Народным Собранием Республики Ингушетия
30 декабря 2008 года
Настоящий Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации.
Глава 1.Общие положения
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном Законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Федеральном законе от 24 июня 1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Законодательство Республики Ингушетия о защите прав детей основывается на Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия и состоит из настоящего Закона, иных законов и нормативных правовых актов Республики Ингушетия, устанавливающих условия и порядок защиты прав и законных интересов ребенка. 1.Цель настоящего Закона - обеспечение правовой и социальной защиты ребенка в Республике Ингушетия. 2.Задачами настоящего Закона являются: 1) создание механизма правовой защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, образовательном и лечебном учреждении, социальной среде, учитывая особенности его физического состояния, этапы возрастного и социального развития; 2) содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в соответствии с национальными традициями и обычаями, достижениями отечественной и мировой культуры; 3) конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов как гарантов реализации правовой и социальной защиты детей.
Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, проживающих и временно пребывающих на территории Республики Ингушетия, в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Ингушетия, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами.
Государственная политика Республики Ингушетия в отношении детей предусматривает: 1) первоочередное обеспечение интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности органами государственной власти Республики Ингушетия и органами местного самоуправления; 2) разработку и реализацию республиканских целевых программ по охране и защите детей, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних; 3) выделение из республиканского бюджета средств, необходимых для реализации республиканских целевых программ в отношении детей; 4) формирование социальной инфраструктуры для детей; 5) поддержку общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка; 6) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов; 7) целенаправленную пропаганду охраны и защиты прав и законных интересов ребенка; 8) создание благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей в Республике Ингушетия; 9) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Народное Собрание Республики Ингушетия в целях осуществления гарантий прав ребенка: 1) принимает законы Республики Ингушетия по конкретным направлениям защиты прав и законных интересов ребенка, осуществляет контроль за их исполнением; 2) устанавливает дополнительные льготы, компенсации отдельным категориям детей и семьям с детьми за счет средств республиканского бюджета; 3) дает оценку деятельности органов исполнительной власти республики в сфере реализации и защиты прав детей на основании ежегодного доклада о положении детей в Республике Ингушетия; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия. 1.Правительство Республики Ингушетия в целях осуществления гарантий прав ребенка: 1) осуществляет государственную политику в интересах детей, обеспечивает защиту и реализацию прав и законных интересов ребенка; 2) определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в Республике Ингушетия; 3) разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам защиты и реализации прав ребенка; 4) утверждает и реализует республиканские целевые программы, направленные на защиту прав ребенка и поддержку детства; 5) организует работу по формированию социальной инфраструктуры для детей, созданию и развитию сети учреждений, служб обслуживания семьи и детей; 6) ежегодно представляет в Народное Собрание Республики Ингушетия доклад о положении детей в республике; 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия. 2.Иные органы исполнительной власти Республики Ингушетия в соответствии со своей компетенцией: 1) разрабатывают и реализуют мероприятия по осуществлению государственной политики в отношении детей в сфере воспитания, образования, здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты семьи, науки, культуры, физической культуры и спорта; 2) разрабатывают нормативные и методические документы по вопросам защиты и реализации прав ребенка; 3) участвуют в формировании социальной инфраструктуры для детей; 4) способствуют развитию сети организаций, занимающихся досугом и отдыхом детей; 5) участвуют в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 6) осуществляют проведение мониторинга социально-экономического положения детей; 7) принимают участие в подготовке доклада о положении детей в Республике Ингушетия; 8) оказывают содействие несовершеннолетним, достигшим 14-летнего возраста, в профессиональной ориентации и профессиональной подготовке, трудоустройстве на временную работу в свободное от учебы время; 9) устанавливают стипендии, премии для детей, достигших особых успехов в учебе, творчестве, спорте; 10) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия. 1.Органы местного самоуправления в целях осуществления гарантий прав ребенка: 1) принимают нормативные правовые акты в сфере защиты прав и законных интересов детей; 2) принимают и реализуют целевые программы защиты прав ребенка; 3) создают условия для реализации права ребенка на получение общедоступного, бесплатного образования в образовательных учреждениях; 4) осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, в том числе по организации отдыха в каникулярное время; 5) осуществляют мероприятия по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей; 6) содействуют территориальным органам службы занятости в проведении мероприятий по профессиональной ориентации несовершеннолетних с учетом специфики регионального рынка труда; 7) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия. 2.До сформирования органов местного самоуправления их полномочиями наделяются администрации районов и городов Республики Ингушетия.
