Республика Ингушетия
Закон от 07 декабря 1996 года № 15-РЗ

Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
05 августа 1996 года
    В редакциях
  • от 04.12.2002 № 51-РЗ,
  • от 12.05.2003 № 25-РЗ,
  • от 09.07.2003 № 44-РЗ,
  • от 26.12.2007 № 56-РЗ,
  • от 03.10.2011 № 29-РЗ,
  • от 19.03.2012 № 5-РЗ,
  • от 09.10.2012 № 27-РЗ.
    Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Ингушетия как российских, так и иностранных инвестиций и их эффективного использования в целях ускорения структурной перестройки, стабилизации и роста эффективности экономической, социальной и духовной сфер, повышения уровня жизни населения республики.
    Инвестирование в Республике Ингушетия осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским законодательством в области инвестиционной деятельности.
    Абзац исключен
    Абзац исключен
    Инвестиционная деятельность осуществляется при соблюдении следующих основных принципов:
    - равенства прав всех инвесторов независимо от организационно-правовой нормы и формы собственности;
    - свободы гражданско-правового договора;
    - недопущения незаконного вмешательства в деятельность инвесторов;
    - предоставления гарантий и обеспечение надежной защиты имущественных и иных прав инвесторов;
    - привлечения в качестве инвестиций любых средств, не запрещенные действующим законодательством и международными обязательствами Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензия, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объект предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социально-экономического эффекта.
    Статья 3.1 Арендная плата за земельные участки Инвесторы, арендующие земельные участки на территории Республики Ингушетия, имеющие свидетельство соответствия статуса организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, внесенные в реестр организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, и заключившие инвестиционный договор с Республикой Ингушетия, уплачивают на срок реализации инвестиционного проекта арендную плату, сниженную на 95 процентов от размера арендной платы, установленной Правительством Республики Ингушетия за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Ингушетия или государственная собственность которых не разграничена, в части средств, зачисляемых в бюджет Республики Ингушетия.
    Инвестиционная деятельность есть процесс вложения инвестиций в объекты инвестирования, представляющий собой систему последовательных практических действий по осуществлению этих вложений в формах, предусмотренных настоящим Законом. Инвестиционная деятельность регулируется нормами гражданского законодательства.
    В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, другие участники инвестиционного процесса.
    Инвестиции могут вкладываться во вновь создаваемые, модернизируемые основные фонды, оборотные средства и фонды целевого назначения, ценные бумаги, научно-техническую продукцию, интеллектуальную собственность, землю и другие природные ресурсы республики в соответствии с установленном режимом их использования и целевым назначением.
    Запрещается инвестирование в объекты, создание, владение и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, экологических и иных норм, установленных действующим законодательством.
    Инвесторами являются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами в Республике Ингушетия могут быть обладающие статусом юридического лица органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные управлять соответственно государственной и муниципальной собственностью, российские юридические лица и граждане, которым федеральными законами и законами Республики Ингушетия не запрещено заниматься инвестиционной деятельностью.
    Инвесторами могут быть также иностранные государства и юридические лица, иностранные физические лица, международные организации. На территории республики могут создаваться и действовать коммерческие организации, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, с долевым участием иностранных инвесторов, их дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, филиалы и представительства.
    Имущество и финансовые средства, инвестируемые в Республике Ингушетия, могут объединяться с ресурсами других субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования проектов, в том числе межтерриториальных, социально-экономического и культурного развития.
    Использование инвестором имущественных и финансовых прав, интеллектуальной собственности применительно к объектам инвестиционной деятельности в формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации, признается его неотъемлемым правом и охраняется законом.
    Инвесторы вправе:
    - самостоятельно определять направления, формы и объемы инвестиций;
    - привлекать к инвестиционной деятельности на договорной основе граждан и юридических лиц при условии наличия у них лицензии на соответствующий вид деятельности;
    - приобретать необходимое им имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Российской Федерации;
    - приобретать государственные и муниципальные ценные бумаги в соответствии с действующим законодательством;
    - брать в аренду любые имущественные объекты, включая природные ресурсы;
    - владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций;
    - участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, включая объекты незавершенного капитального строительства на территории республики, в соответствии с действующим законодательством;
    - самостоятельно и на договорной основе устанавливать цены на продукцию (работы, услуги), за исключением случаев, когда цены регулируются органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    - свободно реинвестировать на территории республики полученную прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей;
    - по своему усмотрению осуществлять страхование имущества и рис ков;
    - использовать свою собственность для обеспечения всех видов обязательств;
    - требовать в установленном законом порядке возмещения причиненных убытков, включая упущенную выгоду;
    - осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
    Инвесторы обязаны:
    - иметь лицензию на право осуществления соответствующей деятельности;
    - выполнять требования государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, предъявляемых в пре делах их компетенции;
    - уплачивать установленные налоги и сборы;
    - в соответствии с установленным порядком предоставлять налоговым органам по месту их регистрации декларацию об источниках доходов и объемах осуществления инвестиций;
    - проводить экспертизу инвестиционных проектов;
    - соблюдать требования федерального и республиканского законодательства, а также международных договоров в области инвестиционной деятельности;
    - вести в соответствии с действующим законодательством и представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность.
