Республика Ингушетия
Закон от 12 декабря 2000 года № 29-РЗ

О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
06 ноября 2000 года
    В редакциях
  • от 23.04.2002 № 21-РЗ,
  • от 09.02.2005 № 5-РЗ.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Законодательство о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления - собрания депутатов муниципальных образований - в Республике Ингушетия составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, Конституция Республики Ингушетия, настоящий Закон и иные законы Республики Ингушетия, а также уставы соответствующих муниципальных образований.
    В случае внесения изменений и дополнений в настоящий Закон в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления они действуют при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления нового созыва.
    В настоящем Законе используются термины, предусмотренные в статье 2 Федерального закона, других федеральных и республиканских законах о выборах и местном самоуправлении.
    1.Срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления устанавливается в четыре года. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
    2.Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются по истечении четырех лет после избрания, а в случаях досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления или депутата - после прекращения указанных полномочий.
    3.Проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления является обязательным.
    1.Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления в соответствии со сроками полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, установленными настоящим Законом и уставом муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов выборы назначаются не позднее 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее 65 дней до дня истечения срока полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня его принятия.
    2.Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, проводимые в масштабе Республики Ингушетия, назначаются Народным Собранием - Праламентом Республики Ингушетия.
    Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования - города районного подчинения, села, станицы, муниципального округа и иного населенного пункта, где отсутствует представительный орган местного самоуправления или в случае досрочного прекращения полномочий депутатов назначаются главой соответствующего муниципального образования.
    Голосование может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
    3.В случае, если представительный орган местного самоуправления отсутствует, не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении депутатами представительного органа местного самоуправления исполнения своих полномочий, либо выборы не назначат органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, выборы назначаются в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 10 Федерального закона.
    1.Гражданин Республики Ингушетия, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа Республики Ингушетия, вправе избирать депутатов представительного органа местного самоуправления, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях.
    2.Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации постоянно или преимущественно проживающий в Республике Ингушетия, достигший 21-летнего возраста.
    Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    3.Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
    4.Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения голосования на территории муниципального образования не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.
    5.Ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, устанавливаются законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    1.Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    2.Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на избирателя воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
    1.Осуществление подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, реализации избирательных прав граждан возлагается на избирательные комиссии.
    2.Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
    3.Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами Республики Ингушетия, обязательны для органов исполнительной власти Республики Ингушетия, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.
    Подготовка и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления осуществляются открыто и гласно.
    1.Граждане, общественные объединения, политические партии вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей участвовать в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, а также голосовать за или против кандидатов.
    2.Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к муниципальным средствам массовой информации.
    1.Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования.
    2.В случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся одновременно на всей территории Республики Ингушетия либо на большей ее части, расходы избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов могут быть осуществлены за счет средств бюджета Республики Ингушетия.
    3.Кандидаты финансируют все затраты, способствующие их избранию, исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов.
  3. Глава II.Избирательные комиссии

  4. 1.Подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, реализацию избирательных прав граждан осуществляют:
    - территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
    - муниципальные (окружные) избирательные комиссии;
    - участковые избирательные комиссии.
    2.Решение вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
    3.Решете избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам Республики Ингушетия либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.
    1.Утратил силу
    1.Муниципальные (окружные) избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления муниципального образования, а при его отсутствии - территориальной (районной, городской) избирательной комиссией с соблюдением требований Федерального закона не позднее чем за 50 дней до дня голосования в составе не менее 7 членов комиссии с правом решающего голосане позднее чем за 60 дней до дня голосования в составе 5 - 7 членов комиссии с правом решающего голоса.
    2.Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется представительным органом местного самоуправления муниципального образования, а при его отсутствии - муниципальной (окружной) избирательной комиссией по согласованию с территориальной избирательной комиссией в соответствии с Федеральным законом не позднее трех дней после образования избирательного участка. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается муниципальной (окружной) избирательной комиссией в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять:
    - 3 - 7 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей до 1500;
    - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей более 1500.
    Срок полномочий муниципальной (окружной) и участковой избирательных комиссий истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов за исключением случаев, предусмотренных в пункте 13 статьи 23 Федерального закона.
    Порядок формирования избирательных комиссий, полномочия и статус их членов регулируются Федеральным законом, иными федеральными законами, законами Республики Ингушетия и уставами муниципальных образований.
    Полномочия Избирательной комиссии Республики Ингушетия, территориальных (районных, городских) избирательных комиссий по организации и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправления определяются Законом Республики Ингушетия "Об Избирательной комиссии Республики Ингушетия", Федеральным законом, иными законами Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Расформирование избирательных комиссий осуществляется в соответствии с Федеральным законом.
