Республика Ингушетия
Закон от 28 декабря 2001 года № 10-РКЗ

О Конституционном Суде Республики Ингушетия

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
28 декабря 2001 года
    В редакции
  • от 13.04.2012 № 1-РКЗ.
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ И СТАТУС СУДЕЙ
  1. Глава I.Общие положения

  2. Конституционный Суд Республики Ингушетия - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия определяются Конституцией Республики Ингушетия и настоящим Конституционным законом, а также Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
    В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения прямого действия Конституции Республики Ингушетия на всей территории Республики Ингушетия Конституционный Суд Республики Ингушетия:
    1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Ингушетия:
    а) республиканских законов, нормативных актов Президента Республики Ингушетия, Народного Собрания Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, уставов муниципальных образований;
    б) не вступивших в силу договоров Республики Ингушетия;
    2) разрешает споры о компетенции:
    а) между органами государственной власти Республики Ингушетия;
    б) между органами государственной власти Республики Ингушетия и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления;
    3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
    4) дает толкование Конституции Республики Ингушетия;
    5) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
    6) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Республики Ингушетия, федеральными законами и республиканским конституционным законом; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Ингушетия, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия решает исключительно вопросы права.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия при осуществлении конституционного судопроизводства не должен устанавливать и исследовать фактические обстоятельства во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
    По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает Регламент Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия состоит из 5 судей. Председатель, заместитель председателя и судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия назначаются на должность Народным Собранием Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей.
    Полномочия Конституционного Суда Республики Ингушетия не ограничены определенным сроком.
    Основными принципами деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
    Вступившие в законную силу решения Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Ингушетия. Решения Конституционного Суда Республики Ингушетия, принятые в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия независим в организационном, финансовом и материально - техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Республики Ингушетия производится за счет республиканского бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия средства, которыми Конституционный Суд Республики Ингушетия распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Республики Ингушетия не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
    Имущество, необходимое Конституционному Суду Республики Ингушетия для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является собственностью Республики Ингушетия.
    Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально - технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия, установленных настоящим Конституционным законом, не допускается.
  3. Глава II.Статус судьи конституционного суда Республики Ингушетия

  4. Судьей Конституционного Суда Республики Ингушетия может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией, не вызывающей сомнений в том, что назначение его судьей Конституционного Суда не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен, не имеющий заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, согласно утвержденному в установленном порядке перечню.
    Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Республики Ингушетия могут вноситься Президенту Республики Ингушетия депутатами Народного Собрания Республики Ингушетия, судебными органами и юридическими ведомствами, юридическими научными и учебными заведениями.
    Народное Собрание рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения представления Президента Республики Ингушетия.
    Каждый судья Конституционного Суда Республики Ингушетия назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа депутатов Народного Собрания.
    В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Республики Ингушетия представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Республики Ингушетия в Народное Собрание не позднее месяца со дня открытия вакансии.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
    Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия в порядке, установленном Народным Собранием, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия приносит перед Государственным флагом Республики Ингушетия присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Ингушетия, ничему и никому более, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть".
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия не может быть депутатом представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
    Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Ингушетия, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.
    Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия назначается на должность на срок десять лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия шестьдесят пять лет.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется шестьдесят пять лет.
    Независимость судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
    Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально - бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Республики Ингушетия предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия несменяем.
    Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Конституционным законом.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также за принятое Конституционным Судом Республики Ингушетия решение.
    Судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия пользуются равными правами.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда.
    Полномочия Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Конституционного Суда Республики Ингушетия устанавливаются настоящим Конституционным законом.
    Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия могут быть приостановлены в случаях, если:
    1) было дано согласие Конституционного Суда Республики Ингушетия на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
    2) решением суда, вступившим в законную силу, судья признан безвестно отсутствующим;
    3) судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации либо избрания его депутатом такого органа.
    Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия осуществляется по решению Конституционного Суда Республики Ингушетия, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда Республики Ингушетия, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи.
    Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
    Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия прекращаются по следующим основаниям:
    1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, установленного Конституцией Республики Ингушетия и настоящим Конституционным законом;
    2) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в должности;
    3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности или прекращения его полномочий в связи с переходом на другую работу либо по другим причинам;
    4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
    5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу, либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
    6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
    7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Республики Ингушетия, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
    8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
    9) признания судьи недееспособным либо ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    10) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
    11) смерти судьи.
    Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее шести месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
    Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия осуществляется по решению Конституционного Суда Республики Ингушетия, которое направляется Президенту Республики Ингушетия и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
    Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия принимается Конституционным Судом по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия, а полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия.
    Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Конституционного закона.
    Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Республики Ингушетия, имеющему стаж работы в должности судьи не менее двадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
    Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Республики Ингушетия по представлению Конституционного Суда Республики Ингушетия. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Конституционного Суда Республики Ингушетия ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из республиканского бюджета.
    На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Республики Ингушетия распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, его материального и социального - бытового обеспечения, установленные законодательством Российской Федерации.
  5. Глава III.Структура и организация деятельности конституционного суда Республики Ингушетия

