Народным Собранием Республики Ингушетия
17 декабря 1999 года
В редакциях
от 12.07.2001 № 14-РЗ,
от 21.06.2003 № 40-РЗ.
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия устанавливает правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления в Республике Ингушетия.
Глава I.Общие положения
1.В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях: 1) муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; 2) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым настоящим Законом и уставами муниципальных образований; 3) местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения; 4) представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; 5) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава на должность главы муниципального образования - главы администрации муниципального образования и наделенное уставом муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; 6) должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; 7) муниципальная собственность - собственность муниципального образования; 8) местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; 9) муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий; 10) органы местного самоуправления - выборные и иные органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; 11) исполнительный орган местного самоуправления - администрация муниципального образования, непосредственно обеспечивающая решение вопросов местного значения. 2.Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
(наименование в ред. Закона РИ от 21.06.2003 N 40-РЗ) 1.Местное самоуправление в Республике Ингушетия - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Ингушетия самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических традиций и обычаев. 2.Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и Республики Ингушетия. 3.Граждане Российской Федерации на территории Республики Ингушетия осуществляют свое право на местное самоуправление в городских (городах районного подчинения), сельских поселениях и других муниципальных образованиях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 4.Граждане Российской Федерации на территории Республики Ингушетия имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 5.Граждане Российской Федерации на территории Республики Ингушетия имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право на равный доступ к муниципальной службе. 6.Граждане Российской Федерации на территории Республики Ингушетия имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
К полномочиям органов государственной власти Республики Ингушетия в области местного самоуправления относятся: 1) принятие и изменение с учетом особенностей территории, исторических традиций и обычаев населения законов Республики Ингушетия о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; 2) обеспечение соответствия законов Республики Ингушетия о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам; 3) установление порядка передачи и передача в муниципальную собственность объектов государственной собственности Республики Ингушетия; 4) регулирование отношений между республиканским и местным бюджетами, в том числе обеспечение сбалансированности местных бюджетов; 5) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями органов государственной власти Республики Ингушетия с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов, контроль за реализацией переданных полномочий; 6) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления 7) принятие и контроль за реализацией республиканских программ развития местного самоуправления; 8) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления и государственных минимальных социальных стандартов, а также компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Ингушетия; 9) регулирование вопросов образования, реорганизации и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований; 10) законодательство о муниципальной службе; 11) принятие и изменение законов Республики Ингушетия об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; 12) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; 13) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Республики Ингушетия. 1.В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления. 2.К вопросам местного значения относятся: 1) принятие и изменение соответствующих уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и распоряжение муниципальным жилищным фондом и нежилыми помещениями; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; 10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; 11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования; 12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго, - газо, - тепло, - водоснабжения и канализации; 14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 17) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 19) организация и содержание муниципальных архивов; 20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; 21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 24) организация и содержание муниципальной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 26) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 30) обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы; 31) иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения федеральным законом, законами Республики Ингушетия.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Республики Ингушетия, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти. 3.Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается 4.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами Республики Ингушетия с одновременной передачей необходимых материальных средств. 1.Местное самоуправление в Республике Ингушетия осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия. 2.Законы Республики Ингушетия, устанавливающие нормы муниципального права, не должны противоречить федеральному закону, Конституции Республики Ингушетия и настоящему Закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права положениям федерального закона, Конституции Республики Ингушетия, настоящего Закона применяются положения федерального закона, Конституции Республики Ингушетия, настоящего Закона. 1.Каждое муниципальное образование имеет устав, в котором указываются: 1) границы и состав территории; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению данной территории; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 6) срок полномочий депутатов собрания местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий соответствующего собрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; 10) статус и гарантии деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; 11) условия и порядок прохождения муниципальной службы; 12) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 13) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на данной территории национальных групп и общностей, с учетом исторических и иных местных традиций; 14) другие положения об организации местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Республики Ингушетия. 2.Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления не позднее 30 дней после первых выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. 3.Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Республики Ингушетия. 4.Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть противоречие его Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия, законам Российской Федерации и законам Республики Ингушетия. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. 5.Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Органы государственной власти Российской Федерации и Республики Ингушетия создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Глава II.Территориальные основы местного самоуправления
1.Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Ингушетия в городах районного подчинения, селах, станицах и иных населенных пунктах.
