Республика Ингушетия
Закон от 23 апреля 2007 года № 11-РЗ

Об утверждении республиканской целевой программы «Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетия на 2007 — 2010 годы»

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
02 апреля 2007 года
    В редакции
  • от 20.01.2009 № 3-РЗ,
  •  c изменениями
  • от 09.07.2009 № 31-РЗ.
    Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетия на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа).
    Правительству Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в законе Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год денежные средства для реализации Программы.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    М.М.ЗЯЗИКОВ
    г. Магас
    23 апреля 2007 года
    N 11-РЗ
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
    НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
    ПАСПОРТ
    РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
    "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ"
    НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
  1. Наименование           - республиканская     целевая     программа
    Программы                "Сейсмобезопасность территории Республики
                             Ингушетия на 2007 - 2010 годы"
    Основание для          - федеральная       целевая       программа
    разработки Программы     "Сейсмобезопасность   территории  России"
                             (2002 - 2010 годы)
    Государственный        - Правительство Республики Ингушетия
    заказчик Программы
    Основной разработчик   - Дирекция     по      строительству      и
    Программы                восстановлению     жилья    и    объектов
                             соцкультбыта      для      беженцев     и
                             вынужденных  переселенцев,  и объектов по
                             предупреждению  и  ликвидации последствий
                             стихийных    бедствий    на    территории
                             Республики     Ингушетия     (далее - ГУП
                             "Дирекция       по       строительству"),
                             Министерство   строительства   Республики
                             Ингушетия,   администрации    городов   и
                             районов Республики Ингушетия
    
    Цели и задачи          - максимальное    повышение    сейсмической
    Программы                безопасности     населения,      снижение
                             социального,              экономического,
                             экологического    риска   в   сейсмически
                             опасных   районах  Республики  Ингушетия,
                             уменьшение   ущерба   от   разрушительных
                             землетрясений     путем     усиления    и
                             реконструкции   существующих  сооружений,
                             а также  подготовки  городов,  населенных
                             пунктов, транспортных,   энергетических и
                             иных  объектов  и  магистралей  к сильным
                             землетрясениям.
                             Основными  задачами  Программы   являются
                             осуществление         мероприятий      по
                             сейсмоусилению  наиболее  ответственных и
                             несейсмостойких   сооружений,  разработка
                             необходимых     мероприятий    с    целью
                             максимального снижения риска;
                             проведение обследования  и  паспортизации
                             зданий и сооружений;
                             развитие     системы      информационного
                             обеспечения    управления    сейсмическим
                             риском  и  смягчением последствий сильных
                             землетрясений;
                             совершенствование   системы    подготовки
                             специалистов  по  управлению сейсмическим
                             риском   и   подготовки    населения    к
                             сейсмическим бедствиям
    Основные мероприятия   - усиление    недостаточно    сейсмостойких
    Программы                сооружений
    Объем и источники      - общий   объем   финансирования  Программы
    финансирования           составляет 1066260,26 тыс. рублей,
    Программы                в том числе:
                           - федеральный  бюджет - 786330,13    тыс.
                             рублей;
                           - республиканский   бюджет - 279930,13  тыс.
                             рублей
    
    Сроки и этапы          - 2007 - 2010 годы, в том числе:
    реализации Программы     I этап - 2007 - 2008 годы - 122245,26
                             тыс. рублей:
                             из  федерального  бюджета - 59438,63 тыс.
                             рублей;
                             из   республиканского  бюджета - 62806,63
                             тыс. рублей;
                             II  этап - 2009 - 2010 годы - 944015 тыс.
                             рублей:
                             из  федерального  бюджета - 726891,5 тыс.
                             рублей;
                             из  республиканского   бюджета - 217123,5
                             тыс. рублей,
                             2009 год:
                             из    федерального   бюджета - 292,6 тыс.
                             рублей;
                             из    республиканского     бюджета - 67,3
                             тыс. рублей,
                             2010 год:
                             из  федерального  бюджета - 434291,5 тыс.
                             рублей;
                             из  республиканского   бюджета - 149823,5
                             тыс. рублей
    