    1.На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, а также при осуществлении работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и результатах выборов вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное решение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, вправе присутствовать представители средств массовой информации.
    2.Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации не позднее двух дней после их принятия.
    3.В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до окончания подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, в том числе иностранные (международные) наблюдатели.
    4.В помещение участковой избирательной комиссии, а также в помещение для голосования должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
    5.Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования и результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
    6.Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избиратель ной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
    7.Указанные в пункте 6 документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, а в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в муниципальную (окружную) и территориальную избирательные комиссии с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории и о результатах выборов до окончания этой работы.
    8.Наблюдатели имеют права и несут обязанности, предусмотренные в пункте 9 и пункте 10 статьи 26 Федерального закона.
    9.Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствую щей избирательной комиссии копии указанных протоколов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.
    10.Заверение копий протоколов и иных документов избирательной комиссии производится председателем или заместителем председателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.
    Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    1.Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - незамедлительно.
    2.Организации, осуществляющие телерадиовещание, в течение 25 дней, предшествующих дню выборов, и в день выборов должны предоставлять избирательным комиссиям на безвозмездной основе (за счет их текущего бюджетного финансирования) не менее 60 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления соответствующие избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей.
    3.Редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются государственные и муниципальные органы, в сроки и в целях, определенных в пункте 2 данной статьи, предоставляют избирательным комиссиям на безвозмездной основе необходимые печатные площади.
  5. Глава III.Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей

  6. 1.Для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в каждом муниципальном образовании образуется многомандатный избирательный округ с фиксированным числом мандатов. Многомандатный избирательный округ образуется в пределах границы соответствующего муниципального образования. Число мандатов определяется представительным органом местного самоуправления. В случае отсутствия представительного органа местного самоуправления число мандатов многомандатного избирательного округа определяется решением схода (собрания) граждан, проводимого в соответствии с Законом Республики Ингушетия "О сходе (собрании) граждан в Республике Ингушетия".
    Многомандатный избирательный округ образуется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня голосования. При отсутствии представительного органа местного самоуправления многомандатный избирательный округ образуется территориальной избирательной комиссией.
    2.Глава муниципального образования (глава администрации) не позднее трех дней со дня принятия решения о назначении выборов представляет в муниципальную (окружную) избирательную комиссию сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.
    1.Для проведения голосования и подсчета избирателей образуются избирательные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    2.Избирательные участки образует глава муниципального образования (глава администрации) по согласованию с муниципальной (окружной) избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более трех тысяч избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования с учетом местных и других условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.
    3.Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
    4.Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях в порядке и в сроки, установленные частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее 5 дней до дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения.
    5.Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (главой администрации) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
    1.При проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования муниципальными (окружными) избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, а при ее отсутствии - на основании сведений, представляемых главой муниципального образования (главой администрации) или иным уполномоченным должностным лицом (органом) местного самоуправления.
    2.Списки избирателей составляются в порядке, установленном Федеральным законом, иными федеральными законами, законами Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
    3.Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются командиром воинской части.
    4.Списки тех избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных сана торных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями таких учреждений.
    5.Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку.
    6.В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном порядке или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.
    7.Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем муниципальной (окружной) избирательной комиссии. Один экземпляр списка избирателей остается в муниципальной (окружной) избирательной комиссии, а второй экземпляр передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее 25 дней до дня голосования. После получения списка участковой избирательной комиссией он подписывается также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно муниципальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.
    1.Граждане, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.
    2.Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.
    3.Избиратели, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, других стационарах лечебно-профилактических учреждений и других местах временного пребывания избирателей, включаются в списки избирателей по месту их пребывания.
    4.Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
    5.Избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа после составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в списки избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
    6.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, не включаются в с писки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.
    1.Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее 20 дней до дня голосования.
    2.Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
    3.Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке указывается дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.
    4.Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение трех дней, в день голосования - немедленно.
    5.Внесение изменений в списки избирателей после окончания голо сования и начала подсчета голосов запрещается.
  7. Глава IV.Выдвижение и регистрация кандидатов

  8. 1.Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями избирательного округа и в порядке самовыдвижения в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, уставами муниципальных образований.
    2.Период выдвижения кандидатов составляет не менее 20 дней и начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
    3.Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения и обязаны соблюдать ограничения, предусмотренные в Федеральном законе, иных законах Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Соблюдение этих ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
    Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом, с уведомлением об этом муниципальной (окружной) избирательной комиссии и последующим сбором подписей в поддержку кандидата. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
    1.Кандидатов вправе выдвигать местные отделения общероссийских и республиканских общественных объединений в порядке, установленном Федеральным законом, законами Российской Федерации, Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
    1.В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, собираются подписи избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
    2.Подписи избирателей в поддержку кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем получения окружной избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата избирателями, выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения, уполномоченным представителем группы избирателей, представителем местного избирательного объединения, представлении необходимых документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом и настоящим Законом.