Население муниципального образования независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления в Республике Ингушетия. 2.Территорию муниципального образования составляют земли городов районного подчинения, сел, станиц и иных населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 1.Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляются с учетом исторических и иных традиций по инициативе граждан, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Республики Ингушетия. 2.Гарантии учета мнения граждан при изменении границ муниципальных образований, порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований устанавливаются законом Республики Ингушетия.
Глава III.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
1.К органам местного самоуправления относятся: а) представительный орган местного самоуправления - собрание депутатов муниципального образования; б) исполнительный орган местного самоуправления - администрация муниципального образования; в) другие органы, создаваемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. 2.Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. В населенных пунктах с населением менее 1000 человек полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляются сходом граждан муниципального образования. 3.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления для решения отдельных вопросов вправе заключать договоры. 4.Порядок формирования и организации деятельности, компетенция и подотчетность органов местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Ингушетия. 5.Назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами не допускается. 1.Представительным органом местного самоуправления является собрание депутатов муниципального образования, представляющее интересы населения и принимающее от его имени решения в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. 2.Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых гражданами, проживающими в муниципальном образовании и обладающих избирательным правом в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. 3.Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. 4.В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся: 1) утверждение и изменение устава муниципального образования; 2) избрание из своего состава тайным голосованием главы муниципального образования - главы исполнительного органа местного самоуправления (администрации муниципального образования), принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; 3) утверждение по представлению администрации бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении; 4) контроль за деятельностью администрации муниципального образования, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, заслушивание отчетов об их деятельности в соответствии с уставом муниципального образования; 5) заслушивание отчетов о деятельности администрации муниципального образования; 6) установление местных налогов и сборов; 7) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 8) принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц на территории муниципального образования; 9) иные вопросы, соответствующие полномочиям представительного органа местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. 5.По вопросам своего ведения собрание депутатов принимает постановления в коллегиальном порядке. 6.В отдельных поселениях уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления сходами (собраниями) граждан. Глава муниципального образования этого поселения избирается гражданами поселения тайным голосованием. Избранным считается гражданин не моложе 21 года, получивший не менее 50 процентов голосов граждан, обладающих активным избирательным правом. 7.Вопросы организации деятельности собрания депутатов регулируются регламентом представительного органа местного самоуправления. 1.Исполнительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования, возглавляемая главой муниципального образования, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции в системе местного самоуправления. 2.Администрация муниципального образования является юридическим лицом. Финансирование администрации и ее органов осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования. 3.Администрация муниципального образования наделяется следующими полномочиями: 1) разработка и представление на утверждение собранию депутатов проектов бюджетов, программ и планов развития муниципального образования, принятие мер по их реализации; 2) руководство органами управления администрации, муниципальными предприятиями, учреждениями и фондами; 3) распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования; 4) распоряжение муниципальными землями в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования; 5) распоряжение муниципальными финансами в соответствии с бюджетом муниципального образования и действующим законодательством; 6) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. 4.Положение об администрации муниципального образования утверждается главой муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. 1.Главой муниципального образования является должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее исполнительный орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования, избираемое на эту должность представительным органом местного самоуправления из своего состава на срок его полномочий - 4 года и освобождаемое от должности избравшим его представительным органом местного самоуправления. 2.Глава муниципального образования: 1) осуществляет в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Республики Ингушетия руководство исполнительным органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования; 2) представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, предприятиями; 3) от имени муниципального образования подписывает соглашения и договоры с юридическими и физическими лицами; 4) утверждает в соответствии с уставом муниципального образования положение, структуру и штатное расписание администрации муниципального образования; 5) утверждает перечень муниципальных предприятий, учреждений и фондов, необходимых для эффективного управления муниципальным образованием, назначает их руководителей путем заключения с ними контракта; 6) назначает по согласованию с собранием депутатов заместителей главы администрации, освобождает их от должности; 7) назначает и освобождает от должности муниципальных служащих администрации и ее органов управления; 8) руководит гражданской обороной муниципального образования; 9) руководит деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. 3.По вопросам своего ведения глава муниципального образования издает постановления и распоряжения. 1.Глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством. 2.Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его избрания на эту должность и прекращаются в день избрания на эту должность другого должностного лица, кроме случая досрочного прекращения им своих полномочий. 3.Депутат представительного органа местного самоуправления является представителем населения муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством. 4.Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается в четыре года. 5.Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава. 6.Депутаты местного самоуправления осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. 7.В уставе муниципального образования может быть предусмотрен порядок отзыва гражданами депутата представительного органа местного самоуправления. 8.Глава муниципального образования и депутаты представительного органа местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Республики Ингушетия. 1.Представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. 2.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). 3.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству.
Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. 1.Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2.Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия. 3.Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
Глава IV.Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется гражданами Республики Ингушетия на территории муниципального образования непосредственно путем референдума, собрания (схода) граждан, выборов и других форм прямого волеизъявления граждан. 1.Местный референдум - голосование населения соответствующей территории с целью выявления его воли по вопросам местного значения. 2.На местные референдумы не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия к компетенции органов государственной власти. 3.В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. 4.Перечень вопросов, выносимых на местный референдум, порядок его назначения и проведения, принятия и изменения решений местного референдума устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Республики Ингушетия. 5.Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. 6.Местный референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее чем 50 процентов избирателей. Решение на местном референдуме считается принятым, если за него проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. 7.Решение, принятое на местном референдуме, может быть изменено или отменено только посредством другого референдума или по решению суда. 1.В муниципальных образованиях Республики Ингушетия для решения вопросов местного значения могут созываться сходы граждан. 2.Сход граждан муниципального образования считается правомочным при участии в нем не менее 25 процентов граждан, проживающих в этом муниципальном образовании, обладающих избирательным правом.
В случае осуществления сходом граждан полномочий представительного органа местного самоуправления, сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. 3.Перечень вопросов, решаемых на сходе граждан, а также порядок созыва и проведения схода граждан, принятия и изменения его решений, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Республики Ингушетия. 1.Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. 2.Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Республики Ингушетия. 3.Проведение муниципальных выборов гарантируется органами государственной власти Республики Ингушетия.
Граждане в соответствии с уставом муниципального образования имеют право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные гражданами в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей граждан, а результаты рассмотрения - официальному обнародованию. 1.Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. 2.Нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия. 1.Территориальное общественное самоуправление есть самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно гражданами или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
В соответствии с уставом муниципальных образований указанные органы могут наделяться правами юридического лица.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом. 2.В уставах муниципальных образований должны быть предусмотрены такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как общественные советы муниципальных образований. В общественные советы муниципальных образований включаются старейшины, уважаемые люди, представители духовенства и общественных объединений, проживающие на данной территории.
Общественный совет муниципальных образований является одним из звеньев органов общественного самоуправления. 3.Порядок формирования общественного совета и перечень вопросов, при решении которых обязательно подлежат согласованию с общественным советом, устанавливаются уставами муниципальных образований. 4.Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Глава V.Финансово-экономическая основа местного самоуправления
1.Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, государственная собственность, переданная в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей граждан муниципальных образований. 2.Комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования осуществляется за счет: 1) собственных средств данного муниципального образования, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно; 2) средств федерального и республиканского бюджетов, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории муниципального образования для реализации федеральных и региональных программ экономического и социального развития территории. Порядок контроля и условия расходования средств определяются договором или программой; 3) иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. 1.В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия, организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 2.Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством и уставами муниципальных образований, от их имени могут выступать юридические лица и граждане. 3.Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 4.Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. 1.Администрация муниципального образования определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивает отчеты об их деятельности.
Отношения между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. 2.Отношения администрации муниципального образования с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, строятся на основе договоров.
Администрация муниципального образования в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципальных образований.
