Народным Собранием Республики Ингушетия
30 июня 2011 года
Настоящий Закон устанавливает правовые, социальные, экономические и организационные основы государственного регулирования туристской деятельности в Республике Ингушетия, определяет значение туризма в развитии экономики республики, обеспечивает реализацию прав граждан на отдых, рекреацию, приобщение к культурно-историческим ценностям и иных прав при совершении путешествий.
Глава 1.Общие положения
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности Российской Федерации").
Законодательство Республики Ингушетия о туристской деятельности базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Конституции Республики Ингушетия и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность на территории Республики Ингушетия.
Основными задачами законодательства, регулирующего туристскую деятельность в Республике Ингушетия, являются: 1) формирование системы государственного регулирования туристской деятельности; 2) создание правовой, экономической, социальной и организационно-управленческой среды, благоприятной для развития туризма, обеспечение и защита прав граждан в сфере туризма; 3) обеспечение восстановления, сохранения и рационального использования национального, природного, исторического и культурного наследия для устойчивого развития туристской деятельности на территории Республики Ингушетия; 4) создание в Республике Ингушетия развитой туристской индустрии, соответствующей международным требованиям; 5) обеспечение безопасности в сфере туризма.
Глава 2.Государственное регулирование туристской деятельности
Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Ингушетия, являются: 1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития: 2) поддержка приоритетных направлений туристской деятельности; 3) формирование представления о Республике Ингушетия как о регионе, благоприятном для туризма; 4) создание условий для осуществления в Республике Ингушетия государственной поддержки и защиты туристов, туроператоров, турагентов к их объединений. 1.Основными целями государственного регулирования туристской деятельности в Республике Ингушетия являются: 1) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; 2) охрана окружающей природной среды; 3) создание условий для туристской деятельности, направленной на воспитание, культурное развитие, образование и оздоровление туристов; 4) создание, становление и развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан, проживающих в Республике Ингушетия, развитие международных контактов, рациональное использование национального, природного и культурного наследия, восстановление и сохранение объектов туристского показа. 2.Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
К полномочиям органов государственной власти Республики Ингушетия в области регулирования и управления туристской деятельностью относятся: 1) определение основных направлений развития туризма и координация деятельности в сфере туризма на территории Республики Ингушетия; 2) принятие нормативных правовых актов Республики Ингушетия, регулирующих вопросы туристской деятельности; 3) участие в разработке и реализации федеральных, а также республиканских целевых программ развития туризма; 4) содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; 5) защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; 6) содействие кадровому обеспечению в сфере туризма; 7) развитие научных исследований в сфере туризма; 8) создание условий для развития туристской индустрии; 9) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия. 1.Вопросы туристской деятельности на территории Республики Ингушетия координирует уполномоченный орган исполнительной власти по управлению туристской деятельностью в Республике Ингушетия (далее - уполномоченный орган). 2.К основным полномочиям уполномоченного органа относятся: 1) развитие международных и внешнеэкономических связей, обеспечение выполнения договоров и соглашений в сфере туризма, представление интересов республики в международных туристских организациях; 2) организация системы государственного учета и анализа, а также мониторинга деятельности туристских фирм и предприятий; 3) организация и обеспечение проведения научных исследований в целях расширения туристского потенциала Республики Ингушетия и повышение эффективности его использования, а также привлечение в установленном порядке для проработки вопросов в области туризма научных и иных организаций, ученых и специалистов; 4) создание совещательных органов (советы, комиссии), в том числе межведомственных, в целях создания благоприятных условий для осуществления туристской деятельности, развития туристской индустрии на территории Республики Ингушетия и обеспечения права граждан на отдых; 5) обеспечение мер по реализации федерального законодательства, а также настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Ингушетия в сфере туризма; 6) подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов Республики Ингушетия, регулирующих вопросы туристской деятельности; 7) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, а также республиканских целевых программ развития туризма; 8) координация работы в сфере туристской деятельности по вопросам, требующим участия государства или затрагивающим его интересы; 9) осуществление контроля за качеством туристских услуг, оказываемых субъектами туристской индустрии на территории Республики Ингушетия, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 10) ведение реестра туристских ресурсов Республики Ингушетия, осуществление государственного контроля за их рациональным использованием, реализация мер по их сохранению и восстановлению; 11) организация системы учета и анализа деятельности в сфере туризма; 12) согласование предоставления земельных участков из земель рекреационного назначения, находящихся в государственной собственности Республики Ингушетия, под строительство объектов туристской инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13) организация рекламно-информационного обеспечения продвижения республиканского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, а также проведение конференций, совещаний, семинаров, круглых столов, выставок-ярмарок и других мероприятий по вопросам туризма; 14) организация, координация и контроль над качеством системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма совместно с заинтересованными государственными органами и ведомствами; 15) проведение аттестации экскурсоводов и руководителей туристских групп; 16) разработка и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности туристов в Республике Ингушетия; 17) разработка совместно с иными заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Ингушетия правил и программ, направленных на охрану туристских ресурсов Республики Ингушетия; 18) получение от организаций, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и их ведомственной подчиненности, информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации по вопросам туристской сферы; 19) определение районов Республики Ингушетия, наиболее благоприятных для посещения; 20) организация и проведение массовых туристских мероприятий по видам туризма, в том числе горнолыжного и экстремальных видов, совместно с заинтересованными государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями; 21) восстановление традиционных и разработка новых туристских маршрутов.