    3.В муниципальных образованиях (многомандатных избирательных округах) с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей не производится. В этом случае кандидатов выдвигают на собраниях избирателей по месту жительства, учебы, работы, а также на съездах, конференциях, собраниях местных общественных объединений.
    4.Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускаются. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания муниципальной (окружной) избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.
    5.Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину. Кандидат, местное общественное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
    6.Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной территориальной избирательной комиссией.
    7.Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подшей. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.
    8.В каждом подписном листе указывается, кем выдвинут кандидат, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
    9.Избиратель ставит подпись в поддержку кандидата, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
    10.Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.
    11.Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и подписью кандидата.
    1.Для регистрации кандидатов не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляются в муниципальную (окружную) избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регистрируются муниципальной (окружной) избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и иных, предусмотренных законодательством документов.
    2.Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
    3.Муниципальная (окружная) избирательная комиссия вправе организовать при содействии соответствующих государственных органов проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.
    4.Подписные листы представляются в муниципальную (окружную) избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей. При приеме подписных листов муниципальная (окружная) избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
    5.Муниципальная (окружная) избирательная комиссия проверяет достоверность всех подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Недостоверными подписями считаются недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 7 статьи 27 настоящего Закона данных (сведений) признаются недействительными, а также подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол заверяется подписями не менее чем трех членов избирательной комиссии.
    6.При обнаружении среди проверяемых подписей 25 или более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
    7.О каждом случае проведения проверки должны извещаться все представившие установленное количество подписей для регистрации кандидаты. При проведении проверки подписей, представленных каждым кандидатом, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, отдельные избиратели и представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
    8.Муниципальная (окружная) избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение пяти дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
    Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
    9.В случае отказа зарегистрировать кандидата муниципальная (окружная) избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю местного общественного объединения, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения муниципальной (окружной) избирательной комиссии с изложением оснований отказа в соответствии с Федеральным законом.
    10.В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, муниципальная (окружная) избирательная комиссия не позднее 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
    11.Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
    12.В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется фиксированное число кандидатов (мандатов), либо будет зарегистрировано только фиксированное число кандидатов (мандатов), либо не будет зарегистрировано фиксированное число кандидатов (мандатов), выборы откладываются по решению муниципальной (окружной) избирательной комиссии на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
    13.При заступлении указанных в пункте 12 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат (кандидаты) без вынуждающих к тому обстоятельств снял (сняли) свою (свои) кандидатуру (кандидатуры) либо его (их) регистрация отменена в соответствии с действующим законодательством, все расходы, понесенные муниципальной (окружной) избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, относятся на счет этого (этих) кандидата (кандидатов).
    Равноправие зарегистрированных кандидатов, обеспечение их равного статуса, гарантии их деятельности осуществляются в соответствии с Федеральным законом, иными законами Российской Федерации, Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
  9. Глава V.Предвыборная агитация

  10. 1.Гражданам, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, общественным объединениям, политическим партиям обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами Республики Ингушетия.
    2.Граждане и общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, "за" или "против" любого зарегистрированного кандидата.
    3.Зарегистрированным кандидатам гарантируются соответственно равные условия доступа к средствам массовой информации.
    4.Агитация при проведении выборов может проводиться:
    - через средства массовой информации;
    - путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
    - путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов;
    - в иных установленных законом формах.
    5.Зарегистрированный кандидат, общественное объединение, избиратели вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства, массовой информации.
    6.В ходе проведения предвыборной агитации зарегистрированные кандидаты могут выступать с разъяснениями положений своих предвыборных программ.
    7.Запрещается проводить предвыборную агитацию:
    - членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
    - государственным органам, органам местного самоуправления;
    - благотворительным организациям и религиозным объединениям;
    - лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или использовании преимуществ должностного или служебного положения.
    1.Проведение предвыборной агитации начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
    2.В день голосования и за одни сутки до дня голосования любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
    3.В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
    Условия проведения предвыборной агитации через электронные и печатные средства массовой информации, посредством агитационных печатных материалов и проведения массовых мероприятий, а также недопущения злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации регулируются в соответствии с Федеральным законом, другими законами Российской Федерации, Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
  11. Глава VI.Финансирование выборов

  12. 1.Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправления производятся за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета муниципального образования. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюджете муниципального образования.
