Республика Ингушетия
Закон от 23 апреля 2007 года № 10-РЗ

Об утверждении республиканской целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории Республики Ингушетия на 2007 — 2010 годы»

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
02 апреля 2007 года
    В редакции
  • от 20.01.2009 № 1-РЗ.
    Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории Республики Ингушетия на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа).
    Правительству Республики Ингушетия ежегодно предусматривать в законе Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год денежные средства для реализации Программы.
    Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    М.М.ЗЯЗИКОВ
    г. Магас
    23 апреля 2007 года
    N 10-РЗ
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
    СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
    НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
    ПАСПОРТ
    РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
    "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
    РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
  1. Наименование Программы      - республиканская   целевая  программа
                                  "Снижение    рисков    и   смягчение
                                  последствий чрезвычайных ситуаций на
                                  территории  Республики  Ингушетия на
                                  2007 - 2010 годы"
    Дата принятия решения       - май 2006 года
    о разработке Программы
    Государственный             - Правительство Республики Ингушетия
    заказчик Программы
    Основной разработчик        - Главное   управление    Министерства
    Программы                     Российской    Федерации   по   делам
                                  гражданской   обороны,  чрезвычайным
                                  ситуациям  и  ликвидации последствий
                                  стихийных   бедствий  по  Республике
                                  Ингушетия         (далее  -  Главное
                                  управление  МЧС России по Республике
                                  Ингушетия,  администрации  городов и
                                  районов Республики Ингушетии
    
    Цели и задачи               - последовательность  снижения  рисков
    Программы                     чрезвычайных   ситуаций,   повышение
                                  безопасности      населения        и
                                  защищенности    критически    важных
                                  объектов   от   угроз   чрезвычайных
                                  ситуаций природного  и  техногенного
                                  характера,   а   также   обеспечение
                                  необходимых       условий        для
                                  безопасности   и   жизнедеятельности
                                  населения       и        устойчивого
                                  социально - экономического  развития
                                  республики
    Объемы финансирования       - федеральный    бюджет - 187,4   млн.
    Программы                     рублей;
                                  республиканский   бюджет - 80,7 млн.
                                  рублей;
                                  всего - 268,1 млн. рублей
    Сроки и этапы               - 2007 - 2010 годы, в том числе:
    реализации Программы          I этап - 2007 - 2008 годы    - 137,4
                                  млн. рублей:
                                  из  федерального бюджета - 95,6 млн.
                                  рублей;
                                  из  республиканского  бюджета - 41,8
                                  млн. рублей;
                                  II   этап - 2009 - 2010   годы - 130,7
                                  млн. рублей:
                                  из  федерального бюджета - 91,8 млн.
                                  рублей;
                                  из  республиканского  бюджета - 38,9
                                  млн. рублей
    Ожидаемые результаты        - снижение   ущерба  от   чрезвычайных
    Программы                     ситуаций;
                                  снижение  количества  гибели  людей;
                                  снижение   количества  пострадавшего
                                  населения;
                                  снижение экономического ущерба;
                                  повышение              эффективности
                                  информационного обеспечения,  систем
                                  мониторинга     и    прогнозирования
                                  чрезвычайных ситуаций;
                                  повышение полноты мониторинга,
                                  повышение достоверности прогноза  на
                                  мероприятия     по    предупреждению
                                  чрезвычайных ситуаций.
                                  Переселение 160 семей из  оползневой
                                  зоны     города     Малгобека      и
                                  Малгобекского района
    Система организации         - Управление      и     контроль    за
    контроля за исполнением       реализацией   Программ   возлагается
    Программы                     на  Главное управление МЧС России по
                                  Республике Ингушетия.
                                  Ход  исполнения  Программы регулярно
                                  контролируется  и  заслушивается  на
                                  заседаниях        комиссии        по
                                  чрезвычайным ситуациям республики.
