Республика Ингушетия
Закон от 06 мая 2001 года № 6-РЗ

О питьевой воде и питьевом водоснабжении в Республике Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
02 апреля 2001 года
    В редакциях
  • от 20.05.2003 № 28-РЗ,
  • от 25.10.2005 № 41-РЗ,
  • от 06.06.2007 № 23-РЗ,
  • от 29.09.2009 № 38-РЗ.
  1. Глава I.Основные положения

  2. 1.Настоящий Закон регулирует на основе федерального законодательства порядок осуществления питьевого водоснабжения на территории Республики Ингушетия, определяет полномочия органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения и устанавливает государственные гарантии по обеспечению населения питьевой водой.
    2.Регулирование права собственности на водные объекты и установление порядка их использования для питьевого водоснабжения осуществляются законодательством Российской Федерации.
    В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
    - питьевая вода - вода, предназначенная для удовлетворения питьевых нужд, а также производства и переработки пищевой продукции, отвечающая установленным санитарным правилам и нормам;
    - гигиенические нормативы качества питьевой воды - совокупность научно обоснованных и установленных санитарными правилами и нормами предельно допустимых показателей органолептических свойств, содержания химических веществ и микроорганизмов в питьевой воде, гарантирующих безопасность и безвредность питьевой воды для жизни и здоровья человека независимо от продолжительности ее использования;
    - подготовка питьевой воды - совокупность мер, в том числе очистка и обеззараживание, для придания воде из источника питьевого водоснабжения качества, отвечающего установленным гигиеническим нормативам;
    - питьевое водоснабжение - деятельность граждан и организаций, направленная на обеспечение потребителей в питьевой воде;
    - источник питьевого водоснабжения - водный объект или его часть, содержащие воду, по своему качеству пригодную для забора воды в целях питьевого водоснабжения;
    - система, питьевого водоснабжения (водопровод) - комплекс, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станции очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары, предназначенный для водоснабжения;
    - водоснабжающая организация - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и (или) предоставляющая услуги по питьевому водоснабжению;
    - централизованное питьевое водоснабжение - водоснабжение, при котором забор, очистка, хранение и доставка воды к местам расходования осуществляется водоснабжающими организациями, имеющими лицензию на водопользование;
    - нецентрализованное питьевое водоснабжение - водоснабжение, при котором граждане и организации осуществляют забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов для обеспечения своих потребностей при помощи водозаборных устройств без разводящей сети;
    - автономная система питьевого водоснабжения (далее - автономная система) - устройства и сооружения, предназначенные для забора, подготовки или без нее питьевой воды с подачей или без подачи ее к местам расходования, находящимся в пользовании физического лица или членов семьи и закрытым для общего пользования;
    - домовая распределительная система питьевого водоснабжения (далее - домовая распределительная система) - комплекс устройств, сооружений и трубопроводов в доме, обеспечивающий подачу питьевой воды из централизованной системы потребителям;
    - надежность системы питьевого водоснабжения - свойство системы питьевого водоснабжения обеспечивать постоянное соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам и заданный режим ее подачи потребителям в количестве не ниже установленных норм питьевого водообеспечения;
    - нормы питьевого водоснабжения - расчетное количество питьевой воды для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей одного человека в течение суток в определенном городском или сельском поселении при нормальном функционировании систем питьевого водоснабжения и в чрезвычайных ситуациях;
    - пользователь централизованной системы - гражданин или юридическое лицо, получившие в установленном порядке право пользования централизованной системой;
    - потребитель питьевой воды - гражданин или юридическое лицо, использующие питьевую воду на собственные нужды;
    - зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - территория, на которой устанавливается особый режим санитарной охраны в целях предупреждения загрязнения источника питьевого водоснабжения, водозаборных сооружений и мест их расположения;
    - лицензия на водопользование - специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях.
    1.Компетенция органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения, порядок забора, получения, хранения и доставки питьевой воды к местам расходования, а также порядок оказания услуг по питьевому водоснабжению устанавливаются Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Республики Ингушетия.
    2.Выбор источников питьевого водоснабжения и контроль за их использованием осуществляются, исходя из единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации.
