Республика Ингушетия
Закон от 17 января 1999 года № 1-РЗ

О лекарственном обеспечении граждан на территории Республики Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
17 января 1999 года
  1. Глава I.Общие положения

  2. Целями настоящего Закона являются создание правовой базы для государственного регулирования деятельности в сфере лекарственного обеспечения и обеспечения изделиями медицинского назначения на территории Республики Ингушетия, установление порядка бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, лекарственного обеспечения за счет личных средств граждан.
    Законодательство Республики Ингушетия о лекарственном обеспечении граждан включает действующее федеральное и республиканское законодательство в сфере здравоохранения, обязательного и добровольного медицинского страхования граждан, установления льгот и гарантированных государственных минимальных социальных стандартов, настоящий Закон и издаваемые в соответствии с ним нормативные правовые акты в сфере лекарственного обеспечения граждан.
    В настоящем Законе применяются следующие понятия:
    1.Лекарственное обеспечение - обеспечение граждан и лечебно-профилактических организаций лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.
    2.Лекарственный стандарт - установленный в соответствующем порядке норматив использования лекарственных средств для лечения соответствующих заболеваний.
    3.Фармацевтическая организация - организация любой формы собственности, осуществляющая лекарственное обеспечение и имеющая лицензию на право заниматься фармацевтической деятельностью.
    4.Лечебно-профилактическое учреждение - организация любой формы собственности, осуществляющая деятельность по оказанию медицинской помощи гражданам и имеющая лицензию на право заниматься медицинской деятельностью.
    5.Поставщик лекарственных средств и изделий медицинского назначения - организация любой формы собственности, осуществляющая производство, закуп, реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения и имеющая соответствующую лицензию.
  3. Глава II.Организация лекарственного обеспечения граждан на территории Республики Ингушетия