                                  Управление  Республики  Ингушетия по
                                  гражданской     обороне,    пожарной
                                  безопасности,    предупреждению    и
                                  ликвидации   чрезвычайных   ситуаций
                                  ежегодно   уточняет   показатели   и
                                  затраты   Программы, направляет свои
                                  предложения в Министерство экономики
                                  и      промышленности     Республики
                                  Ингушетия      по      корректировке
                                  мероприятий и сроков их исполнения
    
    Исполнители Программы       - Главное   управление   МЧС    России
                                  по  Республике            Ингушетия,
                                  Министерство           строительства
                                  Республики Ингушетия,  администрации
                                  городов    и    районов   Республики
                                  Ингушетии
  2. 1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
    Территория Республики Ингушетия богата разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена различным опасным природным явлениям: землетрясениям, оползням, селям, подтоплениям.
    Вся площадь Республики Ингушетия относится к 8-9 бальной зоне землетрясений.
    По индексу сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе. Площадь Республики Ингушетия занимает 3,6 тыс. км2, особенностью которой является горный рельеф местности.
    Режим активизации опасных геологических процессов на территории республики находится в прямой зависимости как от природных, так и от техногенных факторов.
    Существует также угроза наводнений, оползневых процессов, сходов селевых потоков в горной местности.
    Широко распространены в республике оползни. Опасность для населения и территорий до 2010 года будут представлять оползни Терского и Сунженского хребтов, которые представлены в основном оползнями-потоками с шириной от 2 до 200 м и длиной более 1 км.
    Проявление оползней на территории Терского хребта (селения Верхние Ачалуки и Нижние Ачалуки, ст. Вознесеновская) наблюдалось и ранее, но катастрофическая активизация проявилась весной 1989 года вследствие большого количества осадков. С 1989 по 1992 год развитие оползневых процессов продолжалось в основном в тех же очагах. Катастрофический характер активизация приняла весной 1993 года.
    Оползневые процессы продолжались и в летние периоды 1997 - 1998 годов.
    Вследствие бессистемной нефтедобычи и ущерба, причиненного природному ландшафту в течение десятилетий, на территории города Малгобека и Малгобекского района Республики Ингушетия возникали непоправимые нарушения экологии. В результате территория, изначально подверженная оползневой опасности, превратилась фактически в зону сплошных оползневых деформаций. Это привело к риску проживания людей в данном районе.
    Впервые оползневые процессы активизировались с 1983 года, нанося ущерб экономике и жилому фонду. Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрогеологии и инженерной геологии Государственного комитета недропользования Российской Федерации под руководством члена-корреспондента АЕН РФ профессора А.И.Шеко в 1993 году было проведено обследование оползневой зоны города Малгобека и Малгобекского района. По заключению Всероссийского научно-исследовательского института город Малгобек и Малгобекский район были отнесены к зоне стихийного бедствия.
    Государственным комитетом Республики Ингушетия по природным ресурсам совместно с Инженерным центром по оценке геологического и техногенного риска при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова в 1995 году были произведены изучения и оценка оползневой зоны города Малгобека и Малгобекского района.
    В результате этих исследований было сделано заключение о том, что проживание в оползневой зоне города Малгобека и Малгобекского района связано с высоким риском для жизни людей.
    Прогнозы специалистов Всероссийского научно-исследовательского института (1993 г.) и Инженерного центра по оценке геологического и техногенного риска при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова (1997 г.) о необратимом характере оползневых процессов полностью подтвердились.
    Другими опасными с точки зрения угрозы безопасности населению и хозяйственным объектам являются участки в верхней части села Галашки и Верхний Алкун.
    Одним из распространенных и ущербных техногенно-природных процессов является подтопление территорий, которые сложены лесовыми просадочными грунтами, способными при замачивании терять свою структурную прочность и уплотняться.
    Это приводит к переувлажнению грунтов и снижению их несущей способности, заболачиванию, затоплению подвальных помещений и подземных коммуникаций.
    Естественные просадочные формы отмечены в лесовых отложениях Алханчуртской долины Терского и Сунженского хребтов и на отдельных участках террас в удалении от гор.
    Просадки искусственного происхождения, отмеченные вдоль ирригационного Алханчуртского канала, его западной и восточной ветвей, выводят из эксплуатации значительную часть орошаемых площадей.
    В 2007 - 2010 годах прогнозируется дальнейшая активизация просадочных явлений в лесовых породах, возникающая от совместного действия замачивания и веса сооружения (город Новый Малгобек и поселок Новый Редант), что может привести к повреждению зданий и коммуникаций.