    Основными принципами питьевого водоснабжения являются:
    1) государственные гарантии первоочередного снабжения питьевой водой граждан не ниже установленных норм питьевого водообеспечения в целях удовлетворения их питьевых и бытовых потребностей и охраны их здоровья;
    2) строгое соответствие питьевой воды установленным санитарным правилам и нормам;
    3) государственный контроль за качеством питьевой воды;
    4) государственное регулирование, государственные надзор и учет в области питьевого водоснабжения;
    5) государственное лицензирование водопользования;
    6) ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарным правилам и нормам;
    7) отнесение систем питьевого водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения человека, функционирование которых должно обеспечиваться в приоритетном порядке;
    8) государственная поддержка развития централизованных систем питьевого водоснабжения;
    9) обеспечение безопасности и надежности систем питьевого водоснабжения путем выбора источников питьевого водоснабжения и соответствующих технологий подготовки питьевой воды на основе гигиенических нормативов, государственных стандартов, нормативных требований и использования единых методик и средств измерений;
    10) выбор наиболее экономичного варианта питьевого водоснабжения;
    11) платность питьевого водоснабжения; государственное регулирование порядка ценообразования в сфере питьевого водоснабжения;
    12) охрана источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения.
  3. Глава II.Компетенции органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения

  4. 1.Народное Собрание Республики Ингушетия:
    1) осуществляет законодательное регулирование питьевого водоснабжения на территории Республики Ингушетия;
    2) предоставляет налоговые и иные льготы водоснабжающим организациям в части налогов и платежей, поступающих в республиканский бюджет;
    2.Правительство Республики Ингушетия:
    1) осуществляет контроль за исполнением законов, регулирующих отношения в сфере питьевого водоснабжения, и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    2) определяет основные направления и утверждает планы мероприятий по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, экономии питьевой воды, обеспечению и улучшению ее качества;
    3) - 4) утратили силу
    5) осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги по питьевому водоснабжению, в том числе путем установления предельных цен и тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия;
    6) утратил силу
    7) организует развитие систем питьевого водоснабжения;
    8) утверждает планы питьевого водоснабжения населения в чрезвычайных ситуациях;
    9) организует работы по питьевому водоснабжению в условиях чрезвычайных ситуаций;
    10) утратил силу
    11) принимает решения об ограничении, приостановлении и запрещении использования источников питьевого водоснабжения, в порядке, установленном федеральным законодательством;
    12) утратил силу
    13) осуществляет иные полномочия в сфере питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Республиканские органы государственной власти Республики Ингушетия по питьевому водоснабжению:
    1) разрабатывают и представляют в Правительство Республики Ингушетия программы и планы мероприятий по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, экономии питьевой воды, улучшению ее качества;
    2) - 4) утратили силу
    5) исключен
    5) координирует деятельность органов местного самоуправления и водоснабжающих организаций в сфере питьевого водоснабжения;
    6) обеспечивают население необходимой информацией по вопросам снабжения водой и о ее качестве;
    7) осуществляют иные полномочия в сфере питьевого водоснабжения в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    Органы местного самоуправления:
    1) организуют питьевое водоснабжение на территории муниципального образования; разрабатывают и утверждают в составе планировочной документации генеральные и районные схемы питьевого водоснабжения, местные целевые программы и планы мероприятий по развитию систем питьевого водоснабжения и рациональному использованию питьевой воды;
    2) осуществляют сбор и анализ данных о наличии и состоянии источников питьевого водоснабжения, возможностях удовлетворения потребностей граждан и организаций в питьевой воде и надежности систем питьевого водоснабжения;
    3) регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере питьевого водоснабжения, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;
    4) передают системы питьевого водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение муниципальным водоснабжающим организациям либо в аренду иным юридическим лицам и определяют в договорах условия их эксплуатации;
    5) определяют условия и порядок деятельности муниципальных водоснабжающих организаций, финансируют в случае недостаточности у них собственных средств строительство и реконструкцию муниципальных систем водоснабжения за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;
    6) представляют водоснабжающим организациям налоговые и иные льготы в части налогов и платежей, поступающих в местный бюджет;
    7) выдают разрешения на присоединение к системе питьевого водоснабжения новых объектов либо на увеличение объема подачи питьевой воды по существующей водопроводной сети;
    8) обеспечивают население необходимой информацией о качестве питьевой воды, нормах ее расхода и способах экономии, а также о порядке оплаты услуг по питьевому водоснабжению;
    9) согласовывают по представлению водоснабжающих организаций время перерывов в питьевом водоснабжении, необходимых им для проведения ремонтных и профилактических работ;
    10) утверждают порядок регистрации требований (претензий), предъявляемых потребителями в связи с нарушением водоснабжающей организацией установленного качества услуг по питьевому водоснабжению, и сроки устранения недостатков;
    11) запрещают по представлению водоснабжающей организации использование питьевой воды не по назначению в случае ее использования потребителем на технические нужды;
    12) утратил силу
    13) разрабатывают планы питьевого водоснабжения населения в чрезвычайных ситуациях; принимают по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора решения о возможностях и условиях эксплуатации систем питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях;
    14) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
  5. Глава III.Правовые и экономические основы питьевого водоснабжения

  6. 1.Использование водных объектов для питьевого водоснабжения является приоритетным. Водные объекты, качество воды которых соответствует установленным санитарным правилам и нормам, используются в первую очередь для питьевого водоснабжения.
