Республика Ингушетия
Закон от 20 февраля 1995 года № 1-РЗ

Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
05 января 1995 года
    В редакциях
  • от 15.02.2005 № 6-РЗ,
  • от 16.07.2007 № 27-РЗ,
  • от 16.11.2009 № 50-РЗ.
    В Республике Ингушетия памятники истории и культуры являются достоянием всех населяющих ее территорию народов.
    Памятники истории и культуры отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю ингушского народа. В них воплощены выдающиеся события прошлых лет.
    Памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования чувства патриотизма, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
    Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций, а также отдельных граждан и их объединений. Республика Ингушетия создает все условия для сохранения и эффективного использования памятников истории и культуры в интересах народа. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - свидетельство уважения к историческому прошлому народов республики, долг и обязанность каждого гражданина.
    Настоящий Закон призван обеспечивать охрану и использование памятников истории и культуры, дальнейшее укрепление законности в этой области.
  1. Раздел IОбщие положения

  2. Памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими и культурными событиями в жизни народа, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
    Все памятники истории и культуры, как ранее известные, так и вновь выявленные, находящиеся на территории Республики Ингушетия, охраняются законом.
    Республиканское законодательство об охране памятников истории и культуры регулирует общественные отношения в области охраны и реставрации памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах образования и воспитания граждан Республики Ингушетия.
    Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Республики Ингушетия.
    Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности Республики Ингушетия, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
    Отношения в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регулируются настоящим Законом в соответствии с федеральным законодательством.
    Историко-культурное наследие народа Республики Ингушетия, равно как и ценности, хранящиеся в государственных хранилищах, а также помещения и здания, где они расположены, приватизации не подлежат.
    Не допускается продажа, передача в аренду или иные виды пользования земель, зданий и сооружений, иных недвижимых объектов государственных заповедников.
    Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, поступает в собственность государства соответственно существующему законодательству.
    Обмен, продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры, принятых на учет или вновь выявленных, допускается только с обязательным предварительным уведомлением и при непосредственном участии государственных органов охраны памятников. При продаже памятников государство имеет преимущественное право покупки.
    К памятникам истории и культуры Республики Ингушетия относятся:
    1.Памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важными историческими событиями в жизни народов республики, с жизнью и деятельностью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, развитием науки и техники, культуры и быта, а также места погребений, отдельные надгробные памятники, другие знаки.
    2.Утратил силу
    3.Памятники градостроительства и архитектуры - башенные архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, святилища и другие культовые здания с их культурными слоями, улицы и площади, связанные со значительными историческими событиями в жизни народов республики, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской и промышленной архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.
    4.Памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.
    5.Документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звуко- и видеозаписи, видеозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания, в том числе и периодической печати.
    6.К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
  3. Раздел IIГосударственное управление и контроль в области охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, участие предприятий, организаций и граждан в охране и использовании памятников

  4. Государственное управление в области охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в Республике Ингушетия осуществляется Правительством Республики Ингушетия в лице Министерства культуры и специально уполномоченных на то органов охраны памятников; органами административно-территориальной государственной структуры в соответствии с настоящим Законом и другими юридическими актами, действующими на территории Республики Ингушетия.
    Министерство культуры Республики Ингушетия, созданные при нем специальные научно-производственные центры, отделы и общества, местные административные органы в лице отделов культуры в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры; привлекают государственные, общественные организации и отдельных специалистов к изучению, охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры; финансируют на долевом участии эти работы, обеспечивают соблюдение данного Закона в той его части, которая относится к их компетенции.
    Государственный контроль за охраной, реставрацией и использованием памятников истории и культуры имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, ведомствами, государственными и общественными организациями, отдельными гражданами и их объединениями устанавливаемых настоящим Законом обязанностей по соблюдению порядка охраны, изучения, использования, выявления, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также иных правил, предусмотренных законодательством Республики Ингушетия и Российской Федерации.
    Государственный контроль за охраной, реставрацией и использованием памятников истории и культуры осуществляется Правительством Республики Ингушетия в лице Министерства культуры и его подразделений в пределах прав, предоставленных им настоящим Законом, другими юридическими актами и распоряжениями, относящимися к сфере их деятельности.
    В целях улучшения охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры при районных отделах культуры на общественной основе создаются комиссии содействия охране памятников истории и культуры из компетентных дипломированных специалистов, представителей органов охраны памятников, учреждений науки, культуры и религии.
    Общественные организации, научные общества, творческие союзы, отдельные граждане и их объединения обязаны оказывать всемерное содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации памятников истории и культуры, распространению знаний о них.
    Предприятия, учреждения и организации по согласованию и под контролем государственных органов охраны памятников могут устанавливать шефство над памятниками истории и культуры в целях обеспечения их сохранности и рационального использования.
  5. Раздел IIIГосударственный учет памятников истории и культуры