    2.Финансовые средства на проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления поступают в распоряжение муниципальной (окружной) избирательной комиссии в десятидневный срок со дня назначения выборов.
    3.Финансовый отчет муниципальной (окружной) избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств на выборы представляется в представительный орган местного самоуправления. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление отчетов о расходовании указанных средств.
    Вопросы формирования избирательных фондов кандидатов, их источников, целевого назначения, открытости финансирования избирательной кампании, финансовой отчетности регулируются в соответствии с Федеральным законом, иными законами Российской Федерации, Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
    Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, при территориальной или муниципальной (окружной) избирательных комиссиях может создаваться контрольно-ревизионная служба с привлечением специалистов из государственных и иных органов и учреждений.
  13. Глава VII.Голосование и определение результатов выборов

  14. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования и должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 49 Федерального закона.
    1.Для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления избиратель получает один избирательный бюллетень.
    2.Форма и текст избирательного бюллетеня, порядок его изготовления, их число, контроль за изготовлением и распределением, ответственность за их хранение осуществляются в соответствии со статьей 51 Федерального закона, уставами муниципальных образований.
    1.Голосование проводится с 8 часов до 20 часов. Участковая избирательная комиссия на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных районах, может объявлять голосование завершенным до наступления 20 часов, если проголосовали все избиратели, внесенные в список избирателей.
    2.Муниципальные (окружные) и участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а о проведении досрочного - не позднее чем за 10 дней до дня голосования.
    3.Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
    4.В 8 часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для избирательных бюллетеней, которые вслед за тем опечатываются.
    5.Председатель участковой избирательной комиссии должен затем предъявить конверты с избирательными бюллетенями проголосовавших досрочно - проверяется соответствие количества конвертов числу записей "досрочное голосование" в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные оттуда избирательные бюллетени помещаются в избирательные ящики, при этом должна быть соблюдена тайна голосования. Если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными и погашаются, о чем делается запись в протоколе участковой комиссии.
    6.Председатель избирательной комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.
    7.Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену участковой комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, после чего член комиссии выдает избирателю избирательный бюллетень.
    8.Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов избирательной комиссии, уполномоченных представителей общественного объединения, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказавшего помощь избирателю.
    9.Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любых знаков в квадратах, относящихся к кандидатам, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов".
    Избирательный бюллетень, в котором проставлено больше знаков, чем зафиксированное число мандатов по данному многомандатному избирательному округу, признается недействительным.
    10.В случае, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем составляется акт.
    11.Избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в ящик для голосования. Ящики должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.
    12.Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя, в случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или любой другой член по решению участковой избирательной комиссии.
    13.Представители государственных органов и органов местного самоуправления могут находиться на избирательных участках в ходе голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования участковой избирательной комиссии только по инициативе комиссии и исключительно для цели содействия проведению выборов или обеспечения порядка. Представители государственных органов и органов местного самоуправления не могут при исполнении своих служебных обязанностей одновременно выступать в качестве наблюдателей.
    14.Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению избирателем своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
    15.Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
    Досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования производятся в соответствии со статьями 53 и 54 Федерального закона, иными законами Российской Федерации, Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
    1.Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
    2.Подсчет голосов избирателей, составление протокола участковой избирательной комиссии производятся в соответствии со статьями 55 и 56 Федерального закона.
    1.Результаты выборов на территории муниципального образования (избирательного округа) определяются муниципальной (окружной) избирательной комиссией в соответствии со статьями 57 и 58 Федерального закона.
    2.Выборы признаются муниципальной (окружной) избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:
    а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
    б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
    3.Участковая, муниципальная (окружная) избирательные комиссии соответственно признают итоги голосования, результаты выборов недействительными:
    а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
    б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
    в) по решению суда.
    4.Кандидат (кандидаты), получивший (получившие) наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, признается (признаются) избранным (избранными).
    1.На основании первых экземпляров протоколов муниципальных (окружных) избирательных комиссий о результатах выборов по муниципальным образованиям (избирательным округам) территориальная избирательная комиссия в течение трех дней со дня голосования и в соответствии с федеральным и республиканским законодательством подводит общие итоги выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в районе, городе республиканского значения.
    2.Общие итоги выборов заносятся в протокол территориальной избирательной комиссии, который подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол результатов выборов составляется в двух экземплярах. Член комиссии, не согласный с общими итогами выборов, содержащимися в протоколе комиссии в целом или с отдельными его частями, вправе приложить особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
    3.На основании первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий Избирательная комиссия Республики Ингушетия в течение двух недель со дня голосования и в соответствии с федеральным и республиканским законодательством подводит общие итоги выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Ингушетия. Протокол Избирательной комиссии Республики Ингушетия об общих итогах выборов составляется в трех экземплярах и направляется Президенту Республики Ингушетия, Народному Собранию Республики Ингушетия.