    2.Пригодность водного объекта для использования в качестве источника питьевого водоснабжения устанавливается органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
    3.Платежи, связанные с пользованием водными объектами, устанавливаются и взимаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    4.Эксплуатация источников питьевого водоснабжения осуществляется на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора.
    1.Централизованное питьевое водоснабжение направлено на обеспечение режима бесперебойной подачи питьевой воды потребителям и осуществляется посредством централизованных систем, домовых распределительных систем. Централизованное питьевое водоснабжение является приоритетным по отношению к иным системам питьевого водоснабжения в городских и сельских поселениях.
    2.Централизованное питьевое водоснабжение производится исключительно водоснабжающими организациями, получившими лицензию на водопользование. Лицензию на водопользование обязана получить водоснабжающая организация, которая будет осуществлять забор воды из источника питьевого водоснабжения.
    3.Порядок выдачи, оформления и регистрации лицензий на водопользование устанавливается законодательством Российской Федерации.
    4.Требования к выбору источников, используемых для централизованного питьевого водоснабжения, устанавливаются санитарными правилами и нормами.
    5.Водоснабжающая организация, получившая лицензию на водопользование, для осуществления своей деятельности обязана заключить договор пользования водным объектом с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
    Организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем и (или) домовых распределительных систем, обязаны:
    1) выполнять технологические, экологические и санитарно-эпидемиологические требования при заборе, подготовке, хранении и подаче питьевой воды потребителям;
    2) обеспечить получение потребителями питьевой воды, качество которой соответствует гигиеническим нормативам;
    3) осуществлять производственный контроль качества воды в источниках питьевого водоснабжения, качества питьевой воды в централизованных и (или) домовых распределительных системах в соответствии со статьей 29 настоящего Закона;
    4) обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды гражданам в соответствии со статьей 32 настоящего Закона;
    5) не допускать подачу питьевой воды для производственных нужд организациям, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды, если это влечет за собой нарушение режима бесперебойной подачи питьевой воды гражданам;
    6) своевременно информировать потребителей о соответствии (несоответствии) качества питьевой воды гигиеническим нормативам и об изменении режима подачи питьевой воды;
    7) осуществлять учет количества воды, забираемой из источника питьевого водоснабжения, количества подаваемой и расходуемой питьевой воды;
    8) разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение надежности функционирования централизованных систем, предотвращение чрезвычайных ситуаций в питьевом водоснабжении и ликвидацию их последствий;
    9) выполнять условия договоров, заключенных с другими организациями, с пользователями централизованных систем и потребителями питьевой воды;
    10) выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    1.Нецентрализованное и автономное питьевое водоснабжение осуществляется соответственно посредством нецентрализованных систем и автономных систем в целях обеспечения потребителей питьевой водой в случае отсутствия централизованных систем, нарушения их функционирования, а также в чрезвычайных ситуациях в области питьевого водоснабжения.
    2.Утратил силу
    3.Собственники нецентрализованных систем, граждане и (или) организации, эксплуатирующие такие системы, обязаны содержать их в состоянии, при котором обеспечивается постоянное соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам, а также осуществлять в соответствии с санитарными правилами производственный контроль соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам и своевременно информировать потребителей о результатах контроля.
    4.Утратил силу
    5.Собственники автономных систем, граждане, эксплуатирующие такие системы, самостоятельно решают вопросы обеспечения функционирования автономных систем и осуществления контроля качества питьевой воды.
