Республика Ингушетия
Конституция Республики Ингушетия
- Принята
- Народным Собранием — Парламент Республики Ингушетия
27 февраля 1994 года
В редакциях
-
от 16.01.1996 № 1-РЗП,
-
от 20.05.1997 № 2-РЗП,
-
от 28.07.1997 № 4-РЗП,
-
от 23.10.1998 № 4-РЗП,
-
от 02.04.1999 № 5-РЗП,
-
от 08.08.2000 № 6-РЗП,
-
от 21.10.2000 № 7-РЗП,
-
от 18.07.2001 № 8-РЗП,
-
от 08.08.2002 № 41-РЗ,
-
от 04.12.2002 № 46-РЗ,
-
от 13.01.2003 № 9-РЗП,
-
от 19.06.2003 № 14-РЗП,
-
от 23.10.2003 № 15-РЗП,
-
от 14.06.2005 № 16-РЗП,
-
от 18.10.2007 № 1-РЗП,
-
от 25.06.2008 № 1-РЗП,
-
от 30.12.2008 № 2-РЗП,
-
от 09.06.2009 № 1-РЗП,
-
от 17.11.2009 № 2-РЗП,
-
от 22.10.2007 № 1-РЗП,
-
от 27.02.2010 № 1-РЗП,
-
от 03.06.2010 № 2-РЗП,
-
от 11.10.2010 № 3-РЗП,
-
от 31.01.2011 № 1-РЗП,
-
от 31.10.2011 № 3-РЗП,
-
от 18.06.2012 № 2-РЗП.
Мы, многонациональный народ Республики Ингушетия, чтя память предков, завещавших нам идеалы добра, справедливости и любви к Отечеству, сознавая ответственность за исторические судьбы государственности Ингушетии, утверждая свободу, права и обязанности человека и гражданина, принимаем Конституцию Республики Ингушетия и провозглашаем ее Основным Законом.
Глава перваяОсновы конституционного строя
Республика Ингушетия - демократическое, правовое, светское государство, образованное на основе реализации народом Ингушетии своего неотъемлемого права на национально-государственное самоопределение.
Отношение Республики Ингушетия к Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Ингушетия в составе Российской Федерации.
Наименования "Республика Ингушетия" и "Ингушетия" - равнозначны.
Республика Ингушетия в пределах своих полномочий осуществляет всю полноту государственной власти и самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.
Часть 2 исключена.
Обеспечение каждому человеку достойной жизни, гражданского мира и согласия в обществе, сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель государства.
Вся власть в Республике Ингушетия принадлежит народу. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Никакая часть общества или отдельное лицо не вправе присвоить власть в республике. Узурпация государственной власти является преступлением.
Республика Ингушетия осуществляет собственное правовое регулирование на всей своей территории, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
Государственная власть в Республике Ингушетия осуществляется на основе разделения и взаимодействия законодательной, исполнительной, судебной властей, а также разграничения полномочий между республиканскими и местными органами власти.
На территории Республики Ингушетия обеспечивается единство государственной власти.
Конституция Республики Ингушетия имеет высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов Республики Ингушетия, а ее нормы - прямое действие на всей территории Республики Ингушетия.
Конституция Республики Ингушетия, законы Республики Ингушетия, иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Республики Ингушетия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Все законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные в установленном порядке для всеобщего ознакомления законы не обязывают граждан республики к их исполнению.
Органы государственной власти и управления, должностные лица, общественные объединения и граждане ответственны за соблюдение Конституции и законов Республики Ингушетия.
Различные формы собственности - государственная, частная, муниципальная и иные формы - признаются, и обеспечивается их равная правовая защита. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности.
Часть 1 исключена.
Земля, ее недра, другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Ингушетии как основа жизни и деятельности проживающих в ней народов.
Земельные отношения в Ингушетии регулируются федеральным и республиканским законодательством.
Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства.
Общественные, религиозные, политические объединения в Республике Ингушетия создаются на добровольных началах и действуют в рамках Конституции и законов республики. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Решения таких объединений не имеют обязующей силы для органов государственной власти и управления.