    Ожидаемые конечные     - усиление несейсмостойких сооружений;
    результаты Программы     повышение       уровня       сейсмической
                             безопасности    населения    и   снижение
                             сейсмического риска;
                             подготовка  населения   к   действиям   в
                             условиях сильного землетрясения;
                             снижение затрат на ликвидацию последствий
                             землетрясений
    Исполнители Программы  - ГУП   "Дирекция     по    строительству",
                             Министерство   строительства   Республики
                             Ингушетия,   администрации   городов    и
                             районов Республики Ингушетия
  2. 1.Введение
    Республиканская целевая программа "Сейсмобезопасность территории Республики Ингушетия на 2007-2010 годы" разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы).
    Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического и экологического риска в Республике Ингушетия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений.
    Приоритетными направлениями в реализации программных мероприятий являются:
    обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;
    формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
    внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
    совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий, сооружений.
    2.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
    Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что территория Республики Ингушетия подвержена землетрясениям, вызывающим катастрофический или серьезный ущерб.
    Республика Ингушетия занимает площадь 3,6 тыс. кв. км., численность населения составляет 487 тыс. человек, в том числе городского населения - 207,9 тыс. человек.
    Программой предусмотрено усилить более 207 объектов, в первую очередь в городах Назрани, Малгобеке, Карабулаке.
    По результатам экспертной оценки сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов с сейсмичностью 9-10 баллов.
    Особенностью региона является горный рельеф местности.
    По территории Республики Ингушетия проходят многие важные коммуникации (транспортные, нефтяные и газовые магистрали), находятся гидроэлектростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территории и гибели людей.
    За все годы истории СССР и Российской Федерации в Республике Ингушетия не были реализованы Программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки тысяч человек живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2 - 3 балла. В Республике Ингушетия нет системы страхования от последствий землетрясений.
    Принципиально новый подход к оценке сейсмобезопасности, а также недостаток сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Республики Ингушетия.
    Существующая нормативно-методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении, поскольку Республика Ингушетия характеризуется высоким уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращение или снижение уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде. Все это определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значение которого должно быть дифференцировано в Республике Ингушетия.
    Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов республики.
    По приближенным оценкам до 40 процентов зданий и сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
    Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понятна и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
    Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясения в пределах интенсивности прогнозируемой карты общего сейсмического районирования, но и землетрясения более высокой интенсивности, превышающие расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
    Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
    Программой предусмотрено финансирование по обеспечению надежности эксплуатации жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.
    3.Цели и основные задачи Программы
    Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Ингушетия, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений.
    Основными задачами Программы являются:
    1) осуществление мероприятий по усилению наиболее важных сооружений с целью максимального снижения риска;
    2) проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений;
    3) разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
    4) деятельность по смягчению последствий сильных землетрясений.
    4.Ресурсное обеспечение, сроки и основные этапы реализации Программы
    Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 4 лет в два этапа. Общий объем финансирования Программы составит 1066260,26 тыс. рублей, в том числе:
  3. федеральный     бюджет - 786330,13 тыс. рублей;
    республиканский бюджет - 279930,13 тыс. рублей.
  4. На первом этапе (2007 - 2008 годы) планируется паспортизация объектов и усиление наиболее важных, имеющих наибольший дефицит сейсмостойкости здания и сооружения, при этом объем финансирования составит:
  5. из   федерального   бюджета - 59438,63 тыс. рублей;
    из республиканского бюджета - 62806,63 тыс. рублей,
    в том числе в 2007 году:
    из   федерального   бюджета - 15199,63 тыс. рублей;
    из республиканского бюджета - 17973,63 тыс. рублей,
    в 2008 году:
    из федерального бюджета     - 44239,0  тыс. рублей;
    из республиканского бюджета - 44833,0  тыс. рублей.
  6. 5.Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за реализацией Программы
    Общее руководство по реализации программных мероприятий осуществляет Управление Республики Ингушетия по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ГУП "Дирекция по строительству" совместно с Министерством строительства Республики Ингушетия, с привлечением специалистов центральных научно-исследовательских институтов обеспечивает необходимый научно-технический уровень основных мероприятий Программы, координацию их по срокам и ресурсам и контроль за их исполнением, формирует предложения по нормативному правовому обеспечению программных мероприятий.
    Реализацию Программы планируется осуществлять посредством формирования комплексных групп из местных специалистов и с привлечением специалистов из других регионов.
    Полномасштабное развертывание работ по Программе планируется в начале второго этапа.
    Отчетность о ходе реализации Программы и эффективность использования выделяемых на ее реализацию средств будет представляться в Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
    6.Оценка эффективности социально-экономических
    и экологических последствий реализации Программы
    Уроки землетрясений показывают, что сильное землетрясение может стать социальной и экономической катастрофой.
    В районе Северного Кавказа прогнозируется землетрясение интенсивностью 9 баллов и более. Возрастающую опасность представляет собой землетрясение, вызванное техногенными воздействиями на земную кору, создание водохранилищ, добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых, закачка жидких промышленных отходов и так далее.
    Реализация Программы позволит по предварительным оценкам на порядок уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потери от вторичных эффектов землетрясений.
    Затраты на антисейсмические усиления будут снижены.
    Реализация Программы позволит сохранить и создать новые рабочие места за счет привлечения к реализации программных мероприятий строительных организаций, снизит уровень безработицы.
    В результате реализации Программы предусмотрено усилить более 207 объектов, имеющих наибольший дефицит сейсмостойкости на территориях Сунженского, Малгобекского, Назрановского районов, в городах Назрани, Малгобеке, Карабулаке.
    Эффективность социально-экономических и экологических последствий при реализации Программы составит более 600,0 млн. рублей.