  6. Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету.
    Учет и регистрация памятников истории и культуры проводятся специально уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления.
    В целях организации учета и охраны памятников истории и культуры и исходя из их историко-культурной ценности, памятники подразделяются на памятники международного, общероссийского, республиканского или местного значения.
    Отнесение памятников истории и культуры к категориям памятников международного или всероссийского значения производится Правительством Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации по представлению Правительства Республики Ингушетия в лице Министерства культуры Республики Ингушетия.
    Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категориям памятников республиканского и местного значения производится Правительством Республики Ингушетия по представлению Министерства культуры Республики Ингушетия, основанном на заключении специальной комиссии по оценке значимости памятника истории и культуры.
    Памятники истории и культуры, категория которых утверждена Правительством Республики Ингушетия, заносятся в реестр памятников по разделам согласно ст. 6 настоящего Закона.
    Государственный учет памятников истории культуры, находящихся в музеях, библиотеках, архивах, других учреждениях и организациях, производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
    Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету.
    Граждане, в личной собственности которых находятся памятники истории и культуры, обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников согласно настоящему Закону.
  7. Раздел IVПорядок использования и условия обеспечения сохранности памятников истории и культуры

  8. Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, и патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.
    Использование памятников истории и культуры в хозяйственных и иных целях допускается, если это не наносит ущерба сохранности памятников и их охранных зон и не нарушает их историко-художественной ценности. Решение о целесообразности и возможности использования памятника истории и культуры, его охранной зоны принимается только на основании представления государственного органа охраны памятников Министерству культуры и учреждается Правительством Республики Ингушетия в виде отдельных постановлений по каждому памятнику.
    Договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, для заключения договоров аренды зданий и сооружений и с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
    Денежные средства, поступающие от использования памятников истории и культуры и их охранных зон, взносы от государственных, частных организаций и отдельных лиц, а также средства, поступающие в виде компенсации за нарушение или разрушение памятников и их охранных зон, зачисляются на специальные счета государственных органов охраны памятников Министерства культуры и расходуются на мероприятия по охране, реставрации, консервации и использованию памятников истории и культуры.
    Денежные средства, выделяемые из бюджета республики, а также иные финансовые поступления используются только по целевому назначению на реставрацию, консервацию, охрану памятников.
    Предприятия, учреждения, организации, а также частные лица и их объединения, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры и их охранные зоны, несут ответственность за их сохранность и обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников.
    Памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятия, учреждения, организации, частных лиц и их объединений в судебном порядке по представлению органа исполнительной власти Республики Ингушетия, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия.
    Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляется только с ведома и под постоянным контролем государственных органов охраны памятников.
    Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников, а также проектно-сметная документация о производстве строительных, мелиоративных, дорожных, геолого-разведочных, иных работ на землях, где установлено нахождение или предполагается обнаружение памятников истории и культуры в обязательном порядке подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников до начала этих работ и утверждаются в установленном порядке.
    Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.
    Научно-изыскательские и охранно-спасательные работы производятся научно-исследовательскими учреждениями соответствующего профиля, научно-производственными центрами, другими объединениями, отдельными гражданами при наличии лицензии на производство подобных работ.
    Все виды работ осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств государственных органов охраны памятников.
    В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
    Проекты планировки, генеральные планы застройки должны предусматривать охранные зоны регулирования застройки, зоны охраняемого природного ландшафта и обязаны пройти экспертизу в государственных органах охраны памятников.
    Комплексы памятников истории и культуры, архитектурные ансамбли в их охранных зонах, представляющие особую историческую, художественную или иную культурную ценность, решением Правительства Республики Ингушетия по представлению Министерства культуры Республики Ингушетия могут быть объявлены историко-культурными заповедниками.
    Объявленные историко-культурные заповедники охраняются на основании соответствующих положений, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Республики Ингушетия.
    Вновь выявленные памятники истории и культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, подлежат учету и охране в порядке, определяемом федеральным законом и настоящим Законом.
    Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Исключение может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства РИ и РФ соответственно в отношении памятников республиканского и общероссийского значения.
    Предприятие, учреждение, организация, получившие такое разрешение, обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия, а соответствующий государственный орган охраны памятников обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников.
    Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет предприятия, учреждения, организации, получивших разрешение на снос или изменение памятника.
    Абзац утратил силу
    Работы, производимые в опасной близости от памятников истории и культуры, в пределах их охранных зон, запрещены. Земельные участки с памятниками истории и культуры, в пределах их охранных зон, должны быть выведены из производственной и другой хозяйственной деятельности по согласованию с органами охраны памятников и соответствующими законодательными и исполнительными органами государственной власти Республики Ингушетия, в территориальном ведении которых они (памятники) находятся.
    Предприятия, учреждения и организации, а также частные лица и их объединения в случае обнаружения или разрушения в процессе ведения работ археологических памятников, других объектов, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, обязаны приостановить дальнейшее производство работ, угрожающих памятнику, и сообщить об этом в государственные органы охраны памятников. Возобновление работ на объекте возможно только после устранения непосредственной угрозы памятнику.
    Правительство Республики Ингушетия, районные и местные администрации вправе ограничить или запретить движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через их охранные зоны, если создается угроза для существования памятников.
    Ведение специальных охранно-спасательных археологических работ по выявлению и изучению памятников истории и культуры в Республике Ингушетия допускается только при наличии разрешения (открытого листа), выдаваемого сроком не более чем на один год на проведение археологических разведок и раскопок, в порядке, установленном федеральным законодательством.
    Выявленные в процессе работ культурные ценности сдаются в государственные хранилища в соответствии с федеральным законодательством.
    Собирание древних предметов, документальных источников, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства учреждениями, организациями, частными лицами или их объединениями допускается только при наличии специальных разрешений, выдаваемых и регистрируемых в установленном порядке.
    Специальные разрешения на собирание памятников истории и культуры учреждениям, организациям, частным лицам или их объединениям выдаются Государственными органами охраны памятников Республики Ингушетия.
    Разрешения на сбор документальных памятников выдаются Государственной Архивной службой Республики Ингушетия.
    Разрешения на сбор произведений древней живописи и декоративно-прикладного искусства в Республике Ингушетия выдаются Министерством культуры Республики Ингушетия и регистрируются местными органами культуры.
    Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры включают выявление памятника, характеристику его культурно-исторического значения, научно-изыскательские работы, реставрационно-консервационные, специальные охранно-спасательные работы, паспортизацию, определение охранных зон, сбор, фиксацию, оформление и передачу находок в музеи или другие государственные хранилища, а также иные работы, признанные необходимыми и проводимые по согласованию и с участием государственных органов охраны памятников.
    Финансирование охранно-спасательных исследований памятников, находящихся в зоне строительных, мелиоративных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ производится за счет средств организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих эти работы.
    В соответствии со статьей 19 настоящего Закона в отдельных случаях финансирование работ изучаемых памятников может производиться из специальных государственных фондов.
  9. Раздел VОтветственность за нарушение законодательства об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры

  10. Учреждения, организации и ведомства, а также частные лица или их объединения, виновные в невыполнении правил охраны, реставрации, учета и использования памятников истории и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также в других нарушениях законодательства об охране, реставрации и использовании памятников, несут уголовную, административную, финансовую или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    Предприятия, учреждения, организаций, отдельные граждане или их объединения, причинившие в ходе своей деятельности вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону. В случае невозможности восстановления вследствие полной утраты памятника - возместить причиненный ущерб на основании акта - оценки стоимости памятника или охранной зоны с учетом характера разрушения, повреждения или порчи. Полученные средства поступают на счет государственного органа охраны памятников и расходуются на реставрацию памятников.
    Должностные лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут личную материальную ответственность в установленном законом порядке.
  11. Раздел VIМеждународные договоры о памятниках истории и культуры

  12. Республика Ингушетия в лице Министерства культуры и ее структурных подразделений основывается в своей практической деятельности на "Хартии по реставрации и консервации памятников и достопримечательных мест", "Хартии по охране и использованию археологического наследия".
    Республика Ингушетия обязуется соблюдать международные правовые нормы и участвовать на паритетных условиях во всех возможных формах с государственными учреждениями, академическими научно-исследовательскими центрами, частными предпринимателями и широкой мировой общественностью в деле охраны исторического наследия.
    В соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством Российской Федерации в целях развития международного культурного обмена, научного изучения разрешается временный вывоз памятников истории и культуры за пределы республики с соблюдением правил и условий, специально устанавливаемых для каждого случая соответствующим государственным органом.
    Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств, организаций и лиц, ввозимые в республику в целях научно-культурного обмена на основе соответствующих договоров, охраняются соответствующими государственными структурами Республики Ингушетия, которые несут ответственность за их целостность и сохранность согласно международным договорам и обязательствам.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Р.АУШЕВ
    г. Назрань
    20 февраля 1995 года
    N 1-РЗ