Не допускается образование и деятельность общественных объединений и политических организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и подрыв безопасности республики, разжигание расовой, социальной, межнациональной и религиозной розни, пропаганду насилия, войны и терроризма.
В Республике Ингушетия гарантируется свобода массовой информации. Монополия средств массовой информации не допускается.
Принудительное приостановление или прекращение деятельности средств массовой информации возможно только на основании закона.
Государственными языками в Республике Ингушетия признаются ингушский и русский языки. Сохранение, защита и развитие ингушского языка является обязанностью государства.
Положения данной главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Ингушетия, которые не могут быть изменены иначе как всенародным референдумом.
Иные положения Конституции Республики Ингушетия не могут противоречить основам конституционного строя Республики Ингушетия.
Глава втораяПрава и свободы человека и гражданина
(глава II в ред. Закона РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
1.В Республике Ингушетия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
2.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3.Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
1.Каждый имеет право на жизнь.
2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
1.Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
1.Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2.Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
1.Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2.Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
1.Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Каждый, кто законно находится на территории Республики Ингушетия, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В Республике Ингушетия каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3.Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4.Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5.В Республике Ингушетия гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
1.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
В Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
1.В Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2.В Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3.Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4.В Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5.В Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
В Республике Ингушетия граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
1.Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2.Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
1.Право частной собственности охраняется законом.
2.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3.Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4.Право наследования гарантируется.
1.Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2.Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3.Условия и порядок пользования землей определяются федеральными законами и законами Республики Ингушетия.
1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещен.
3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5.Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Республике Ингушетия граждане имеют право на вступление в брак и построение семейных отношений на основе национальных традиций и обычаев.
2.Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
1.Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2.Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
1.Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3.Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2.В Республике Ингушетия финансируются федеральные и республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
1.Каждый имеет право на образование.
2.Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3.Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4.Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5.Республика Ингушетия поддерживает различные формы образования и самообразования.
1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Ингушетия гарантируется.
2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3.Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
1.Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
1.Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2.Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
1.Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2.При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3.Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
1.Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2.Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
1.Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2.Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
1.Перечисление в Конституции Республики Ингушетия основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2.В Республике Ингушетия не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3.Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1.В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2.Чрезвычайное положение на всей территории Республики Ингушетия или в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке установленным федеральным конституционным законом.
3.Утратила силу.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, проживающего в Республике Ингушетия.
2.Гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Ингушетия, несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3.Гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Ингушетия, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В Республике Ингушетия гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
1.Гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Ингушетия, не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2.Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
1.Гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Ингушетия, может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2.Наличие у гражданина Российской Федерации, проживающего в Республике Ингушетия, гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3.Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Ингушетия правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
1.Республика Ингушетия в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации принимает на своей территории иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлено политическое убежище.
2.Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Республике Ингушетия и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.
Глава третья.система.органов.государственной.Власти
(глава III в ред. Закона РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
1.Систему органов государственной власти Республики Ингушетия образуют:
Глава Республики Ингушетия;
Народное Собрание (Парламент) Республики Ингушетия;
Правительство Республики Ингушетия, республиканские и территориальные органы исполнительной власти Республики Ингушетия;
Конституционный Суд Республики Ингушетия и мировые судьи Республики Ингушетия.
2.Органы государственной власти Республики Ингушетия могут передавать осуществление отдельных полномочий органам местного самоуправления и контролировать их реализацию.
Глава четвертаяГлава Республики Ингушетия
1.Глава Республики Ингушетия является высшим должностным лицом Республики Ингушетия.
2.Глава Республики Ингушетия является гарантом Конституции Республики Ингушетия, принимает необходимые меры по защите прав и свобод человека и гражданина, охране безопасности и территориальной целостности Республики Ингушетия, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он представляет Республику Ингушетия в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подписывает от имени Республики Ингушетия договоры и соглашения.
Главой Республики Ингушетия может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
1.Глава Республики Ингушетия избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Ингушетия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
2.Порядок проведения выборов Главы Республики Ингушетия устанавливается законом Республики Ингушетия.
Глава Республики Ингушетия не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Ингушетия или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящей статьей в части, касающейся замещения государственных должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.