    1.Централизованные системы питьевого водоснабжения Республики Ингушетия могут находиться в республиканской или муниципальной собственности.
    2.Нецентрализованные системы питьевого водоснабжения Республики Ингушетия могут находиться в республиканской, муниципальной собственности или собственности юридических лиц.
    3.Домовое распределительные системы, автономные системы находятся в собственности домовладельцев.
    4.Исключен
    1.Для удовлетворения потребностей населения может осуществляться производство и продажа питьевой воды в расфасованном виде.
    2.Питьевая вода, поступающая в продажу в расфасованном виде (в бутылях, пакетах и других емкостях), должна соответствовать требованиям, установленным санитарными правилами и нормами. Качество расфасованной питьевой воды, поступающей в продажу, должно быть подтверждено сертификатом соответствия. Порядок получения сертификата соответствия определяется законодательством Российской Федерации.
    3.Запрещаются производство и продажа расфасованной питьевой воды без сертификата соответствия.
    Источниками финансирования в области питьевого водоснабжения являются:
    - средства от платы пользователей централизованных систем и потребителей питьевой воды;
    - средства республиканского бюджета на осуществление мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами в области питьевого водоснабжения и (или) средства местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Ингушетия и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
    - взносы граждан и (или) юридических лиц на развитие питьевого водоснабжения;
    - другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    1.Государственное регулирование тарифов в области питьевого водоснабжения осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, а также в целях создания экономических стимулов рационального использования питьевой воды и применения ресурсосберегающих технологий в области питьевого водоснабжения.
    При государственном регулировании тарифов в области питьевого водоснабжения должны соблюдаться следующие основные принципы:
    - определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
    - обеспечение экономической обоснованности затрат организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем, на забор, подготовку питьевой воды и бесперебойную подачу ее потребителю;
    - срок действия установленных тарифов на может быть менее одного года.
    2.Тарифы в области питьевого водоснабжения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления на основе предложений организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения.
    Порядок определения и применения тарифов в области питьевого водоснабжения устанавливается федеральным законодательством.
    1.Отвод земельных участков, проектирование, строительство и реконструкция систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, проектами районной планировки и застройки населенных пунктов, государственными стандартами, строительно-санитарными правилами и нормами.
    2.Утратил силу
    3.Проектируемые системы питьевого водоснабжения и планируемые к применению реагенты и технологии очистки воды должны быть рассчитаны на очистку, обеззараживание воды и ее подачу к местам расходования в необходимом количестве в условиях максимального водопотребления, исходя из наихудшего сезонного качества воды в используемых источниках питьевого водоснабжения.
    4.Финансированием строительства и реконструкции систем питьевого водоснабжения осуществляется после согласования проектных материалов с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
    1.Организации и граждане могут применять промышленные и бытовые приборы очистки питьевой воды. Не допускается снижение требований к качеству питьевой воды, исходя из возможностей ее дополнительной очистки перед использованием.
    2.Промышленные и бытовые приборы очистки питьевой воды подлежат обязательной сертификации. Запрещается продажа промышленных и бытовых приборов очистки питьевой воды без сертификатов соответствия.
    3.В случаях отсутствия возможности подачи качественной питьевой воды при централизованном питьевом водоснабжении в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий обязательно применение промышленных приборов очистки питьевой воды в детских учреждениях, организациях здравоохранения, пищевой промышленности и общественного питания.
    1.В случаях нарушения функционирования систем питьевого водоснабжения, вызвавших частичное или полное прекращение подачи питьевой воды либо ухудшение ее качества, органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия информируют население через средства массовой информации о сложившейся ситуации и принимаемых мерах по ее нормализации.
    2.При нарушениях функционирования систем питьевого водоснабжения, которые повлекли за собой полное прекращение подачи питьевой воды в населенном пункте или в его отдельных частях, длящееся более 6 часов, независимо от их причин, органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесплатное снабжение населения, детских учреждений, организаций здравоохранения и пищевой промышленности питьевой водой, доставляемой в цистернах или в расфасованном виде, вплоть до возобновления ее подачи.
    1.Чрезвычайной ситуацией в питьевом водоснабжении признается прекращение в поселении на период более суток подачи (получения потребителями) питьевой воды вследствие аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекших за собой загрязнение, истощение источников питьевого водоснабжения и (или) повреждение систем питьевого водоснабжения.