  6. Конституционный Суд Республики Ингушетия рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    В пленарном заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года судью - секретаря Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Судья - секретарь Конституционного Суда Республики Ингушетия может по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия:
    1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Республики Ингушетия, созывает их и председательствует на них;
    2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Республики Ингушетия вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
    3) представляет Конституционный Суд Республики Ингушетия в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Республики Ингушетия выступает с заявлениями от его имени;
    4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Республики Ингушетия, назначает руководителя аппарата Конституционного Суда Республики Ингушетия и его заместителя, утверждает Положение об аппарате Конституционного Суда Республики Ингушетия и его штатное расписание;
    5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия издает приказы и распоряжения.
    Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье - секретарю Конституционного Суда Республики Ингушетия, к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
    Судья - секретарь Конституционного Суда Республики Ингушетия:
    1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда Республики Ингушетия;
    2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда Республики Ингушетия;
    3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Республики Ингушетия, и информирует Конституционный Суд Республики Ингушетия об их исполнении;
    4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Республики Ингушетия;
    5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    В Регламенте Конституционного Суда Республики Ингушетия на основе Конституции Республики Ингушетия и настоящего Конституционного закона устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Республики Ингушетия; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Республики Ингушетия; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
  7. Глава IV.Принципы конституционного судопроизводства

  8. Судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия и настоящим Конституционным законом.
    В своей деятельности судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
    Решения и другие акты Конституционного Суда Республики Ингушетия выражают соответствующую Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Ингушетия правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
    Судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Республики Ингушетия.
    Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Республики Ингушетия не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
    Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Республики Ингушетия коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии трех судей.
    Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
    Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Республики Ингушетия заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
    В заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
    Производство в Конституционном Суде Республики Ингушетия ведется на русском или ингушском языке.
    Участникам процесса, не владеющим русским или ингушским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
    Заседание Конституционного Суда Республики Ингушетия по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия до принятия решения по делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела.
    Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия.
  9. Глава V.Обращение в конституционный суд Республики Ингушетия

  10. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Ингушетия является обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Конституционного закона.
    Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия закон, иной нормативный акт, не вступивший в силу договор Республики Ингушетия или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Ингушетия.
    Обращение направляется в Конституционный Суд Республики Ингушетия в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
    В обращении должны быть указаны:
    1) Конституционный Суд Республики Ингушетия в качестве органа, в который направляется обращение;
    2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;
    3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
    4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
    5) нормы Конституции Республики Ингушетия и настоящего Конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия;
    6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Республики Ингушетия, подлежащем толкованию;
    7) конкретные, указанные в настоящем Конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Республики Ингушетия;
    8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Ингушетия;
    9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Республики Ингушетия;
    10) перечень прилагаемых к обращению документов.
    К направляемому в Конституционный Суд Республики Ингушетия обращению прилагаются:
    1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Республики Ингушетия, подлежащего толкованию;
    2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Республики Ингушетия в качестве представителя;
    3) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
    К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также другие документы и материалы.
    Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Республики Ингушетия с копиями в количестве пяти экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.
  11. Глава VI.Предварительное рассмотрение обращений

  12. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Республики Ингушетия, подлежат обязательной регистрации.
    В случаях, если обращение:
    1) явно не подведомственно Конституционному Суду Республики Ингушетия;
    2) по форме не отвечает требованиям настоящего Конституционного закона;
    3) исходит от ненадлежащего органа или лица, аппарат Конституционного Суда Республики Ингушетия уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Республики Ингушетия решения по этому вопросу.
    Заявитель после устранения недостатков, указанных в пункте 2 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия.
    В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Республики Ингушетия, аппарат Конституционного Суда Республики Ингушетия может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
    Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Республики Ингушетия, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее одного месяца со дня регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Республики Ингушетия.
    Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Республики Ингушетия по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Республики Ингушетия в пленарном заседании не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).
    О принятом Конституционным Судом Республики Ингушетия решении уведомляются стороны.
    В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Республики Ингушетия может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого договора Республики Ингушетия до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Ингушетия.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
    1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Ингушетия;
    2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Конституционного закона не является допустимым;
    3) по предмету обращения Конституционным Судом Республики Ингушетия ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
    В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Ингушетия производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
    Обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.
  13. Глава VII.Общие процедурные правила рассмотрения дел в конституционном суде Республики Ингушетия