Глава Республики Ингушетия не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
1.Глава Республики Ингушетия при вступлении в должность приносит народу Ингушетии присягу:
"Я вступая в должность Главы Республики Ингушетия, обязуюсь соблюдать и защищать Конституцию Республики Ингушетия, добросовестно исполнять возложенные на меня народом Ингушетии обязанности, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, охранять безопасность и территориальную целостность Республики Ингушетия".
2.Присяга приносится на заседании Народного Собрания Республики Ингушетия не позднее 14 дней после избрания Главы Республики Ингушетия.
Глава Республики Ингушетия:
1) подписывает и обнародует либо отклоняет республиканские законы;
2) издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории Республики Ингушетия;
3) руководит осуществлением международных и внешнеэкономических связей Республики Ингушетия, ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения от имени Республики Ингушетия;
3-1) определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия;
3-2) формирует Правительство Республики Ингушетия в соответствии с законодательством Республики Ингушетия и принимает решение об отставке Правительства Республики Ингушетия;
4) назначает и отзывает полномочных представителей Республики Ингушетия при федеральных органах государственной власти и в субъектах Российской Федерации;
5) формирует и руководит Советом Безопасности Республики Ингушетия, принимает меры по обеспечению общественной безопасности и правопорядка;
6) представляет Народному Собранию Республики Ингушетия кандидатуры для назначения на должности Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Ингушетия;
7) решает в соответствии с законодательством вопросы кадрового обеспечения правоохранительных и судебных органов;
8) назначает с согласия Народного Собрания Председателя Правительства Республики Ингушетия и освобождает его от должности, принимает либо отклоняет отставку Правительства Республики Ингушетия;
9) формирует и руководит деятельностью Администрации Главы Республики Ингушетия;
10) назначает и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти Республики Ингушетия;
11) обладает правом законодательной инициативы в Народном Собрании, вправе участвовать в работе Народного Собрания и вносить для рассмотрения в первоочередном порядке любой вопрос, входящий в его компетенцию, требовать созыва внеочередного заседания Народного Собрания Республики Ингушетия, а также созывать вновь избранное Народное Собрание на первое заседание ранее установленного для этого срока;
12) обращается с ежегодными посланиями к Народному Собранию Республики Ингушетия о положении в республике, об основных направлениях ее развития;
13) представляет Народному Собранию Республики Ингушетия проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, проекты программ социально-экономического развития Республики Ингушетия;
13-1) представляет в Народное Собрание Республики Ингушетия ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия, в том числе по вопросам, поставленным Народным Собранием Республики Ингушетия;
14) отменяет акты Правительства Республики Ингушетия, иных органов исполнительной власти Республики Ингушетия в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, Конституции и законам Республики Ингушетия, актам Главы Республики Ингушетия;
15) исключен.
15) назначает половину членов Избирательной комиссии Республики Ингушетия;
16) награждает государственными наградами Республики Ингушетия, вносит представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, присвоении почетных и специальных званий Российской Федерации;
17) представляет кандидатуры для назначения на должности руководителей государственных органов и учреждений, назначение которых находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
18) устанавливает республиканские памятные и праздничные дни;
19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Конституцией и законами Республики Ингушетия.
1.Глава Республики Ингушетия приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Ингушетия.
2.Полномочия Главы Республики Ингушетия прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом.
3.Утратила силу.
4.Глава Республики Ингушетия вправе подать в отставку по собственному желанию. Прекращение полномочий Главы Республики Ингушетия в связи с выходом в отставку осуществляется в соответствии с федеральным законом.
5.В случаях, когда Глава Республики Ингушетия временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет Председатель Правительства Республики Ингушетия. Исполняющий обязанности Главы Республики Ингушетия не может распускать Народное Собрание Республики Ингушетия, вносить предложения о внесении поправок в Конституцию Республики Ингушетия.
Глава пятаяНародное собрание Республики Ингушетия
(глава V в ред. Закона РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
Народное Собрание Республики Ингушетия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Ингушетия.