    2.Для обеспечения населения питьевой водой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливается специальный режим охраны и контроля за их состоянием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3.Органы местного самоуправления разрабатывают и представляют для утверждения в орган государственной власти Республики Ингушетия по питьевому водоснабжению оперативные планы питьевого водоснабжения населения при чрезвычайных ситуациях, предусматривающие:
    1) критерии для принятия решения о возникновении чрезвычайной ситуации с учетом местных условий;
    2) порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации и обеспечения его оперативной информацией о качестве питьевой воды и рекомендациями по ее использованию;
    3) меры, направленные на обеспечение экстренного проведения исследований качества питьевой воды в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
    4) перечень резервных источников водоснабжения и водозаборов;
    5) порядок создания, обновления и расходования резервных запасов питьевой воды;
    6) схему организации доставки питьевой воды в зоны чрезвычайной ситуации автомобильным и другими видами транспорта;
    7) меры, направленные на создание резерва мощностей очистных сооружений для дополнительной очистки и обеззараживания воды при повышенных уровнях загрязнения источников водоснабжения;
    8) мероприятия по созданию аварийных запасов материалов и оборудования для ремонта повреждений систем питьевого водоснабжения;
    9) перечень организаций и должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по обеспечению населения питьевой водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
    10) иные мероприятия по обеспечению населения питьевой водой в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
    3.В республиканском и местных бюджетах должны предусматриваться средства на создание запасов материалов и оборудования и проведение необходимых мероприятий по организации питьевого водоснабжения при чрезвычайных ситуациях.
    1.Исполнитель услуг по питьевому водоснабжению имеет право:
    1) проводить осмотр и проверку технического состояния приборов и оборудования, установленных у заказчика;
    2) полностью или частично прекращать предоставление услуг по питьевому водоснабжению в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия;
    3) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации и соответствующим договором меры ответственности при нарушении заказчиком своих обязанностей.
    2.Исполнитель услуг по питьевому водоснабжению обязан:
    1) предоставлять заказчику услуги установленного качества в строгом соответствии с условиями заключенных с ними договоров;
    2) на основании заключенного договора с заказчиком содержать в исправности и надлежащем техническом состоянии установленные у заказчика приборы и оборудование;
    3) информировать заказчика о качестве подаваемой питьевой воды и об изменении порядка предоставления услуг по питьевому водоснабжению;
    4) обеспечивать своевременное рассмотрение претензий заказчика;
    5) принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.
    3.Законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия могут устанавливаться иные права и обязанности исполнителей услуг по питьевому водоснабжению.
    1.Заказчик услуг по питьевому водоснабжению имеет право:
    1) получать услуги установленного качества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия и соответствующим договором;
    2) требовать от исполнителя устранить в установленные договором сроки выявленные нарушения и недостатки в оказании услуг;
    3) не производить оплату услуг за время перерывов сверх установленных договором (при этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков заказчику);
    4) требовать от исполнителя возмещения в полном объеме ущерба, причиненного жизни, здоровью людей или имуществу вследствие нарушений и недостатков в оказании услуг по питьевому водоснабжению, а также возмещения убытков и понесенного морального ущерба в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    2.Заказчик услуг по питьевому водоснабжению обязан:
    1) оплачивать оказанные услуги в установленные договором сроки;
    2) допускать представителей исполнителя услуг по питьевому водоснабжению и специализированных организаций для проведения осмотра и проверки технического состояния установленных у него приборов и оборудования и устранения аварий.
    3.Законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетии могут устанавливаться иные права и обязанности заказчиков услуг по питьевому водоснабжению.
  7. Глава IV.Надзор, контроль и учет в сфере питьевого водоснабжения

  8. Система надзора, контроля и учета в сфере питьевого водоснабжения включает государственный, производственный и общественный надзор, контроль и учет:
    1) за использованием и охраной водных объектов и качеством воды источников питьевого водоснабжения;
    2) за качеством питьевой воды;
    3) за методами контроля и средствами измерений в сфере питьевого водоснабжения;
    4) за проектированием, строительством, эксплуатацией и реконструкцией систем питьевого водоснабжения;
    5) за установлением цен и тарифов и предоставлением услуг по питьевому водоснабжению.