  4. Лекарственное обеспечение граждан на территории Республики Ингушетия основывается на принципах:
    а) доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
    б) соответствия объема и качества лекарственного обеспечения потребностям граждан и лечебно-профилактических учреждений;
    в) фармакологической безопасности лекарственных средств;
    г) санитарно-гигиенической безопасности изделий медицинского назначения.
    Лекарственное обеспечение граждан подразделяется по видам финансирования - на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, на лекарственное обеспечение за счет личных средств граждан; по видам оказания медицинской помощи - на лекарственное обеспечение граждан, проходящих лечение в стационарных условиях, и на лекарственное обеспечение граждан, проходящих лечение в амбулаторных условиях.
    1.Бесплатное лекарственное обеспечение гарантируется:
    а) гражданам, проходящим лечение в государственных, муниципальных и иных лечебно-профилактических учреждениях, осуществляющих стационарную медицинскую помощь в соответствии с республиканской программой оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Республики Ингушетия, утверждаемой Правительством Республики Ингушетия;
    б) гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, в соответствии с целевыми программами, утверждаемыми Правительством Республики Ингушетия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия;
    в) гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    2.Льготное лекарственное обеспечение гарантируется гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    1.Лекарственное обеспечение за счет личных средств граждан осуществляется фармацевтическими организациями в установленном законодательством порядке.
    2.Лекарственное обеспечение граждан может осуществляться за счет личных средств граждан при оказании платных медицинских услуг, при лечении сверх объема республиканской программы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Республики Ингушетия, а также на основании договора добровольного медицинского страхования.
    1.Лекарственное обеспечение граждан, находящихся на лечении в условиях стационара, осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями.
    2.Лекарственное обеспечение лечебно-профилактических учреждений, оказывающих стационарную помощь, осуществляется Министерством здравоохранения Республики Ингушетия.
    3.Перечень и объем лекарственных средств для стационарной помощи определяются Министерством здравоохранения Республики Ингушетия на основании лекарственных стандартов, установленных действующим законодательством.
    4.Граждане, находящиеся на лечении в условиях стационара, имеют право на получение лекарственной помощи в необходимом объеме, устанавливаемом в соответствии с лекарственными стандартами.
    1.Лекарственное обеспечение граждан, проходящих лечение в амбулаторных условиях, осуществляется фармацевтическими организациями, а граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями, лечебно-профилактическими учреждениями.
    2.Перечень и объем лекарственных средств для лечения граждан в амбулаторных условиях определяются Министерством здравоохранения Республики Ингушетия в соответствии с лекарственными стандартами.
    3.Правила выписки рецептов и порядок отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из фармацевтических организаций регламентируются нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Ингушетия.
    4.Обязательный ассортимент лекарственных средств для оказания гарантированной лекарственной помощи гражданам при амбулаторном лечении, а также перечень лекарственных средств, подлежащих отпуску без рецептов врача, регламентируются нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Ингушетия.
    1.Бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями, осуществляет Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.
    2.Закупка лекарственных средств для данной категории граждан осуществляется на основе государственного заказа по минимальным ценам, определенным на основе маркетинговых исследований и закрепленных в тарифных соглашениях.
    3.Министерство здравоохранения Республики Ингушетия на основании договора поручает выполнение государственного заказа на лекарственные средства для лечения социально-значимых заболеваний поставщикам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, имеющим лицензию на производство или лицензию на право оптовой торговли лекарственными средствами, по результатам республиканских торгов (конкурсов).
    4.Обеспечение граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями, лекарственными средствами осуществляется через лечебно-профилактические учреждения, которые в установленном порядке ведут учет выданных лекарственных средств.
    1.Бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляется в специальных стационарных, амбулаторных, лечебно-профилактических организациях государственной и муниципальной форм собственности, оказывающих специализированную медицинскую помощь.
    2.Порядок бесплатного лекарственного обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, определяется целевыми программами по оказанию специализированной медицинской помощи, утверждаемыми Правительством Республики Ингушетия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    1.Группы населения и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, устанавливаются Правительством Республики Ингушетия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    2.Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и на льготных условиях, утверждается Правительством Республики Ингушетия.
    3.Перечень фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях, утверждается Правительством Республики Ингушетия по представлению Министерства здравоохранения Республики Ингушетия.
    4.Рецепты на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение выписываются Государственными и муниципальными медицинскими учреждениями в соответствии с лекарственными стандартами гражданам, имеющим право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение.
    5.Обеспечение фармацевтических организаций для отпуска лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях осуществляется путем:
    а) централизованных поставок на основании государственного заказа поставщиками, определенными на основе республиканских торгов;
    б) заключения государственными фармацевтическими организациями прямых договоров с поставщиками лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
    6.Оптовые цены на лекарственные средства, отпускаемые населению бесплатно или на льготных условиях при централизованных поставках, и розничные цены на указанные лекарственные средства при поставках на основе прямых договоров определяются тарифным соглашением.
    7.Порядок бесплатного и льготного лекарственного обеспечения граждан при амбулаторном лечении определяется Правительством Республики Ингушетия.
  5. Глава III.Компетенция органов Государственной власти, органов местного самоуправления и функции организаций в сфере лекарственного обеспечения граждан на территории Республики Ингушетия

