-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Республика Ингушетия
Закон от 10 января 2002 года № 4-РЗ

О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
09 ноября 2001 года
    В редакциях
  • от 22.02.2006 № 15-РЗ,
  • от 20.04.2006 № 36-РЗ.
    Настоящий Закон регулирует порядок и сроки рассмотрения обращений граждан органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями или должностными лицами Республики Ингушетия.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Ингушетия, имеют конституционное право обращаться лично или через своих законных представителей в государственные органы Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации, общественные объединения или к должностным лицам (далее - органы и должностные лица).
    В соответствии с федеральным законодательством иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Ингушетия пользуются правом на обращения наравне с гражданами Российской Федерации.
    Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать и рассматривать обращения граждан и давать на них мотивированные ответы в порядке и сроки, установленные настоящим Законом.
    В настоящем Законе используются следующие термины:
    обращение - письменное или устное предложение, заявление, ходатайство или жалоба гражданина;
    предложение - обращение гражданина об улучшении деятельности органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений;
    заявление - обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод;
    жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных прав, свобод или законных интересов;
    ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, прямо установленных законодательством;
    коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами митинга или собрания.
    Законодательство об обращениях граждан состоит из Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Ингушетия, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением тех обращений, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством или для рассмотрения которых федеральным и республиканским законодательством установлен иной порядок.
    Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись.
    Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.
    Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, - руководителями исправительных учреждений.
    Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
    Анонимное обращение гражданина, содержащее сведения о совершении преступления, направляются органами и должностными лицами в правоохранительные органы для проверки их достоверности и принятия соответствующих мер.
    Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии со своей компетенцией.
    Органы и должностные лица, получившие обращения граждан о разрешении вопросов, не относящихся к их компетенции, направляют обращения не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращения, а на личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
    Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем должностным лицам, решения и действия (или бездействие) которых обжалуются.
    Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются.
    Обращения граждан, поступившие в средства массовой информации и направленные их редакциями в органы и должностным лицам, рассматриваются последними в соответствии с настоящим Законом.
    Обращения граждан рассматриваются в сроки, установленные настоящим Законом. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения.
    Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются безотлагательно, но не позднее 7 (семи) дней со дня их регистрации. В случаях, требующих дополнительной проверки, срок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей может быть продлен руководителями, но не более чем на 15 дней.
    В соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации гражданин вправе обращаться в международные (межгосударственные) органы и организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
    Органам и должностным лицам при рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.
    По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, домашнем адресе.
    В случае необходимости гражданин должен представить доказательства или указать их местонахождение.
    Доказательства, то есть любые достоверные факты, на основании которых орган или должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, содержащихся в обращении гражданина и имеющих значение для его рассмотрения, представляются гражданином, подавшим обращение, или иными лицами, заинтересованными в рассмотрении обращения гражданина.
    Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение гражданина, предлагают гражданину представить дополнительные доказательства.
    Органы или должностные лица по официальным запросам обязаны представлять документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, в качестве доказательств, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.
    Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемых доказательств, несут ответственность в соответствии с законодательством.
    Руководители государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны организовать работу по рассмотрению обращений граждан, обеспечивать необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, должностными лицами, правомочными принимать решения по существу обращений граждан.
    Государственные органы и органы местного самоуправления организуют прием граждан лично или через специально образуемые ими структурные подразделения (приемные), деятельность которых определяется соответствующими положениями.
    Руководители и другие должностные лица обязаны проводить личный прием граждан в дни и часы, доведенные до сведения граждан. Руководители республиканских органов проводят личный прием граждан не реже одного-двух раз в месяц. Другие должностные лица обязаны проводить прием граждан еженедельно.
    Письменные или устные обращения граждан на личном приеме или полученные по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
  3. Глава II.Рассмотрение обращений граждан

