Республика Ингушетия
Закон от 27 декабря 2000 года № 32-РЗ

О сходах (собраниях) граждан в Республике Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
04 декабря 2000 года
    В редакциях
  • от 04.12.2002 № 47-РЗ,
  • от 27.05.2005 № 23-РЗ,
  • от 16.02.2006 № 10-РЗ.
    Настоящий Закон в соответствии с федеральным законом и Конституцией Республики Ингушетия устанавливает правовые основы схода (собрания) граждан, порядок его созыва и проведения, а также принятия, изменения и исполнения его решений.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Сход (собрание) граждан является формой прямого волеизъявления граждан, проживающих на определенной территории, по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции.
    2.В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход (собрание) граждан. Сход (собрание) граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Порядок созыва и проведения схода (собрания) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются непосредственно уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Ингушетия.
    3.В случае проведения схода (собрания) граждан на всей территории муниципального образования по вопросам местного значения, отнесенным к ведению соответствующего муниципального образования, он является формой осуществления местного самоуправления.
    4.В случае проведения схода (собрания) граждан на определенной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, по вопросам, отнесенным к ведению этого территориального общественного самоуправления, сход (собрание) является формой осуществления территориального общественного самоуправления.
    5.В случае проведения схода (собрания) граждан на всей территории муниципального образования или на его определенной части за исключением случаев, определенных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, сход (собрание) является формой выявления мнения населения.
    6.В случае невозможности проведения схода (собрания) граждан с одновременным охватом всего населения муниципального образования или его определенной части, сходы (собрания) граждан могут проводиться на частях соответствующей территории с суммированием их результатов при условии полного охвата такими сходами (собраниями) граждан всего муниципального образования или его определенной части.
    Законодательство о сходе (собрании) граждан составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Ингушетия, федеральные и республиканские законы, настоящий Закон, уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
    Граждане участвуют в сходе (собрании) на равных основаниях по месту их жительства.
    Граждане участвуют в сходе лично и каждый из них обладает одним голосом.
    Участие в сходе (собрании) граждан является добровольным и свободным.
    В сходе (собрании) имеет право участвовать каждый гражданин, проживающий на территории, на которой проводится сход (собрание), и достигший на день проведения схода (собрания) 18 лет. В уставе муниципального образования может быть предусмотрено участие в сходе (собрании), являющемся формой осуществления территориального общественного самоуправления, граждан, проживающих на территории, на которой проводится сход (собрание), достигших на день проведения схода (собрания) 16 лет, а также граждан, не проживающих на данной территории, являющихся собственниками либо владельцами недвижимого имущества, расположенного на этой территории. В сходе (собрании) не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в сходе (собрании) граждан запрещаются.
    1.Сход (собрание) граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
    2.На сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, могут вноситься вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего территориального общественного самоуправления.
    3.На сход (собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, могут вноситься вопросы, находящиеся в компетенции органов государственной власти Республики Ингушетия, а также органов местного самоуправления, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории.
  3. Глава II.Созыв схода (собрания) граждан

  4. 1.Сход (собрание) граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
    2.Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, созывается в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
    3.Сход (собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может созываться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования или Народным Собранием - Парламентом Республики Ингушетия.
    1.Утратил силу
    2.Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, может проводиться по инициативе субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
    3.Сход (собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может проводиться по инициативе:
    - граждан в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
    - иных субъектов, имеющих право вносить вопросы на рассмотрение представительного органа местного самоуправления или Народного Собрания - Парламента Республики Ингушетия.
    1.В случае проведения схода (собрания), являющегося формой осуществления местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования, глава местной администрации в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве схода (собрания) граждан принимает одно из следующих решений:
    - об отклонении требования о созыве схода (собрания) граждан в случае нарушений Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия, федерального и республиканского законодательства, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
    - о созыве схода (собрания) граждан.
    В случае принятия решения об отклонении требования о созыве схода (собрания) граждан оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
    В случае принятия решения о созыве схода (собрания) граждан представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования, глава местной администрации определяет время и место проведения схода (собрания) граждан.
    2.Решение о созыве схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
    3.Решение о созыве схода (собрания) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, принимается соответствующим представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования, главой местной администрации в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.
    Решение о созыве схода (собрания), являющегося формой выявления мнения населения, принимается Народным Собранием - Парламентом Республики Ингушетия в установленном порядке.
  5. Глава III.Порядок подготовки и проведения схода (собрания) граждан и его финансирование, решение схода (собрания) граждан и его исполнение