    По данным Государственного комитета по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Республики Ингушетия весенне-летнее половодье на реках Ингушетии начинается в конце апреля и заканчивается в конце сентября: продолжительность опасного периода составляет 130 дней.
    Выпадение интенсивных ливневых дождей и одновременное таяние снегов и ледников в горах могут привести к резким кратковременным подъемам уровня воды в реках - это пик паводкового сезона, который чаще всего приходится на май-июнь.
    Устройство берегозащитных сооружений, а также реконструкция существующих, строившихся как сооружения IV класса капитальности, на протяжении ряда лет в республике не осуществляется из-за сокращения объемов финансирования.
    Ежегодно в паводковый период происходит разрушение берегов рек Ассы и Сунжи в непосредственной близости от жилых строений населенных пунктов: сел Галашки, Мужичи, Барсуки, станиц Орджоникидзевская, Троицкая.
    Республика Ингушетия расположена на территории со множеством ярко выраженных природных опасностей, имеющих тенденцию к развитию.
    Учитывая сложное экономическое состояние республики, серьезность и непредсказуемость природных опасностей, грозящих катастрофическими последствиями, проводимые и планируемые в будущем превентивные мероприятия снижают степень риска чрезвычайных ситуаций, экономического ущерба и количество пострадавшего населения.
    2.Цели и задачи Программы
    Основными целями Программы являются:
    последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики.
    Основными задачами Программы являются:
    совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
    прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов и комплексных мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
    совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
    совершенствование системы подготовки населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    внедрение системы обязательного страхования за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов;
    развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания;
    информационная поддержка и создание инфраструктуры для непрерывного мониторинга и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, информирования органов власти и управления, специалистов и населения по вопросам управления рисками;
    координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования с учетом особенностей технологического содержания и технического обеспечения мероприятий и реализация сценариев реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на основе оценки экономической и социальной эффективности этих действий;
    реализация практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций или уменьшающих возможный ущерб.
    3.Ресурсное обеспечение, сроки и основные этапы реализации Программы
    Программа будет реализована в течение 4 лет в два этапа. Общий объем финансирования составит 268,1 млн. рублей:
    из федерального бюджета - 187,4 млн. рублей;
    из республиканского бюджета - 80,7 млн. рублей.
    Программа делится на два этапа:
    I этап - 2007 - 2008 годы;
    II этап - 2009 - 2010 годы.
    На первом этапе (2007 - 2008 годы) планируется финансирование:
    из федерального бюджета - 95,6 млн. рублей;
    из республиканского бюджета - 41,8 млн. рублей,
    в том числе:
    в 2007 году - 68,5 млн. рублей:
    из федерального бюджета - 47,9 млн. рублей;
    из республиканского бюджета - 20,6 млн. рублей;
    в 2008 году - 68,9 млн. рублей:
    из федерального бюджета - 47,7 млн. рублей;
    из республиканского бюджета - 21,2 млн. рублей.
    Наиболее важными из мероприятий Программы являются разработка и создание атласов природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Республике Ингушетия, основная часть работы будет выполнена на первом этапе.
    На втором этапе (2009-2010 годы) планируется финансирование:
    из федерального бюджета - 91,8 млн. рублей;
    из республиканского бюджета - 38,9 млн. рублей.
    Реализация второго этапа является решением поставленных задач данной Программы.
    4.Организация управления и контроль за реализацией Программы
    Управление и контроль за реализацией Программы возлагается на Управление Республики Ингушетия по гражданской обороне, пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ход исполнения Программы регулярно контролируется и заслушивается на заседаниях комиссии по чрезвычайным ситуациям республики. Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия ежегодно уточняет показатели и затраты Программы, направляет свои предложения в Министерство экономики Республики Ингушетия по корректировке мероприятий и сроков их исполнения.
    Отчетность о ходе реализации Программы и эффективность использования выделяемых на ее реализацию средств будут представляться в Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия и Министерство финансов Республики Ингушетия ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
    5.Эффективность Программы
    Реализация данной Программы позволит предупредить чрезвычайные ситуации, улучшит качество жизни населения путем снижения риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повысит до приемлемого уровня безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создаст условия, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию республики.
    Реализация данной Программы обеспечит снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории Республики Ингушетия.