Республика Ингушетия
Закон от 29 мая 2010 года № 27-РЗ

Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения

Принят
Народным Собранием Республики Ингушетия
27 мая 2010 года
    В редакции
  • от 03.10.2011 № 29-РЗ.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. 1.Настоящий Закон определяет особенности правоотношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, расположенными в Республике Ингушетия.
    2.Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения основываются на принципах, закрепленных федеральным законодательством, в том числе на преимущественном праве Республики Ингушетия на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
    3.Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
    1.Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, Республика Ингушетия, муниципальные образования Республики Ингушетия (далее - муниципальные образования).
    2.В отношениях, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, от имени Республики Ингушетия выступает Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти.
    3.В отношениях, связанных с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, от имени муниципального образования выступает орган, уполномоченный уставом муниципального образования.
    4.Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
    1.Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу настоящего Закона.
    Приватизации не подлежат земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами.
    1.Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются в размере равном 0,1 га.
    2.Предельный минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий устанавливается в размере площади поливного участка, установленного для данной оросительной системы.
    3.Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается в размере 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории района соответствующего муниципального района в момент приобретения и (или) предоставления таких земельных участков.
    1.В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований части 3 статьи 4 настоящего Закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Республики Ингушетия, преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. В случае, если при нарушении требований статьи 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) части 3 статьи 4 настоящего Закона собственник не произведет в течение срока, установленного Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти.
    2.Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) части 3 статьи 4 настоящего Закона, обязано обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
    3.В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок должен приобретаться в собственность Республики Ингушетия по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
    4.В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, то эту долю должно приобрести муниципальное образование, на территории которого расположен земельный участок, за счет средств местного бюджета по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
    Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
    1.Изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
    2.Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным Правительством Республики Ингушетия органом исполнительной власти.
    3.При выявлении земельного правонарушения уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры по принудительному изъятию и прекращению прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
  3. Глава 2.Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

  4. 1.Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
    2.Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации.
    3.Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
    4.Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 29 Закона Республики Ингушетия "О регулировании земельных отношений" и настоящим Законом.
    1.Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и фонда перераспределения земель, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
    2.Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка.
    3.При предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля для осуществления сельскохозяйственного производства, а также гражданам для сенокошения и выпаса скота, торги по продаже права на заключение договора аренды не проводятся.
    1.Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и фонда перераспределения земель, могут предоставляться в аренду в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации:
    1) религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля для осуществления сельскохозяйственного производства, гражданам для сенокошения и выпаса скота, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается;
    2) гражданам и юридическим лицам в случае, если имеется только одно заявление о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации.
    2.В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
    3.В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенности, выданной ему участниками долевой собственности и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально.
    4.Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий для ведения сельскохозяйственного производства устанавливается:
    1) 1 год - для сенокосов и пастбищ;
    2) 5 лет - для пахотных земель (пашня, залежь);
    3) 7 лет - для многолетних ягодных культур;
    4) 15 лет - для плодовых культур, включая косточковые, орехоплодные и др.
    5.Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен в собственность арендатором по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
    Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность принимается в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
    1.При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Республика Ингушетия имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
    2.Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Республики Ингушетия о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
    Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
    3.В случае, если Республика Ингушетия откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
    При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
    1.Извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - извещение) направляется продавцом в уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти.
    В извещении указываются цена, размер, местоположение земельного участка (с указанием кадастрового номера) и срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
    2.Извещение, поступившее в Правительство Республики Ингушетия, направляется в уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти в день его поступления.
    3.Если извещение соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти в течение 10 дней с момента получения извещения осуществляет подготовку материалов, необходимых для рассмотрения вопроса о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия, и направляет их в Комиссию по рассмотрению вопросов о приобретении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Республики Ингушетия (далее - Комиссия), создаваемую Указом Главы Республики Ингушетия.
    Персональный состав и порядок деятельности Комиссии определяются Указом Президента Республики Ингушетия. В состав Комиссии могут входить депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия, представители Правительства Республики Ингушетия и исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия.
    Обязательным документом в числе материалов, необходимых для рассмотрения вопроса о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия, является расчет стоимости приобретаемого земельного участка, включающий соотношение заявленной продавцом цены земельного участка со средней сложившейся в Республике Ингушетия ценой земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
    Для подготовки отдельных материалов, предусмотренных настоящей частью, уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти вправе привлекать специализированные организации на договорной основе.
    4.Решение о целесообразности приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия принимается коллегиально на заседании Комиссии в течение 10 календарных дней с момента поступления материалов, указанных в части 4 настоящей статьи, и направляется в уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти в течение 3 дней с момента принятия указанного решения.
    При принятии решения о целесообразности приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия учитываются соотношение заявленной продавцом цены земельного участка со средней сложившейся в Республике Ингушетия ценой земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование земельного участка; плодородие земельного участка; экономическая целесообразность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением; уровень развития территории в районе местоположения земельного участка, в том числе близость земельного участка к автодорогам, возможным пунктам переработки сельскохозяйственного сырья и центрам материально-технического снабжения.
    5.Уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти в полном соответствии с решением Комиссии, указанным в части 5 настоящей статьи, в течение 3 рабочих дней с момента поступления данного решения принимает решение о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия либо об отказе от приобретения такого земельного участка.
    На основании принятого решения уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти в течение 3 дней с момента принятия указанного решения уведомляет в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок либо об отказе от его приобретения.
    В случае принятия решения о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия, уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти извещает об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
    Выделение денежных средств для финансирования расходов по приобретению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Ингушетия на соответствующий год, осуществляется на основании решения уполномоченного органа о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Республики Ингушетия и бюджетной заявки уполномоченного Правительством Республики Ингушетия органа исполнительной власти.
    Финансирование расходов, связанных с приобретением в государственную собственность Республики Ингушетия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и иные юридически значимые действия по оформлению права на приобретенный земельный участок, осуществляется уполномоченным органом, в пределах лимитов доведенных бюджетных обязательств, на основании договора купли-продажи за счет средств республиканского бюджета на соответствующий год.
  5. Глава 3.Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