    При нарушении законодательства или несоблюдении договорных обязательств инвесторы несут имущественную и иную ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Республики Ингушетия, а также заключенными договорами.
    Статья 9 Формы инвестиций
    Инвесторы могут осуществлять инвестирование путем:
    - создания и участия в функционировании хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных), полностью принадлежащих инвесторам;
    - долевого участия в коммерческих организациях, создаваемых и функционирующих совместно с юридическими и физическими лицами республики;
    - долевого участия в коммерческих организациях, создаваемых и функционирующих с участием иностранных государств, юридических лиц и граждан;
    - приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей (паев) в капитале предприятий, акций, облигаций и других ценных бумаг, иного имущества, которое в соответствии с федеральными законами и законами Республики Ингушетия может принадлежать российским и иностранным инвесторам;
    - участия в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
    - приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством;
    - образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации паевых инвестиционных фондов за счет средств инвесторов;
    - создания на территории Республики Ингушетия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и специализированных депозитариев инвестиционных фондов;
    - осуществления иных видов деятельности, не запрещенных законами Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Инвесторы могут вкладывать средства за счет передачи:
    - собственного имущества;
    абзац утратил силу
    - заемных финансовых средств (банковские и бюджетные кредиты, ссуды, займы и иные средства), а также привлеченных финансовых средств (средства, получаемые от передачи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц);
    - денежных средств, централизуемых объединениями (ассоциациями, союзами) предприятий в установленном порядке;
    - федеральных, республиканских и местных капитальных вложений в объемах, утвержденных соответствующими программами;
    - средств внебюджетных фондов, если это предусмотрено положениями о фондах;
    - средств иностранных инвесторов;
    - иных не запрещенных законами источников.
    Для инвестирования отдельных объектов, установления финансовых отношений между инвесторами могут создаваться кредитные союзы, общества взаимных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечение гарантий отечественным и иностранным инвесторам при создании (реконструкции) особо значимых для республики объектов осуществляется путем создания республиканского залогового фонда. При этом предметами залогов могут выступать финансовые средства, ценные бумаги, имущество.
    В целях активизации инвестиционной деятельности Правительство Республики Ингушетия формирует соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую приток инвестиций и гарантий инвесторам.
    Проектирование и строительство объектов для республиканских нужд, финансируемых из республиканского бюджета, осуществляется на основе организации подрядных торгов и контракта (договора), заключаемого с победителем на этих торгах. Подрядные торги проводятся в порядке, установленном федеральным законодательством.
    Средства, направляемые из республиканского бюджета на строительство объектов и создание производственных мощностей выделяются на конкурсной основе.
    В конкурсе могут участвовать юридические и физические лица.
    Информация о проведении инвестиционного конкурса публикуется в официальных печатных изданиях.
    Абзац утратил силу
    В целях финансирования конкретных инвестиционных проектов как доходных, так и ледоходных (несущих социальные функции) Правительство Республики Ингушетия вправе принимать решения о выпуске облигаций (ценных бумаг) определять условия, порядок выпуска, распространения и погашения этих облигаций.
    Обязательным условием выпуска облигаций является установление конкретных материальных гарантий, обеспечивающих безусловную ликвидность (погашение) облигаций. В этих целях Правительство Республики Ингушетия создает региональный залоговый фонд, формируемый за счет объектов республиканской собственности, а также республиканских внебюджетных и валютного фондов. Положение о залоговом фонде утверждается Правительством республики Ингушетия.
    Для стимулирования подготовленных с участием частных коммерческих организаций высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком окупаемости, как правило, не более двух лет создается специальный республиканский внебюджетный фонд. Средства фонда выделяются победителю конкурса проектов на получение капитальных вложений на строительство объектов и создание производственных мощностей, включенных в состав республиканских программ.
    К участию в конкурсе допускаются проекты, по которым из необходимых для их реализации ресурсов не менее 60-80 процентов составляют собственные и заемные средства самих частных инвесторов. При этом не менее 30 процентов должны составлять собственные средства частного инвестора.
    Инвесторы, осуществляющие инвестиции в объекты инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития народного хозяйства Республики Ингушетия, независимо от форм собственности имеют право на получение свидетельства соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия (далее - свидетельство).
    Наличие свидетельства, являющегося документом, подтверждающим вид деятельности инвестора по приоритетным направлениям развития народного хозяйства Республики Ингушетия, дает право на получение в установленном порядке государственной поддержки, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Выдача свидетельств осуществляется Министерством экономического развития Республики Ингушетия.
    Положение о порядке выдачи свидетельств и заключения соответствующих инвестиционных договоров разрабатывается Министерством экономического развития Республики Ингушетия совместно с Министерством финансов Республики Ингушетия и утверждается Правительством Республики Ингушетия.
    Министерство экономического развития Республики Ингушетия осуществляет контроль за исполнением инвесторами принятых на себя обязательств по реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития народного хозяйства Республики Ингушетия и не позднее 1 ноября текущего года представляет в Правительство Республики Ингушетия информацию о бюджетной эффективности реализуемых инвестиционных проектов Республики Ингушетия по состоянию на 1 октября текущего финансового года.