Органы исполнительной власти республики и органы местного самоуправления поощряют создание благотворительных фондов, благотворительную спонсорскую деятельность любых организаций и предприятий, граждан, направленную на оказание помощи детям, способствуют общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, гражданам в создании учреждений социального обслуживания детей. 1.Правительство Республики Ингушетия ежегодно, не позднее первого мая года, следующего за отчетным, представляет в Народное Собрание Республики Ингушетия доклад о положении детей в Республике Ингушетия, содержащий основные показатели в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения, защиты прав несовершеннолетних. 2.Порядок и сроки подготовки доклада, его представления в Народное Собрание Республики Ингушетия и опубликования определяются Правительством Республики Ингушетия. Доклад публикуется в газетах "Ингушетия" или "Сердало". 3.На основе доклада органы государственной власти Республики Ингушетия разрабатывают меры и определяют приоритеты по реализации государственной политики в отношении детей.
Глава 2.Защита прав и законных интересов ребенка в основных сферах его жизнедеятельности
1.В Республике Ингушетия ребенку гарантируется право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в объеме, определенном действующим законодательством. Не допускаются не предусмотренные законодательством ограничения при поступлении ребенка в образовательные учреждения. 2.Для детей, проявивших особые способности и таланты, органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления могут создавать дополнительные условия для их дальнейшего развития: предоставление им специальных стипендий, премий, материальной помощи, открытие новых видов образовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи и другие) за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. 3.В образовательных учреждениях поощряется деятельность детских и молодежных общественных объединений. 1.Дети имеют право на обеспечение здорового образа жизни, реабилитацию в случае заболевания и экологическую защиту.
Условия воспитания, обучения и содержания детей должны соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. 2.Создание условий, способствующих гармоничному физическому развитию, оздоровлению и отдыху детей, гарантируется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных, не запрещенных действующим законодательством, источников. 3.Детям гарантируется бесплатная медицинская помощь, проведение профилактических мер и медицинской реабилитации в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим законодательством. 1.Органы исполнительной власти Республики Ингушетия осуществляют мероприятия, гарантирующие ребенку реализацию права на профессиональную подготовку, трудоустройство и личный заработок. 2.В свободное от учебы время ребенок вправе в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации участвовать в общественно полезном труде, доступном ему по состоянию здоровья и развития, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка. 3.В случае приема на работу лиц, не достигших возраста 18 лет, им гарантируется предоставление льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. 1.Органы государственной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых детей. 2.Каждый ребенок имеет право на отдых в пансионатах, санаториях, учреждениях семейного отдыха родителей с детьми и других организациях отдыха детей и их оздоровления. Для осуществления развивающего досуга и отдыха детей органы государственной власти Республики Ингушетия способствуют развитию сети специализированных организаций различных форм собственности. 3.Для детей школьного возраста учебный процесс должен гармонично сочетаться с отдыхом. 1.Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти Республики Ингушетия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия. 2.Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия. 3.При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием, детей, и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
Органы исполнительной власти Республики Ингушетия и органы местного самоуправления при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.
Глава 3.Ответственность за нарушение прав ребенка
За нарушение законодательства Российской Федерации о правах ребенка, в результате которого создаются препятствия в реализации ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления, организаций, учреждений, родители или лица, их заменяющие, иные граждане несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава 4.Заключительные положения
1.Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. 2.Правительству Республики Ингушетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Республики Ингушетия
Ю-Б.Б.ЕВКУРОВ
г. Магас
30 декабря 2008 года
N 37-РЗ