1.Народное Собрание Республики Ингушетия состоит из 27 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
2.Депутатом Народного Собрания Республики Ингушетия может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
3.Статус депутата Народного Собрания Республики Ингушетия, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия регулируются федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия.
4.Народное Собрание Республики Ингушетия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Депутат Народного Собрания Республики Ингушетия обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.
1.Народное Собрание Республики Ингушетия избирает из своего состава Председателя Народного Собрания и его заместителей.
2.Народное Собрание образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения.
3.Народное Собрание принимает свой регламент и самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
К ведению Народного Собрания Республики Ингушетия относится:
1) принятие законов Республики Ингушетия;
2) внесение поправок в Конституцию Республики Ингушетия;
3) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Ингушетия в пределах полномочий, определенных федеральным законом;
4) установление административно-территориального устройства Республики Ингушетия и порядка его изменения;
5) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета как самостоятельно, так и через Контрольно-счетную палату Республики Ингушетия, образуемую Народным Собранием Республики Ингушетия в соответствии с республиканским законом Республики Ингушетия;
6) утверждение программ социально-экономического развития Республики Ингушетия;
6-1) Утратил силу.
7) дача согласия Главе Республики Ингушетия на назначение Председателя Правительства Республики Ингушетия;
7-1) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Ингушетия о результатах деятельности Правительства Республики Ингушетия, в том числе по вопросам, поставленным Народным Собранием Республики Ингушетия;
8) назначение Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Ингушетия, избрание мировых судей Республики Ингушетия;
9) назначение в соответствии с законом представителей общественности - членов квалификационной коллегии судей Республики Ингушетия;
10) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия;
11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты;
12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Ингушетия, а также соглашения об изменении границы Республики Ингушетия;
13) назначение даты выборов Главы Республики Ингушетия и депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия;
14) назначение половины членов Избирательной комиссии Республики Ингушетия;
14-1) принятие решения о недоверии (доверии) Главе Республики Ингушетия, а также руководителям органов исполнительной власти Республики Ингушетия, в назначении которых на должность Народное Собрание Республики Ингушетия принимало участие в сответствии с Конституцией Республики Ингушетия;
15) назначение референдума Республики Ингушетия в случаях и порядке, предусмотренных республиканским конституционным законом;
16) установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к компетенции субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания;
17) утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Ингушетия;
18) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Ингушетия и осуществление контроля за его соблюдением;
19) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, Конституцией и законами Республики Ингушетия.
Первое после выборов заседание Народного Собрания Республики Ингушетия созывается не позднее чем через 10 дней после избрания. Его открывает Глава Республики Ингушетия и до избрания Председателя Народного Собрания ведет старейший по возрасту депутат.
По предметам своего ведения Народное Собрание Республики Ингушетия принимает законы и постановления. Акты Народного Собрания обязательны для исполнения на территории Республики Ингушетия.
Законы Республики Ингушетия публикуются на русском и ингушском языках.
1.Народное Собрание Республики Ингушетия может быть распущено в случаях, предусмотренных федеральным законом и Конституцией Республики Ингушетия.
2.Если срок полномочий Народного Собрания Республики Ингушетия истекает в период действия военного или чрезвычайного положения, то его деятельность продлевается до конца данного периода.
Право законодательной инициативы в Народном Собрании Республики Ингушетия принадлежит его депутатам, Главе Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия, прокурору Республики Ингушетия, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Уполномоченному по правам человека в Республике Ингушетия, Конституционному Суду Республики Ингушетия, Верховному Суду Республики Ингушетия, Арбитражному Суду Республики Ингушетия по вопросам их ведения.
1.Законы Республики Ингушетия не позднее 10 дней после их принятия направляются Главе Республики Ингушетия, который подписывает и обнародует их в течение 14 дней со дня получения.
2.Если Глава Республики Ингушетия в течение 14 дней отклонит республиканский закон, то Народное Собрание Республики Ингушетия в установленном порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении республиканский закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания, он подлежит подписанию Главой в течение 10 дней после повторного получения и обнародованию.
3.Конституционные законы Республики Ингушетия принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Ингушетия. Республиканский конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Главой Республики Ингушетия и обнародованию в течение 10 дней со дня получения.
