных нужд, направляются в федеральный бюджет.
    3.Все отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, направляются на специальный счет для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с республиканскими программами геологического изучения недр.
    4.Добывающие предприятия, выполняющие работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств, могут освобождаться от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и пресных вод местного значения в порядке, установленном Правительством Республики Ингушетия.
    Указанные средства, использованные добывающими предприятиями не по назначению, по представлению Ингушгеолкома и службы государственного геологического контроля изымаются государственными налоговыми органами и перечисляются в государственный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
    5.Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
    6.Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, по решению органов, предоставляющих лицензии на пользование недрами, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
    7.Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5 - 1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
    1.Освобождаются от постоянных платежей следующие категории пользователей недр Республики Ингушетия:
    а) пользователи недр, ведущие геолого-геофизические работы, геологическую съемку, научные геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр (проходка горных выработок и бурение скважин) и финансируемые за счет средств государственного бюджета;
    б) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов;
    в) владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных пресных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд без права продажи или обмена минерального сырья и продукции из него.
    2.Освобождаются от платежей за право на добычу полезного ископаемого в части, используемой непосредственно для указанных целей:
    а) предприятия коммунального хозяйства и другие добывающие пресную подземную воду для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения населения;
    б) сельскохозяйственные предприятия, добывающие подземную пресную воду для производства сельскохозяйственной продукции.
    3.Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
    4.Народное Собрание - Парламент Республики Ингушетия может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет Республики Ингушетия.
    5.Нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном порядке.
    1.Сбор за участие в конкурсе или аукционе вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки.
    2.Действующие горнодобывающие и иные предприятия, пользующиеся недрами, в том числе имеющие горный или земельный отвод, обязаны в соответствии с законодательством о недрах получить лицензию с целью подтверждения своего права на пользование недрами.
    Размер лицензионного сбора при этом определяется инструкцией, согласованной с Министерством финансов Республики Ингушетия, по прямым затратам на организационные, экспертные и иные расходы и предназначается для компенсации затрат органу, выдающему лицензии на пользование недрами.
    Акцизы могут вводиться Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ингушетия на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, в соответствии с законом Российской Федерации "Об акцизах".
    1.Скидка за истощение недр применяется к платежам за пользование недрами и может представляться пользователю недр:
    а) осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального и комплексного использования разведанных запасов;
    б) ведущему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
    2.Решение об установлении скидок за истощение недр и о ее размере принимается органом, предоставляющим лицензию на пользование недрами.
    Ответственность за нарушение настоящего Закона определяется Законом Республики Ингушетия "О недрах".
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Назрань
    17 мая 1996 года
    N 6-РЗ