    1.Государственные надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и качеством воды источников питьевого водоснабжения осуществляются за соблюдением гражданами и организациями лимитов водопользования, стандартов и нормативов в сфере использования водных объектов, режима территорий водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также установленного порядка использования и охраны водных объектов.
    2.Государственные надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и качеством воды источников питьевого водоснабжения, а также за соблюдением установленных режимов в зонах санитарной охраны осуществляются органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора во взаимодействии со специально уполномоченным органом государственной власти в области использования и охраны водных объектов, органом государственной власти в области охраны окружающей природной среды и другими органами государственной власти Российской Федерации и Республики Ингушетия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    3.Решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях.
    1.Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием качества питьевой воды гигиеническим нормативам осуществляется территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
    2.Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием качества питьевой воды гигиеническим нормативам в централизованных системах, домовых распределительных системах, нецентрализованных системах осуществляется постоянно, в автономных системах - в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой.
    3.Государственный контроль за качеством питьевой воды в Республике Ингушетия осуществляется территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора и территориальным органом по стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    4.Утратил силу
    1.Государственный учет (мониторинг) качества питьевой воды, получаемый потребителями, осуществляется по единой системе на основе данных производственного контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам.
    2.Государственный учет (мониторинг) качества получаемой потребителями питьевой воды осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
    Государственный надзор за соблюдением установленных государственными стандартами требований к методам контроля и средствам измерений, используемым в области питьевого водоснабжения, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом государственной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации.
    1.Государственный контроль за проектированием, строительством, эксплуатацией и реконструкцией централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется с соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве систем питьевого водоснабжения, установленного порядка выдачи лицензии на водопользование, а также требований государственных стандартов, санитарных правил и норм в процессе их эксплуатации.
    2.Государственный контроль за проектированием, строительством, эксплуатацией и реконструкцией централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется государственными органами архитектурно-строительного надзора, территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    3.Должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов по стандартизации, метрологии и сертификации вправе вносить предложения в органы государственной власти Республики Ингушетия о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию и строительству систем питьевого водоснабжения, а также хозяйственной деятельности водоснабжающих организаций в случае невыполнения ими требований государственных стандартов, санитарно-строительных правил и норм.
    1.Государственный контроль за установлением цен и тарифов и предоставлением услуг по питьевому водоснабжению осуществляется за соблюдением государственной дисциплины цен при установлении цен и тарифов на услуги по питьевому водоснабжению и установленного порядка оказания услуг по питьевому водоснабжению.
    2.Государственный контроль за установлением цен и тарифов и предоставлением услуг по питьевому водоснабжению осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, государственными органами Российской Федерации и Республики Ингушетия по контролю за ценами в соответствии о федеральным и республиканским законодательством.
    3.Должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органов по стандартизации, метрологии и сертификации вправе вносить предложения в органы государственной власти Республики Ингушетия о приостановлении хозяйственной деятельности организаций, предоставляющих услуги по питьевому водоснабжению, в случае нарушения ими государственных стандартов и санитарных правил и норм.
    1.На организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и оказывающих услуги по питьевому водоснабжению, возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением в процессе их деятельности требований строительных норм и правил, экологических требований, государственных стандартов и санитарных правил и норм в целях обеспечения надежности функционирования систем питьевого водоснабжения, соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам и установленного режима ее подачи потребителям.
    2.Отбор проб воды для исследований в целях производственного контроля качества воды в источниках питьевого водоснабжения и соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам в системах питьевого водоснабжения должен производиться в следующих точках:
    - у водозабора в источниках питьевого водоснабжения;
    - при поступлении питьевой воды в трубопроводы (распределительную сеть);
    - в самой сети;
    - на выходе питьевой воды из кранов домовых распределительных систем или иных систем питьевого водоснабжения.
    3.Производственный контроль за качеством питьевой воды осуществляется аттестованными лабораториями организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем, или аккредитованными лабораториями в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Методы отбора проб, число контролируемых гигиенических нормативов, частота отбора проб и дополнительные точки отбора проб устанавливаются санитарными правилами и нормами и государственными стандартами. Перечень показателей согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
    4.Эксплуатация систем питьевого водоснабжения при отсутствии производственного контроля за качеством питьевой воды запрещается.