4.Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Ингушетия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета, рассматриваются Народным Собранием Республики Ингушетия по представлению Главы Республики Ингушетия либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Народное Собрание Республики Ингушетия в течение 20 календарных дней со дня получения законопроекта.
Глава шестаяПравительство Республики Ингушетия
(глава VI в ред. Закона РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
1.Правительство Республики Ингушетия является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия.
2.Правительство Республики Ингушетия состоит из Председателя Правительства Республики Ингушетия, его заместителей и министров Республики Ингушетия.
1.Председатель Правительства Республики Ингушетия назначается Главой Республики Ингушетия с согласия Народного Собрания Республики Ингушетия.
2.Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Ингушетия вносится в Народное Собрание не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Главы Республики Ингушетия или после отставки Правительства Республики Ингушетия либо в течение недели со дня отклонения Народным Собранием ранее представленной кандидатуры.
3.Народное Собрание рассматривает представленную Главой Республики Ингушетия кандидатуру на должность Председателя Правительства Республики Ингушетия в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4.В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Республики Ингушетия Народным Собранием Глава Республики Ингушетия самостоятельно назначает Председателя Правительства Республики Ингушетия.
1.Председатель Правительства Республики Ингушетия в течение недели после своего назначения представляет Главе Республики Ингушетия предложения о структуре органов исполнительной власти Республики Ингушетия.
2.Председатель Правительства Республики Ингушетия в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия, республиканскими законами и указами Главы Республики Ингушетия определяет основные направления деятельности Правительства Республики Ингушетия и организует его работу.
1.Правительство Республики Ингушетия может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Главой Республики Ингушетия. Глава Республики Ингушетия может принять решение об отставке Правительства Республики Ингушетия.
2.Народное Собрание Республики Ингушетия вправе выразить недоверие Председателю Правительства Республики Ингушетия.
3.Постановление о недоверии Председателю Правительства Республики Ингушетия принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия по инициативе не менее одной трети депутатов Народного Собрания. В случае выражения Народным Собранием недоверия Председателю Правительства Республики Ингушетия Глава Республики Ингушетия может отправить в отставку Правительство Республики Ингушетия либо мотивированно не согласиться с решением Народного Собрания. Если в течение трех месяцев Народное Собрание повторно выразит недоверие Председателю Правительства Республики Ингушетия, Глава Республики Ингушетия обязан объявить об отставке Правительства Республики Ингушетия. В случае отставки Правительство Республики Ингушетия по поручению Главы Республики Ингушетия продолжает исполнение своих полномочий до сформирования нового Правительства Республики Ингушетия.
4.Перед вновь избранным Главой Республики Ингушетия Правительство Республики Ингушетия слагает свои полномочия.
Правительство Республики Ингушетия:
1) осуществляет в пределах своих полномочий руководство органами исполнительной власти Республики Ингушетия;
2) разрабатывает и реализует программы социально-экономического и национально-культурного развития Республики Ингушетия;
3) разрабатывает и исполняет республиканский бюджет;
4) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Ингушетия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии;
5) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
6) управляет и распоряжается собственностью Республики Ингушетия в соответствии с законами Республики Ингушетия, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республики Ингушетия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) заключает с федеральными органами исполнительной власти договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
7-1) утратил силу.
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Ингушетия, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
1.Порядок организации и деятельности Правительства Республики Ингушетия определяется Конституцией Республики Ингушетия и республиканским конституционным законом.
2.Правительство Республики Ингушетия на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Ингушетия, республиканских законов, актов Главы Республики Ингушетия, Народного Собрания Республики Ингушетия, а также нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.
3.Постановления и распоряжения Правительства Республики Ингушетия обязательны для исполнения в Республике Ингушетия.
Глава седьмая.судебная.Власть и прокуратура
(глава VII введена Законом РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
1.Правосудие в Республике Ингушетия осуществляется только судом.
2 - 4.Утратили силу.
1.Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия назначаются Народным Собранием Республики Ингушетия по представлению Главы Республики Ингушетия в порядке, установленном республиканским конституционным законом.