  6. 1.Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Закона.
    2.В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 15 настоящего Закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в республиканских газетах "Сердало" и (или) "Ингушетия" и (или) источнике официального опубликования нормативных правовых актов органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
    3.Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
    Образование этого земельного участка осуществляется на основании решения Правительства Республики Ингушетия или уполномоченного Правительством Республики Ингушетия органа исполнительной власти.
    Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
    Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в республиканских газетах "Сердало" и (или) "Ингушетия" и (или) источнике официального опубликования нормативных правовых актов органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
    Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный Правительством Республики Ингушетия орган исполнительной власти вправе направить в суд заявление о признании права собственности Республики Ингушетия на этот земельный участок.
    1.Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.
    2.Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в республиканских газетах "Сердало" и (или) "Ингушетия" и источнике официального опубликования нормативных правовых актов органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
    1.Споры о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка разрешаются с использованием согласительных процедур.
    В случае не достижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка рассматриваются в суде.
    2.Для решения споров о местоположении выделяемых в счет земельных долей земельных участков при местных администрациях муниципальных районов, на территории которых находятся выделяемые земельные участки, создаются постоянно действующие согласительные комиссии. Персональный состав согласительной комиссии утверждается депутатами муниципального образования района. Комиссию возглавляет глава муниципального образования района или лицо, им уполномоченное.
    В состав комиссии могут входить представители местных администраций муниципальных районов и поселений, на территории которых находятся выделяемые земельные участки, иных заинтересованных организаций. При необходимости в состав согласительной комиссии могут быть приглашены представители общественных организаций.
    Заседания согласительной комиссии проводятся по мере поступления заявлений от участников долевой собственности или других заинтересованных лиц.
    На заседании согласительной комиссии вправе присутствовать участник долевой собственности - инициатор согласительных процедур и председатель общего собрания участников долевой собственности, на котором не принято решение об утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенного для выделения в счет земельных долей.
    3.Участник долевой собственности или другое заинтересованное лицо - инициатор согласительных процедур подает заявление в согласительную комиссию.
    В заявлении указываются состав возражений, поступивших от участников долевой собственности, и обоснование причин несогласия с ними. К заявлению прилагаются правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на земельную долю, сведения государственного кадастра недвижимости, а также документы, подтверждающие личность заявителя.
    4.Секретарь согласительной комиссии направляет письменное извещение всем членам комиссии. В извещении должна содержаться информация:
    1) о дате, времени и месте проведения очередного заседания согласительной комиссии;
    2) о местоположении выделяемого в счет земельных долей земельного участка, в отношении которого ведется спор о местоположении.
    5.Согласительная комиссия в двухнедельный срок со дня поступления заявления на имя главы местной администрации муниципального района, на территории которого находится выделяемый земельный участок, обязана его рассмотреть. При рассмотрении заявления согласительная комиссия для разрешения спора вправе запросить у соответствующих органов землеустроительную документацию, в том числе проект внутрихозяйственного землеустройства, материалы инвентаризации: земель, а также иную связанную с использованием земель документацию.
    По результатам рассмотрения согласительная комиссия в месячный срок со дня поступления заявления обязана принять согласованное решение об урегулировании спора о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка.
    6.Согласительная комиссия правомочна принимать решения при: наличии на заседании не менее двух третей от числа ее членов. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Не участвуют в голосовании представители общественных организаций, участник долевой собственности - инициатор согласительных процедур и председатель общего собрания участников долевой собственности, на котором не принято решение об утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенного для выделения в счет земельных долей.
    Решение согласительной комиссии принимается на заседании большинством голосов ее членов, участвующих в заседании. При равенстве голосов решающим голосом является голос председателя комиссии.
    7.Решение согласительной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми ее членами, принимавшими участие в заседании, и утверждается главой местной администрации муниципального района, на территории которого находится выделяемый в счет земельных долей земельный участок, или лицом, им уполномоченным (председателем комиссии).
    Протокол комиссии оформляется в трех экземплярах, один из которых выдается под расписку участнику долевой собственности, подавшему заявление в согласительную комиссию, либо высылается по почте (заказным письмом с уведомлением), второй экземпляр протокола хранится у председателя комиссии, третий направляется в местную администрацию по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.
    Решение согласительной комиссии носит рекомендательный характер.
  7. Глава 4.Заключительные положения

  8. 1.Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
    2.С вступлением в силу настоящего Закона признать утратившими силу: часть 3 статьи 28, часть 4 статьи 29 и статью 31 Закона Республики Ингушетия от 14 декабря 2007 года N 50-РЗ "О регулировании земельных отношений" (газета "Ингушетия", 2007, 25 декабря).
    Предложить Главе Республики Ингушетия и поручить Правительству Республики Ингушетия в течение двух месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
    Президент
    Республики Ингушетия
    Ю-Б.Б.ЕВКУРОВ
    г. Магас
    29 мая 2010 года
    N 27-РЗ