  6. 1.Подготовку, проведение схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления и выявления мнения населения, подведение его итогов проводит комиссия, члены которой назначаются соответственно представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования, главой местной администрации.
    2.Подготовка, проведение схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
    Организаторы схода (собрания) граждан не позднее чем за пять дней оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории, о времени и месте проведения схода (собрания) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства.
    В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
    Перед открытием схода (собрания) граждан уполномоченным (уполномоченными) на то лицом (лицами) проводится подсчет его участников.
    Открытие схода (собрания) осуществляется руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным лицом.
    Для ведения схода (собрания) граждан избираются председатель, секретарь, и, в случае необходимости, счетная комиссия. Повестка дня схода (собрания) утверждается большинством голосов от числа присутствующих.
    Регламент работы схода (собрания) граждан определяется сходом (собранием).
    На сходе (собрании) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения схода (собрания), общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в сходе (собрании) граждан, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии схода (собрания), повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. Протокол составляется в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Закону, и подписывается председателем и секретарем схода (собрания).
    Решение схода (собрания) граждан принимается открытым голосованием за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Ингушетия.
    Решение схода (собрания) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на сходе (собрании).
    Изменения и дополнения в принятое решение могут вноситься исключительно сходом (собранием) граждан. Решение, принятое сходом (собранием) граждан, может быть отменено только сходом (собранием) граждан.
    Решение схода (собрания) граждан, противоречащее законодательству, может быть обжаловано в суд.
    В случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 1 настоящего Закона, организаторы схода (собрания) граждан на основании представленных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных определяют результаты в целом на территории, установленной для проведения схода (собрания) граждан, которые заносятся в итоговый протокол, составленный в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Закону, и подписанный председателем, секретарем комиссии.
    В итоговый протокол вносятся следующие данные:
    - число проведенных сходов (собраний) граждан; число представленных протоколов сходов (собраний) граждан; общее число граждан, проживающих на территории, установленной для проведения сходов (собраний), имеющих право участвовать в их работе; число граждан, принявших участие в работе сходов (собраний); число голосов, поданных за вопрос, внесенный на сходы (собрания) граждан; число голосов, поданных против вопроса, внесенного на сходы (собрания) граждан.
    Итоговый протокол передается органу, созвавшему сход (собрание) граждан.
    1.Решение, принятое на сходе (собрании) граждан, являющемся формой осуществления местного самоуправления, имеет обязательный характер для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в течение 15 дней.
    Неисполнение решений, принятых на сходах (собраниях) граждан, влечет ответственность в соответствии с законодательством.
    2.Порядок исполнения решений схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
    3.Решение, принятое на сходе (собрании) граждан, являющемся формой выявления мнения населения, учитывается органами государственной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления при рассмотрении соответствующих вопросов.
    Решения, принятые сходом (собранием) граждан, доводятся до сведения всех жителей, проживающих на территории, установленной для проведения схода (собрания), через средства массовой информации и иными способами не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия решения.
    1.Расходы связанные с подготовкой и проведением схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.
    2.Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, производятся за счет средств соответствующего органа территориального общественного самоуправления.
    3.Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода (собрания) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета и за счет средств бюджета Республики Ингушетия в случае проведения такого схода (собрания) по решению Народного Собрания - Парламента Республики Ингушетия.
  7. Глава IV.Заключительные положения

  8. Лица, нарушившие положения настоящего Закона, а также лица, препятствующие путем насилия, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами их права участвовать в сходе (собрании) граждан, вести агитацию, а также должностные лица, совершившие подлог документов схода (собрания) граждан, заведомо неправильный подсчет голосов, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Магас
    27 декабря 2000 года
    N 32-РЗ