2.Утратила силу.
3.Мировые судьи Республики Ингушетия избираются в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Ингушетия.
1.Конституционный Суд Республики Ингушетия является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Республики Ингушетия состоит из 5 судей.
2.Конституционный Суд Республики Ингушетия по запросам Главы Республики Ингушетия, Народного Собрания Республики Ингушетия, не менее одной трети депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, Верховного Суда Республики Ингушетия, Арбитражного Суда Республики Ингушетия, Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия, прокурора Республики Ингушетия, органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Республики Ингушетия:
1) законов Республики Ингушетия, нормативных актов Главы Республики Ингушетия, Народного Собрания Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, уставов муниципальных образований;
2) не вступивших в силу договоров и соглашений Республики Ингушетия.
3.Исключен.
3.Конституционный Суд Республики Ингушетия по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном республиканским конституционным законом.
4.Конституционный Суд Республики Ингушетия по запросам Главы Республики Ингушетия, Народного Собрания Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия, не менее одной трети депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, органов местного самоуправления дает толкование Конституции Республики Ингушетия.
5.Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Ингушетия неконституционными, утрачивают силу, не соответствующие Конституции Республики Ингушетия договоры и соглашения не подлежат введению в действие и применению. Решения Конституционного Суда Республики Ингушетия, принятые в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом.
6.Полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия определяются Конституцией Республики Ингушетия и республиканским конституционным законом.
1.Мировые судьи Республики Ингушетия в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
2.Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются федеральными и республиканскими законами.
1.Утратила силу.
2.Прокурор Республики Ингушетия назначается на должность в соответствии с федеральным законом по согласованию с Главой Республики Ингушетия.
Глава восьмая.местное.самоуправление.и.народное.предста.Вительство
(глава VIII введена Законом РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
1.Местное самоуправление в Республике Ингушетия обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2.Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.
1.Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
2.Изменение границ территории, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
3.Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
4.Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных органам местного самоуправления полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Ингушетия.
Местное самоуправление в Республике Ингушетия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Ингушетия.
Органом народного представительства Республики Ингушетия является Съезд народа Ингушетии, обеспечивающий взаимодействие общества, органов государственной власти и местного самоуправления в целях эффективного управления процессами духовного и социально-экономического развития Республики Ингушетия и в интересах его населения. Полномочия, порядок формирования и деятельности Съезда народа Ингушетии устанавливаются республиканским законом.
Глава девятая.государственные.символы.и.сто.Лица Республики Ингушетия
(глава IX введена Законом РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
Республика Ингушетия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн, выражающие признаки государственности Республики Ингушетия, самобытность и традиции народа Ингушетии.
Государственный флаг, герб и гимн Республики Ингушетия, их описание и порядок официального использования устанавливаются республиканским конституционным законом.
Столицей Республики Ингушетия является город Магас.
Глава десятаяАдминистративно-территориальное устройство республики Ингушетия
(глава X введена Законом РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
Республика Ингушетия состоит из районов и городов республиканского значения, являющихся ее административно-территориальными единицами.
Административно-территориальные единицы Республики Ингушетия, районы и города республиканского значения состоят из городов районного значения, сел, станиц, муниципальных округов и иных административно-территориальных образований.
Образование, упразднение административно-территориальных единиц и образований, установление и изменение границ между ними, их наименование и переименование, другие вопросы административно-территориального устройства Республики Ингушетия решаются в соответствии с федеральными законами и законами Республики Ингушетия с учетом мнения населения соответствующей территории.
Глава одиннадцатаяКонституционные поправки и пересмотр конституции
(глава XI введена Законом РИ от 18.07.2001 N 8-РЗП)
Конституция Республики Ингушетия принимается посредством референдума Республики Ингушетия и вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
Предложения о поправках к Конституции Республики Ингушетия могут вносить Глава Республики Ингушетия, Народное Собрание Республики Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия, Конституционный Суд Республики Ингушетия, а также группа депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия численностью не менее одной трети от их общего числа.
Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Ингушетия устанавливается законом Республики Ингушетия.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Утратил силу.