  14. Пленарные заседания Конституционного Суда Республики Ингушетия созываются Председателем Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    В пленарных заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия применяется единый порядок рассмотрения вопросов, если иное не установлено настоящим Конституционным законом или Регламентом Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия принимается Конституционным Судом Республики Ингушетия не позднее чем через десять дней после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.
    Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд Республики Ингушетия может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
    Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Республики Ингушетия назначает одного или нескольких судей - докладчиков.
    При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья - докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Республики Ингушетия истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья - докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
    Требования Конституционного Суда Республики Ингушетия о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда Республики Ингушетия должны быть рассмотрены, и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Республики Ингушетия в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Республики Ингушетия.
    Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда Республики Ингушетия, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств республиканского бюджета в порядке, установленном Правительством Республики Ингушетия.
    Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
    Уведомление о заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за семь дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.
    Объявления о заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.
    Участниками процесса в Конституционном Суде Республики Ингушетия считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
    Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:
    1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Республики Ингушетия обращение;
    2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
    3) государственные органы и органы местного самоуправления, компетенция которых оспаривается.
    Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой депутат Народного Собрания Республики Ингушетия из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие высшее юридическое образование, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
    Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
    Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Республики Ингушетия, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Республики Ингушетия не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
    Заседания Конституционного Суда Республики Ингушетия проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Конституционным законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия с согласия Конституционного Суда Республики Ингушетия может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре.
    Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Республики Ингушетия и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
    Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
    Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда Республики Ингушетия может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
    На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников аппарата Конституционного Суда Республики Ингушетия, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.
    Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
    1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
    2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
    Отстранение судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда Республики Ингушетия, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.
    В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Республики Ингушетия и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.
    Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд Республики Ингушетия признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
    Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность
    Председательствующий в заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
    Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Республики Ингушетия в том же заседании.
    В заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.
    Протокол пленарного заседания подписывается Председателем и судьей - секретарем Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда Республики Ингушетия и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей - докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме.
    Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия дела начинается с сообщения судьи - докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье - докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    По окончании выступления судьи - докладчика Конституционный Суд Республики Ингушетия заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
    Установленный решением Конституционного Суда Республики Ингушетия порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Республики Ингушетия. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Республики Ингушетия по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Республики Ингушетия безотлагательно.
    Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд Республики Ингушетия найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд Республики Ингушетия назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается с начала или с момента, на котором оно было отложено.
    В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда Республики Ингушетия, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.
    Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде Республики Ингушетия для политических заявлении и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса должностных лиц и граждан.
    Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Республики Ингушетия в полном объеме.
    После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Республики Ингушетия и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Республики Ингушетия также экспертами.
    В заседание Конституционного Суда Республики Ингушетия может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей - докладчиком либо Конституционным Судом Республики Ингушетия.
    Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
    Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Республики Ингушетия знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
    После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Республики Ингушетия и сторон.
    При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда Республики Ингушетия, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
    Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
    Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Республики Ингушетия обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Республики Ингушетия и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
    В заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
    Документы, исследованные Конституционным Судом Республики Ингушетия, подлежат по решению Конституционного Суда Республики Ингушетия приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.
    По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд Республики Ингушетия может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
    Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом Республики Ингушетия.
    Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд Республики Ингушетия признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.
    По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, или не вступившим в силу договором Республики Ингушетия, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции Республики Ингушетия или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.
    После признания Конституционным Судом Республики Ингушетия исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.
    Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Республики Ингушетия в закрытом совещании.
    В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда Республики Ингушетия, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
    В ходе совещания судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
    В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.
    Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
  15. Глава VIII.Решения конституционного суда Республики Ингушетия

