Народным Собранием Республики Ингушетия
30 июня 2009 года
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду в пределах территории Республики Ингушетия.
Глава 1.Общие положения
Правовое регулирование отношений в области охраны окружающей среды на территории Республики Ингушетия в сфере взаимодействия общества и природы основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными актами Республики Ингушетия.
Главной задачей природоохранительного законодательства Республики Ингушетия является регулирование правовых отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в интересах настоящего и будущего поколений.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; 2) природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; 3) компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; 4) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; 5) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта имеющий рекреационное и защитное значение; 6) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; 7) естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией; 8) природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками; 9) природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях; 10) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность); 11) качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; 12) благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; 13) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; 14) природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; 15) использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; 16) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; 17) загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; 18) нормативы в области охраны окружающей среды (далее - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; 19) нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; 20) нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; 21) нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; 22) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды; 23) оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или не возможности ее осуществления; 24) мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; 25) государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; 26) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды; 27) требования в области охраны окружающей среды (далее - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды; 28) вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; 29) экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; 30) экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих влияние на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных Федеральным законом. 1.Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Ингушетия являются: 1) земля, недра, почвы; 2) поверхностные и подземные воды; 3) леса и иная растительность, животные и другие организмы, и генетический фонд; 4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы. 2.В первоочередном порядке охране на территории Республики Ингушетия подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. 3.Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Глава 2.Основы управления в области охраны окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Республики Ингушетия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: 1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Республики Ингушетия; 2) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Ингушетия; 3) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Ингушетия в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; 4) право принятия и реализации республиканских программ в области охраны окружающей среды; 5) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Ингушетия; 6) осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Ингушетия, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; 7) утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды); 8) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; 9) право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Ингушетия; 10) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; 11) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; 12) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется Республикой Ингушетия; 13) контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; 14) ведение Красной книги Республики Ингушетия; 15) право образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; 16) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Ингушетия; 17) право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории. 1.К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 2.К вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 2) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 3.К вопросам местного значения городского округа относятся: 1) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; 2) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются Правительством Республики Ингушетия.
Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Ингушетия осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Глава 3.Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
1.Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. 2.Граждане имеют право: 1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; 2) направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; 3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; 4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; 5) оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти Республики Ингушетия, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; 6) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; 7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; 8) осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 3.Права граждан в области охраны окружающей среды обеспечиваются: 1) планированием и нормированием качества окружающей среды, нормированием и лицензированием использования природных ресурсов, нормированием выбросов, сбросов и других отрицательных воздействий на окружающую среду; 2) предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; 3) предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды; 4) предоставлением достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; 5) экологическим страхованием, возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных видов негативного воздействия на нее, в том числе последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; 6) экологическим контролем, привлечением к ответственности лиц и организаций, виновных в несоблюдении экологических требований и условий; 7) организацией мониторинга окружающей среды; 8) системой экологического воспитания и образования; 9) судебной защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду. 4.Граждане обязаны: 1) сохранять природу и окружающую среду; 2) бережно относиться к природе и природным богатствам; 3) соблюдать иные требования законодательства.
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 12 Федерального закона имеют право: 1) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; 2) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; 3) оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти Республики Ингушетии, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; 4) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; 5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления и иные организации, и к должностным лицам о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; 6) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; 7) обращаться в органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные и обоснованные ответы; 8) организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 9) организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; 10) рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы; 11) подавать в органы государственной власти Российской Федерации, Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; 12) предъявлять в суд иск о возмещении вреда окружающей среде; 13) осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 2.Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. 1.Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с Федеральным законом обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. 2.При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. 3.Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Глава 4.Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: 1) разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; 2) разработка целевых программ Республики Ингушетия в области охраны окружающей среды; 3) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; 4) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 5) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 6) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использования вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия; 7) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; 8) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; 9) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; 10) иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. 1.Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. 2.Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. 2.Экологическое страхование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. 2.Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 1.К видам нормативов в области охраны окружающей среды относятся: 1) нормативы качества окружающей среды; 2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; 3) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; 4) нормативы образования отходов производства и потребления и лимита на их размещение; 5) нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду; 6) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; 7) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; 8) иные нормативы в области охраны окружающей среды. 2.Нормативы качества окружающей среды устанавливаются органами государственной власти Республики Ингушетия (не ниже установленных федеральным законодательством). 1.Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом устанавливаются: 1) требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; 2) ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; 3) порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью. 2.Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. 3.В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды. 1.Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. 2.Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом, устанавливается федеральными законами.
Взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии со статьей 16 Федерального закона. 1.Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. 2.Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. 1.Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. 2.Проведение экологической экспертизы осуществляется в порядке, установленном федеральным законом об экологической экспертизе.
Глава 5.Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервировании и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов определяются в соответствии со статьей 34 Федерального закона.
При нарушениях природоохранных требований деятельность, осуществляемая с их нарушением, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 6.Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
1.Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. 2.Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Ингушетия. 1.Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Республики Ингушетия, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. 2.Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации.
В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. 3.Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканского бюджета.
Глава 7.Природные объекты, находящиеся под особой охраной
Правовой статус и регулирование правовых отношений в сфере охраны природных объектов, подлежащих особой охране, определены в Законе Республики Ингушетия "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 8.Государственный мониторинг окружающей среды (Государственный экологический мониторинг)
1.Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия в целях наблюдения за состоянием окружающей среды. 2.Организация и осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 3.Результаты государственного мониторинга (государственного экологического мониторинга) используются для разработки прогнозов социально-экономического развития и экономического развития Республики Ингушетия, целевых программ в области охраны окружающей среды Республики Ингушетия и мероприятий по охране окружающей среды.
Глава 9.Контроль в области охраны окружающей среды (Государственный экологический контроль)
1.Основными задачами государственного экологического контроля является обеспечение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. 2.Система государственного экологического контроля состоит из государственного, производственного и общественного контроля в области охраны окружающей среды. 1.Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Ингушетия.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. 2.Органы исполнительной власти Республики Ингушетия осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному контролю. 3.Перечень должностных лиц органов государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Республики Ингушетия. 4.Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. 1.Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при использовании своих должностных обязанностей, в пределах своих полномочий, имеют право в установленном порядке: 1) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; 2) проверять соблюдение требований норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; 3) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; 4) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы и вносить предложение о ее проведении; 5) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; 6) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 7) осуществлять иные, предусмотренные законодательством полномочия. 2.Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны: 1) предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 2) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; 3) соблюдать требования законодательства. 3.Решение государственных инспекторов могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. 2.Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. 1.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 2.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 3.Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. 1.Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. 2.Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством. 3.Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
Глава 10.Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
1.За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. 2.Привлечение к ответственности не освобождает правонарушителя от устранения допущенных нарушений.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Споры по вопросам охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Глава 11.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
И.о. Президента
Республики Ингушетия
Р.ГАЙСАНОВ
г. Магас
30 июня 2009 года
N 28-РЗ