Республика Ингушетия
Закон от 04 марта 1999 года № 8-РЗ

Об особо охраняемых природных территориях

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
01 февраля 1999 года
    В редакциях
  • от 13.07.2000 № 20-РЗ,
  • от 23.07.2002 № 34-РЗ,
  • от 23.10.2003 № 51-РЗ,
  • от 13.05.2005 № 21-РЗ,
  • от 10.02.2006 № 3/1-РЗ.
    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам национального достояния Республики Ингушетия.
    Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
  1. Раздел IОбщие положения

  2. 1.Законодательство Республики Ингушетия об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Ингушетия, законодательства Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Республики Ингушетия и органов местного самоуправления.
    2.Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.
    3.Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    1.С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
    а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
    б) национальные парки;
    в) природные парки;
    г) государственные природные заказники;
    д) памятники природы;
    е) дендрологические парки и ботанические сады;
    ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
    2.Правительство Республики Ингушетия и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
    3.В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
    4.Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
    5.На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы Правительство Республики Ингушетия принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
    6.Особо охраняемые природные территории Республики Ингушетия могут иметь федеральное, республиканское или местное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты либо могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо могут объявляться особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.
    Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются собственностью Республики Ингушетия и находятся в ведении органов государственной власти Республики Ингушетия.
    Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
    7.Утратил силу
    1.Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения осуществляются Правительством Республики Ингушетия и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
    2.Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.
    Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
    Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
    Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения устанавливается Правительством Российской Федерации.
  3. Раздел IIГосударственные природные заповедники и национальные парки

  4. Государственные природные заповедники на территории Республики Ингушетия учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
    Решение об образовании охранной зоны и расширении территорий государственных природных заповедников принимается и утверждается Правительством Российской Федерации, положение об охранной зоне государственных природных заповедников принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
    Национальные парки на территории Республики Ингушетия учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа государственной власти в области охраны окружающей среды, а также по представлению Правительства Республики Ингушетия.
    Порядок использования земель, включенных в границы национального парка, определяется положением, утвержденным органом государственной власти, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с Правительством Республики Ингушетия.
  5. Раздел IIIПриродные парки

  6. 1.Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями находящимися в ведении Республики Ингушетия, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
    2.Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
    3.На природные парки возлагаются следующие задачи:
    а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
    б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
    в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
    1.Решение об образовании природных парков принимает Правительство Республики Ингушетия по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
    2.Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Правительства Республики Ингушетия по согласованию с Правительством Российской Федерации.
    1.Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета Республики Ингушетия природоохранного учреждения.
    2.Средствами природных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые дирекциями природных парков средства:
    а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических лиц и юридических лиц;
    б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;
    в) в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
    3.Утратил силу
    1.На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
    2.Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
    3.На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
    4.В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
    5.С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.
    6.Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Республики Ингушетия по согласованию со специально уполномоченным на то органом исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.
  7. Раздел IVГосударственные природные заказники

  8. 1.Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
    2.Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
    3.Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
    а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
    б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
    в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
    г) гидрологическими (болотными, озерными, речными), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
    д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
    4.Государственные природные заказники республиканского значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Республики Ингушетия государственных органов и финансируются за счет средств республиканского бюджета и других не запрещенных законом источников.
    5.Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников республиканского значения определяются Правительством Республики Ингушетия.
    6.Утратил силу
    7.Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.
    Государственные природные заказники республиканского значения учреждаются решением Правительства Республики Ингушетия по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
    1.На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
    2.Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника республиканского значения определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Республики Ингушетия.
    3.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
  9. Раздел VПамятники природы

  10. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
    1.Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы республиканского значения, а территории республиканского значения, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федеральным органом исполнительной власти.
    2.Органы государственной власти Республики Ингушетия утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы республиканского значения. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды
    3.Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
    4.В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется Правительством Республики Ингушетия.
    1.На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
    2.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
    3.Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств республиканского бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
  11. Раздел VIДендрологические парки и ботанические сады

  12. 1.Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
    2.Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
    3.Дендрологические парки и ботанические сады республиканского значения образуются решениями Правительства Республики Ингушетия.
    1.На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
    2.Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:
    а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;
    б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
    в) административную.
    3.Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада республиканского значения определяются в положениях о них, утверждаемых Правительством Республики Ингушетия.
    1.Финансирование дендрологических парков и ботанических садов республиканского значения осуществляется за счет средств республиканского бюджета и других не запрещенных законом источников.
    2.Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:
    а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
    б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
    в) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
    3.Утратил силу
  13. Раздел VIIЛечебно-оздоровительные местности и курорты

  14. 1.Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
    2.Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
    3.Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, республиканское или местное значение.
    4.Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
    5.Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортными.
    1.В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
    2.В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.
    3.Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
    4.Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
  15. Раздел VIIIОрганизация охраны особо охраняемых природных территорий

  16. Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и настоящим Законом. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия могут создавать для охраны особо охраняемых природных территорий структурные подразделения либо специальные учреждения.
  17. Раздел IXЗаключительные положения

  18. 1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Магас
    4 марта 1999 года
    N 8-РЗ