  16. Итоговое решение Конституционного Суда Республики Ингушетия по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 настоящего Конституционного закона именуется постановлением. Постановления Конституционного Суда выносятся именем Республики Ингушетия.
    Все иные решения Конституционного Суда Республики Ингушетия, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
    В заседаниях Конституционного Суда Республики Ингушетия принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Конституционным законом.
    В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, не вступившего в силу договора Республики Ингушетия голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения о толковании Конституции Республики Ингушетия и по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
    Решения Конституционного Суда Республики Ингушетия должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Республики Ингушетия.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Республики Ингушетия при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
    Постановления и заключения Конституционного Суда Республики Ингушетия излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.
    Определения Конституционного Суда Республики Ингушетия оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Конституционным законом или решением Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    В решении Конституционного Суда Республики Ингушетия, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
    1) наименование решения, дата и место его принятия;
    2) персональный состав Конституционного Суда Республики Ингушетия, принявший решение;
    3) необходимые данные о сторонах;
    4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
    5) нормы Конституции Республики Ингушетия и настоящего Конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Республики Ингушетия вправе рассматривать данный вопрос;
    6) требования, содержащиеся в обращении;
    7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;
    8) нормы Конституции Республики Ингушетия и настоящего Конституционного закона которыми руководствовался Конституционный Суд Республики Ингушетия при принятии решения;
    9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Республики Ингушетия решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
    10) формулировка решения;
    11) указание на окончательность и обязательность решения;
    12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
    Итоговое решение Конституционного Суда Республики Ингушетия подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия, не согласный с решением Конституционного Суда Республики Ингушетия, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Судья Конституционного Суда Республики Ингушетия, голосовавший за принятое постановление по существу рассматриваемого Конституционным Судом Республики Ингушетия вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Республики Ингушетии не позднее трех дней после его подписания.
    Постановления Конституционного Суда Республики Ингушетия не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
    судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия;
    сторонам судебного заседания;
    Президенту Республики Ингушетия, Народному Собранию Республики Ингушетия и Правительству Республики Ингушетия;
    Верховному Суду Республики Ингушетия, Арбитражному Суду Республики Ингушетия, прокурору Республики Ингушетия, Министру юстиции Республики Ингушетия.
    Решения Конституционного Суда Республики Ингушетия могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
    Постановления Конституционного Суда Республики Ингушетия подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия. Решения Конституционного Суда Республики Ингушетия публикуются также при необходимости и в иных изданиях.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Республики Ингушетия о признании акта неконституционным не может быть преодолен повторным принятием этого же акта.
    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Республики Ингушетия и не вступившие в силу договоры Республики Ингушетия не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях.
    В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Республики Ингушетия.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
    Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Республики Ингушетия влечет ответственность, установленную федеральным законом и законом Республики Ингушетия.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.
    Решение Конституционного Суда Республики Ингушетия может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Республики Ингушетия в пленарном заседании, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия, других органов и лиц, которым оно направлено.
    Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Республики Ингушетия рассматривается в пленарном заседании с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
    О разъяснении решения Конституционного Суда Республики Ингушетия выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ
  17. Глава IX.Рассмотрение дел о соответствии конституции республики Ингушетия нормативных актов органов государственной власти Республики Ингушетия

  18. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия с запросом о проверке конституционности указанных в статье 96 (часть 2) Конституции Республики Ингушетия нормативных актов органов государственной власти обладают Президент Республики Ингушетия, Народное Собрание Республики Ингушетия, не менее одной трети депутатов Народного Собрания, Правительство Республики Ингушетия, Верховный Суд Республики Ингушетия, Арбитражный Суд Республики Ингушетия, районные суды, прокурор Республики Ингушетия, органы местного самоуправления.
    Запрос в Конституционный Суд Республики Ингушетия о проверке конституционности нормативного акта, органов местного самоуправления либо отдельных его положений допустим, если заявитель считает его не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Республики Ингушетия.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия устанавливает соответствие Конституции Республики Ингушетия нормативных актов:
    1) по содержанию норм;
    2) по форме нормативного акта;
    3) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие;
    4) с точки зрения установленного Конституцией Республики Ингушетия разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
    5) с точки зрения установленного Конституцией Республики Ингушетия разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Ингушетия;
    6) с точки зрения разграничения полномочий между органами государственной власти Республики Ингушетия и органами местного самоуправления, установленного Конституцией Республики Ингушетия.
    По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает одно из следующих Постановлений:
    1) о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Республики Ингушетия;
    2) о признании нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Ингушетия.
    Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Ингушетия является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
  19. Глава X.Рассмотрение дел о соответствии конституции республики Ингушетия не вступивших в силу договоров республики Ингушетия

  20. Статья 84 Право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия
    Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу договора Республики Ингушетия обладают органы и должностные лица, указанные в статье 96 Конституции Республики Ингушетия.
    Запрос по проверке конституционности не вступившего в силу договора Республики Ингушетия допустим, если заявитель считает его не подлежащим введению в действие и применению в Республике Ингушетия из-за его несоответствия Конституции Республики Ингушетия.
    Пределы проверки Конституционным Судом Республики Ингушетия соответствия Конституции Республики Ингушетия не вступившего в силу договора устанавливаются статьей 82 настоящего Конституционного закона.
    По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу договора Республики Ингушетия Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает одно из следующих решений:
    1) о признании не вступившего в силу договора Республики Ингушетия либо отдельных его положений соответствующими Конституции Республики Ингушетия;
    2) о признании не вступившего в силу договора Республики Ингушетия, либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Ингушетия.
    С момента провозглашения постановления Конституционного Суда Республики Ингушетия о признании не соответствующими Конституции Республики Ингушетия не вступившего в силу договора Республики Ингушетия либо отдельных его положений договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть утвержден и не может вступить в силу для Республики Ингушетия иным образом.
  21. Глава XI.Рассмотрение дел по спорам о компетенции утратила силу.