Администрация муниципального образования не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по производству продукции, благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых средств. Формирование муниципального заказа и контроль за его выполнением осуществляет администрация муниципального образования. 1.К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 2.Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. 3.В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. 1.В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, , отчисления от федеральных и республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Ингушетия, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. 2.Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти. 3.В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решений вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Ингушетия. 1.Органы государственной власти Республики Ингушетия в соответствии с законом обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых для решения вопросов местного значения расходов местных бюджетов. При обеспечении сбалансированности местных бюджетов свободно переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 2.Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом Республики Ингушетия на основе нормативов минимальной обеспеченности местных бюджетов. 3.Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Республики Ингушетия доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Республики Ингушетия передают органам местного самоуправления иные доходные источники бюджета Республики Ингушетия. 4.Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством. 1.Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете Республики Ингушетия. 2.Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Ингушетия, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. 1.Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. 2.Население непосредственно путем местного референдума, на сходах граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Ингушетия получают плату, в том числе в натуральной форме от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
Муниципальные целевые внебюджетные фонды создаются и ликвидируются представительным органом местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. 1.В состав муниципальных земель входят земли в пределах территории муниципального образования, переданные ему в порядке, установленном действующим законодательством, и зарегистрированные в Поземельной книге. 2.Отнесение муниципальных земель к категориям сельскохозяйственного, природоохранного, рекреационного, историко-культурного, строительного и иного назначения в целях их соответствующего использования производится в плане земельно-хозяйственного устройства муниципального образования, утверждаемом представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. 3.Распоряжение муниципальными землями осуществляется администрацией муниципального образования в соответствии с действующим законодательством. 1.Муниципальные финансовые средства состоят из средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, а также средств создаваемых органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями. 2.Распоряжение муниципальными финансовыми средствами осуществляется администрацией муниципального образования в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.
Глава VI.Гарантии местного самоуправления
1.Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2.Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения должен быть дан мотивированный ответ соответствующему органу местного самоуправления в месячный срок.
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Глава VII.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью
1.Ответственность представительных, исполнительных и иных органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения.
Порядок и условия такой ответственности определяются уставами муниципальных образований. 2.Ответственность представительных, исполнительных и иных органов местного самоуправления перед Российской Федерацией, Республикой Ингушетия наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия, федеральных законов и законов Республики Ингушетия, устава муниципального образования. 3.Ответственность представительных, исполнительных и иных органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Ингушетия, а также уставами муниципальных образований.". 4.Представительные, исполнительные и иные органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 5.Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному закону, Конституции Республики Ингушетия, закону Республики Ингушетия, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону, Конституции Республики Ингушетия, закону Республики Ингушетия, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то Народное Собрание Республики Ингушетия по собственной инициативе или по обращению Президента Республики Ингушетия письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а Президент Республики Ингушетия письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с законом.
В случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.
Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном законом, распускается законом Республики Ингушетия либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом Президента Республики Ингушетия, за исключением главы муниципального образования - столицы Республики Ингушетия, либо указом Президента Российской Федерации. 6.В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Народным Собранием Республики Ингушетия не приняты предусмотренные законом меры, то Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления. Если за этот же срок главой муниципального образования не отменены принятые им нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Президентом Республики Ингушетия не приняты предусмотренные законом меры, то Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности. 7.Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом Республики Ингушетия либо федеральным законом назначаются новые выборы. 8.В случае отрешения главы муниципального образования от должности Президент Республики Ингушетия либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не предусмотрен уставом муниципального образования. 9.Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности могут быть внесены Народным Собранием Республики Ингушетия, Президентом Республики Ингушетия, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации. 10.Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в Верховный Суд Республики Ингушетия либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа.
Верховный Суд Республики Ингушетия должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Глава VIII.Заключительные и переходные положения
Предложить органам государственной власти Республики Ингушетия привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
Выборы представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях проводятся в сроки, установленные законодательством Республики Ингушетия.
При проведении первых выборов в представительные органы местного самоуправления численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления устанавливается: 20 депутатов для муниципальных образований, имеющих численность населения от 50 тысяч до 200 тысяч человек, 10 депутатов для муниципальных образований, имеющих численность населения от 10 тысяч до 50 тысяч человек, 7 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения менее 10 тысяч человек.
Полномочия представительного органа местного самоуправления в поселении (муниципальном образовании) с малочисленным составом населения до принятия устава муниципального образования могут осуществляться сходами (собраниями) граждан.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Ингушетия
Р.АУШЕВ
г. Магас
17 декабря 1999 года
N 31-РЗ