Финансирование туристской деятельности в Республике Ингушетия может осуществляться за счет: 1) средств бюджета Республики Ингушетия; 2) средств бюджетов муниципальных образований; 3) внебюджетных средств; 4) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия.
Глава 3.Права и обязанности туриста
1.Правовое положение туриста, пребывающего на территории Республики Ингушетия или выезжающего за рубеж из Республики Ингушетия, определяется законодательством Российской Федерации, Республики Ингушетия и страны временного пребывания, а также международными и иными договорами и соглашениями Российской Федерации. 2.При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: 1) необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, о художественных, археологических, культурных ценностях, природных и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, о состоянии окружающей среды; 2) свободу передвижения по посещаемой местности, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; 3) обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; 4) возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта (далее - договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством российской Федерации; 5) содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; 6) беспрепятственный доступ к средствам связи. 1.Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
соблюдать правила въезда, временного пребывания в стране (месте) и выезда из страны (места) временного пребывания, а также в странах транзитного проезда;
соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Глава 4.Туристские ресурсы Республики Ингушетия
1.К туристским ресурсам Республики Ингушетия (далее - туристские ресурсы) относятся находящиеся на территории республики природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Для учета туристских ресурсов Республики Ингушетия создается реестр. 2.Режим использования туристских ресурсов регулируется соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Ингушетия.
Охрана туристских ресурсов, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Республики Ингушетия и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Республики Ингушетия с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере туризма.
Глава 5.Безопасность туризма
1.Под безопасностью туризма в соответствии с федеральным законодательством понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также не нанесения ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. 2.В соответствии с федеральным законодательством федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений. 3.в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе в соответствии с федеральным законодательством потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. 4.Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. 5.Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. 6.Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). 7.Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в соответствии с федеральным законодательством обязаны, незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. Правительство Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) по территории Российской Федерации. 8.Туристские группы и туристы, совершающие путешествие в условиях природной среды, обязаны уведомить поисково-спасательную службу. 9.В целях безопасности туристского отдыха туроператоры и турагенты должны обеспечить: 1) физическую, тактическую, техническую и специальную подготовку участников и руководителей походов; 2) разведку, разработку и оборудование трасс походов, прогулок, экскурсий, мест проведения туристских соревнований; 3) материально-техническое и медицинское обеспечение туристов и туристских групп; 4) организацию туристских консультаций, проверок и контроля; 5) оказание (при необходимости) оперативной помощи; 6) снабжение туристов исправным снаряжением и инвентарем; 7) обучение туристов приемам профилактики и защита от травм и несчастных случаев, проведение инструктажа по оказанию первой медицинской помощи, информирование об источниках опасности, обуславливаемых характером маршрута и поведением самих туристов, выдача рекомендаций о способах устранения источников опасности; 8) контроль за подготовкой туристов к путешествиям, походам, экскурсиям, соревнованиям и другим туристским мероприятиям; 9) разработку и реализацию специальных требований по обеспечению безопасности туристов при проведении походов по горным, лыжным, водным туристским маршрутам, а также при работе пассажирских канатных дорог.
Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Республики Ингушетия, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций республиканские органы государственной власти принимают меры по обеспечению защиты интересов туристов, выехавших за пределы Республики Ингушетия, в том числе меры по их эвакуации из страны (места) временного пребывания.
Глава 6.Международное и межрегиональное сотрудничество Республики Ингушетия в сфере туризма
1.Правительство Республики Ингушетия осуществляет регулярные связи с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации действий в сфере туризма и продвижения туристского продукта на российском туристском рынке, участвует в разработке и реализации комплексных программ по развитию туристской деятельности в Российской Федерации. 2.Правительство Республики Ингушетия заключает с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации' соглашения о сотрудничестве и единой политике в сфере туризма. 3.Органы государственной власти Республики Ингушетия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляют международные связи с органами государственной власти иных государств, а также заключают соглашения, направленные на развитие туристской деятельности: 1) об освоении туристских ресурсов, представляющих взаимный интерес; 2) об оказании взаимного содействия в подготовке профессиональных кадров в сфере туризма; 3) об обмене опытом работы между работниками туристской индустрии; 4) о проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма; 5) о систематическом обмене научными и учебными материалами; 6) по иным вопросам в сфере туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7.Заключительные положения
Нарушение законодательства о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Ингушетия
Ю.Б.ЕВКУРОВ
г. Магас
4 июля 2011 года
19-РЗ