    1.Граждане и общественные объединения в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, а также уставными документами общественных объединений вправе осуществлять общественный контроль за использованием и охраной водных объектов, качеством их воды, соблюдением установленных санитарных правил и норм при эксплуатации систем и оказании услуг по питьевому водоснабжению и информировать о его результатах органы государственной власти Российской Федерации и Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, администрацию водоснабжающих организаций.
    2.Граждане и общественные объединения вправе осуществлять отбор и доставку проб воды для лабораторного анализа в лаборатории, аккредитованные в порядке, установленном федеральным законодательством. Деятельность граждан и организаций, осуществляющих общественный контроль за использованием и охраной водных объектов, качеством их воды, соблюдением установленных санитарных правил и норм при эксплуатации систем и оказании услуг по питьевому водоснабжению, осуществляется во взаимодействии с территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
    Подтверждение соответствия продукции и услуг в области питьевого водоснабжения установленным требованиям осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Глава V.Гарантии качества питьевой воды

  10. 1.Населению гарантируется полное обеспечение потребностей в питьевой воде надлежащего качества, исходя из научно обоснованных норм потребления.
    2.Обеспечение полного удовлетворения потребностей населения в питьевой воде надлежащего качества осуществляется путем:
    1) охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения;
    2) обеспечения качества питьевой воды;
    3) разработки программ и планов мероприятий по питьевому водоснабжению населения, участия органов государственной власти в их реализации и финансировании;
    4) государственного регулирования цен и тарифов на услуги по питьевому водоснабжению;
    5) применения мер государственной поддержки организаций, осуществляющих питьевое водоснабжение, экономического стимулирования деятельности по обеспечению населения питьевой водой и улучшению ее качества;
    6) государственного контроля в сфере питьевого водоснабжения;
    7) своевременного оперативного предоставления населению информации о качестве питьевой воды;
    8) привлечения к ответственности в установленном законом порядке организаций и лиц, совершивших правонарушения в сфере питьевого водоснабжения.
    1.Охрана источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и установленного режима ее подачи потребителям.
    2.Охрана источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения осуществляется посредством выполнения экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, а также мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения и истощения поверхностных и подземных вод.
    3.В целях охраны источников питьевого водоснабжения и централизованных систем должны быть установлены зоны санитарной охраны, состоящие из трех поясов.
    В границах территории и акватории первого пояса зоны санитарной охраны (пояса строго режима) запрещается осуществление деятельности, не связанной с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды.
    В границах территории и акватории второго пояса и территории третьего пояса зоны санитарной охраны (поясов ограничений) ограничивается градостроительная деятельность и запрещаются виды хозяйственной и иной деятельности, создающие угрозу загрязнения воды источников питьевого водоснабжения, поверхностного стока, почв и грунтов водосборной площади поверхностных и подземных вод химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами. В границах территорий и акваторий второго и третьего поясов зоны санитарной охраны (поясов ограничений) запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых названных веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды в источниках питьевого водоснабжения.
    Проектирование зон санитарной охраны, установление границ, входящих в них первого, второго и третьего поясов (пояса строго режима и поясов ограничений) осуществляются в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    4.Организация и выполнение мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения и централизованных систем и соблюдение установленных режимов в зонах санитарной охраны возлагаются на:
    - организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, - в первом поясе (поясе строго режима);
    - органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия в соответствии с их полномочиями, а также лиц, осуществляющих градостроительную, хозяйственную и иную деятельность, - во втором и третьем поясах (поясах ограничений).
    5.Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия могут в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия принимать решения о дополнительных мерах охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения для предотвращения их загрязнения или повреждения.
    Качество питьевой воды, подаваемой потребителям, должно соответствовать установленным гигиеническим нормативам и обеспечиваться посредством:
    - выбора в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации источников питьевого водоснабжения;
    - охраны источников питьевого водоснабжения, централизованных систем, нецентрализованных систем от случайного или умышленного их загрязнения;
    - реализации мероприятий по восстановлению источников питьевого водоснабжения;
    - применения соответствующей технологии подготовки питьевой воды;
    - применения в системах питьевого водоснабжения оборудования, устройств, материалов и реагентов при наличии соответствующих сертификатов, подтверждающих безопасность и безвредность их использования для подготовки питьевой воды;
    - установления и пересмотра на основе научных данных гигиенических нормативов качества питьевой воды и качества воды в источниках питьевого водоснабжения не реже чем один раз в пять лет;
    - разработки санитарных правил контроля качества воды в источниках питьевого водоснабжения, контроля качества питьевой воды в централизованных системах, домовых распределительных системах, нецентрализованных системах;
    - осуществления установленного санитарными правилами и государственными стандартами производственного контроля качества воды в источниках питьевого водоснабжения и соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам в централизованных системах, домовых распределительных системах, нецентрализованных системах.