    Инвесторы, осуществляющие инвестиции в объекты инвестиционной деятельности, расположенные на территории Республики Ингушетия, независимо от форм собственности имеют право на получение свидетельства соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия (далее - свидетельство).
    Наличие свидетельства, являющегося документом, подтверждающим вид деятельности инвестора, дает право пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными действующим законодательством Республики Ингушетия.
    Выдача свидетельств осуществляется Министерством экономического развития Республики Ингушетия.
    Инвестор в обязательном порядке заключает с Министерством экономического развития Республики Ингушетия инвестиционный договор, определяющий сроки и условия реализации соответствующего инвестиционного проекта в день выдачи ему свидетельства.
    После заключения инвестиционного договора инвестор вносится в реестр организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, который ведет Министерство экономического развития Республики Ингушетия.
    Положение о порядке выдачи свидетельств и заключения соответствующих инвестиционных договоров разрабатывается Министерство экономического развития Республики Ингушетия совместно с Министерством финансов Республики Ингушетия и утверждается Правительством Республики Ингушетия.
    Министерство экономического развития Республики Ингушетия обязано уведомлять в письменной форме налоговые органы Республики Ингушетия о выдаче (аннулировании) свидетельства соответствующей организации.
    Статья 15.1 Формы государственного регулирования
    инвестиционной деятельности, осуществляемой по приоритетным направлениям развития народного хозяйства Республики Ингушетия
    Государственная поддержка инвесторов, реализующих инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития народного хозяйства Республики Ингушетия, осуществляется в форме предоставления:
    на конкурсной основе государственных гарантий Республики Ингушетия по привлекаемым инвестициям в соответствии с законодательством Республики Ингушетия;
    налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Республики Ингушетия;
    льгот по аренде недвижимого имущества Республики Ингушетия, в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;
    в иных формах, предусмотренных законодательством Республики Ингушетия.
    Российские и иностранные инвестиции на территории Республики Ингушетия пользуются правовой защитой, которая обеспечивается федеральным законодательством, настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации и Республики Ингушетия в области инвестиционной деятельности. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических и физических лиц.
    Положения настоящего Закона действуют на территории республики без какой-либо дискриминации применительно ко всем инвесторам.
    Правительство Республики Ингушетия может выступать в качестве гаранта:
    - по обязательствам российских юридических лиц, вытекающим из их отношений с инвесторами, в том числе гражданами, постоянно проживающими на территории Республики Ингушетия;
    - иностранных инвесторов;
    - инвестиционных ценных бумаг;
    Гарантии обеспечиваются соответственно республиканской и муниципальной собственностью, бюджетом, недвижимым и иным имуществом. В случае прекращения инвестиционной деятельности по причинам, от него не зависящим, инвестор имеет право в судебном порядке требовать возврата вложенных им инвестиционных средств и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме на момент прекращения инвестиционной деятельности, за исключением сумм и иных материальных ценностей, которые были использованы, утрачены в результате действий самого инвестора или действий, предпринятых с их участием.
    Доходы, полученные в результате инвестиционной деятельности, после уплаты установленных налогов и сборов могут свободно использоваться для дальнейшего инвестирования или в иных целях на территории республики, а также беспрепятственно переводиться за пределы республики, в том числе в иностранной валюте.
    Такими доходами могут, в частности, выступать:
    - доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов и других вознаграждений от предоставленного в пользование капитала;
    - суммы, выплачиваемые на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, относящихся к инвестициям, имеющим экономическую ценность;
    - суммы, полученные инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций.
    В случае принятия Главой Республики Ингушетия, Народным Собранием Республики Ингушетия и Правительством Республики Ингушетия нормативных актов, содержащих нормы, ухудшающие положение инвесторов и условия их хозяйствования, соответствующие нормы этих актов применяются в отношении инвестора, уже осуществляющего инвестиционную деятельность, только по истечении трех лет с момента вступления их в силу. Указанное положение не распространяется на изменение нормативных актов, касающихся обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, охраны окружающей среды, техники безопасности, нравственности и здоровья населения.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность инвесторов, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается законом и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.
    Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвестору. Убытки возмещаются гарантом с последующей компенсацией этих средств в бюджет за счет средств органов государственной власти и органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, виновных в причинении убытков.
    Споры инвесторов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, юридическими лицами, гражданами подлежат рассмотрению в установленном законом порядке в суде, арбитражном суде.
    Инвестиционные проекты, требующие предоставления гарантий Правительства Республики Ингушетия или участия в финансировании из средств бюджета республики, валютного и внебюджетного фондов, подлежат обязательной технико-экономической экспертизе в Правительстве Республики Ингушетия и ведомственной экспертизе отраслевых министерств.
    Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, проводится в порядке, установленном федеральным законодательством.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Предложить Главе Республики Ингушетия и Правительству Республики Ингушетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
    Президент
    Республики Ингушетии
    Р.АУШЕВ
    г. Назрань
    7 декабря 1996 года
    N 15-РЗ