  22. Глава XII.Рассмотрение дел о Конституционности законов и иных нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и Свобод Граждан

  23. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом или иным нормативным актом Республика Ингушетия, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в настоящем Конституционном законе.
    К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 36 настоящего Конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона или иного нормативного акта при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом рассматривающим дело.
    Жалоба на нарушение законом или иным нормативным актом Республики Ингушетия конституционных прав и свобод допустима, если:
    1) закон или иной нормативный акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;
    2) закон или иной нормативный акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом или иным нормативным актом Республики Ингушетия конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу.
    Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон или иной нормативный акт, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом Республики Ингушетии в порядке, установленном федеральным законом.
    Пределы проверки Конституционным Судом Республики Ингушетии соответствия Конституции Республики Ингушетия закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан, устанавливаются статьей 82 настоящего Конституционного закона.
    По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом или иным нормативным актом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Республики Ингушетии принимает одно из следующих решений:
    1) о признании закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия либо отдельных его положений соответствующими Конституции Республики Ингушетия;
    2) о признании закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Ингушетия.
    В случае, если Конституционный Суд Республики Ингушетия признал закон или иной нормативный акт Республики Ингушетия, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
    В случае признания закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия либо их отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Ингушетия судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке.
  24. Глава XIII.Рассмотрение дел о Конституционности законов и иных нормативных актов Республики Ингушетия по запросам судов

  25. Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Республики Ингушетия закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия, примененного или подлежащего применению в указанном деле, вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Ингушетия с запросом о проверке конституционности данного закона.
    Запрос суда допустим, если закон или иной нормативный акт Республики Ингушетия применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
    В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Республики Ингушетия и до принятия постановления Конституционного Суда Республики Ингушетия производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения могут приостанавливаться в порядке, установленном федеральным законом.
    Пределы проверки Конституционным Судом Республики Ингушетия соответствия Конституции Республики Ингушетия закона или иного нормативного акта, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 82 и 96 настоящего Конституционного закона.
  26. Глава XIV.Рассмотрение дел о толковании конституции республики Ингушетия

  27. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия с запросом о толковании Конституции Республики Ингушетия обладают органы и должностные лица, указанные в статье 96 Конституции Республики Ингушетия.
    Толкование Конституции Республики Ингушетия, данное Конституционным Судом Республики Ингушетия, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Деятельность Конституционного Суда Республики Ингушетия обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Республики Ингушетия и иных подразделений.
    Секретариат Конституционного Суда Республики Ингушетия осуществляет организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Республики Ингушетия, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Республики Ингушетия в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Республики Ингушетия; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Республики Ингушетия. Иные подразделения аппарата осуществляют материально - техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия в пределах сметы расходов утверждает структуру, штатное расписание и Положение об аппарате Конституционного Суда Республики Ингушетия.
    Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда Республики Ингушетия, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о государственной службе Республики Ингушетия, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.
    Официальном изданием Конституционного Суда Республики Ингушетия является "Вестник Конституционного Суда Республики Ингушетия".
    Конституционный Суд Республики Ингушетия имеет печать с изображением Государственного герба Республики Ингушетия и своим наименованием.
    На здании, занимаемом Конституционным Судом Республики Ингушетия, поднимаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный флаг Республики Ингушетия.
    В зале заседаний Конституционного Суда Республики Ингушетия помещаются изображение Государственного герба Республики Ингушетия и Государственный флаг Республики Ингушетия, а также Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.
    В служебном помещении судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия устанавливается Государственный флаг Республики Ингушетия.
    Судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия заседают в мантиях.
    Удостоверения судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия подписываются и вручаются Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия в соответствии с положением, утверждаемым Народным Собранием Республики Ингушетия.
    Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Республики Ингушетия является столица Республики Ингушетия город Магас.
    Заседания Конституционного Суда Республики Ингушетия проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный Суд Республики Ингушетия может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.
    Конституционный Суд Республики Ингушетия должен быть сформирован не позднее чем через три месяца после вступления в силу настоящего Конституционного закона.
    1.Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Магас
    28 декабря 2001 года
    N 10-РКЗ