  6. Лекарственное обеспечение граждан на территории Республики Ингушетия организуют Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, исполнительные органы местного самоуправления, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, лечебно-профилактические учреждения и фармацевтические организации.
    Народное Собрание - Парламент Республики Ингушетия принимает республиканские законы по вопросам лекарственного обеспечения граждан, вносит в них изменения, дополнения и осуществляет контроль за их исполнением.
    Правительство Республики Ингушетия:
    а) утверждает программу оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения граждан;
    б) формирует республиканскую конкурсную комиссию по проведению торгов (конкурсов) на закупку лекарственных средств и утверждает положение о ней;
    в) определяет объем финансирования лекарственного обеспечения граждан в рамках, предусмотренных республиканским законом о республиканском бюджете на соответствующий год, и осуществляет контроль за правильностью расходования финансовых средств;
    г) утверждает перечень фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях;
    д) определяет порядок создания и использования государственного резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
    Министерство здравоохранения Республики Ингушетия:
    а) разрабатывает и представляет на утверждение Правительству Республики Ингушетия программу оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения граждан на территории Республики Ингушетия;
    б) участвует в формировании рынка лекарственных средств;
    в) осуществляет в установленном порядке финансирование поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
    г) является государственным заказчиком централизованных поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения по итогам торгов (конкурсов);
    д) разрабатывает проекты нормативных правовых актов о порядке лекарственного обеспечения граждан;
    е) организует контроль за правильностью и обоснованностью выписки рецептов и отпуска лекарственных средств фармацевтическими организациями бесплатно и на льготных условиях в соответствии с законодательством;
    ж) обеспечивает контроль за выполнением номенклатуры и объема лекарственных средств, выделенных гражданам, проходящим лечение в условиях стационара;
    з) представляет Правительству Республики Ингушетия перечень фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях;
    и) создает и использует государственный резерв лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
    Исполнительные органы местного самоуправления:
    а) оказывают содействие муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям и фармацевтическим организациям в приобретении лекарственных средств;
    б) финансируют поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения граждан, проходящих лечение в условиях стационара, в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
    в) вносят предложения по определению фармацевтических организаций, обеспечивающих граждан лекарственными средствами бесплатно и на льготных условиях;
    г) содействуют развитию сети фармацевтических организаций, обеспечивающих доступность лекарственной помощи для граждан, проживающих на территории муниципального образования;
    д) организуют учет граждан, проживающих в муниципальном образовании, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно и на льготных условиях.
    Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия:
    - осуществляет финансирование (в том числе лекарственное обеспечение) услуг, оказываемых в лечебно-профилактических учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
    - осуществляет контроль за целевым использованием финансовых средств, выделенных на лекарственное обеспечение граждан Республики Ингушетия.
    Лечебно-профилактические учреждения:
    а) формируют заявки на необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с лекарственными стандартами;
    б) обеспечивают граждан, проходящих лечение в условиях стационара, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с номенклатурой и объемом, определенными лекарственными стандартами;
    в) своевременно заключают договоры с фармацевтическими организациями на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
    г) выписывают рецепты гражданам, в том числе имеющим право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение;
    д) представляют страховым медицинским организациям документы, подтверждающие обоснованность назначения лекарственных средств, в том числе отпускаемых бесплатно и на льготных условиях;
    е) ведут учет и организуют обеспечение лекарственными средствами граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями;
    ж) ведут учет и отчетность расходования лекарственных средств в установленном порядке.
    1.Фармацевтические организации в соответствии с лицензиями:
    а) обеспечивают закупку и наличие необходимого ассортимента лекарственных средств;
    б) обеспечивают наличие текущих запасов лекарственных средств, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях;
    в) обеспечивают изготовление лекарственных форм по рецептам и требованиям лечебно-профилактических учреждений;
    г) обеспечивают хранение, учет и реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения гражданам и лечебно-профилактическим учреждениям в соответствии с установленными правилами;
    д) своевременно отпускают гражданам лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с выписанными рецептами, ведут их учет и контроль;
    е) обеспечивают сохранность рецептов для отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе выданных бесплатно и на льготных условиях, в течение установленного срока;
    ж) несут ответственность за качество и фармакологическую безопасность реализуемых лекарственных средств, санитарно-гигиеническую безопасность изделий медицинского назначения;
    з) обеспечивают ввоз на территорию Республики Ингушетия и реализацию импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения по номенклатуре и объемам, определенным лицензиями, выдаваемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Ингушетия.
    2.Фармацевтические организации имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, закуп и реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения гражданам только в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность.
    Взаимодействие органов и организаций, участвующих в лекарственном обеспечении граждан, осуществляется путем:
    1) заключения соглашений, направленных на реализацию государственных программ по лекарственному обеспечению граждан;
    2) создания консультативных и иных совместных органов для решения вопросов и координации деятельности, проведения совместных мероприятий, направленных на организацию лекарственного обеспечения граждан;
    3) совместной разработки нормативных правовых актов по вопросам лекарственного обеспечения граждан;
    4) обмена информацией и предоставления необходимых сведений и оперативных данных по вопросам лекарственного обеспечения граждан.
  7. Глава IV.Порядок выбора поставщиков лекарственных средств и изделий медицинского назначения