  4. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца. Органы и должностные лица обязаны рассмотреть и разрешить вопрос по существу, и сообщить в письменной или устной форме о результатах рассмотрения предложений.
    В случае, если предложение требует более длительного изучения, срок его рассмотрения может быть продлен руководителем соответствующего органа или иным уполномоченным должностным лицом, но не более чем на один месяц с сообщением об этом гражданину, обратившемуся с предложением.
    Предложения граждан по совершенствованию законодательства Республики Ингушетия могут быть направлены ко всем субъектам права законодательной инициативы, определенным в Конституции Республики Ингушетия, которые изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами государственной власти Республики Ингушетия и учитываются при разработке законопроектов или при составлении программ законопроектных работ.
    Гражданин имеет право на обжалование отказа в принятии или рассмотрении предложения в вышестоящую инстанцию (структурное подразделение).
    Заявление рассматривается безотлагательно, но не позднее пятнадцатидневного срока с момента его регистрации.
    В случаях необходимости проведения специальной проверки или истребования дополнительных материалов срок рассмотрения заявления может быть продлен руководителем органа или иным уполномоченным должностным лицом до одного месяца с сообщением об этом гражданину, подавшему заявление.
    Отказ в принятии заявления, а также решение по заявлению могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию (структурное подразделение) либо в суд.
    1.Жалоба должна быть рассмотрена органом или должностным лицом безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня ее регистрации.
    В случаях необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер срок рассмотрения жалобы может быть продлен органом или должностным лицом до одного месяца с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу. О результатах рассмотрения жалобы гражданину должно быть сообщено в письменной форме.
    2.Гражданин имеет право:
    1) лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу, и присутствовать при рассмотрении жалобы;
    2) представлять дополнительные материалы и ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающими жалобу;
    3) знакомиться с итоговыми материалами проверки по жалобе;
    4) получить в установленный срок ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
    5) обжаловать решение, принятое по жалобе;
    6) требовать возмещения ущерба в установленном порядке;
    7) пользоваться услугами законного представителя и адвоката.
    3.Орган или должностное лицо обязаны:
    1) принять и зарегистрировать жалобу, рассмотреть ее по существу в установленный законом срок, объективно и своевременно проверить все доводы и факты, приведенные в жалобе;
    2) принять меры по приостановлению неправомерных решений и действий (или бездействия), посягающих на права, свободы или законные интересы граждан;
    3) в случае необходимости истребовать дополнительные материалы, объяснения у должностных лиц, а также назначать экспертизу;
    4) принять мотивированное и основанное на законе решение по жалобе и обеспечить его исполнение;
    5) сообщить гражданину в установленный настоящим Законом срок в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы.
    4.Орган или должностное лицо, рассматривающие жалобу, принимают одно из следующих решений: полное или частичное удовлетворение жалобы, восстановление нарушенного права гражданина или отказ в удовлетворении жалобы.
    5.Гражданин вправе обжаловать решение по жалобе в вышестоящую инстанцию (структурное подразделение) или в суд в порядке, установленном законодательством.
    6.В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме и по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц. Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, то орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения в соответствии с Федеральным законом о средствах массовой информации.
    Ходатайства оформляются в случаях и по вопросам, которые прямо установлены законодательством, подаются в органы и должностным лицам в сроки, установленные законодательством, принимаются к рассмотрению при наличии всех необходимых документов, оформленных согласно установленной форме.
    В случае отказа в рассмотрении ходатайства гражданину направляется уведомление в письменной форме с указанием причины отказа. Решение, принятое по ходатайству, и отказ в рассмотрении ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию (структурное подразделение) или в суд. Ходатайство рассматривается органом или должностным лицом в течение одного месяца.
    Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством.
    Преследование гражданина за критику, содержащуюся в его обращении, влечет за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством.
    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.
    Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц, влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
    Органы и должностные лица в порядке подчиненности обязаны проводить учет, анализ и обобщение обращений граждан, проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан и устранять причины и условия, способствующие нарушениям прав, свобод и законных интересов граждан, отчитываться о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами.
  5. Глава III.Заключительные положения

  6. Настоящий Закон действует в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
    Настоящий Закон вступает в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.
    Исполняющий обязанности
    Президента Республики Ингушетия
    А.МАЛЬСАГОВ
    г. Магас
    10 января 2002 года
    N 4-РЗ