    1.Разработка республиканских целевых программ и планов обеспечения населения питьевой водой, улучшения качества питьевой воды и ее рационального использования осуществляется на основе федеральных программ развития водоснабжения.
    2.Финансирование мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами и планами по питьевому водоснабжению населения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, средств внебюджетных фондов и привлеченных средств.
    Экономическое стимулирование деятельности по обеспечению населения питьевой водой осуществляется путем:
    1) предоставления налоговых и иных льгот водоснабжающим организациям и другим исполнителям услуг по питьевому водоснабжению;
    2) разработки и внедрения на территории Республики Ингушетия единого порядка снижения размеров оплаты за услуги по питьевому водоснабжению при временном снижении качества питьевой воды;
    3) введения штрафных тарифов за сверхлимитный расход питьевой воды субъектами хозяйственной деятельности;
    4) установления для водоснабжающих организаций предельного уровня рентабельности;
    5) формирования республиканского заказа на проектирование и производство новой техники, оборудования, материалов и реагентов, предназначенных для нужд питьевого водоснабжения;
    6) принятия иных мер в соответствии с программами и планами мероприятий по питьевому водоснабжению населения.
    1.Граждане и общественные объединения вправе требовать от водоснабжающих организаций и других исполнителей услуг по питьевому водоснабжению предоставления достоверной информации о качестве питьевой воды и ее соответствии требованиям санитарных правил и норм.
    2.Информация о питьевой воде и питьевом водоснабжении включает в себя следующие сведения:
    - о соответствии (несоответствии) качества питьевой воды гигиеническим нормативам;
    - о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды в источниках питьевого водоснабжения;
    - о мерах предосторожности, принятие которых может предотвратить возникшую опасность для жизни и здоровья при подаче питьевой воды, качество которой не соответствует отдельным гигиеническим нормативам;
    - об изменении установленного режима подачи питьевой воды;
    - о месте и времени отпуска гражданам питьевой воды при чрезвычайных ситуациях в питьевом водоснабжении;
    - о сроках устранения несоответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам и (или) сроках восстановления установленного режима подачи питьевой воды.
    3.При выявлении несоответствия качества питьевой воды по отдельным показателям должно быть обеспечено немедленное оповещение об этом ее потребителей через средства массовой информации.
    4.Информирование органов местного самоуправления, пользователей централизованных систем и потребителей питьевой воды о прогнозируемом или выявленном несоответствии качества питьевой воды гигиеническим нормативам и (или) об изменении установленного режима ее подачи должно быть обеспечено в обязательном порядке организациями, осуществляющими эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, и территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора незамедлительно после получения ими соответствующих сведений.
    5.В случае выявления отклонений от нормативных требований, предъявляемых к качеству питьевой воды, относящихся только к органолептическим показателям и не влекущих за собой угрозу здоровью людей, что подтверждается заключениями органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, информация об этих отклонениях должна быть доведена до сведения потребителей с указанием сроков устранения возникших отклонений.
    6.Организация и контроль обеспечения потребителей своевременной информацией в случае выявления ухудшения качества питьевой воды, которое создает угрозу для здоровья населения, возлагаются на соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  11. Глава VI.Ответственность за нарушение настоящего закона

  12. Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина в результате потребления питьевой воды, не соответствующей установленным гигиеническим нормативом из систем питьевого водоснабжения, бутылей или иных емкостей, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим вред, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Вред, причиненный организациям, осуществляющим эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, в результате несоблюдения правил пользования системами питьевого водоснабжения, санитарных правил, а также в результате повреждения сооружений, оборудования, трубопроводов, создания препятствий в проведении аварийно-восстановительных работ, обеспечении эксплуатации систем водоснабжения, либо в результате загрязнения источников питьевого водоснабжения, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим вред, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
  13. Глава VII.Заключительные положения

  14. Органам государственной власти Республики Ингушетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Магас
    6 мая 2001 года
    N 6-РЗ