  8. 1.Республиканская конкурсная комиссия по проведению торгов (конкурсов) на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения формируется Правительством Республики Ингушетия.
    2.Республиканская конкурсная комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, настоящим Законом и положением о ней, утверждаемым Правительством Республики Ингушетия.
    3.Претендентом на участие в торгах (конкурсах) может быть поставщик лекарственных средств и изделий медицинского назначения независимо от формы собственности, имеющий лицензию на производство или лицензию на право оптовой реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
    4.Республиканская конкурсная комиссия организует и проводит торги (конкурсы) и выявляет поставщика лекарственных средств и изделий медицинского назначения для государственных нужд.
    5.Республиканская конкурсная комиссия:
    а) определяет состав участников торгов (конкурсов);
    б) выбирает форму проведения торгов (конкурсов);
    в) осуществляет процедуру торгов (конкурсов) и их оформление;
    г) рассматривает апелляции в адрес конкурсной комиссии;
    д) принимает решение по итогам выполнения конкурсных обязательств участниками торгов (конкурсов) и представляет его на утверждение Правительству Республики Ингушетия;
    е) привлекает при необходимости специалистов иных компетентных организаций.
    6.Целью торгов (конкурсов) является выбор поставщиков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для фармацевтических и лечебно-профилактических учреждений.
    7.Основными принципами организации и проведения торгов (конкурсов) являются создание условий для всех участников и открытость его проведения.
  9. Глава V.Финансирование лекарственного обеспечения граждан на территории Республики Ингушетия

  10. Финансирование лекарственного обеспечения граждан основывается на принципах:
    а) защищенности соответствующих статей расходов на лекарственное обеспечение в бюджетах всех уровней;
    б) контроля за финансированием лекарственного обеспечения граждан;
    в) государственной финансовой поддержки лекарственного обеспечения граждан.
    1.Финансирование расходов по лекарственному обеспечению граждан, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия, осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов.
    2.Порядок финансирования расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение граждан утверждается Правительством Республики Ингушетия.
    1.Финансирование лекарственного обеспечения граждан, проходящих лечение в лечебно-профилактических учреждениях, осуществляется за счет федерального, республиканского и местного бюджетов.
    2.Финансирование лекарственного обеспечения граждан, проходящих лечение в лечебно-профилактических учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, на территории которого они проживают.
    2.Финансирование лекарственного обеспечения граждан, проходящих лечение в лечебно-профилактических учреждениях, финансируемых из Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, осуществляется в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия.
    1.Финансирование расходов на лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
    2.Порядок финансирования расходов на лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями, утверждается Правительством Республики Ингушетия с учетом положений настоящего Закона.
    1.Министерство здравоохранения Республики Ингушетия с целью оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, экстренной медицинской помощи при стационарном и амбулаторном лечении граждан, локализации и ликвидации эпидемий и стихийных бедствий создает резерв лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
    2.Финансирование расходов по созданию государственного резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
    1.Государственная финансовая поддержка лекарственного обеспечения граждан осуществляется путем:
    а) определения объема государственного заказа организациям, производящим лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
    б) выделения фармацевтическим организациям и производителям фармацевтической продукции, испытывающим недостаток в оборотных средствах, кредитов, предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики, Ингушетия.
    2.Правительство Республики Ингушетия устанавливает размер торговых надбавок к ценам отечественных производителей или поставщиков импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
  11. Глава VI.Государственный надзор и контроль за фармацевтической деятельностью

  12. 1.Государственное регулирование цен и тарифов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    2.Государственное регулирование закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд здравоохранения относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Ингушетия и осуществляется в рамках государственного заказа по следующим направлениям:
    а) централизованный закуп лекарственных средств для лечения граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями;
    б) закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного и бесплатного лекарственного обеспечения граждан при амбулаторном лечении;
    в) закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения для создания резервов для оказания экстренной помощи, локализации и ликвидации эпидемий и стихийных бедствий.
    3.Закуп лекарственных средств, изделий медицинского назначения на основе государственного заказа осуществляется только по результатам торгов (конкурсов).
    1.Государственный надзор за фармацевтической деятельностью лечебно-профилактических учреждений и фармацевтических организаций осуществляют Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, исполнительные органы местного самоуправления.
    2.Государственный контроль за качеством лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляют:
    а) контрольно-аналитические лаборатории;
    б) центры санитарно-эпидемиологического надзора.
    3.Фармацевтические организации ведут учет и отчетность по единым формам и правилам, предоставляют в установленные сроки и в определенных объемах статистическую и иную информацию в Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.
    Контроль за обеспечением граждан лекарственными средствами бесплатно и на льготных условиях осуществляют в пределах своей компетенции Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, исполнительные органы местного самоуправления, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, лечебно-профилактические учреждения.
  13. Глава VII.Заключительные положения

  14. Должностные лица, а также лица, осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в лечебно-профилактических учреждениях и фармацевтических организациях, допустившие нарушение, неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных настоящим Законом норм по порядку лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия, несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Магас
    17 января 1999 года
    N 1-РЗ