    1.В случае, если выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее шести месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее шести месяцев до дня признания выборов недействительными. При этом сроки избирательных действий могут быть по решению территориальной избирательной комиссии сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
    2.Повторные, дополнительные выборы проводятся в порядке, установленном статьей 59 Федерального закона, иными законами Российской Федерации, Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований.
    1.Документация избирательных комиссий всех уровней, включая первые экземпляры протоколов, избирательные бюллетени, списки избирателей, подлежит хранению в Избирательной комиссии Республики Ингушетия в течение сроков, установленных Федеральным законом, настоящим Законом, уставами муниципальных образований. При этом срок хранения избирательных бюллетеней и списков избирателей составляет не менее года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, а протоколов об итогах голосования избирательных комиссий - не менее года со дня объявления даты следующих выборов депутатов представительного органа местного самоуправления.
    2.Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, утверждается Избирательной комиссией Республики Ингушетия по согласованию с архивной службой Республики Ингушетия.
    1.Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждому муниципальному образованию (избирательному округу) в объеме данных, содержащихся в протоколах территориальной избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Представление указанных данных осуществляет соответствующая избирательная комиссия.
    2.Муниципальная (окружная) избирательная комиссия направляет общие данные о результатах выборов депутата (депутатов) представительного органа местного самоуправления в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
    3.Официальное опубликование общих итогов выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, включая данные о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов в масштабе района, города республиканского значения, осуществляется территориальной избирательной комиссией не позднее десяти дней со дня голосования.
    4.Территориальные и муниципальные (окружные) избирательные комиссии публикуют данные, которые содержатся в их протоколах об общих итогах выборов и результатах выборов, и данные, которые содержатся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования.
    Официальное опубликование перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории муниципальных образований Республики Ингушетия, осуществляет Избирательная комиссия Республики Ингушетия в течение двух месяцев со дня голосования.
    После официального установления результатов выборов по избирательному округу муниципальная (окружная) избирательная комиссия регистрирует избранных депутатов представительного органа местного самоуправления и выдает им удостоверения об избрании.
    При проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, предусмотренном статьей 62 Федерального закона.
  15. Глава VIII.Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за эти нарушения

  16. 1.Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суде.
    2.Решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, муниципальных (окружных) и участковых избирательных комиссий обжалуются в районных судах.
    3.Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.
    4.С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.
    5.В случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим и другими законами Республики Ингушетия, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования или результатах выборов или иное решение избирательной комиссии.
    6.Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а также в Избирательную комиссию Республики Ингушетия.
    7.Вышестоящая избирательная комиссия, Избирательная комиссия Республики Ингушетия вправе принять решение по существу жалобы.
    8.Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, Избирательную комиссию Республики Ингушетия не является обязательным условием для обращения в суд.
    9.В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию рассмотрение жалобы откладывается до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.
    10.Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случаях, если факты, содержащиеся в жалобе, потребуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее 10 дней. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее двух месяцев со дня подачи жалобы.
    11.Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
    1.Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) не позднее дня, предшествующего дню голосования в случае:
    - нарушения правил выдвижения и регистрации кандидата;
    - нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
    - использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения в целях избрания;
    - установления фактов подкупа избирателей кандидатами, их доверенными лицами или иными лицами и организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов;
    - по иным основаниям, установленным федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Ингушетия.
    Регистрация кандидата может быть отменена (аннулирована) также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом биографических данных, а также не предоставления данных о наличии неснятой или непогашенной сущности, о наличии гражданства иностранного государства.
    2.В случае, если после установления соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
    Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным,
    либо использующие преимущество своего должностного или служебного положения в целях избрания,
    либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей,
    либо осуществляющие подкуп избирателей,
    либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение действующего законодательства,
    либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований,
    либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
    либо нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов,
    либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
    либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
    либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам,
    либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней,
    либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо в деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
    либо препятствующие голосованию на избирательных участках,
    либо нарушающие тайну голосования,
    либо принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
    либо осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
    либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
    либо выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
    либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании,
    а также:
    работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах,
    должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях федеральных законов, законов Республики Ингушетия, уставов муниципальных образований и не принявшие мер по их пресечению, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
    Настоящий Закон вступает в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Магас
    12 декабря 2000 года
    N 29-РЗ